Проблемы эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста

Дарья Гавриленкова
Проблема эмоционального развития ребёнка
Проблема эмоционального развития ребёнка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям, что с одной стороны тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, с другой стороны искажает этот процесс. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования — одной из образовательных областей обозначено социально-коммуникативное развитие детей, в характеристике которого указывается: «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» (п. 2.6.).
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях целостная система создания педагогических условий по развитию эмоциональной отзывчивости и коррекции агрессивного поведения практически отсутствует и осуществляется во многом стихийно. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, учить его осознавать свои эмоции и проявлять их к окружающим должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.
Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Теряются нравственные ориентиры. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.
Страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребёнок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
В наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у взрослых остается на общение с детьми, а ребёнок остается не защищенным от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. С каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Общеизвестным является тот факт, что, когда близкие взрослые любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребёнок.
Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребёнка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, наша задача развить эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональная отзывчивость — одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому и всему живому, что нас окружает.
Развитие эмоциональной отзывчивости актуально и представлено в примерных программах дошкольного образования, в таких как «Детство», «Дружные ребята», «От рождения до школы» и других.
В научном плане проблема формирования эмоциональной отзывчивости детей рассматривается с различных позиций. В психолого-педагогической литературе отсутствует определение эмоциональной отзывчивости, которое можно было бы считать общепринятым. В различных контекстах она понимается как: эмоциональная реакция ребёнка на состояние другого человека (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович); как главная эмоциональная единица, проявляющаяся в общении и отношениях между людьми (М. И. Лисина, А. Е. Ольшанникова); как компонент эмпатии (Т. П. Гаврилова); как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений (В. В. Абраменкова); как один из компонентов эмоционально-нравственного развития личности (Н. А. Корниенко); как одно из качеств в системе средств понимания людьми друг друга (А. Д. Кошелева).
Теоретический аспект проблемы формирования эмоциональной отзывчивости указывает на достаточную разработанность научных подходов к пониманию и определению данного эмоционального проявления, а в практическом плане наблюдается острая нехватка педагогических разработок по организации работы, направленной на формирование отзывчивого отношения детей дошкольного возраста к окружающим людям, особенно к сверстникам. Указанное противоречие определило выбор темы данного исследования и разработку научного аппарата работы.
Источник
Библиографическое описание:
Кузнецова Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. С. 77-80. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/626/ (дата обращения: 03.03.2020).
Не секрет:
ячейка общества – семья – претерпевает коренные
изменения. Таковы реалии современной жизни. Однако подчас данные
изменения направлены не на закрепленные веками складывающихся
традиций, а на изменения полоролевого родительского сценария –
основы взаимоотношений поколений, старшего и младшего. Разумеется,
факт этот не может не сказываться на отношениях детей и родителей,
зеркало которых – эмоциональная сфера ребенка.
В отличие от
интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не
всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе
эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо
формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками,
а больше замыкаются на телевизионных и компьютерных, хотя именно
общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Можно
было бы обвинить во всем родителей и закрыть вопрос, но в ответ мы
услышим веские доводы: тяжелая экономическая ситуация, большое
количество не полных семей, да и простая не грамотность в
педагогических и психологических вопросах воспитания детей ( где вы
видели курсы или школы где учат понимать своего ребенка, помочь ему,
воспитать из него идеального человека). Вот и получается, что
современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют
общаться. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем, и
зачастую в их поведении присутствует агрессивность. Так как наиболее
активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от
2=х до 7-ми лет, то именно на долю воспитателя дошкольного
образовательного учреждения выпадает роль активного помощника и
консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы,
ведь задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности.
Начнем с первых дней
ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все
более глубокие проблемы в развитии эмоциональной сферы. Дети не имеют
навыка общения со сверстниками, да и со взрослыми тоже. Нормальное
поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально
положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо
интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт
со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет.
Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе
препятствует оптимальному удовлетворению собственных потребностей.
Адаптация ребенка к саду –
важный показатель развития эмоциональной сферы. Для определения
причин тяжелой адаптации мы проводим с родителями тестирование в
котором задаем вопросы как по режиму дня детей (продолжительность
ночного сна, сборов в детский сад, продолжительность прогулок,
условия приема пищи и предпочтения в еде) так и вопросы касающиеся
общения с другими детьми и взрослыми во время прогулок, частота
походов в гости, в общественные места (порки, зоны отдыха,
развлекательные центры). На основе полученных данных можно сделать
вывод о развитии эмоциональной сферы и отношениях в нем. Затем
совместно с родителями начинается коррекция условий в семье и
индивидуальный подход к данным детям. Первостепенной задачей стало –
нормализовать энергозапас, то есть уравновесить эмоциональное
состояние каждого ребенка через индивидуальный подход. Нельзя
сказать, что результат быстрым и легким. Но постепенно эмоциональное
состояние у этих детей постепенно нормализовалось. Дети начинают
регулярно посещать детский сад, спокойно себя ведут в саду и дома.
В помощь родителям
постоянно пополняется и изменяется информация в уголке «особенности
вашего ребенка». В этом уголке родители могут почерпнуть знания
о психологическом развитии детей в каждом возрасте. Родителям проще
понять своего ребенка зная какие изменения происходят в его психике и
организме. Следуя советам психологов и воспитателей, родители
становятся более выдержанными и терпеливыми по отношению к детям, что
в свою очередь приводит к развитию эмоциональной сферы.
В жизни
семьи порой происходят кризисы, разрывы и другие отрицательно
влияющие на эмоциональную сферу ребенка события. Ранее
психологическая помощь таким детям и семьям может исправить ситуацию.
Однако надо работать с семьёй. Ведь причины низкой самооценки и
тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных отношениях
между отцом и матерью, либо в отношении родителей к детям –
чрезмерной строгости, частом унижении, недостатке внимания или,
напротив, полном попустительстве, отсутствии контроля.
Необходим поиск причин,
объективных и субъективных, и соответственно, пути коррекции
эмоционального дисбаланса, корни которого, повторяем, как правило,
уходят в дошкольное детство. Мы пользуемся методикой Г.Махортовой
«Расскажи историю»- проективного исследования личности
ребенка от 4 до 10 лет. В основу методологии, которой легли
исследования Выгодского, Эльконина, Запорожца, Лисициной, Спиваковой
о социальной ситуации развития ребенка, Фрейда, Эриксона, Бёрна,
Боулби, Эйсворт, касающиеся основных положений теории психоанализа о
динамическом характере внутренней жизни ребенка.
МЫ выявили наиболее часто
встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей:
-НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ
ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЕНКУ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ;
-НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ;
-ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ,
ПОЛУЧАЕМОЙ РЕБЕНКОМ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ);
— ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДАТЬ
СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕГО ВОЗРАСТУ;
— НЕБЛАГОПОЛУЧНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ.
-ЧАСТОЕПОСЕЩЕНИЕ С
РЕБЕНКОМ МЕСТ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ; РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ :
ТО ,ЧТОЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮДЛЯ ВЗРОСЛОГО, МОЖЕТ СТАТЬ СТРЕССОВОЙ
СИТУАЦИЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА;
-ЧЕРЕЗМЕРНАЯ
СТРОГОСТЬРОДИТЕЛЕЙ, НАКАЗАНИЕ ЗА МАЛЕЙШЕЕНЕПОВИНОВЕНИЕ, БОЯЗНЬ
РЕБЕНКАСДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НЕ ТАК;
— СНИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ;
— НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ И ЛАСКИ
СО СТОРОНЫРОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО МАТЕРИ.
Ежедневно сталкиваясь с
теми или иными проблемами на практике, мы не раз убеждались:
подлинная причина того или иного поступка кроется в определенном
«изъяне» эмоциональной сферы. «Изъян» этот
может осознавать или напротив, не осознавать не только ребенок, но и
взрослым, который занимается его воспитанием.
