Проблема развития ребенка в психоанализе

Проблема развития ребенка в психоанализе thumbnail

З. Фрейд
внес в психологию идею, что психологические
проблемы взрослой личности могут быть
выведены из ранних переживаний детства
и детский опыт оказывает неосознанное
влияние на последующее поведение
взрослого. На основе общих тезисов
психоанализа З. Фрейд сформулировал
идеи генеза детской психики и детской
личности: стадии детского развития
соответствуют стадиям перемещения зон,
в которых находит свое удовлетворение
первичная сексуальная потребность. В
этих стадиях отражаются развитие и
взаимоотношение между Id (Оно), Ego (Я) и
Super-Ego (Сверх-Я).

Младенец,
полностью зависящий от матери в получении
удовольствия, пребывает в оральной
фазе
(0-12
месяцев), характеризующейся быстрым
ростом. Оральная фаза развития
характеризуется тем, что основной
источник удовольствия и потенциальной
фрустрации связан с кормлением. Оральная
стадия состоит из двух фаз – ранней и
поздней, занимающих первое и второе
полугодия жизни и соответствующих двум
либидозным действиям – сосанию и укусу.
Первоначально сосание связано с пищевым
удовольствием, но постепенно оно
становится либидозным действием, на
почве которого закрепляются инстинкты
Id: ребенок и в отсутствии пищи иногда
посасывает свой большой палец. Этот тип
наслаждения в трактовке З. Фрейда
совпадает с сексуальным наслаждением
и находит предметы удовлетворения в
стимуляции собственного тела, поэтому
эту стадию называна аутоэротичной. Во
второй оральной стадии, с появлением
зубов к сосанию добавляется укус, который
придает действию агрессивный характер.
Но мать не позволяет ребенку кусать
свою грудь, даже если он недоволен или
расстроен, и его стремление к наслаждению
начинает вступать в конфликт с реальностью.

За
оральным периодом следует анальный (с
12-18 месяцев до 3 лет), во время которого
ребенок впервые научается контролировать
свои телесные функции. Либидо
концентрируется вокруг ануса, который
становится объектом внимания ребенка,
приучаемого к опрятности. Теперь детская
сексуальность находит предмет своего
удовлетворения в овладении функциями
дефекации, выделения. Здесь ребенок
впервые встречается со многими запретами,
поэтому внешний мир выступает перед
ним как барьер, который он должен
преодолеть, а развитие приобретает
конфликтный характер. На этой стадии
полностью образована инстанция Ego, и
теперь она способна контролировать
импульсы Id. Обучение туалетным привычкам
мешает ребенку получать удовольствие,
которое он испытывает от удержания или
выделения экскрементов, и в его поведении
в этот период появляются агрессия,
зависть, упрямство, собственнические
чувства. У него также развиваются
защитные реакции против копрофилических
тенденций (желание потрогать испражнения) –
отвращение и чистоплотность.

Следующая
фаза начинается в три года и называется
фаллической (3-5 лет). Она характеризует
высшую ступень детской сексуальности:
если до сих пор она была аутоэротичной,
то теперь становится предметной, т.е.
дети начинают испытывать сексуальную
привязанность к взрослым людям. Ведущей
эрогенной зоной становятся гениталии.
Фаллической стадии соответствует
зарождение таких личностных черт, как
самонаблюдение, благоразумие, рациональное
мышление, а в дальнейшем утрирование
мужского поведения с усиленной
агрессивностью. Для этой стадии характерны
также изучение половых органов и первые
игры с ними, детская мастурбация,
сексуальное любопытство, соревновательное
и честолюбивое чувства, но более всего
– эдипов комплекс, потому что первые
люди, которые привлекают внимание
ребенка, – его родители.

Самые
важные периоды в жизни ребенка завершаются
до 5-6 лет; именно к этому времени
сформированы все три главные структуры
личности. После пяти лет наступает
длительный период латентной детской
сексуальности (5-12 лет), когда прежнее
любопытство в отношении сексуальных
проявлений уступает место любопытству
по отношению ко всему окружающему миру.
Либидо не фиксировано, сексуальные
потенции дремлют, и у ребенка есть
возможности для идентификации и
построения Я-идентичности. Он идет в
школу, и большая часть его энергии уходит
в учение. Стадия характеризуется общим
снижением сексуальных интересов:
психическая инстанция Ego полностью
контролирует потребности Id; будучи
оторванной от сексуальной цели, энергия
либидо переносится на освоение
общечеловеческого опыта, закрепленного
в науке и культуре, а также на установление
дружеских отношений со взрослыми и
сверстниками за пределами семьи.

Приблизительно
с 12 лет, с началом подросткового периода,
когда созревает репродуктивная система,
сексуальные интересы вспыхивают вновь.
Генитальная фаза (12-18 лет) характеризуется
становлением самосознания, ощущением
уверенности в себе и способностью к
зрелой любви. Теперь все бывшие эрогенные
зоны объединяются, и подросток стремится
к одной цели – нормальному сексуальному
общению.

В
психоанализе осуществлено огромное
количество интересных наблюдений за
разными аспектами развития ребенка,
тем не менее, целостных картин развития
в психоанализе немного. Пожалуй, таковыми
можно считать лишь работы Анны Фрейд и
Э. Эриксона.

Следуя
традиции классического психоанализа,
концепция А. Фрейд представляла личность
состоящей из Id, Ego и Super-Ego.

Id,
в свою очередь, она делила на сексуальную
(либидо) и агрессивную (мортидо)
составляющие. Развитие либидозных
потребностей соответствует оральной,
анально-садистической, фаллической,
латентной, предпубертатной и пубертатной
стадиям. Соответствующие стадии развития
агрессивности проявляются в таких видах
поведения, как:

  • кусание,
    плевание, цепляние (оральная агрессивность);

  • разрушение
    и жестокость (проявление анального
    садизма);

  • властолюбие,
    хвастовство, зазнайство (на фаллической
    стадии);

  • дисоциальные
    начала (в предпубертате и пубертате).

Для
развития Ego А. Фрейд наметила приблизительную
последовательность развития защитных
механизмов: вытеснение, реактивные
образования, проекции и переносы,
сублимация, расщепление, регрессии и
т.д.

Важным
моментом развития самой психоаналитической
концепции является распространение А.
Фрейд идей 3. Фрейда на сознание, на
инстанцию Ego (а не только на бессознательное,
как в ортодоксальном психоанализе). Она
рассматривает развитие как процесс
постепенной социализации ребенка,
подчиняющийся закону перехода от
принципа удовольствия к принципу
реальности.

Шансы
ребенка вырасти психически здоровым
во многом зависят от того, насколько
его Ego
способно выносить лишения, т.е. преодолевать
неудовольствие. Для некоторых детей
любая отсрочка или ограничение в
удовлетворении желаний совершенно
непереносимы. Они отвечают реакциями
гнева, нетерпения, ярости, и любые
замещения желаемого отвергаются ими
как недостаточные. У других детей
ограничения не вызывают возмущения.
Что интересно, подобные установки,
возникая очень рано, сохраняются на
долгие годы

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Проблема развития ребенка в психоанализе

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ

В. Штерн попытался преодолеть односторонность прежних теорий и сформулировал теорию двух факторов. Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — наследственности и внешних условий среды.

Метафора:

Зерно, брошенное в почву, прорастает. Что это будет: пшеница, рожь, гречиха, другое растение — предопределено наследственностью. Но если это зерно попадет в неблагоприятные условия — засуху, заморозки, — оно не реализует свой потенциал и не прорастет. Наследственность определяет, что произрастет, в соответствии с планом развития, а среда создает условия для реализации этого плана.

Таким образом, можно сделать вывод, что все попытки свести закономерности развития к взаимодействию среды и наследственности потерпели фиаско. Возникла проблема определения значения активности и общения ребенка со взрослым. Решение этой проблемы было дано в рамках культурно-исторического подхода, развиваемого в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, А. В. Запорожца.

Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требования общества.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты.

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

У З. Фрейда можно выделить две концепции: двухфакторная теория и стадии психосексуального развития.

Структурная теория личности (двухфакторная) – конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требования общества.

В модели личности три компонента: «Оно»; «Я»; «Сверх-Я».

· Оно – носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений», иррациональный и бессознательный, подчиняется принципу удовольствия.

· Я – следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения.

· Сверх-Я – это критик, цензор и носитель моральных норм.

Требования к «Я» со стороны «Оно» и «Сверх-Я» несовместимы, в результате возникает внутренний конфликт, который решается с помощью защитных механизмов: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

З.Фрейд – все стадии психического развития человека связаны с сексуальным развитием.

1. Оральная стадия (от рождения до 1 года) – основной источник удовольствия связан с кормлением. Две фазы: 1) сосание (ранняя); 2) кусание (поздняя). Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка.

2. Анальная стадия(от 1 до 3 лет). Две фазы: либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставлют ребенка мысленно представлять себе зжапреты. Начниает формироваться «Сверх-Я».

3. Фаллическая стадия (3-5 лет).Главаня эрогенная зона – гениталии. Родители противоположного пола первые, кто привлекает внимание ребенка в качестве объектов любви. Полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я»

4. Латентная стадия (5-12 лет). Снижение полового интереса. «Я» контролирует «Оно». Энергия либидо переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.

5. Генитальная стадия (12-18 лет). Все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. Здесь «Я» борется против агрессивных импульсов «Оно».

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации. Другие механизмы порождают патологические характеры.

Главное достоинство концепции – главную роль в развитии человека играют не предметы, а другой человек.

Возникновению теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона (1904–1994) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейдаи создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Особое внимание он обратил на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества. Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития.

1. Младенчество (орально – сенсорная): базальное доверие / базальное недоверие. Кризис первого года связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2. Раннее детство (мышечно-анальная): автономия / стыд и сомнение. Охватывает второй и третий год жизни и совпадает с анальной стадией Фрейда. В этот период у ребенка развивается чувство автономности на основе овладения моторными навыками, психическими способностями, навыками чистоплотности. Если родители оказывают поддержку ребенку, не торопят его, не ругают за просчеты, то кризис протекает с положительным итогом своей самостоятельности.

3. Возраст игры (локомоторно-генитальная): инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Ребенок на этой стадии осваивает многие сложные психомоторные навыки (езда на велосипеде, лыжах, коньках), он придумывает игры, способен занять себя и даже быть помощником. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом.

4. Школьный возраст (латентная): трудолюбие / неполноценность. Это период обучения в школе, когда у ребенка особенно актуализированы познавательные способности, и он осваивает знания и навыки данного социума. Взрослые, поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов поддерживают в нем чувство трудолюбия.

5. Юность (кризис подросткового возраста): эго-идентичность / ролевое смешение. Идентификация Я означает обретение подростком своей индивидуальной тождественности. Подросток приобретает представления о себе в связи со своим прошлым, настоящим и будущем. Я – как индивидуальность. На этой стадии родители играют только косвенную роль. Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Проходят молодые люди 20-25 лет. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, а способность близости своего Я. Такое обретение себя в другом человеке может быть при построении семьи или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

7. Зрелость: продуктивность / инертность. Относится к возрасту 26 — 64 года. Основная проблема этой стадии — это выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность связана с заботой о будущем поколении, о понимании общечеловеческого контекста не только собственной жизни, но и жизни своих детей. Так, на этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.

8. Старость: целостность эго / отчаяние. Относится к возрасту от 65 лет до смерти человека. Эриксон считал, что для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Чувство интеграции Я проистекает из способности человека получить удовлетворение от прожитого, принятия себя со всеми удачами и промахами в прошлом как единого проявления своей личности. Подобная интеграция рождает мудрость, которая видит свое продолжение в детях или своем творчестве и не страшится смерти.

Отличия теории Э. Эриксона от теории З. Фрейда:

1. Восемь стадий Э. Эриксона не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения до глубокой старости;

2. В отличие от пансексуальной теории З. Фрейда развитие человека по Э. Эриксону складывается из трех автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития социального «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками;

Карен Хорни вошла в историю как автор оригинальной теории личности, в которой она анализирует социокультурные факторы, определяющие развтия ребенка.

Основные положения:

1. Отвергла идеи З. Фрейда относительно психологии женщины, особенно его утверждение о том, что ведущим фактором женского психоогического развития является зависть к пенису.

2. Социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида.

3. Поддерживала идеи Фрейда относительно решающей роли детских переживания для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

4. Главные потребности – безопасности и удовлетворённость. Удовлетворение подразумевает все биологические нужды. Безопасность – стремление быть любимым, желанным и защищенным.

Юнг – развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель – достижение высшей точки самости, целостности и полного единства всех психических структур.

Адлер – человеку от рождения присуще чувство общности, которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций.

Хорни – основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, коренной тревоги и порождаемое им стремление к безопасности.

А. Фрейд – придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2024; Нарушение авторских прав?; Проблема развития ребенка в психоанализе

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник