Проблемы развития и формирования ребенка

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л. Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной. С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

Дана Уджухова
Проблемы современного ребенка и способы их решения

Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире.

Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье, в школе были заняты в пионерских и комсомольских организациях, различных кружках, которые работали на бесплатной основе, то сейчас это — поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т. д. И это кладет отпечаток на их психику: они становятся эрудированными, любознательными, развитыми не по годам. Но развитие мышления и умственных способностей наших детей все-таки не опережают возраст. В связи с проблемами со здоровьем многие дети имеют задержку психического и речевого развития. По данным различных педагогов-психологов, большинство детей до 5 лет нуждаются в помощи логопеда.

У современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Влияние на это оказывает и телевидение. Много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка. Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем — давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослого, или для детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговаривает, а кричит, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые,

Ребенок копирует поведение своих любимых персонажей. Отсюда и увеличение за последние годы гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком- то движении, их трудно чем- нибудь заинтересовать, привлечь внимание.

Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизора, сотового телефона, игровой приставки) для получения результата.

Что говорят практики?

Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д. И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет ориентацию общества, в т. ч. и ребенка на потребление, рост различный девиаций (отклонений, ограничение детской самостоятельности. И как итог — у детей повышение тревожности, агрессивности, снижение контроля за поведением, развитие различных зависимостей, приводящих к психическим расстройствам и требующих лечения у психиатра или психотерапевта.

Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, п и (Ьрпкш I ггейн обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков:

1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.

3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно- потребностной сферы.

4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.

5. Недостаточная сформированное^ мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.

6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.

7. Рост «экранной» зависимости.

8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.

9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков. .

11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.

12. Рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний.

13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

14. Уменьшение численности одаренных детей.

15. В подростковом возрасте — рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.

16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место — интеллектуальные: образованность; II — волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III — соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность).

В иерархии ценностей теперь последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные ценности.

Как помочь малышу?

Современная экономическая ситуация (нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная неудовлетворенность и т. д.) обострила положение в современной семье. Конфликты стали выходить за рамки семьи, затрагивая окружающих (воспитателей, учителей, сослуживцев) и ухудшая психическое состояние всех участников конфликта. Возрастает количество детей, у которых появляются какие- либо признаки психического нездоровья именно на почве неблагоприятного эмоционального климата в семье, неумения родителей решать конфликтные ситуации.

Таким образом, проблема психического здоровья современного ребенка становится актуальной задачей. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Основными условиями нормального психосоциального развития современного ребенка являются: снижение информационного потока — ограничение доступа к телевизору и компьютеру, укрепление физического здоровья ребенка — совместные занятия спортом, физкультурой, участие ребенка в различных спортивных секциях, соревнованиях по его выбору, благоприятный климат в семье — спокойная, доброжелательная обстановка, отсутствие конфликтов родителей при детях, внимательное отношение родителей или окружающих ребенка лиц к его эмоциональным потребностям; предоставление ребенку самостоятельности и независимости; возможность общаться со сверстниками и взрослыми вне дома — участие в различных кружках, занятиях и т. д., целенаправленное обучение детей в школе конструктивным способам преодоления трудных или кризисных ситуаций.

Рекомендации для родителей.

Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).

Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео — и телепродукцию.

Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.

После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.

Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру в режиссёров — мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с участием любимых героев) или продолжить понравившийся, но завершить его по-другому.

Всё это поможет ребёнку пережить положительные и отрицательные эмоции, свойственные герою, с которым он себя идентифицирует, понять, что ему ближе, и сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека. Мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.

Источник

Статьи, посвященные различным трудностям развития детей и способам их преодоления. И задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы помочь ребенку справится с этими трудностями, поддержать его, и создать все возможные условия для его дальнейшего развития.

Ребенок, появившись на свет, еще долгое время составляет с матерью почти что единое целое. Как уже говорилось в предыдущей главе, он живет ее эмоциями, «впитывая» их вместе с молоком, ее на­строением. Нормальный ребенок всегда радуется появлению матери, выражает беспокойство по поводу ее длительного (с его точки зрения) отсутствия, скучает без нее, ждет ее появления. Очень часто случается, что только одна мать способна успокоить своего ребенка в том случае, когда другим членам семьи это не удается. Мать имеет на него «магическое» влияние.

На основе этой почти инстинктивной привязанности с годами формируется первое сознательное и глубокое чувство — любовь. Чувство любви становится наиболее глубоким и ярко выраженным у детей в во …

Можно ли избаловать ребенка в раннем возрасте? Этот вопрос очень часто задают себе матери, обеспокоенные тем, что их проявления нежности и заботы о маленьком существе впоследствии могут привести к тому, что из ребенка вырастет эгоист. В принципе, отчасти они правы, потому что грань допустимого здесь очень зыбкая.

И все же недостаток внимания и любви для ребенка гораздо опаснее, чем его избыток. Именно об этом следует помнить «строгим» родителям, опасающимся избаловать ребенка.

Как отличить каприз от насущной потребности? В раннем возрасте ребенок не может капризничать — он просто не понимает, что это такое, так как в основном живет инстинктами. Если грудной ребенок, которому давали грудь несколько минут назад, плачем показыв …

Дети в двухлетнем возрасте зачастую дают своим родителям основательный повод для их беспокойства: мальчик или девочка внезапно начинают вести себя агрессивно. Многие дети становятся драчунами, таскают родителей и сверстников за волосы, бьют, кусают, больно щипают, при этом взрослые видят, что все это доставляет малышу заметное удовольствие.

Как относиться к подобным изменениям в поведении ребенка и следует ли искать в них патологию?

В определенные периоды развития агрессивность ребенка — это всего лишь проявление его чувств и инстинктов. Маленькие дети, не знающие о нормах поведения, принятых в обществе, не умеющие и не пытающиеся контролировать свои эмоции, выражают их естественно: если, к примеру, малыш голоден, он искренн …

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагирует очень остро: растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?»», «Я плохой воспитатель…»), желание «наказать так, чтоб неповадно было». Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Термины «кража», «воровство» вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии.

Если такое случилось с ребенком, кото …

* описание методики приведено здесь в сокращенном виде, полная версия : Как вылечить заикание у ребёнка. Сергей Горд

В начале расскажу одну историю.
Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно, когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?» — спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении — две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?» — недоверчиво подумал я. Спустя годы я понял, что это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям…
Анализ и …

«Проблемы развития» детей редко бывают именно проблемами,
подчас являясь просто временными трудностями или особенностями развития ребенка.
В этом разделе собраны статьи, посвященные различным трудностям развития детей
и способам их преодоления. И задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы
помочь ребенку справится с этими трудностями, поддержать его, и создать все возможные
условия для его дальнейшего развития. Особенности психического развития ребенка
к сожалению часто считают скорее отклонением от нормы, требующим коррекции, чем
«зародышем» скрытых талантов и способностей ребенка, требующих скорее
развития , чем искоренения.

В главе «Нарушения
развития детей»
 рассматривается наиболее распространенные виды
нарушений в развитии детей, в том числе и одно из самых серьёзных — детский
аутизм.
Там же приводятся некоторые рекомендации родителям по выявлению признаков нарушения
раннего развития ребенка.

Глава   «Леворукий
ребенок»
  посвящена левшам и левшеству. О леворуких
мы знаем много и… почти ничего. Существуют легенды о фантастических способностях
и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными
оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии. Еще
не открыты загадки происхождения леворукости, но с уверенностью можно сказать,
что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения
умственных и физических способностей.

Еще одна тема данного раздела — «Энурез»
(ночное непроизвольное мочеиспускание). Явление весьма распространенное среди
детей раннего и даже старшего дошкольного возраста. Энурез становится
большой проблемой не только для родителей, но и для самого ребенка. Взрослея,
он начинает понимать свой недостаток и сильно переживать из-за него, порой тщательно
скрывая ночное недержание мочи не только от сверстников, но и от членов семьи.
Сильные переживания ребенка ведут к еще большему развитию заболевания, так как
энурез в большинстве случаев тесно взаимосвязан с нарушениями невротического
характера.

В главе «Детские
страхи»
рассмотрены причины возникновения детских страхов,
их возрастная периодизации, а также различные методики для коррекции детских
страхов. Страхи у детей возникают зачастую самые разные: какой-нибудь сильный
шум, внезапное появление странного человека или просто незнакомца, звук спускаемой
в туалете воды, пылесоса и так далее. Часто они пугаются темноты, непонятных
теней и непривычного света, боятся оставаться одни, опасаются докторов и зубных
врачей, животных, бродяг, наказания, школы. В общем-то большинство детских
страхов
появляется и исчезает бесследно, но нередко бывает трудно понять,
успокоился ребенок или просто сумел скрыть свою тревогу.

Также здесть представлены статьи, посвященные эмоциональному развитию детей,
проявлению агрессии и упрямства.

Источник