Проблемы диагностики интеллектуального развития ребенка

Варвара Корякина
Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста

1. Психологическая диагностика (задача).

Психодиагностика — это совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических характеристик личности для последующего, при необходимости, коррекционного воздействия на ее развитие. Исходя из этого определения, прежде всего, надо осознать высочайшую ответственность всех тех, кто берется осуществить эту функцию. Уровень профессионализма такой деятельности включает в себя, по крайней мере, два составляющих элемента,способность: а) собрать факты и дать им обоснованное объяснение; б) подобрать адекватные приемы психолого-педагогического воздействия. Очевидно, что для комплексного решения этой двуединой задачи, наиболее эффективно сочетание усилий специалистов-профессионалов психологической службы и опытных практиков. Исходный момент данной комплексной работы — набор первичной информации о личности, поведении и деятельности диагностируемого субъекта. Важна не только диагностика уровня развития отдельных психических процессов или констатация отклонений в развитии личности ребенка, самое главное — это установить взаимосвязь между отдельными особенностями психики ребенка. Ведь индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных процессов у детей. В свою очередь, особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность. Поэтому так важно при проведении диагностики использовать целый комплекс методик, что позволит рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике.

2. Этапы психологической работы.

Правильная диагностика — это первый шаг в организации коррекции психики, при этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследования так и в таком порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от участия в работе. Правильная диагностика помогает выявить причины нарушений в психическом развитии, определить, какие качества сформированы хуже всего.

Главная задача при обследовании ребенка определить, что необходимо исследовать в первую очередь, а затем подобрать соответствующие методики. Так как выделение наиболее сложных и глубоких нарушений у исследуемого ребенка в первый момент трудно даже для профессиональных психологов, а в начале работы с ребенком рекомендуется не сосредотачиваться на какой-то одной стороне психического развития или на исследовании одного психического процесса, но постараться изучить ребенка комплексно, применяя по возможности, как можно больше различных тестов для получения более достоверных результатов.

Обследование начинают с беседы со взрослыми (воспитателями, учителями, родителями, если с определенными жалобами на ребенка обратились они. Если же инициатива обследования исходит от того, кто будет проводить диагностику, то ему необходимо самому четко определить характер притязаний к ребенку и причин недовольства им.

Обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, находящиеся в ней, чем он расторможен, то есть крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках, просто болтает руками или ногами. Следует отметить и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, его стремлением сесть или встать, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

Все эти факты могут быть связаны с психодиагностическими (врожденными) особенностями ребенка, например с импульсивностью или ригидностью, так и с такими качествами как тревожность или демонстративность. Полученные наблюдения в дальнейшем сопоставляют с данными тестов, что помогает понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.

При обследовании важно чередовать методики так, чтобы изучение памяти следовало за анализом мышления, а изучение восприятия — за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и не заданную тему, предоставляя ребенку время войти в ситуацию обследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для отсроченного воспроизведения. Личностные методики лучше предлагать детям в конце работы, после того, как для них сгладится новизна ситуации и установится контакт со взрослым, проводящим диагностику. Такая же последовательность сохраняется и в том случае, если обследование не за один раз, а на нескольких занятиях.

3. Правила проведения тестового диагностического обследования.

Первые объективные методы диагностики психического развития детей появились в начале XX века. До этого для исследования психики детей применяли только наблюдения и анкеты. Недостатком этих методов является их субъективность, так как часто мы видим только то, что хотим видеть, и не замечаем многих важных вещей. Кроме того, анкеты нельзя использовать при работе с маленькими детьми, так как для ответов на их вопросы необходим определенный уровень самонаблюдения, отсутствующий у детей дошкольного возраста.

Новые методы получившие название тестов, отличались абсолютной объективностью и возможностью использования для работы с детьми любого возраста.

Непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы. Для того чтобы работа считалась успешной,надо знать несколько основных правил:

Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 10-15 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень узкого, специального качества.

Строго соблюдать инструкцию, которая приведена в каждой методике. В противном случае, суть задания может полностью измениться, а следовательно, полученный вами результат будет ошибочным.

Не забывать о том, что каждая методика рассчитана на детей определенного возраста.

Для работы по многим методикам необходимо специальный «стимулирующий материал», то есть, карточки, тексты, картинки, которые предлагают ребенку. Не забывать, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны и что не соблюдая их или изменяя материал можно получить иной результат.

Никогда не надо пытаться работать с ребенком через силу, без его добровольного желания.

4. Значение каждого раздела для оценки хода психического развития.

а) Исследование развития восприятия.

Восприятие — это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств составления на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностики уровня развития важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей у которых были бы, нарушены все они одновременно. Поэтому, как правило коррекция всего лишь одного из этих процессов помогает откорректировать всю деятельность восприятия.

