Проблемы развития и их обусловленность готовностью родителей иметь ребенка
Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия.
Знания потенциальных родителей о наследственности и состоянии здоровья друг друга. Генные аномалии. Генетическое консультирование. Готовность к изменению образа жизни. Планирование развития своей семьи с учетом комплекса факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка: наследственность, окружающая среда и их взаимодействие. Любовь к будущему ребенку.
4. Проблемы перинатального развития и готовности к родамМатеринские факторы, влияющие на развитие плода в период беременности (резус-фактор, возраст, здоровье и др.).
Предупреждение проблем психического развития до родов. Дородовая диагностика.
Проблемы перинатального развития, родов. Периоды перинатального развития (герминальный, эмбриональный, феталь-ный) и возможные проблемы. Тератогены (лекарства, наркотики, алкоголь, табак и марихуана) и нарушения нормального развития. Критические периоды перинатального развития. Знание закономерностей процесса родов. Выбор методики ро-
дов и родовспомогательного учреждения. Предлежание плода. Кесарево сечение. Психологическая подготовка к родам. Предродовые страхи и их коррекция. Проблема материнства малолетних девочек.
5. Проблемы налаживания жизнедеятельности новорожденного и его развития (от рождения до 1 месяца)
Признаки жизнедеятельности новорожденного (шкала Апгар).
Приспособление к новым условиям жизни (дыхание, кровообращение, питание, терморегуляция). Рефлексы новорожденного и произвольные действия как характеристики развития. Противоречие между принятыми в культуре схемами налаживания жизнедеятельности ребенка и его индивидуальностью. Привязанность ребенка к родителям (бондинг) и ее значение для последующего развития. Проблемы, связанные с пониманием: материнские инстинкты, налаживание взаимопонимания. Беспокойство ребенка (крик и плач) и понимание его причин, помощь ребенку.
Изменение образа жизни семьи и возникающие при этом проблемы. Патронажная помощь и ответственность родителей в период новорожденности. Тревоги родителей и психологическая культура. Дети группы риска. Ранняя коррекция (вмешательство).
6. Проблемы в развитии преддошкольника и дошкольникаФакторы, определяющие проблемы психического развития
в пред дошкольный и дошкольный период. Автономия против стыда и сомнения (стремление к самостоятельности и потребность в привязанности). Трудности, переживаемые ребенком в разрешении этого конфликта.
Проблемы когнитивного и речевого развития и их предупреждение.
Инициатива против чувства вины (успех, компетентность, неудачи и фрустрации). Страхи и тревоги: причины, совлада-ние со страхами и тревогами, защитные механизмы: уход,
идентификация, проекция, смещение, отрицание, вытеснение, регрессия, реактивное образование.
Агрессивное поведение. Здоровье, утомляемость и агрессия.
Взаимоотношения с родителями: притязание на признание и внимание, привязанность и ее потеря. Социальная среда и ее влияние на поведение, модели поведения в различных культурах (асоциальная, просоциальная, полоролевая).
Кризис 3-х лет и его обострение (капризы, упрямство, негативизм) при неправильных действиях родителей.
Предупреждение проблем развития преддошкольника и дошкольника: роль игры в развитии социальных навыков, адаптивная роль когнитивной незрелости, влияние стиля родительского поведения.
.
Источник
Практическое занятие 2.
Проблемы развития и их обусловленность готовностью родителей иметь ребенка. Перинатальное развитие. Роды
1. Обсуждение теоретических вопросов.
1. Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия
2. Предупреждение проблем психического развития до родов
3. Проблемы перинатального развития, родов. Новорожденный ребенок
3.1. Перинатальное развитие
3.2. Роды
3.3. Новорожденный ребенок (от 0 до 1 мес.)
2. Вопросы для диалога
1. Есть ли причины, которые до зачатия предопределяют особенности психического развития будущего ребенка?
2. Известны ли случаи, когда проблемное развитие ребенка можно было предупредить до его рождения?
3. Знаете ли вы случаи влияния наследственности (хромосомных нарушений) на развитие ребенка?
4. Знаете ли вы случаи, когда материнские, отцовские инстинкты повлияли на развитие ребенка?
3. Задания для самоконтроля
Задание 1
Изучить одну из рекомендованных публикаций по вопросу предупреждения проблем развития ребенка до родов, в процессе перинатального развития или родов, составив конспект прочитанной работы.