В практичном смысле
методика «Расскажи историю» основанная на тесте Дюсс –
Десперта привлекательна тем, что раскрывает топографию эмоциональной
сферы ребенка и дает ответы на многие вопросы, в частности такие:
— ЗАВИСИМ ЛИ РЕБЕНОК ОТ
ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
— ОХВАЧЕН ЛИ ЧУВСТВОМ
ОБИДЫ ИЗ-ЗА ОБДЕЛЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ
РОДИТЕЛЕЙ?
— ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ ПРОЦЕСС
ОТНЯТИЯ ОТ МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ,ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ РЕВНОСТЬ (ИЛИ,НАОБОРОТ
СПОКОЕН) К МЛАДШЕМУ БРАТУ (СЕСТРЕ) , КОТОРОГО ЕЩЁ КОРМЯТ ГРУДЬЮ?
— НАБЛЮДАЕТСЯ ЛИ В ЕГО
ХАРАКТЕРЕ ЧЕРТЫ АГРЕССИВНОСТИ, РАЗРУШИТЕЛЬНОСТИ, САМОБИЧЕВАНИЯ, ВИНЫ?
— ОСОЗНАЕТ ЛИ (МАЛЬЧИК)
РАЗВИВАЮЩУЕСЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?
— ПРИВЯЗАН ЛИ РЕБЕНОК К
ВЕШАМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЕТСЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ?
-ПРИВЯЗАН ЛИ К РОДИТЕЛЮ
ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА, СОПЕРНЯЧЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК ЛИ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО
ПОЛА?
-ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ РЕБЕНОК ОТ
ТОГО, ЧТО ЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ ОСТАЮТЯ НЕВЫСКАЗАННЫМИ?
Общаясь с детьми в течении
достаточно длительного периода, мы пришли к выводу: слушая эти
истории, повторяя их или выдумывая что-то своё, дети дают волю своим
чувствам, изливая при этом дозу определенной природной агрессивности.
Это исследование стало нам
полезно так как , мы получили доступ к коллективной бессознательной,
архитипичной энергии; способность вдохновлять, воодушевлять
просветлять, врачевать не только детские души, но и души взрослых.
Положительное развитие
эмоциональной сферы детей подкреплялось участием родителей во всех
мероприятиях, проходящих в дошкольном учреждении. Сплоченность
родителей их постоянное положительное общение на мероприятиях:
чаепитиях, утренниках, собраниях, мастер-классах, круглых столах в
присутствии детей, сближало и сплочало детский коллектив. В группе
завязались прочные дружеские отношения, благоприятная эмоциональная
атмосфера положительно сказывающаяся на усвоении программных
требований.
Мы можем сделать вывод,
что активное участие воспитателя и не менее активная
заинтересованность родителей в процессе развития эмоциональной сферы
детей приводят к развитию всесторонне развитой, уверенной в себе,
успешной личности, а разве не этого хочет каждый родитель.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера, ребенок, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, индивидуальный подход, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера детей, взрослый, СЕМЬя.
Похожие статьи
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного…
ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.
Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка
ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.
Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского…
Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, игра, родитель, родитель детей.
Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы…
ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение
ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный…
Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития…
Ведь пока эмоции детей еще естественны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния…
Формирование эмоциональной сферы дошкольников через…
О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.
Теоретические основы развития эмоций у детей старшего…
ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.
Основные направления работы по психомоторному развитию…
эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение.
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников…
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов…
Источник
1.1. Дошкольник как субъект психического развития
Отделение
ребенка от взрослого к концу раннего
детства создает предпосылки для создания
новой социальной ситуации. Ребенок
впервые выходит за пределы семейного
мира и устанавливает отношения с миром
взрослых людей. Ребенок включается в
мир социальных отношений через
взаимодействие со взрослым, который
является носителем общественных функций.
Противоречие социальной ситуации Д.Б.