Читайте также:  Влияет ли узи на развитие ребенка

Проводя диагностику, важно так подобрать методику, чтобы они отразили особенности всех трех сторон восприятия. Прежде всего нужно проверить наличие у ребенка целостных образов предметов окружающего мира, и их адекватность. Для этого применяют методику «Разрезные картинки». Уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации исследуют и с помощью теста «Коробочка форм». Степень обобщенности сенсорных эталонов, а также уровень интериоризации действий восприятия исследуют с помощью методики «эталоны».

б) Исследование развития памяти.

Память — один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Память является не только одним из важнейших познавательных процессов, но одним из параметров одаренности. Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, действительно связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие этого ребенка невысоко, что оно отстает от нормы. То есть связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двухстороннее, и плохая память в отличии от хорошей, мало что говорит о способностях человека.

Следующее при методикиразработаны для исследования разных видов памяти: «10 предметов» — для объема непосредственной образной; «10 слов» — объем и скорость непосредственной вербальной; «пиктограмма» — изучение опосредованной памяти, связанной с образным мышлением.

в) исследование развития мышления.

Мышление — один из важнейших психических процессов. Мышление — это процесс не однородной, он проходит в несколько этапов в своем развитии, состоит из многих операций. Поэтому необходимо разобраться, какое качество мышления можно исследовать тем или иным методом и какие методы лучше всего использовать в диагностике при разных проблемах, которые возникают в процессе обучения детей. Для исследования уровня развития образного мышления у детей 4-7 лет можно исследовать тест «Нахождение недостающих деталей», — на исследование образного схематического мышления, называется «перцентивное моделирование», для исследования схематического мышления у детей применяется «тест Когана», «тест Равена», для диагностики словесно-логического мышления у детей 5-10 лет «последовательные картинки», «исключение четвертого».

г) исследование креативности.

Креативность (творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта.

Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание», тесты направленные на исследование только вербальной креативности «назови картину», «что может быть одновременно».

д) исследование общения.

Общение со взрослыми формируют практически все знания и умения детей, в том числе и знания о самом себе, стимулирует его познавательную активность. Общение со сверстниками актуализирует эти знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя. Нарушения в общении, которые фиксируются в дошкольном и мл. школьном возрасте, проявляются в последствии не только в том, что человек не умеет добиваться желаемого, конфликтует с окружающими, не умея построить правильные отношения ни дома, ни на работе. Для исследования общения ребенка со сверстниками, определения его статусного места в группе используют метод «Социометрия», общение детей с членами семьи «Два домика», «Рисунок семьи».

е) исследование индивидуальных особенностей и качеств личности.

Труднее всего диагностировать качества личности детей, и прежде всего из-за отсутствия абсолютно объективных способов интерпретации полученных в ходе тестирования данных. Еще не разработаны нормы развития личности, подобные тем, что были выведены при исследовании познавательного развития, хотя и существует общее понятие об отклонениях в личностном росте. В то же время, именно личные качества детей чаще всего интересуют взрослых, так как именно они нередко становятся причиной конфликтных детей, их плохого поведения, а часто и плохой учебы. Знание индивидуальных особенностей личности помогает выстроить правильное общение с ребенком, наметить план помощи ему. При диагностике необходимо отличать индивидуальные особенности от качеств личности ребенка; индивидуальные особенности — врожденные, они связаны с особенностями работы нервной системы, а качества личности формируются в течении жизни и зависят, таким образом, от социального окружения. Поэтому можно говорить о коррекции, изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные. Широко распространены тесты, направленные на исследование самооценки. Существуют их модификации — для детей 4-6 лет (тест Лесенка) и 7-10 лет (школа самооценки)«оцени себя». При исследовании личностных качеств часто применяют и рисуночные тесты, которые относятся к проективным, так как предполагается, что ребенок приписывает персонажам рисунка свои чувства и переживания. Одним из самых информативных является тест «Несуществующие животные». Важную информацию о личности детей и их общении с окружающими дает «тест Розенцвейга». Существует еще один тест, который дает возможность провести комплексную диагностику личности ребенка «Детский апперцептивный тест с его помощью можно исследовать не какое-то одно качество, а структуру личности ребенка. В отличие от рисунков, этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, но и понять некоторые причины их появления.

Заключение

Диагностика и коррекция — процессы взаимосвязанные, причем коррекцию можно начинать уже в процессе диагностики отклонений в психическом развитии и их причин. На основе данных диагностики строится программа коррекционных занятий.

Читайте также:  Задания лабиринты для развитие ребенка

Главное в этих занятиях — сформировать у детей умение ориентироваться в задании, находить самые важные качества, характеризующие предметы.