Задание 2
Проанализировать выделенную проблему по следующему плану:
1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации;
2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода;
3) описание проблемной ситуации;
4) формулирование проблемы;
5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации;
6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);
7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы;
8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы;
9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы;
10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение проблемы и ее отрицательных последствий.
Задание 3
Прочитать либо материалы приведенных диссертационных исследований, либо одно из указанных в списке. Проанализировать материал исследований по следующему плану:
1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуальной в предшествующие десятилетия (см. учебник по психологии развития, соответствующий возраст)?
2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализировалась) проблема развития?
3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой?
4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития?
Диссертационные исследования
Ледина В. Ю. Комплексная модель подготовки беременных к родам в профилактике психосоматических дезадаптации рожениц. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004.
Коваленко Н. П. Психологические особенности коррекции эмоциональных состояний женщины в период беременности и родов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998.
Колпакова М. Ю. Духовно ориентированный диалог в выявлении и разрешении внутреннего конфликта у матерей, отказывающихся от новорожденного. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
79
Литература
Бертин Андрэ. Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях. СПб., 1992.
Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. М., 1991.
Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38-47.
Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31-36.
Дик-Рид Г. Роды без страха. СПб., 1996.
Захаров А. И. Что нужно знать родителям до рождения ребенка. СПб., 1994.
Колпакова М. Ю. Психологическая работа с женщинами, отказывающимися от новорожденных детей // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 61-68.
Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству, выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С.35-42.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Проблемы маленького ребенка. СПб.: Речь, 2001.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами развития. СПб.: Речь, 2001.
Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. СПб., 1998.
Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
Мухамедрахимов Р. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Речь, 2001.
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.
Материалы .
1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ЕГО ЗАЧАТИЯ
Биологические факторы, которые нужно предусмотреть до рождения ребенка, с тем чтобы предупредить психические проблемы его развития, таковы:
• наследственные заболевания отца, матери и членов их родительских семей;
• собственное здоровье, его коррекция при подготовке к зачатию (особое внимание к источникам инфекции);
• психическое и физическое состояние в период, предшествующий зачатию;-
• возраст будущих родителей.
Социально-психологические факторы:
• готовность и желание иметь ребенка у каждого из родителей, а не решение каких-либо проблем с помощью рождения ребенка (например, сохранение брака, устранение эмоциональной неудовлетворенности, урегулирование жилищных вопросов и т. п.);
• бытовые и экономические возможности семьи;
• взаимоотношения в семье и позиции будущих родителей в отношении воспитания ребенка.
Согласно точке зрения А. И. Захарова, генетика поведения родителей (их образ жизни, поведенческие пороки) во многом определяют проблемы развития будущего ребенка. Вопрос о наследуемости генетики поведения остается спорным, так как существующие по этому вопросу данные противоречивы.
Поиски ответа на этот вопрос в настоящее время осуществляются, прежде всего, через наблюдения за приемными детьми, близнецами. По имеющимся данным, вклад наследственности в совершение преступных деяний составляет от 0 до 50%; в возникновение маниакально-депрессивного психоза — в 60-80% случаях; шизофрении — в 40-90% случаев; алкоголизма — от 0 до 60%.
В качестве фактора, оказывающего влияние на психическое развитие будущего ребенка, отдельно выделяется инстинкт материнства (отцовства).
Инстинкт материнства находится в противоречии с инстинктом самосохранения, который ярко проявляется в стремлении к самоутверждению, к социальным достижениям. С актуализацией материнского инстинкта он (инстинкт самосохранения), как правило, угасает: основным мотивом поведения и жизнедеятельности женщины становится забота о будущем ребенке, о его благополучном развитии. Если же доминирует инстинкт самосохранения, то и в период беременности женщина не считает приоритетом вынашивание ребенка, руководствуется рациональным подходом к беременности («надо»), моральным долгом. Эмоционального контакта с развивающимся в ее утробе ребенком не возникает.
Причины, по которым у женщины не развивается инстинкт материнства, различны. В одних случаях он целенаправленно подавляется женщиной, которая видит основной смысл жизни в успешной карьере и формирует в своем сознании Я-образ бизнес-леди, не обремененной семьей и детьми. В других случаях он не развивается, так как чрезмерно развит у родителей. Например, мать, которая не может «отпустить» свою дочь, т. е. не дает ей возможности развиваться в соответствии с ее жизненными потребностями и способностями, подавляет ее материнские инстинкты. Эти отношения получили название: «дочь, прикованная цепью к матери».