Эльконин видит в том, что ребенок есть
член общества, вне общества он жить не
может; основная его потребность – жить
вместе с окружающими людьми, но это
осуществить в современных исторических
условиях невозможно: жизнь ребенка
проходит в условиях опосредованной, а
не прямой связи с миром.1
Наличие у ребенка
всевозрастающей и усложняющейся
познавательной активности, наряду с
отсутствием систематического обучения
и обязательного труда порождает
своеобразную форму деятельности –
ролевую, творческую игру, реализующую
в себе все основные для психического
развития потребности: познавательную
потребность, потребность в общении и
потребность в практическом действии.
Дети старшего
дошкольного возраста, от 3-4-ех до 5-6 лет
у них уже есть элементы произвольности
в управлении своими познавательными
процессами. Вместе с тем значительная
часть детей этого возраста все же
характеризуется доминированием
непроизвольных познавательных процессов,
и именно на такие процессы опирается
ребенок, познавая окружающий мир. Т.е.
дети старшего возраста от четырех до
шести лет, имеют уже такие возможности
, что помогает им оценивать себя как
личностей, но еще в ограниченных пределах,
главным образом те свойства личности
и особенности поведения, на которые
обращали, общаясь с ребенком, неоднократно
его внимание окружающие взрослые люди.
Рефлексия-
сосредоточение сознания человека на
самом себе, на своих образах, мыслях и
чувствах.1
Старшие дошкольники
от пяти до шести-семи лет не только
осознают и руководствуются в своем
поведении некоторыми правилами
межличностного взаимодействия, особенно
в играх, но в определенных пределах
могут, занимаясь тем или иным видом
деятельности, например, учением и игрой,
анализировать собственное поведение
в нем, давать оценки себе и окружающим
людям.
Игра дает возможность
детям в воображаемой ситуации:
воспроизводить
те формы поведения и деятельности,
которые, будучи для него привлекаемыми,
еще не доступны им в действительности,
и тем самым познавать эти формы поведения
и овладевать ими.
2) Она дает возможность
детям как бы сохранять непосредственный
контакт со взрослыми, входя в воображаемом
плане в мир взрослых людей, их
взаимоотношения, интересы.
В
ролевой игре дети берут на себя роли
взрослых людей в обобщенной форме, в
игровых условиях воспроизводят
деятельность взрослых и отношения
между ними, усваивая культуру взрослых.
Ребенок, исполняя определенную роль,
имеет образ – мамы, доктора и т.д., и
образцы его действий. Жизнь протекает
в форме представлений, она эмоционально
насыщена и становится для ребенка его
действительной жизнью. Игра вырастает
из предметно – манипулятивной
деятельности. Д.Б. Эльконин подчеркивал,
что игра относится к симвоолико-моделирующему
типу деятельности, в котором
операционально-техническая сторона
минимальна, сокращены операции, условны
предметы.1
На протяжении
своего развития ребенок постоянно
«овладевает» взрослым человеком. Сначала
он им овладевает как орудием, но орудием
особого рода: нет возможности «попробовать»
действие, последствия нельзя исправить.
В ситуации
человеческих отношений приходится
внутренне проигрывать не только всю
систему своих действий, но и всю систему
последствий своих действий. Игра
позволяет проиграть человеческие
отношения в «ненастоящих», игровых
условиях. Игровая деятельность оказывает
значительное влияние на развитие
ребенка. В игре дети учатся полноценному
общению друг с другом – социальная
функция игры. Младшие дошкольники еще
не умеют по-настоящему общаться со
сверстниками, они играют рядом, а не
вместе. Постепенно общение детей
становится более интенсивным и
продуктивным. К четырем годам у детей
выделяются удачные способы достижения
целей в общении со сверстниками. В
среднем и в старшем дошкольном возрасте
дети, несмотря на присущий им эгоцентризм,
договариваются друг с другом, предварительно
распределяя роли, а также в процессе
самой игры. Общение для детей имеет
жизненно-важное значение, т.к. позволяет
им удовлетворить нужду в познании себя,
других людей и взаимоотношений между
людьми. Игра способствует становлению
произвольного поведения ребенка; в ней
складывается механизм управления своим
поведением (подчинение правилам), которые
проявляются в других видах деятельности.
Произвольность предполагает наличие
образца поведения и контроля. Сначала
дети контролируют друг друга – внешний
контроль, потом каждый самого себя –
появляется самоконтроль. В дошкольном
возрасте перенос механизма произвольности
в другие виды деятельности еще затруднен.
В игре развиваются мотивационно-потребностная
сфера. В игре со сверстниками ребенку
легче отрешиться от своих мимолетных
желаний. Его поведение контролируется
другими детьми, он обязан следовать
определенным правилам, вытекающим из
его роли, и не имеет права ни изменить
общий рисунок роли, ни отвлечься от игры
на что-то постороннее. Формирующаяся
произвольность поведения облегчает
переход то мотивов. Имеющих форму
аффективно окрашенных непосредственных
желаний, к мотивам – намерениям, стоящим
на грани сознательности. Игра в ее
развернутой форме содержит в себе
необходимость децентрации. Взятие
ребенком на себя роли другого человека
предполагает изменение позиции ребенка
(децентрацию), т.е. видение предметов,
вовлекаемых в игру, и действие с ними в
соответствии не с непосредственным
отношением, а со взятой на себя ролью и
при согласовании точек зрения своей и
других играющих детей. Децентрация
ведет к развитию интеллектуальных
механизмов.
В дошкольном
детстве завершается процесс овладения
речью. К 7 годам язык становится средством
общения и мышления ребенка, а также
предметом сознательного изучения.
Развивается звуковая сторона речи.
Младшие дошкольники начинают осознавать
особенности своего произношения, но
они еще могут узнавать неправильно
произнесенные детские слова. Завершается
процесс фонематического развития.
Словарный запас речи интенсивно растет.
Ребенок улавливает значения взрослых
слов, чувствует связь между изменением
слова, отдельных его частей и изменением
смысла, хотя и применяет их иногда
своеобразно. Усвоение грамматики и
приобретение большого активного словаря
позволяет ребенку в конце дошкольного
возраста перейти к контекстной речи
(пересказ, описание, рассказ о своих
впечатлениях). Ситуативная речь при
этом сохраняется, но только в разговорах
на бытовые темы. Ребенок в дошкольном
возрасте овладевает всеми формами
устной речи, присущими взрослым. В
общении со сверстниками развивается
диалогическая речь, включающая указания,
оценку, согласование игровых действий.
В произносимых для себя монологах он
констатирует затруднения, с которыми
столкнулся, создает план последующих
действий, рассуждает о способах выполнения
задачи. Речь как средство общения несет
в себе не только функцию обмена
информацией, но и экспрессивную функцию.
Эмоционально интонируется не только
окрас слов, которые люди произносят в
общении, но и сопровождающие речь мимика,
позы и жесты. Подражая родителям и
близким людям (идентифицируясь с ними),
ребенок бессознательно перенимает
стиль общения, который становится его
натурой. Обладающая речевой культурой
и содержанная в своих эмоциональных
проявлениях семья формирует у ребенка
тот же тип общения. Недисциплинированная
с точки зрения речевой культуры и
эмоциональных переживаний семья получит
в своем ребенке слепок своих недостатков
в общении.
В дошкольном
возрасте происходит социализация
познавательных функций, включающая в
себя вербализацию (речевое развитие
тесно связано с развитием всех процессов),
произвольность (ребенок начинает
самостоятельно регулировать познавательные
процессы) и опосредованность (развитие
познавательных процессов через
использование орудий, знаков). Восприятие
становится осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. В нем выделяются
произвольные действия – наблюдение,
рассматривание, поиск. Восприятие в
этом возрасте можно специально
организовывать, что способствует лучшему
пониманию. Мышление характеризуется
переходом от наглядно-действенного к
наглядно-образному. Дошкольник образно
мыслит, он еще не приобрел взрослой
логики рассуждений. Несмотря на
своеобразие детской логики, дошкольники
могут правильно рассуждать и решать
довольно сложные задачи. Память в
дошкольном возрасте становится
доминирующей функцией. Ребенок не ставит
перед собой цели что-либо запомнить
или вспомнить и не владеет специальными
способами запоминания. Непроизвольно
запоминается материал, вызывающий
эмоциональный отклик. Целенаправленное
запоминание и припоминание появляется
эпизодически. Третий – четвертый годы
жизни становятся годами первых детских
воспоминаний.
Для дошкольного
возраста характерна спокойная
эмоциональность, без вспышек и аффектов,
т.к. существуют образные представления.
Они дают возможность ребенку отвлечься
от непосредственной ситуации. Желания,
побуждения ребенка соединяются с
представлениями и благодаря этому
побуждения перестраиваются. В структуру
эмоциональных процессов помимо
вегетативных и моторных компонентов
теперь входят и сложные формы восприятия,
образного мышления, воображения. Ребенок
начинает радоваться и печалиться не
только по поводу того, что он делает в
данный момент, но и по поводу того, что
ему предстоит сделать. Важно появление
сочувствия другому, сопереживание, —
без них невозможна совместная деятельность
и сложные формы общения детей. Вся
деятельность ребенка должна быть
эмоционально насыщенной, иначе она не
состоится или быстро разрушится. В силу
своего возраста ребенок не способен
делать то, что ему не интересно.
Самым важным
механизмом является соподчинение
мотивов: прямое запрещение – собственное
обещание – наказание – награда,
поощрение. Ребенок включается в новые
виды деятельности и новые системы
отношений, что ведет к появлению новых
мотивов. Они связаны с формирующейся
самооценкой, самолюбием, — мотивы
достижения успеха, соревнования,
соперничества, мотивы, связанные с
усваивающимися в это время моральными
нормами. Появление новых мотивов и
механизма соподчинения мотивов означает
складывание мотивационной сферы ребенка,
выделяются устойчивые, доминирующие,
обладающие разной силой и значимостью
для данного ребенка мотивы.
Новообразованиями
возраста
являются комплексы готовности ребенка
к школьному обучению: коммуникативная
готовность, когнитивная готовность,
уровень эмоционального развития,
технологическая оснащенность, личностная
готовность. Коммуникативная готовность
заключается в то, что ребенок может
нормально взаимодействовать с людьми
по правилам, нормам. В дошкольные годы
социализация детей позволяет им
преодолевать агрессивность, они
становятся более внимательными,
заботливыми, готовыми сотрудничать с
людьми. К 6-7 годам для ребенка происходит
расслаивание сферы человеческих
взаимоотношений на нормативные (в
деятельности) и человеческие (по поводу
деятельности). Последние носят управляющий
характер по отношению к первым, в них
нормы становятся под индивидуальный
контроль. Когнитивная готовность –
уровень развития познавательных
процессов: внимания, мышления, памяти,
воображения. Логическое мышление еще
не развито. Способность к приобретению
и усвоению знаний зависит от сформированности
мыслительных действий. Овладение
мыслительными действиями в дошкольном
возрасте происходит по общему закону
усвоения и интериоризации внешних
ориентировочных действий. Уровень
эмоционального развития заключается
в том, что ребенок должен научиться
преодолевать ситуативные эмоции,
культурно управлять чувствами.
Технологическая оснащенность – минимум
знаний. Умений и навыков, позволяющих
обучаться в школе. Личностная готовность
проявляется в самоактуализации. Это
значит, что ребенок открывает себя с
радостью, что он такой, что он есть. Для
девочек самоактуализация выступает в
виде привлекательности, для мальчиков
– в виде эффективности.
Соседние файлы в папке Инфо по курсачу
- #
- #
- #
- #
- #
Источник