Источник

Ïîíèìàíèå óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ. Óðîâåíü ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ñîäåðæàíèå çíàíèé è óìåíèé. Ôóíêöèîíèðîâàíèå ìûøëåíèÿ â ïðåäåëàõ âîçðàñòíîãî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî íîðìàòèâà. Ïðîáëåìà îáó÷àåìîñòè øêîëüíèêîâ. Èíòåëëåêò è óìñòâåííûå ñïîñîáíîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïðîáëåìû äèàãíîñòèêè óìñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé

Óìñòâåííîå ðàçâèòèå õàðàêòåðèçóåòñÿ ñîâîêóïíîñòüþ çíàíèé, óìåíèé è íàáîðîì óìñòâåííûõ äåéñòâèé, êîòîðûå ñôîðìèðîâàëèñü â ïðîöåññå ïðèîáðåòåíèÿ ýòèõ çíàíèé. Òàêîâî îáùåïðèíÿòîå â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè ïîíèìàíèå óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ. Ïî ñóùåñòâó, óìñòâåííîå ðàçâèòèå — ýòî õàðàêòåðèñòèêà ñïîñîáîâ, ôîðì è ñîäåðæàíèÿ ìûøëåíèÿ ÷åëîâåêà.

Ñîâðåìåííàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïåäàãîãèêà óáåäèòåëüíî äîêàçûâàþò, ÷òî óðîâåíü ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè îïðåäåëÿåòñÿ ñîäåðæàíèåì çíàíèé è óìåíèé, êîòîðûå ó÷èòåëü äàåò ó÷àùèìñÿ. Âàæåí íå òîëüêî îáúåì, íî è êà÷åñòâî çíàíèé, ò.å èõ ãëóáèíà, îñìûñëåííîñòü, äèíàìè÷íîñòü. Õàðàêòåð óñâîåííûõ çíàíèé îïðåäåëÿåò è êà÷åñòâî îñâîåííûõ óìñòâåííûõ äåéñòâèé. Óðîâåíü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé, áàçîé äëÿ óñâîåíèÿ íîâûõ çíàíèé è óìåíèé, âîçíèêíîâåíèÿ è ôóíêöèîíèðîâàíèÿ íîâûõ óìñòâåííûõ äåéñòâèé.

Ïî ìíåíèþ Ê.Ì.Ãóðåâè÷à, îäíèì èç ïðèçíàêîâ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ñëåäóåò ñ÷èòàòü ïðèñóùóþ åìó êà÷åñòâåííóþ íàïðàâëåííîñòü, èçáèðàòåëüíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê ðàçëè÷íûì îáëàñòÿì òåîðèè è ïðàêòèêè, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ â ðàçâèòèè ðàçëè÷íûõ âèäîâ ìûøëåíèÿ — ëèíãâèñòè÷åñêîãî, åñòåñòâåííîíàó÷íîãî, ìàòåìàòè÷åñêîãî.

Íî íàèáîëåå îáùåé õàðàêòåðèñòèêîé óðîâíÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ âñå æå ïîäãîòîâëåííîñòü ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ìûøëåíèÿ â ïðåäåëàõ âîçðàñòíîãî ñîöèàëüíî — ïñèõîëîãè÷åñêîãî íîðìàòèâà.

Èíà÷å ãîâîðÿ, óðîâåíü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ äîëæåí â ïåðâóþ î÷åðåäü îòðàæàòü íàèáîëåå òèïè÷íûå, îáùèå, õàðàêòåðíûå âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, êàñàþùèåñÿ êàê îáúåìà è êà÷åñòâà çíàíèé è óìåíèé, òàê è çàïàñà îïðåäåëåííûõ óìñòâåííûõ äåéñòâèé.  ýòîì ïëàíå ïðîáëåìà óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ñìûêàåòñÿ ñ ïðîáëåìîé èíòåëëåêòà, èëè îáùåé óìñòâåííîé ñïîñîáíîñòè.

Õàðàêòåðèçóÿ ìûøëåíèå ÷åëîâåêà, â ïåðâóþ î÷åðåäü ïîäðàçóìåâàþò åãî èíòåëëåêòóàëüíûå ñïîñîáíîñòè, ò.å. òå ñïîñîáíîñòè, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò «âêëþ÷åíèå» ÷åëîâåêà â äîñòàòî÷íî øèðîêèé êðóã äåÿòåëüíîñòåé è ñèòóàöèé. Ýòè èíòåëëåêòóàëüíûå ñïîñîáíîñòè ÷åëîâåêà, ïðåæäå âñåãî, ñâÿçàíû ñ òàêèìè åãî õàðàêòåðèñòèêàìè, êàê: óìñòâåííîå ðàçâèòèå è èíòåëëåêò.

Ïîä óìñòâåííûì ðàçâèòèåì ïîíèìàåòñÿ ñîâîêóïíîñòü êàê çíàíèé, óìåíèé, òàê è óìñòâåííûõ äåéñòâèé, ñôîðìèðîâàâøèõñÿ â ïðîöåññå ïðèîáðåòåíèÿ ýòèõ óìåíèé è çíàíèé. Óìñòâåííîå ðàçâèòèå — ýòî õàðàêòåðèñòèêà ñïîñîáîâ, ôîðì è ñîäåðæàíèÿ ìûøëåíèÿ.