С. Харрис отмечает, что многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью — одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же — иметь рояль и быть пианистом.
На развитие материнского инстинкта влияют:
• прообраз материнства в родительской семье;
• установка на рождение ребенка;
• положительный отклик на беременность;
• нежность к будущему ребенку;
• чрезмерно усиленный инстинкт материнства приводит к «неврозу материнства».
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДО РОДОВ
Предметом исследования и особого внимания в дородовой диагностике являются:
• наследственные заболевания в семьях супругов;
• врожденные аномалии родителей;
• наличие в анамнезе женщины 3-х выкидышей подряд;
• возраст женщины старше 35 лет, отца — старше 44 лет;
• получение супругом (супругой) повышенной дозы радиации.
Дородовый скрининг заключает в себе:
• УЗИ;
• прокол амниона (забор жидкости из матки) и ее исследование;
• фотоскопия (выявление лицевых дефектов и дефектов конечностей).
Характеризуя сложившуюся в настоящее время ситуацию в отношении возможностей своевременной диагностики патологии беременности, С. Голод пишет:
«Расширение диагностических возможностей нашей медицины способствует (при желании врачей и родителей) более полной диагностике и выявлению патологии на максимально ранних сроках. Несомненно, что число детей-инвалидов увеличивается и за счет все большего выявления патологий. Все силы и средства целесообразно направить на своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи, не допуская инвалидизации ребенка. И здесь особенно велика роль родителей. Невнимание к детям, недостаточный уход за ними, особенно во время болезни, недолеченные заболевания могут привести к тяжелейшим последствиям.
Сложился порочный круг: больная женщина — больной ребенок (девочка) — больной подросток — больная беременная — больной ребенок и т. д. Разорвать его в наших условиях крайне сложно, хотя главная трудность заключается не в том, что страна так бедна и специалисты так беспомощны, а в том, что на деле мы не хотим разрывать его».
К числу признаков нежелательности ребенка могут быть отнесены следующие явления:
• физическая слабость матери;
• эмоциональные проблемы и осложнения при родах;
• краткое грудное вскармливание;
• краткость телесных контактов матери с ребенком: мать мало держит ребенка на руках, ласкает;
• ранний выход на работу;
• определение ребенка без нужды в больницы и санатории;
• отсутствие доверительных, теплых отношений («холодный дом»).
Зарисовки из жизни
Источник
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).
Формат: HTML
Язык: Русский
Скачать по прямой ссылке
2. Кризисы психического развития
Критический период как взаимодействие организма и среды в определенный отрезок времени. Критический период и психологическая готовность (Г. Крайг). Критический период как нарушение равновесия организма и среды: аккомодация и ассимиляция как процессы уравновешивания (Ж. Пиаже). Кризисы (конфликты) и особенности их разрешения как характеристика стадиальности развития (Э. Эриксон).
Возрастные кризисы в периодизации Л. С. Выготского. Классификатор проблем ребенка: содержательный и возрастной подход. Психологические условия предупреждения кризиса возрастного развития.
3. Проблемы развития и их обусловленность готовностью родителей иметь ребенка
Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия.
Знания потенциальных родителей о наследственности и состоянии здоровья друг друга. Генные аномалии. Генетическое консультирование. Готовность к изменению образа жизни. Планирование развития своей семьи с учетом комплекса факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка: наследственность, окружающая среда и их взаимодействие. Любовь к будущему ребенку.
4. Проблемы перинатального развития и готовности к родам Материнские факторы, влияющие на развитие плода в период беременности (резус-фактор, возраст, здоровье и др.).
Предупреждение проблем психического развития до родов. Дородовая диагностика.
Проблемы перинатального развития, родов. Периоды перинатального развития (герминальный, эмбриональный, феталь-ный) и возможные проблемы. Тератогены (лекарства, наркотики, алкоголь, табак и марихуана) и нарушения нормального развития. Критические периоды перинатального развития. Знание закономерностей процесса родов. Выбор методики ро-
301
дов и родовспомогательного учреждения. Предлежание плода. Кесарево сечение. Психологическая подготовка к родам. Предродовые страхи и их коррекция. Проблема материнства малолетних девочек.
5. Проблемы налаживания жизнедеятельности новорожденного и его развития (от рождения до 1 месяца)
Признаки жизнедеятельности новорожденного (шкала Апгар).
Приспособление к новым условиям жизни (дыхание, кровообращение, питание, терморегуляция). Рефлексы новорожденного и произвольные действия как характеристики развития. Противоречие между принятыми в культуре схемами налаживания жизнедеятельности ребенка и его индивидуальностью. Привязанность ребенка к родителям (бондинг) и ее значение для последующего развития. Проблемы, связанные с пониманием: материнские инстинкты, налаживание взаимопонимания. Беспокойство ребенка (крик и плач) и понимание его причин, помощь ребенку.
Изменение образа жизни семьи и возникающие при этом проблемы. Патронажная помощь и ответственность родителей в период новорожденности. Тревоги родителей и психологическая культура. Дети группы риска. Ранняя коррекция (вмешательство).
6. Проблемы в развитии преддошкольника и дошкольника Факторы, определяющие проблемы психического развития
в пред дошкольный и дошкольный период. Автономия против стыда и сомнения (стремление к самостоятельности и потребность в привязанности). Трудности, переживаемые ребенком в разрешении этого конфликта.
Проблемы когнитивного и речевого развития и их предупреждение.
Инициатива против чувства вины (успех, компетентность, неудачи и фрустрации). Страхи и тревоги: причины, совлада-ние со страхами и тревогами, защитные механизмы: уход,
302
идентификация, проекция, смещение, отрицание, вытеснение, регрессия, реактивное образование.
Агрессивное поведение. Здоровье, утомляемость и агрессия.
Взаимоотношения с родителями: притязание на признание и внимание, привязанность и ее потеря. Социальная среда и ее влияние на поведение, модели поведения в различных культурах (асоциальная, просоциальная, полоролевая).
Кризис 3-х лет и его обострение (капризы, упрямство, негативизм) при неправильных действиях родителей.
Предупреждение проблем развития преддошкольника и дошкольника: роль игры в развитии социальных навыков, адаптивная роль когнитивной незрелости, влияние стиля родительского поведения.
7. Трудности развития в младшем школьном возрасте
Факторы, определяющие проблемы психического развития в младшем школьном возрасте.
Проблемы адаптации к новой социальной ситуации развития: освоение новой социальной роли, новые взаимоотношения. Выбор школы и возможности ребенка. Приучение к дисциплине и саморегуляция.
Трудности освоения учебной деятельности. Обученность и общая психологическая готовность к обучению (мотивацион-ная, когнитивная, психомоторная и т. п.). Восприимчивость, трудолюбие и неполноценность. Дефекты, затрудняющие учение (дислексия, дисграфия, дискалькулия, гиперактивность, дефицит внимания). Преодоление непроизвольности.
Эмоциональное неблагополучие: страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольной, тревожность, плохое настроение, физические наказания со стороны родителей, несоответствие ожиданиям родителей. Проблемы младшего школьника, подвергающегося насилию в семье. Оценочная деятельность взрослых, помощь взрослых в разрешении проблем ребенка.
Создание потенциала для развития на последующих ступенях. Становление ответственности, самостоятельности, ини-
303
циативы: потребности и возрастные возможности младших школьников.
8. Проблемы развития в подростковый период
Факторы, определяющие проблемы психического развития в подростковый период.
Проблема адаптации и возможные пути ее разрешения: адаптация к быстро меняющемуся физическому «Я»; физическое развитие и его влияние на психическое состояние, образ «Я» и его принятие. Адаптация к новым условиям учебной деятельности, условия успешного перехода на новую ступень обучения (сформированностъ учебных навыков, стиля учебной деятельности, умственных действий, мотивов учения).
Проблемы взаимоотношений: со сверстниками, сверстниками противоположного пола, родителями. Потребность занять достойное положение в группе сверстников и способы ее удовлетворения. Условия, при которых проблема разрешается и при которых она обостряется. Влечение к сверстникам противоположного пола, чувство взрослости и полоролевое поведение. Клички. Образцы поведения взрослых и выработка собственного социального поведения во взаимоотношениях с другим полом.
Проблема непонимания во взаимоотношениях с родителями — социокультурное явление. Условная любовь. Развивающийся подросток и ригидная семья. Самостоятельность (эмансипация) и ответственность. Способы разрешения подростками своих жизненных проблем.
Кризис идентичности и освоение социальных ролей. Представление о собственном «Я». Я—концепция подростка. Принятие себя. Наркотики, психологические предпосылки употребления. Группа сверстников и освоение новых социальных ролей. Половая идентичность. Основные истоки проблем и противоречий подросткового периода. Предупреждение проблем психического развития в подростковый период.
304
Источник