Проблема развития ребенка в возрастной психологии

Одной
из главных проблем возрастной психологии
является вопрос о том, что больше
определяет психическое и поведенческое
развитие детей: созревание и
анатомо-физиологическое состояние
организма или влияние внешней среды.
Эту проблему можно обозначить как
проблему органической и средовой
обусловленности психического и
поведенческого развития человека.
С
одной стороны, это развитие, безусловно,
зависит от организма, от анатомо-физиологического
устройства человеческого мозга. Пока
достаточно не созреет мозг ребенка, у
него невозможно сформировать вербальную
речь и многие другие связанные с ней
способности. Аномалии в анатомо-физиологическом
состоянии организма, возникшие
генетическим путем или в результате
серьезного заболевания, сказываются
на психическом развитии, задерживая
его.
С
другой стороны, психическое и поведенческое
развитие организма зависит и от среды.
Однако точно сказать, в какой степени
психическое развитие ребенка на том
или ином его этапе зависит от организма
или среды, не представляется возможным.
В этом и заключается суть обсуждаемой
проблемы.
Вторая
проблема
касается влияния стихийного и
организованного обучения и воспитания
на развитие детей. Под стихийным обучением
и воспитанием понимается то, которое
осуществляется без сознательно
поставленных целей и продуманных методов
под влиянием пребывания человека в
обществе среди людей. Организованным
называется такое обучение, которое
целенаправленно осуществляется системами
образования. В этом случае четко
определены цели развития, программы и
методы обучения и воспитания детей.
Несомненно,
что человек психологически развивается
под влиянием стихийных и организованных
воздействий среды, но какое из них
оказывает большее воздействие на его
поведение, до сих пор остается
проблематичным.
Следующая
проблема:
соотношение задатков и способностей.
Ее можно представить в виде ряда частных
вопросов. Что такое задатки, от которых
зависит развитие способностей ребенка?
Входят ли в них только генотипически
обусловленные особенности организма,
или в их число следует также включить
некоторые приобретенные психологические
и поведенческие свойства человека? От
чего в большей степени зависит развитие
способностей ребенка: от имеющихся
задатков или правильно организованного
обучения и воспитания? Можно ли
сформировать высокоразвитые способности
у ребенка к определенному виду
деятельности, например музыкальные,
если он с рождения не имел для этого
выраженных задатков, скажем, абсолютного
слуха?
Четвертая
проблема
касается сравнительного влияния на
развитие эволюционных, революционных
и ситуационных изменений в психике и
поведении ребенка. Действительно, что
понимать под развитием: только то, что
представляет собой глубокие преобразования
революционного и эволюционного характера,
или также включать в него то, что
происходит под воздействием ситуации.
В этом и состоит суть четвертой проблемы.
Пятая
проблема
заключается в выяснении детерминант
общего психологического развития
ребенка. Что его в большей степени
определяет: возрастные изменения
личности ребенка или интеллектуальный
рост? Может ли сам по себе рост уровня
интеллектуального развития вести к
изменению личности ребенка, и наоборот;
способны ли личностные изменения влиять
на интеллектуальное развитие?
Все
перечисленные проблемы и вопросы
составляют круг проблематики возрастной
психологии, однако полного удовлетворительного
ответа на все эти вопросы в настоящее
время в науке не существует.
Связь
возрастной психологии с другими науками.
Возрастная психология тесно связана с
другими областями психологии: общей
психологией, психологией личности,
социальной, педагогической и
дифференциальной психологией.
В
общей психологии исследуются психические
функции — восприятие, мышление, речь,
память, внимание, воображение. В возрастной
психологии прослеживается процесс
развития каждой психической функции
на разных возрастных этапах.
В
психологии личности рассматриваются
такие личностные образования, как
мотивация, самооценка и уровень
притязаний, ценностные ориентации,
мировоззрение и т.д., Возрастная психология
отвечает на вопросы, когда эти образования
появляются у ребенка, каковы их особенности
в определенном возрасте.
Связь
возрастной психологии с социальной
дает возможность проследить зависимость
развития ребенка от специфики тех групп,
в которые он входит: от семьи, группы
детского сада, школьного класса,
подростковых компаний.
Целенаправленное
воздействие взрослых, воспитывающих и
обучающих ребенка, изучается в рамках
педагогической психологии. Возрастная
и педагогическая психология как бы
смотрят на процесс взаимодействия
ребенка и взрослого с разных сторон:
возрастная психология с точки зрения
ребенка, педагогическая — с точки зрения
воспитателя, учителя.
Помимо
возрастных закономерностей развития
существуют и индивидуальные различия,
которыми занимается дифференциальная
психология: дети одного возраста могут
обладать разным уровнем интеллекта и
разными личностными свойствами. В
возрастной психологии изучаются
возрастные закономерности, общие для
всех детей. Но при этом оговариваются
и возможные отклонения в ту или иную
сторону от магистральных линий развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Введение
Возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).
Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.
Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста.
Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.
Объект исследований – закономерности развития и формирования личности.
Предмет – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.
В данной работе ставится задача отразить уникальность каждого возрастного момента, рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется внимание онтогенетическому развитию человека Центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позиции самой личности.
Работа является результатом аналитической переработки литературы по проблемам методологических основ возрастной психологии. Что позволило получить знание основных закономерностей и особенностей развития детей, умение применения важнейших методов исследования, понимание важнейших категорий развития в концептуальном аппарате возрастной психологии.
В работе рассматриваются проблемы возрастной психологии в отечественной психологии. А именно, подходы к проблемам возрастной психологии С.Л. Рубинштейна.
В работе также рассматриваются идеи и исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.А. Венгера. А также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.
1. Возрастные особенности
Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека. «Онтогенез» человека — это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития.
У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждая ступень развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированное пути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия.
Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя в нем различные этапы — младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека. Подросток, например, — это ребенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитии подрастающего человека — это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Возрастные характеристики заключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода. Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. По мере этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность. В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерный для данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностью сохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательной жизни.
В итоге развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется личность — субъект практической и теоретической деятельности
2. Основные проблемы возрастной психологии
2.1 Категория возраста
Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста.
Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.
Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.
Психологический возраст — это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.
Первая попытка системного анализа возраста как категории принадлежит Л.С. Выготскому. В дальнейшем этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.
Выделяют следующие компоненты возраста.
1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).
Для каждого возраста в зависимости от ССР характерны типичные формы отношений и поведения.
2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.
«Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период». (Л.С. Выготский)
Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.
3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).
Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.
Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.
2.2 Закономерности психического развития
Следующей проблемой возрастной психологии считают проблему психического развития.
Психическое развитие – закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).
Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.
Существует несколько подходов к пониманию ведущего фактора в психическом развитии.
1. Биогенетическое направление.
Психическое развитие – результат преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет по законам биологического созревания организма. Определяющим фактором являются генетические предпосылки. Воспитание, обучение являются лишь внешними факторами, способными либо затормозить, либо ускорить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого подхода можно назвать Вильяма Прейера, Карла Бюлера, Стенли Холла.
2.Социогенетическое направление
Психическое развитие – результат влияния общества, социальной среды. Главное в человеке – его опыт, а опыт зависит от социальной среды.
Сторонниками этого подхода можно назвать таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане. Истоки таких взглядов можно увидеть еще в работах педагога XVII века Дж. Локка, который говорил, что ребенок это «tubule rasa» — чистая доска, и все зависит от взрослых, которые «пишут» на этой доске. К этому подходу можно отнести такое направление в психологии как бихевиоризм. Бихевиористы также считают, что в развитии человека все определяется научением.
Источник
Возрастная
психология решает широкий спектр задач
в различных сферах жизни. Каждая задача
связана с какой-то значимой научной
проблемой. Поэтому, освещая данный
вопрос, мы будем выделять задачи, которые
важны при решении основных проблем
возрастной психологии, выделенных Р.
С. Немовым (Немое,
Р. С. Психология
/ Р. С. Немов. Мм 1995. Т. 2. С. 7—9).
1-я
проблема:
органическая и средовая обусловленность
психического и поведенческого
развития.
Задачи:
Изучать
влияние анатомо-физиологических
характеристик организма человека
на психическое развитие в различные
возрастные периоды.Анализировать
влияние окружающей среды (физической,
социальной, культурной, экономической)
на психическое развитие и поведение
детей и взрослых людей.Исследовать
соотношение влияния организма и среды
на развитие конкретных психических
процессов и свойств на каждом возрастном
этапе.
я проблема:
влияние стихийных факторов и
организованного обучения и воспитания
на развитие детей.
Задачи:
Понимать
особенности влияния стихийных факторов
и степень восприимчивости детей к
этим влияниям на разных возрастных
этапах.Исследовать
закономерности психического развития
детей с целью оптимальной организации
учебно-воспитательного процесса в
учреждениях образования.Рассматривать
соотношение влияния различных
социальных институтов (семьи, школы,
внешкольных учреждений) на психическое
развитие детей.Разрабатывать
рекомендации по формированию у детей
способности осознанно и самостоятельно
выступать субъектами саморазвития.я проблема:
соотношение задатков и способностей.
Задачи:
Понимать,
чем определяются задатки детей.Изучать
и учитывать в учебном процессе задатки
детей, в связи с этим организовывать
для них различные виды деятельности.Иметь
точное представление о сензитивных
периодах для развития различных
психических функций и учитывать их
при создании условий для жизнедеятельности
детей.я проблема:
сравнительное влияние эволюционных,
революционных и ситуационных
изменений на психическое развитие и
поведение детей.
Задачи:
Исследовать
особенности резких, революционных
изменений в психическом развитии
людей в различные возрастные периоды.Изучать
и учитывать, как жизненные события
(ситуации) и их восприятие могут
отражаться на психическом развитии
детей и взрослых.Понимать,
какие процессы и свойства формируются
постепенно (эволю- ционно) и каким
образом можно содействовать их
развитию.я проблема:
соотношение интеллектуальных и
личностных изменений в общем психическом
развитии человека.
Задачи:
Исследовать
характер взаимосвязи между развитием
познавательной сферы и развитием
других сфер (мотивационной, волевой,
эмоциональной).Анализировать
и понимать психологические последствия
доминирования интеллекта в общем
психическом развитии человека.Разрабатывать
рекомендации по гармоничному развитию
различных сфер личности.
Безусловно,
выделенные выше задачи отражают не все
вопросы, решение которых значимо для
общества. Все задачи, условно говоря,
решают одну общую: понимать особенности
возрастного развития человека и
содействовать созданию оптимальных
условий для его полноценного развития
и гармоничной жизни на каждой возрастной
стадии.
4.
Метопы возрастной психологии
Научные
знания должны быть объективными, для
этого исследования необходимо
включать
7 шагов:
Формулирование
содержательных вопросов.Применение
научного метода.Выбор
условий для исследования.
Выбор
экспериментального плана для изучения
генетических изменений.Использование
подходящего метода сбора данных.Интерпретация
полученных данных.Формулирование
выводов и определение их применения
(Г. Крайг, 2002. С. 35—36)
Применение
научного метода предполагает
4 обязательных этапа:
Постановка
проблемы — исследователь должен
определить, что конкретно он собирается
изучить.Формулирование
гипотез в отношении предполагаемых
причин изучаемого явления —
исследователь должен предсказать
причины, которые, по его мнению,
вызывают интересующее его явление.Проверка
гипотезы — исследователь должен:
а) собрать данные; б) проанализировать
их, используя соответствующие
статистические критерии.Формулирование
выводов — учитывая результаты
предыдущего этапа, исследователь
должен сформулировать заключение
о тех причинных связях, которые
предполагались в исходных гипотезах
(Г. Крайг, 2002. С. 38—39).
Осуществление
данных этапов предполагает использование
различных методов, которые в
зависимости от целевого назначения
классифицируются на 5 групп.
группа
— организационные методы
— группа методов психологии, которые
определяют общий способ организации
психологического исследования. К
ним относят сравнительный, лонгитюдный
и комплексный методы. Сравнительный
способ (метод «поперечных срезов»)
организации исследования основывается
на сопоставлении данных разных
возрастных выборок. Лонгитюдное
исследование (метод «продольных
срезов») предполагает длительное
изучение интересуемого явления.
Комплексный метод предполагает
междисциплинарное изучение предмета.
Каждый
из данных методов имеет как преимущества,
так и недостатки.
группа
— эмпирические методы
— группа методов психологии,
позволяющая
получить первичные данные об
изучаемом явлении. Поэтому эмпирические
методы известны еще как «методы
сбора первичной информации». К
эмпирическим методам относят
наблюдение и эксперимент (которые
часто признаются основными
эмпирическими методами), а также
тесты, анкеты, опросники, социометрию,
интервью, беседу, анализ продуктов
деятельности, биографический метод
и др.
<3.
группа
— методы обработки данных
— подразумевают проведение
количественного (статистического)
и качественного анализа первичных
данных (дифференциация материала
по группам, сопоставление, сравнение
и т. д.).группа
— интерпретационные методы
— различные приемы объяснения
выявленных в результате обработки
данных закономерностей и их
сопоставление с ранее установленными
фактами. Выделяют генетический способ
интерпретации (анализ материала
в плане развития с выделением отдельных
фаз, стадий, критических моментов и
т. д.) и структурный способ (установление
структурной связи между всеми
характеристиками личности).группа
— методы психологического воздействия
— специфические приемы влияния
на психические явления с целью их
изменения в соответствии с поставленной
целью.
Использование
перечисленных выше методов в возрастной
психологии имеет свою специфику,
обусловленную содержанием решаемых
исследовательских задач.
Укажем
на некоторые особенности использования
ряда эмпирических методов в возрастной
психологии.
Метод
наблюдения
характеризуется систематическим и
целенаправленным восприятием и
фиксированием психических явлений в
определенных условиях. Принято различать
включенное и невключенное наблюдение.
Включенное характеризуется тем, что
наблюдатель вовлечен в деятельность
группы, за которой ведется наблюдение,
на правах ее члена. Невключенное, внешнее
наблюдение ведется со стороны. Оно
может быть как скрытым, так и открытым.
По степени стандартизации (формализации)
различают неформализованное
(полусвободное) и формализованное
наблюдение. Если в неформализованном
наблюдении фокусировка на эмпирические
индикаторы изучаемого явления нечеткая,
то в формализованном имеет место
чрезвычайно подробное выделение
единиц наблюдения, восприятие и фиксация
которых свидетельствуют о наличии
того или иного психологического явления
и его характеристиках.
Выделяют
также полевое и лабораторное наблюдение.
Соответственно и поведение
диагностируемых при наблюдении за ними
в лаборатории может значительно
изменяться.
При
использовании метода наблюдения
необходимо придерживаться следующих
требований:
□
должна
быть четкая программа наблюдения с
конкретизацией предмета изучения;
о
все результаты наблюдения должны
фиксироваться в соответствующей форме;
о
нельзя быть предвзятым к наблюдаемым
объектам (если у наблюдателя имеется
эмоционально окрашенная установка,
она может повлиять на восприятие
информации) и др.
В
возрастной психологии, как и во многих
других отраслях психологии, наблюдение
является одним из наиболее активно
используемых методов. Благодаря
своим возможностям он всегда доступен
педагогу. С другой стороны, если мы
заинтересованы в исследовании,
придерживаемся указанных выше требований,
подходим к наблюдаемым беспристрастно
и с позицией принятия, то этот метод
даст нам самую разностороннюю и
неискаженную информацию о развитии
детей.
Эксперимент
как психологический метод характеризуется
активным вмешательством исследователя
в изучаемый процесс (формирующий
эксперимент) либо воздействием
независимых факторов (констатирующий
эксперимент). Это один из основных
методов сбора первичной информации,
при котором исследователь планомерно
манипулирует одной или несколькими
переменными (факторами) и фиксирует
сопутствующие изменения в проявлении
изучаемого явления.
В
зависимости от условий проведения
различают лабораторный и естественный
эксперимент.
В
естественном эксперименте условия
задаются независимыми от исследователя
факторами. Исследователь лишь их
выделяет и учитывает. Ситуация
лабораторного эксперимента создается
исследователем.
В
возрастной психологии и педагогической
психологии может активно использоваться
формирующий эксперимент, который
не только позволяет изучить какие-то
психические процессы, но и повлиять на
уровень их развития.
Опрос
как метод психологии в возрастной
психологии используется в случае,
когда необходимо оперативно получить
информацию об интересующем явлении.
Однако следует помнить, что при
использовании этого метода часто
наблюдается так называемая «социальная
желательность» (когда индивид отвечает
не так, как на самом деле думает,
чувствует, а так, как принято, чтобы
выглядеть «в лучшем свете»).
В
возрастной психологии также активно
используются различные-виды тестов.
Тест
не нужно путать с опросом.
В
отличие от последнего, тест предполагает
какое-то испытание (задание), по
результатам выполнения которого и
выносится суждение о каком-то психическом
процессе (свойстве). И это задание не
всегда предъявляется в виде вопросов.
Например, человеку может быть предложено
что-то нарисовать или сложить из кубиков
узор и т. д.
Один
из видов тестов называется тестом
интеллекта, который позволяет оценить
уровень интеллектуального развития
конкретного человека на фоне средних
показателей для данной возрастной
группы (числовое значение выражается
коэффициентом IQ).
Личностные
тесты дают возможность получить
информацию об особенностях эмоциональной,
волевой, мотивационной сфер человека.
Одна из групп личностных тестов,
проективные методики, помогают
исследовать скрытые, неосознанные
психические явления через анализ так
называемых «проекций».
Проекция
— процесс и результат постижения и
порождения значений, заключающийся
в осознанном или бессознательном
перенесении субъектом собственных
свойств, состояний на внешние объекты;
осуществляется под влиянием доминирующих
потребностей, смыслов и ценностей
субъекта.
Для
анализа влияния характера межличностных
отношений на ход психического
развития могут использоваться различные
варианты
социометрической методики.
При этом должны учитываться возраст
исследуемых, цель изучения и другие
факторы.
Полученную
при помощи эмпирических методов
информацию часто называют «сырой»,
указывая тем самым на то, что для того,
чтобы делать какие-то выводы о результатах
исследования, ее необходимо обработать.
Для этого используются методы
обработки данных. В рамках возрастной
психологии при обработке данных
особое значение имеет анализ различий
при «срезах», сделанных в разное
время.
Получив
информацию с помощью методов сбора
первичной информации, часто стоит
задача выбора уместных и эффективных
методов воздействия на личность или
группу. При решении этой задачи важно
придерживаться установленных правил
и этических норм. В некоторых случаях
и при использовании специальных
методов психологическое воздействие
может оказывать только квалифицированный
специалист. Среди многообразия методов
психологического воздействия можно
выделить метод предъявления моделей,
беседу, дискуссию, тренинг и др.
Метод
предъявления моделей
основан на применении механизмов
психического заражения, внушения и
подражания. Метод может быть использован
как способ содействия развитию ребенка
через личный пример родителя (педагога)
или предъявление в качестве образцов
поведения других людей, персонажей
фильмов, произведений художественной
литературы, сказок, притч, анекдотов и
др. Благодаря своей образности и
эмоциональной насыщенности они выступают
в качестве достаточно сильных средств
воздействия. Эмоциональное заражение
— процесс, основанный на бессознательной
передаче от субъекта к субъекту разного
рода состояний. На основе эмоционального
заражения возникает подражание —
копирование поведенческих актов и
поступков другого человека. Внушение
— воздействие на психику человека,
предполагающее некритическое восприятие
им информации.
Беседа
может использоваться и как метод
воздействия, и как метод сбора информации.
Данный метод может быть полезен при
взаимодействии с любым человеком,
способным общаться. Беседа дает педагогу
важнейшую информацию о различных
аспекта жизни детей, касается ли это
разговора о семье с младшими
школьниками или разговора со
старшеклассниками о жизненных идеалах.
Дискуссия
как метод воздействия, предполагает
способность двумя сторонами
аргументированно рассматривать какую-то
проблему (вопросы) с целью ее (их)
разрешения. Очевидно, что данный метод
в возрастной психологии может быть
использован при соответствующем уровне
развития мышления у детей. Существуют
определенные правила для проведения
эффективных дискуссий (говорить по
очереди, не перебивая друг друга,
уточнять смысл сказанного собеседником,
предоставлять возможность высказаться
каждому участнику дискуссии,
периодически резюмировать сказанное
в группе). Преобладающим механизмом
воздействия здесь выступает убеждение
— процесс воздействия на суждения
собеседника силой логических
доказательств.
Тренинг
— метод воздействия, направленный на
создание новых психических образований
либо на развитие уже существующих.
Существуют разные виды тренинга:
функциональный (развитие основных
психических функций и процессов:
памяти, мышления, воли и т. д.); аутотренинг
(формирование и развитие навыков
психической саморегуляции);
социально-психологический тренинг
(тренинг общения, тренинг
социально-психологической сензитивности
и т. п.); тренинг личностного роста.
В ходе тренинга используются различные
упражнения, ролевые игры, психогимнастика,
участниками группы предоставляется
друг другу обратная связь.
Использование
методов психологического воздействия
для содействия личностному развитию
человека должно осуществляться с учетом
возрастных особенностей. Так,
например, если игровые элементы тренинга
могут использоваться
практически
с любыми
возрастными группами, то многие
рефлексивные упражнения
будут не эффективны, если мыслительные
процессы детей не достигли определенного
уровня развития.
Вопросы
и задания для самоконтроля
Чем
обусловлен всплеск исследований
возрастных особенностей психического
развития в конце XIX века?Какие
ученые внесли особый вклад в становление
возрастной психологии как науки?Почему
возрастную психологию можно считать
самостоятельной психологической
наукой?Приведите
примеры, когда хронологический возраст
не совпадает с психологическим.Перечислите
основные категории возрастной
психологии.Какие,
на ваш взгляд, задачи возрастной
психологии являются наиболее важными
для развития общества?Какова
специфика использования психологических
методов в возрастной психологии?Почему
методы психологического воздействия
требуют обязательного учета возраста?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник