Проблема ведущей деятельности в психическом развитии ребенка
Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.
Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.
Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:
Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.
Виды ведущей деятельности:
Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.
Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.
Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.
В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.
Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.
Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 4093; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10517 — | 7747 — или читать все…
Читайте также:
Источник
25. Ведущая деятельность, ее значение в психическом развитии ребенка.
Эту проблему исследовали Выготский и Леонтьев: «Психика формируется в процессе деятельности, на каждом этапе есть свой определенный тип деятельности».
Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и образование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития. Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновения и дифференциации других видов деятельности.
Далее см. таблицу.
Формирование ведущей деятельности происходит под руководством взрослого, а также в процессе обучения и воспитания. Возникновение новой ведущей деятельности не означает отмены предыдущей. Каждый возрастной период характеризуется системой видов деятельности, но ведущая деятельность имеет особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии.
Леонтьев писал о развитии ребенка: «В ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которые он занимает в системе человеческих отношений. Основа развития — это та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях. В ходе развития прежнее место, которое занимает ребенок в человеческих отношениях, начинает осознаваться им, как несоответствующее его возможностям, и он стремиться изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. В соответствии с этим, его действия перестраиваются».
Авторы: Выготский Л.С. «Культурно-историческая теория» ;Леонтьев «Деятельность, сознание, личность»; Мухина «Возрастная психология».
26. Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
Сензитивные периоды — это периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особо чувствительным к определенным влияниям окружающей среды. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики.
Де Фреш ввел данное понятие в биологии, а Выготский ввел его в психологию, где сензитивный период — это наиболее чувственный к воздействию на развитие ребенка.
1.5-3 года — интенсивное развитие речи. В это время речь усваивается особенно легко, и вносит принципиальные изменения в мышление, восприятие.В это время ребенок усваивает до 1.5 тысяч слов. В это время ребенок овладевает грамматической формой речи и значением слов. Современные городские дети начинают говорить в 2 года, целыми предложениями. Чрезмерно раннее обучение чему-либо, так же как и позднее, неблагоприятно сказывается на развитии психики, и может оказаться малоэффективным (Пример; опыт с Амалой и Камалой, где Камала к 17 годам знала лишь несколько слов).
Наличие сензитивных периодов объясняется тем, что наибольшее влияния обучение оказывает на те психические качества, которые только начинают формироваться.
5 лет — сензитивный период для развития фонематического слуха.
Венгер Л.А., Мухина В.С., доказали, что есть 3 сензитивных периода в :
1. Развитии восприятия (овладение сенсорными эталонами: «Красное, как солнышко; желтый, как лимон; сильный, как слон»). Для развития восприятия используются специальные методики моделирования.
2. Развитии воображения (дошкольный возраст: 3-6 лет);
3. Развитии нравственности. До 5 лет — усвоение прав и обязанностей;
подростковый возраст — связан со становлением мировоззрения.
Авторы: Выготский, Штерн (описал сензитивность к речи), Мухина «Генезис развития личности», Венгер «Развитие сенсорных эталонов восприятия».
27. Основные достижения в развитии психики ребенка в младенческом возрасте. Негативные образования в ситуации депривации. Коррекпионная работа. • (2 месяца -1 год)
Обшенпе: основной потребностью общения является органическая жизненная нужда и потребность в печатлениях. Лисина: «С 2-х до б-ти месяцев преобладает ситуативно-личностное общение: ребенок начинает различать интонацию. После б-ти месяцев дети научаются различать положительные и отрицательные эмоции. Формируется способность подражать действиям взрослых».
Потребность в общении создает предпосылки подражания звукам человеческой речи. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и им самим (начальная форма понимания речи).
Движения и действия: сидит, ползает стоит, начало хождения, манипулирование: размахивание, постукивание (это «прогрессивные движения»). При неблагоприятных условий воспитания развиваются «тупиковые движения»: сосание пальцев, раскачивание на четвереньках. Эти движения не способствуют получению новых впечатлений и тормозят развитие.
В этом возрасте формируется чувство доверия ко взрослым. Совместная деятельность состоит в том, что взрослый руководит действиями младенца, а тот обращается к помощи и содействию взрослого.
Но2;:с’?с-1:сз^:!ия: 1) чувство доверия к окружающему миру; 2) привязанность к матери; 3)прогресс формирования чувства постоянства предметов.
Деяравируюшие факторы: 1) ограничение моторного развития; 2) отношения с матерью (гиперопека, отсутствие эмоционального контакта, чередование пустоты и гиперопеки).
.4′ ^ -1 -л :1 з :.•;:; ^ : •’: -л::; 2.2:-: пз: 1) общая задержка психического развития; 2) формирование «-» личностных образований (тревожность, привязанность, недоверие). Следствием этого являются нарушения психосоматики.
Коррекция:
1. Формирование привязанности; постоянное общение;
2. Вызвать у ребенка интерес к окружающим предметам (поворачивать, встряхивать его, перемещать игрушку в разных направлениях).
3. Развитие двигательной активности у ребенка.
Авторы: Виннекот, Фигурин (ввел комплекс оживления), Эльконин, Выготский, Мухина, Обухова, Пиаже, Штерн, Гальперин, Лисина, Давыдов, Лейтес, Бауэр.
28. Основные достижения в развитии психики ребенка в раннем возрасте. Негативные образования в ситуации депривации, Коррекдионная работа. (1-3 года) .
Общение: в предметной деятельности через общение со взрослым создается основа для усвоения значений слов. Это период бурного развития речи. Если с ребенком общаться мало, то он будет отставать в развитии речи. Если наооборот, взрослый ловит каждое желание ребенка, то ребенок может долго обходиться без речи.
В этом возрасте дети начинают интересоваться друг другом.- Появляется потребность соревновательности, что обуславливает мотивацию к достижению. При этом развивается рефлексия на свои достижения.
Умственное развитие: 1) формируются соотносящие и орудийные действия. От соотнесения свойств предметов при помощи внешних действий ребенок переходит к зрительному соотнесению. 2) Возникает функция замещения — один предмет может использоваться в качестве другого (формируется знаковая или символическая ф-ция сознания).
Формирование личности; Ребенок осознает себя как отдельную персону, овладевает телом. Притязание на признание — формируется чувство гордости: стремление получить похвалу, затем появляется чувство стыда. Самопознание — ребенок узнает себя в зеркале. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей. Следовательно возникает стремление к самостоятельности. Отрицательное образование — негативизм вследствие кризиса 3-х лет. Ребенок ощущает свою способность сделать что-либо самостоятельно.
Новообразования:
1. Взаимоотношение ребенка с агрессией (либо справляется с ней, либо уходит в диструктивную агрессию);
2. Необходимо общение с отцом. В этом возрасте ребенок учится общаться не только с матерью, но и с отцом;
3. Произвольные действия в уме:
4. Навыки опрятности.
Депрнвнруюшпе факторы:
1. Ограничения сенсо-моторного развития;
2. Лишение речевой среды;
3. Гиперопеха или быстрый отрыв.
Отрицательные образования:
1. общая задержка по всем показателям»
2. Формирование стыда, зависимости, видения тела грязным, в результате чего формируется либо супераккуратность, либо неряшливость (Эриксон).
Коррекция:
1. Работа с родителями. Коррекция стиля их взаимоотношения.
2. Развитие моторики (игра с песком и водой, с полифункдиолнальными предметами: палки, тряпки).
Авторы: Эльконин, Выготский, Мухина, Фрейд. Лисина, Эриксон, Обухова, Пиаже.
30. Психологические особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста в условиях депривации.
Психическая депривация — это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного периода. Под понятием «психическая депривация» подразумеваются различные неблагоприятные влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях.
Чаще всего выделяют 4 формы психической депривации:
1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных-стимулов или их ограниченная изменчивость.
2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не даёт возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне (Лангмейер «Психическая депривация в детском возрасте).
3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): Недостаточная возможность для установления эмоц. отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи
4. Депривация идентичности (социальная); ограниченная возможность для усвоения
самостоятельной социальной роли.
Возрастные рамки дошкольного возраста — 3-6 лет. Ведущая деятельность данного возрастного отрезка — игра.
Депривируюшими факторами развития личности дошкольника могут быть:
— ограничение в игровой деятельности;
— ограничение в общении со взрослыми (особенно с матерью) и со сверстниками;
— неполная семья (отсутствие отца);
— родительские конфликты;
— авторитарный стиль воспитания ребёнка в семье.
В условиях депривации развитие личности ребёнка может иметь негативные новообразования:
1. Притязание на признание. При постоянных порицаниях ребёнка взрослыми дошкольник испытывает чувство вины и негативизм. Даль перечисляет ряд директив взрослых, которые оказывают на ребёнка отрицательное влияние:
— «Не живи» (глаза б мои тебя больше не видели и др.).
— «Не будь ребёнком» (плачешь как маленький) — ребёнок начинает играть роль маленького.
— «Не думай» (не рассуждай, а делай; яйца курипу не учат) — приводит к уходу от контакта с действительностью.
— «Не чувствуй» — (не трусь, не бойся) — приводит к психосоматическим заболеваниям.
— «Не будь лидером» (не высовывайся, в каждой бочке затычка) — страх за принятие к-л. самостоятельных решений.
2. Нарушения формирования «я — идеального» связаны с -идентификацией с отрицательными персонажами сказок; -с отсутствием идеала.
3. Осознание себя во времени: страх смерти.
4. Права и обязанности: Не осознаются групповые нормы, отсутствие умения играть по правилам, нарушение дисциплинарных правил и т.п.
5. Половая идентификация. Фрейд считал, что нарушение эдиповой стадии, существенно влияет на психическое развитие. Отсутствие родителя своего пола затормаживает идентификацию ребёнка.
6. Формирование негативных личностных образований (чувство вины, тревожность, заниженная
самооценка, трудности общения со сверстниками, агрессивность и т.п.). Коррекцию желательно проводить, используя игротерапию (Лендрет, Клейн); сказкотерапию (Захаров, Спиваковская) и психогимнастику (Чистякова, Хухлаева).
31. Психологическая готовность ребёнка к школе.
Готовность к школьному обучению в отношении умственного развития определяется по следующим факторам:
1. Диференциация восприятия. /Различение цвета, формы, отдельных деталей…/ :
2. Преднамеренная концентрация внимания. Произвольное внимание. •
3. Аналитическое мышление, /анализ, синтез, сравнение/.
4. Рациональный подход к действительности. /Ослабление фантазии/.
5. Логическое запоминание. /По существенным признакам/.
6. Интерес к работе с поставленной целью. /Мотивационная сфера, развитие квазипотребностей/.
7. Интерес к новому.
8. Овладение по слуху разговорной речью.
9. Развитие моторики руки.
10. Зрительно-двигательная координация. Эмоциональная зрелость:
1. Эмоциональная устойчивость. /Мало импульсивных реакций/.
2. Использование эмоциональной сферы для мотивации занятий. Социальная зрелость:
1. Потребность в общении с детьми.
2. Умение подчиняться интересам и требованиям группы.
3. Способность взять на себя роль школьника.
Керн /модификация Иирасика/ «Ориентировочный графический тест» диагностирует школьную зрелость. Включает в себя несколько субтестов:
1. Рисунок человека. По количеству деталей определяется уровень диференциации восприятия, интеллектуальный уровень, развитие моторики руки, эмоциональное состояние…
2. Задание: переписать фразу, н.: «Клей на столе». Опред. зрительно-двигательная координация, развитие моторики руки. ^. .
3. Задание: Перерисовать точки в определённой последовательности. / ; :.’
4. Тест на вербальное мышление. Вопросы: «Какое животное больше: лошадь или собака?»;
«Черешня, слива, груша, яблоки — что это?».
Общая готовность ребёнка к школе выражается в достижении ребёнком к моменту поступления, в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, которое создаёт необходимую основу для активного вхождения ребёнка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Общая готовность характеризуется определённым уровнем психического развития, которого достигает ребёнок к моменту перехода к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению:
• Мотивационная готовность, которая проявляется в стремлении ребёнка к обучению.
• Довольно высокий уровень познавательной и мыслительной деятельности.
• Овладение ребёнком элементарной учебной деятельностью.
• Определённый уровень волевого и социального развития.
Мухина В. С.: Перед поступлением в школу /в конце дошкольного возраста/ ребёнок представляет собой в известной степени личность:
он хорошо осознаёт свою половую принадлежность;
он отдаёт себе отчёт, какое место среди детей занимает;
находит себе место в пространстве и времени;
умеет строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
понимает, что оценка его собственных поступков и мотивов определяется не только его
собственным отношением к самому себе / «Я хороший»/, но прежде всего тем, как его поступки
выглядят в глазах окружающих.
Важнейшее достижение в развитии личности ребёнка — преобладает чувство «Я должен» над мотивом «Я хочу».
32. Психологическая характеристика младшего школьника.
I.. Возрастные рамки (6-7 — 10 лет). П. Ведущая деятельность: происходит смена с игровой на учебную деятельность.
Основными факторами развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками и с родителями. III. Основными новообразованиями, возникающими под влиянием ведущей деятельности
1. Содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий).
2. Планирование (внутренний план действий).
3. Происходит построение целостной связной познавательной системы ‘ (умение классифицировать, соотносить, анализировать).
4. Развитие трудолюбия (по Эриксону). IV. Изучению этого возраста большое внимание уделяли: Пиаже, Гальперин,
Давыдова, Мухина, Зеньковский «Психология детства», Немов «Учебная
деятельность», Фрейд, Эриксон, Демос-Рубинштейн «Самооценка школьников» и
др. V. Основные линии развития
1. Развитие восприятия, где Бэндлер выделял три основных способа получения информации, знания:
• Визуальная система — через видение картинок, наглядных пособий…
• Аудиальная система
• Кинестетическая система — почувствовать, ощутить, работа с раздаточным материалом, с муляжами и т.п.
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 156999
Количество таблиц: 10
Количество изображений: 0
… причин разного рода расстройств и нарушений в некоторых случаях составляет 50%” (Hartley, Robach&Abramowitz.1976). Массовая поп-психологическая литература как материальный носитель имморализма Среди психологов и философов сегодня популярна теория деятельностного подхода к человеку. Ее представители полагают, что знание о человеке не остается чем-то внешним для человека, изучающего его. Оно …
… падших, извращенных понятий. Тем не менее, поскольку эмпирические исследования и практические процедуры, причисляемые к христианской психологии, продолжают развиваться и расширяться, необходимо периодически проводить методологический анализ достигнутого состояния новой дисциплины. Методология как рефлексивный механизм науки, особенно современная, весьма гибкая общая методология, специально …
… условием необходимым, но отнюдь не достаточным для успешной практической работы. Практическая работа тоже может быть разной. Когда я начинаю говорить студентам о психологии личности, я говорю, что можно говорить о психологии личности, а можно говорить о личности, есть два разных дискурса, если воспользоваться модным нынче словом. В одной логике я могу рассказывать про то, как строится область …
… не столько к научно-теоретическому, логическому мышлению, в значительной мере формализующему психологическую информацию, сколько к мышлению ассоциативному, образному, символическому, созерцательному. При обучении психологии, как нам кажется, не столько объясняют, обобщают и заучивают, сколько улавливают, вчувствуются и выстраивают (моделируют) уже отработанные другими ходы понимания и стратегии …
Источник