Íàèáîëåå îáùåé õàðàêòåðèñòèêîé óðîâíÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ ïîäãîòîâëåííîñòü ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ìûøëåíèÿ â ïðåäåëàõ âîçðàñòíîãî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî íîðìàòèâà, ò.å. óðîâåíü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ äîëæåí îòðàæàòü íàèáîëåå òèïè÷íûå, îáùèå, õàðàêòåðíûå äëÿ äàííîãî ñîöèóìà îñîáåííîñòè ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, êàñàþùèåñÿ êàê îáúåìà è êà÷åñòâà çíàíèé è óìåíèé, òàê è çàïàñà îïðåäåëåííûõ óìñòâåííûõ äåéñòâèé.

Äîñòèãíóòûé ÷åëîâåêîì óðîâåíü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ çàâèñèò îò åãî èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé. Ïîýòîìó íåëüçÿ íå ñîãëàñèòüñÿ ñ óòâåðæäåíèåì Í.Ñ.Ëåéòåñà, ÷òî «óìñòâåííîå ðàçâèòèå íå ÿâëÿåòñÿ ÷åì-òî âíåøíèì ïî îòíîøåíèþ ê ñïîñîáíîñòÿì. Âíóòðåííÿÿ áëèçîñòü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ è óìñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé íå ìîãóò âûçûâàòü ñîìíåíèÿ» [5].

Íî, íåñîìíåííî, è äðóãîå: óðîâåíü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ çàâèñèò íå òîëüêî îò èíòåëëåêòà, îí îáóñëîâëåí ìíîãèìè ôàêòîðàìè, òàêèìè, êàê óñëîâèÿ æèçíè, îñîáåííîñòè ó÷åáíîãî çàâåäåíèÿ, ìåòîäû îáó÷åíèÿ è ïð.  îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè èìååòñÿ öåëîå íàïðàâëåíèå èññëåäîâàíèé, ïîêàçûâàþùèõ òåñíóþ ñâÿçü ìåæäó óðîâíåì óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ è ñîäåðæàíèåì îáó÷åíèÿ, à òàêæå õàðàêòåðîì âîñïèòàòåëüíûõ ìåòîäîâ.

Íàïðèìåð, îäíè è òå æå çíàíèÿ ìîãóò îáóñëîâèòü ðàçíûé òèï ìûøëåíèÿ ó÷àùåãîñÿ (ýìïèðè÷åñêèé èëè òåîðåòè÷åñêèé), âñå çàâèñèò îò îðãàíèçàöèè ó÷åáíîãî ïðîöåññà. Î ðîëè ìåòîäà îáó÷åíèÿ â ôîðìèðîâàíèè ìûøëåíèÿ ãîâîðÿò èññëåäîâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ òåîðèåé ïîýòàïíîãî ôîðìèðîâàíèÿ óìñòâåííûõ äåéñòâèé.

 ðàáîòàõ, áàçèðóþùèõñÿ íà ýòîé òåîðèè, ïðåäñòàâëåíû òåîðåòè÷åñêè è ìåòîäè÷åñêè ðàçðàáîòàííûå ñïîñîáû ïëàíîìåðíîãî è óïðàâëÿåìîãî ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ.

Èòàê, åñëè â ïðîøëîì ìûøëåíèþ íå îáó÷àëè èëè äåëàëè ýòî áîëåå èëè ìåíåå áåññîçíàòåëüíî, íåöåëåíàïðàâëåííî, ñ÷èòàÿ, ÷òî ìûøëåíèå ëèáî åñòü, ëèáî åãî íåò, à óðîâåíü ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè íå çàâèñèò îò îáó÷åíèÿ, òî ñåãîäíÿ ïðîãðåññèâíûå ïñèõîëîãè è ïåäàãîãè ïîêàçûâàþò, ÷òî ïðîäóêòèâíîìó ìûøëåíèþ ìîæíî íàó÷èòü.  ñâÿçè ñ ýòîé ïðîáëåìîé åñòåñòâåííî âîçíèêàåò âîïðîñ î ñîîòíîøåíèè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ñ ïîíÿòèåì «îáó÷àåìîñòü».

Ïðîáëåìà îáó÷àåìîñòè øêîëüíèêîâ äåòàëüíî èçó÷àëàñü ðàçíûìè ó÷åíûìè. Òàê, Ç.È.Êàëìûêîâà, êîòîðàÿ âûáðàâ â êà÷åñòâå îñíîâíîãî ïîêàçàòåëÿ òåìï ïðîäâèæåíèÿ, íàøëà, ÷òî ÷åì âûøå óðîâåíü ðàçâèòèÿ, òåì âûøå òåìï ïðîäâèæåíèÿ, ò.å. îáó÷àåìîñòü [3].

Í.Ñ.Ëåéòåñ íà îñíîâå ñîáñòâåííûõ èññëåäîâàíèé ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî åñëè óðîâåíü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ øêîëüíèêîâ âîçðàñòàåò îò ìëàäøèõ êëàññîâ ê ñòàðøèì, òî îáó÷àåìîñòü íå ïðîãðåññèðóåò àíàëîãè÷íûì îáðàçîì [5].

Íàïðîòèâ, îáó÷àåìîñòü øêîëüíèêîâ ìëàäøèõ êëàññîâ â íåêîòîðûõ îòíîøåíèÿõ ïðåâîñõîäèò îáó÷àåìîñòü øêîëüíèêîâ ïîñëåäóþùèõ êëàññîâ. Ïîýòîìó íåëüçÿ îöåíèâàòü óðîâåíü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà íà îñíîâå åãî îáó÷àåìîñòè, íå ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè èíäèâèäîâ.

Ê.Ì.Ãóðåâè÷ äåëàåò âûâîä î íåïðàâîìåðíîñòè îòîæäåñòâëåíèÿ ïîíÿòèé «óðîâåíü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ», «èíòåëëåêò» è «îáó÷àåìîñòü». Îí ñ÷èòàåò, ÷òî äèàãíîñòèêà ýòèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôåíîìåíîâ òàêæå äîëæíà áûòü ðàçëè÷íîé [2].

Èíòåëëåêò (èëè îáùàÿ óìñòâåííàÿ ñïîñîáíîñòü) — ýòî íå ñóììà çíàíèé è óìñòâåííûõ îïåðàöèé, à òî, ÷òî ñïîñîáñòâóåò èõ óñïåøíîìó óñâîåíèþ. Åñëè èíòåëëåêò — ýòî óñëîâèå óñâîåíèÿ çíàíèé è óìåíèé, òî óìñòâåííîå ðàçâèòèå õàðàêòåðèçóåò â ïåðâóþ î÷åðåäü ñîäåðæàíèå, ñïîñîáû è ôîðìû ìûøëåíèÿ. 

Èíòåëëåêò — îòíîñèòåëüíî óñòîé÷èâàÿ ñòðóêòóðà ñïîñîáíîñòåé, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæàò ïðîöåññû, îáåñïå÷èâàþùèå ïåðåðàáîòêó ðàçíîêà÷åñòâåííîé èíôîðìàöèè è îñîçíàííóþ îöåíêó åå.

Ïðàêòè÷åñêè äèàãíîñòèêà óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ âîçíèêëà êàê òåñòèðîâàíèå èíòåëëåêòà è â ýòîì ðóñëå ðàçâèâàëàñü íà ïðîòÿæåíèè ïåðâîé ïîëîâèíû ÕÕ âåêà.

Ïðèâû÷íûì ñòàëî óïîòðåáëÿòü ïîêàçàòåëü ïî òåñòó Ñòýíôîðäà — Áèíå IQ â êà÷åñòâå «îáîáùåííîãî» ñèìâîëà èíòåëëåêòà è óðîâíÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.

Êîýôôèöèåíò èíòåëëåêòóàëüíîñòè (IQ) — êîëè÷åñòâåííûé ïîêàçàòåëü, óêàçûâàþùèé íà îáùèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ èíäèâèäà ïî ñðàâíåíèþ ñ âûáîðêîé, íà êîòîðîé ïðîõîäèëà ñòàíäàðòèçàöèÿ èíòåëëåêòóàëüíîãî òåñòà.

Äëÿ äèàãíîñòèêè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ èñïîëüçóþòñÿ òåñòû èíòåëëåêòà. Òåñòû èíòåëëåêòà — ýòî ãðóïïà òåñòîâ, ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ îöåíêè óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ (èíòåëëåêòà) ÷åëîâåêà è åãî îòäåëüíûõ êîãíèòèâíûõ ïðîöåññîâ, òàêèõ, êàê ïàìÿòü, âíèìàíèå, âîîáðàæåíèå, ðå÷ü, âîñïðèÿòèå.

Ñïåöèàëüíûé àíàëèç, ïðîâåäåííûé ðîññèéñêèìè ïñèõîëîãàìè (Ê.Ì.Ãóðåâè÷, Ä.Á.Ýëüêîíèí, Í.Ô.Òàëûçèíà è äð.) ïî ïðîáëåìàì äèàãíîñòèêè èíòåëëåêòà, êàê óæå áûëî ñêàçàíî âûøå, ïðèâåë ê ôîðìóëèðîâàíèþ âàæíîãî âûâîäà î òîì, ÷òî òåñòû èíòåëëåêòà èçìåðÿþò ãëàâíûì îáðàçîì ñòåïåíü ïðèîáùåííîñòè èñïûòóåìîãî ê òîé êóëüòóðå, êîòîðàÿ ïðåäñòàâëåíà â òåñòå, óðîâåíü óñâîåíèÿ äîñòèæåíèé ýòîé êóëüòóðû [2]. Ïðè ýòîì ñàì òåñò íå ïîêàçûâàåò, ïî÷åìó îäèí ñóìåë ýòî ñäåëàòü ëó÷øå, ÷åì äðóãîé.

Читайте также:  Влияние группы на развитие ребенка

Áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ ïðèçíàåò, ÷òî òåñòû èíòåëëåêòà èçìåðÿþò óðîâåíü ñôîðìèðîâàííîñòè íåêîòîðûõ èíòåëëåêòóàëüíûõ íàâûêîâ, òî åñòü óðîâåíü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, íî íå ìîãóò äèàãíîñòèðîâàòü âêëàä ïðèðîäíûõ âîçìîæíîñòåé (ò.å. âðîæäåííóþ ñïîñîáíîñòü, íàçûâàåìóþ èíòåëëåêòîì) è îáó÷åííîñòè èíäèâèäà â ïîêàçàííûé ðåçóëüòàò.

Òåì ñàìûì ãëîáàëüíóþ ïðîãíîñòè÷íîñòü òåñòîâ èíòåëëåêòà â ìàñøòàáå âñåé æèçíè íåëüçÿ ñ÷èòàòü äîêàçàííîé, òàê êàê ÷àñòî òåñòèðóåòñÿ íå ïîòåíöèàë, à ðåçóëüòàò ðàçâèòèÿ. Ìîæíî òîëüêî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ÷åëîâåê áóäåò àäåêâàòíåå äåéñòâîâàòü â òåõ ñèòóàöèÿõ, êîòîðûå íàïîìèíàþò çàäàíèÿ, ïðåäñòàâëåííûå â òåñòàõ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ äëÿ äèàãíîñòèêè èíòåëëåêòà â ïñèõîëîãèè íàèáîëåå ÷àñòî óïîòðåáëÿþòñÿ:

Òåñò äèàãíîñòèêè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ Ä.Âåêñëåðà. Îí âêëþ÷àåò äâå øêàëû: âåðáàëüíóþ è íåâåðáàëüíóþ (øêàëó äåéñòâèÿ), ïðè ýòîì ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ âû÷èñëåíèå IQ äëÿ êàæäîé øêàëû â îòäåëüíîñòè è ñóììàðíîãî IQ. Òåñò ïðåäóñìàòðèâàåò âîçìîæíîñòü óñòàíîâëåíèÿ ïñèõèàòðè÷åñêîãî äèàãíîçà, ñâÿçàííîãî ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ. Ïî ôîðìå ïðîâåäåíèÿ òåñò èíäèâèäóàëüíûé, ò.å. ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ òîëüêî ñ îäíèì èñïûòóåìûì.  íàñòîÿùåå âðåìÿ èìåþòñÿ òðè ôîðìû øêàë Âåêñëåðà, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ ðàçíûõ âîçðàñòîâ.

Òåñò óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ — òåñò Äæ.Ðàâåíà, èëè «Ïðîãðåññèâíûå ìàòðèöû Ðàâåíà». Òåñò Ðàâåíà — òåñò èíòåëëåêòà, ïðåäíàçíà÷åííûé äëÿ äèàãíîñòèêè óìñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé ëè÷íîñòè ñ ïîìîùüþ öâåòíîãî è ÷åðíî-áåëîãî âàðèàíòîâ ðèñóíêîâ, êîòîðûå íàäî ïðîàíàëèçèðîâàòü è íàéòè çàêîíîìåðíûå ñâÿçè ìåæäó íèìè. Ýòî íåâåðáàëüíûé òåñò áûë ðàçðàáîòàí Ë.Ïåíðîóçîì è Äæ.Ðàâåíîì â 1936 ãîäó â ÷åðíî-áåëîì âàðèàíòå è â 1949 ãîäó — â öâåòíîì.

Òåñò äèàãíîñòèêè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ó÷àùèõñÿ 3-6-õ êëàññîâ — Ãðóïïîâîé èíòåëëåêòóàëüíûé òåñò (ÃÈÒ) ñëîâàöêîãî ïñèõîëîãà Äæ. Âàíäû.

Òåñò äèàãíîñòèêè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ó÷àùèõñÿ 7-9-õ êëàññîâ — Øêîëüíûé òåñò óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ (ØÒÓÐ), ðàçðàáîòàííûé êîëëåêòèâîì Ê.Ì.Ãóðåâè÷à.

Òåñò äèàãíîñòèêè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ñòàðøåêëàññíèêîâ (8-10-å êëàññû) — òåñò ñòðóêòóðû èíòåëëåêòà Ð.Àìòõàóýð, ñîçäàííûé â 1953 ãîäó è ïðåäíàçíà÷åííûé äëÿ èçìåðåíèÿ óðîâíÿ èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëèö â âîçðàñòå îò 13 äî 61 ãîäà. Òåñò ðàçðàáàòûâàëñÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü êàê òåñò äèàãíîñòèðîâàíèÿ óðîâíÿ îáùèõ ñïîñîáíîñòåé â ñâÿçè ñ ïðîáëåìàìè ïðîôåññèîíàëüíîé ïñèõîäèàãíîñòèêè.

