Проблемы нравственного и физического развития ребенка
Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста
В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.
Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.
Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.
Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.
Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.
Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.
Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.
Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.
Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.
Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.
Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника, необходимо учесть следующие условия:
— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;
— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;
— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;
— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.
Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.
Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.
Источник
Наталья Торопова
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Актуальность проблемы.
В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для дошкольных учреждений существует опыт и различные подходы к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.
Произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства, в том числе, и дошкольного в сфере психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира.
Детская картина мира — это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов и психолога в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка? Каковы психологические методы и технологии? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности выбранной нами темы работы творческой группы ДОУ: «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников».
Цель работы — определить направления психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Детство — уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.
Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.
В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении сформулированы основные задачи ДОУ:
• охрана жизни и укрепление здоровья детей;
• обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
• осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Решение этих задач дошкольного воспитания является сложной проблемой.
Сложности связаны с тем, что современные дети уже при рождении имеют проблемы со здоровьем, как физические, так и психологические.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Для улучшения самочувствия детей важное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Необходимо налаживание более тесной связи с семьей: посещение родителями группы, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, утренниках.
Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему добиться нужного результата.
Если родители не будут поддерживать действия воспитателей, либо противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции ребенка, относиться к своему ребенку, как к личности, знать сильные и слабые стороны ребенка, формировать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах.
Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.
Источник
МКДОУ «ЦРР-детский сад №5 «Дельфин»
Консультация
На тему:
«Проблемы физического развития современного дошкольника»
Подготовила:Москалева Ю.С.
Семилуки 2016 учебный год
Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье, различных кружках, которые работали на бесплатной основе, то сейчас это — поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. И это кладет отпечаток на их физическое развитие.
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения.
По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и главной проблемой является гипокинезия- пониженная двигательная активность.
Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.
Основное средство изучения физической культуры — освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.
Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %.
Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих.Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно.По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.При этом на 1 месте – болезни органов дыхания (44,8 %), на 2 – болезни органов пищеварения (6,0 %), у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития. Всё вышеизложенное актуализирует поиск новых направлений, средств, технологий ФГОС в дошкольном образовании.
Обобщённый анализ современной ситуации развития дошкольного образования, отрицательно сказывающейся на реализации мер по укреплению здоровья детей, авторы указывают на разрозненность усилий медицинского и педагогического персонала, психологической службы, семьи и социума в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребёнка; недостаточную компетентность участников образовательного процесса в выполнении функций здоровьесбережения; ограничение двигательной активности ребёнка в дошкольном учреждении и семье; декларативность провозглашения принципа гуманизации, недостаточную обеспеченность психоэмоционального комфорта ребёнка.
Отсюда, следовательно вытекает следующая проблема в современных условияхв контексте ФГОС – это диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников, разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности.
В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение основ личной физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом необходима целенаправленная работа по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.
Основное средство изучения физической культуры — освоение базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого ребёнка уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребёнок заниматься в будущем.
Формы физического воспитания дошкольника.
Физкультурное занятие в ДОУ как образовательная область, мероприятия в режиме учебного дня в ДОУ (физкультпауза, физкультминутка и др.).
Внедошкольные формы физического воспитания, проводимые на базе ДОУ (это кружки) или в спортивных школах для детей дошкольного возраста.
Физическое воспитание в семье (утренняя гимнастика, физкультминутки между занятием ребёнка и родителя, прогулки и игры на свежем воздухе, спортивные развлечения). И это ещё одна проблема.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности ребёнка.
Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, дошкольник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, ко вторым — такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность. И это является основной задачей в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартах. Они звучат так:
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Я ещё раз перечислю все актуальные проблемы физического развития дошкольников в свете современных требований:
Высокая заболеваемость детей, а главная проблема – это гипокинезия.
Диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников, разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности.
И бездействие родителей, близких людей для наших детей.
Делая вывод , главной актуальной проблемой физического развития в свете современных требований — охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников, решение поставленных задач в контексте ФГОС. Это остается приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. За многие годы коллективом всех ДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.
Источник