Íàðÿäó ñ èíòåëëåêòîì â àíãëî-àìåðèêàíñêîé ïñèõîëîãèè â ñåðåäèíå 50-õ ãîäîâ âûäåëèëîñü è ïðèîáðåëî áîëüøóþ ïîïóëÿðíîñòü èçó÷åíèå îñîáûõ èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, íàçâàííûõ êðåàòèâíîñòüþ (îò ëàò. ñreatio — ñîçäàíèå, ñîòâîðåíèå).

óìñòâåííûé ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòü èíòåëëåêò

Òåñòû êðåàòèâíîñòè — òåñòû ïî äèàãíîñòèêå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ÷åëîâåêà. Òîë÷êîì äëÿ âûäåëåíèÿ êðåàòèâíîñòè ïîñëóæèëè äàííûå îá îòñóòñòâèè ñâÿçè ìåæäó òðàäèöèîííûìè òåñòàìè èíòåëëåêòà è óñïåøíîñòüþ ðåøåíèÿ ïðîáëåìíûõ ñèòóàöèé.

Áûëî ïðèçíàíî, ÷òî êðåàòèâíîñòü çàâèñèò îò ñïîñîáíîñòè ïî-ðàçíîìó èñïîëüçîâàòü äàííóþ â çàäà÷àõ èíôîðìàöèþ â áûñòðîì òåìïå. Ýòó ñïîñîáíîñòü íàçâàëè êðåàòèâíîñòüþ è ñòàëè èçó÷àòü íåçàâèñèìî îò èíòåëëåêòà — êàê ñïîñîáíîñòü, îòðàæàþùóþ ñâîéñòâî èíäèâèäà ñîçäàâàòü íîâûå ïîíÿòèÿ è ôîðìèðîâàòü íîâûå íàâûêè. Êðåàòèâíîñòü ñâÿçûâàþò ñ òâîð÷åñêèìè äîñòèæåíèÿìè ëè÷íîñòè.

Ïîïûòêè îïðåäåëèòü êðåàòèâíîñòü ïîñðåäñòâîì ïîçíàâàòåëüíûõ ïåðåìåííûõ íàïðàâëåíû íà îöåíêó íåîáû÷íûõ èíòåëëåêòóàëüíûõ ôàêòîðîâ è ïîçíàâàòåëüíûõ ñòèëåé. Äæ.Ãèëôîðä è åãî ñîòðóäíèêè, íà÷èíàÿ ñ 1954 ãîäà, âûäåëèëè 16 ãèïîòåòè÷åñêèõ èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, õàðàêòåðèçóþùèõ êðåàòèâíîñòü.

Ñðåäè íèõ òàêèå, êàê:

áåãëîñòü ìûñëè — êîëè÷åñòâî èäåé, âîçíèêàþùèõ â åäèíèöó âðåìåíè;

ãèáêîñòü ìûñëè — ñïîñîáíîñòü ïåðåêëþ÷àòüñÿ ñ îäíîé èäåè íà äðóãóþ;

îðèãèíàëüíîñòü — ñïîñîáíîñòü ïðîèçâîäèòü èäåè, îòëè÷àþùèåñÿ îò îáùåïðèçíàííûõ âçãëÿäîâ;

ëþáîçíàòåëüíîñòü — ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ïðîáëåìàì â îêðóæàþùåì ìèðå, ñïîñîáíîñòü ê ðàçðàáîòêå ãèïîòåçû;

èððåëåâàíòíîñòü — ëîãè÷åñêàÿ íåçàâèñèìîñòü ðåàêöèè îò ñòèìóëà;

ôàíòàñòè÷íîñòü — ïîëíàÿ îòîðâàííîñòü îòâåòà îò ðåàëüíîñòè ïðè íàëè÷èè ëîãè÷åñêîé ñâÿçè ìåæäó ñòèìóëîì è ðåàêöèåé.

Äæ.Ãèëôîðä îáúåäèíèë ýòè ôàêòîðû ïîä îáùèì íàçâàíèåì äèâåðãåíòíîñòü ìûøëåíèÿ, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ òîãäà, êîãäà ïðîáëåìà òîëüêî åùå äîëæíà áûòü îïðåäåëåíà èëè ðàñêðûòà è êîãäà íå ñóùåñòâóåò çàðàíåå ïðåäïèñàííîãî, óñòàíîâèâøåãîñÿ ïóòè ðåøåíèÿ (â îòëè÷èå îò êîíâåðãåíòíîãî ìûøëåíèÿ, îðèåíòèðóþùåãîñÿ íà èçâåñòíîå èëè «ïîäõîäÿùåå» ðåøåíèå ïðîáëåìû).

Ïåðâûå òåñòû êðåàòèâíîñòè áûëè ñîçäàíû Ãèëôîðäîì è åãî ñîòðóäíèêàìè â 50-å ãîäû. Ýòè ìåòîäèêè, èçâåñòíû êàê Þæíîêàëèôîðíèéñêèå òåñòû.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëåå èçâåñòíû è íàèáîëåå øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ òåñòû êðåàòèâíîñòè Å.Ï.Òîððåíñà. Íåñìîòðÿ íà äåêëàðèðîâàííóþ Òîððåíñîì çàäà÷ó ñêîíñòðóèðîâàòü òåñòîâûå çàäàíèÿ êàê ìîäåëü òâîð÷åñêîãî ïðîöåññà è îòðàçèòü â íèõ íå ðåçóëüòàò, à ïðîöåññ òâîð÷åñòâà, â äåéñòâèòåëüíîñòè åãî òåñòû (îñîáåííî âåðáàëüíûå) ïî ñóòè ïîõîæè íà Þæíîêàëèôîðíèéñêèå òåñòû Ãèëôîðäà.

Èññëåäóÿ ðàçëè÷íîãî ðîäà ñïîñîáíîñòè, ïðåäñòàâëÿþùèå èíòåëëåêò, èçìåðÿåìûé òðàäèöèîííûìè èíòåëëåêòóàëüíûìè òåñòàìè, è êðåàòèâíîñòü, òàêæå îïðåäåëÿåìóþ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ òåñòîâ, ó÷åíûå ïîëó÷èëè ïðîòèâîðå÷èâûå ðåçóëüòàòû. Îäíîçíà÷íîãî îòâåòà íà âîïðîñ, ñâÿçàíû ëè ìåæäó ñîáîé èíòåëëåêò è êðåàòèâíîñòü, íà îñíîâàíèè ýòèõ ðåçóëüòàòîâ äàòü íåâîçìîæíî.

Òàêèì îáðàçîì, íà ñåãîäíÿ ïñèõîäèàãíîñòèêà ðàñïîëàãàåò ðàçíîîáðàçíûì ìåòîäè÷åñêèì èíñòðóìåíòàðèåì, ïîçâîëÿþùèì îáñëåäîâàòü ó÷àùèõñÿ âñåõ âîçðàñòîâ íà ïðåäìåò óñòàíîâëåíèÿ óðîâíÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ. Îïèñàííûå âûøå ìåòîäèêè äàþò âîçìîæíîñòü îñóùåñòâëÿòü èññëåäîâàíèÿ, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò êîíòðîëþ çà óìñòâåííûì ðàçâèòèåì ó÷àùèõñÿ íà âñåõ îáðàçîâàòåëüíî-âîçðàñòíûõ ýòàïàõ. Ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, ñîçäàåò âîçìîæíîñòè äëÿ îêàçàíèÿ ïðè íåîáõîäèìîñòè ñâîåâðåìåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè ïî êîððåêöèè è ðàçâèòèþ èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà â ïåðèîä îáó÷åíèÿ.

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

1. Àéñìîíòàñ Á.Á. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ / Á.Á.Àéñìîíòàñ. — Ì.: ÂËÀÄÎÑ-ÏÐÅÑÑ, 2008. — 544 ñ.

2. Ââåäåíèå â ïñèõîäèàãíîñòèêó: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / ïîä ðåä. Ê.Ì.Ãóðåâè÷à, Å.Ì.Áîðèñîâîé. — Ì.: Àêàäåìèÿ, 1997. — 192 ñ.

3. Êàëìûêîâà Ç.È. Ïðîäóêòèâíîå ìûøëåíèå êàê îñíîâà îáó÷àåìîñòè / Ç.È.Êàëìûêîâà -. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1981. — 200 ñ.

4. Êðûñüêî Î.Ð. Îáùàÿ ïñèõîëîãèÿ â ñõåìàõ è êîììåíòàðèÿõ ê íèì / Î.Ð.Êðûñüêî. — ÑÏá.: Ïèòåð, 2004. — 256 ñ.

5. Ëåéòåñ Í.Ñ.Óìñòâåííûå ñïîñîáíîñòè è âîçðàñò / Í.Ñ.Ëåéòåñ. — Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1971. — 279 ñ.

6. Îáóõîâà Ë.Ô. Äåòñêàÿ (âîçðàñòíàÿ) ïñèõîëîãèÿ. Ó÷åáíèê / Ë.Ô.Îáóõîâà. — Ì.: Ðîññèéñêîå ïåäàãîãè÷åñêîå àãåíòñòâî, 1996. — 374 ñ.

7. Áîãäàíîâ È.Â. Ïñèõîëîãèÿ è ïåäàãîãèêà / È.Â.Áîãäàíîâ, Ñ.Â.Ëàçàðåâ, Ñ.Ñ.Àíóôðèåíêî è äð. — Ì.: Èçä-âî ÐÓÄÍ, 2004. — 585 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник