Проблема развития ребенка в отечественной психологии

Проблема развития ребенка в отечественной психологии thumbnail

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического и социального. К факторам психического развития относят также: движущие силы и условия психического развития.

Под движущими силами понимают те факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами. Это прежде сего потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это составляет условия психического развития ребенка. Условия развития – это те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, формируя его динамику и определяя конечные результаты. От условий психического развития ребенка зависят его индивидуальные особенности, психологические и поведенческие свойства, приобретаемые в процессе развития.

Области психического развития – это психологическое пространство, состоящее из элементов определенного качества.

Выделяют следующие области психического развития (типы развития):

  • психофизическая – включает внешние и внутренние изменения человека, достигнутый уровень интеллектуального и личностного развития;
  • психосоциальная – представляет собой изменение в эмоциональной и личностной сферах;
  • когнитивная – развитие и изменение познавательных процессов.

Биологические и социальные факторы развития

Биологические факторы включают в себя:

 — наследственные свойства

— врожденные свойства организма

   Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Прежде всего, по наследству ребенок получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств. Физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир относятся к  фенотипу
как совокупности всех признаков и свойств индивида, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа ВНД.  

    Наряду с наследственностью к биологическому фактору относится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения и др.). Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.

   Итак, биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значимые качества.

   Социальные факторы включают в себя:

 — социальная среда;

 — воспитание, обучение;

 — социализация.

Социальная среда – окружающая человека общественная ситуация, материальные, духовные условия его существования. Среду подразделяют на макро- и микросреду. Микросреда – это ближайшее окружение (семья, школа, сверстники). Макросреда предполагает идеи, ценности, установки, общественный строй.

   Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, особенности климата, растительности. Природная среда важна, но она не определяет развитие, ее влияние косвенное, опосредствованное (через среду социальную, через трудовую деятельность взрослых людей).

    Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка.

Воспитание и обучение – можно рассматривать как целенаправленный процесс, когда ребенок усваивает нормы и правила общества через влияние социальных институтов и как спонтанный процесс, когда ребенок усваивает, путем непосредственного наблюдение за межличностными отношениями окружающих, особенностями их поведения, нормы и стереотипы общества. Воспитание и обучение неотделимы от понятия «социализация».

Социализация – процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы, семьи, общества и т.д. Она включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы.

Выделяют следующие стадии социализации:

1) Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2) Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все ещё не устойчиво в мировоззрении и характере ребенка.

3) Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможны следующие исходы:

  • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
  • изменение себя, «стать как все»;
  • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4) Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5) Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Встает вопрос о соотношении биологического и социального в развитии. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Её основоположник В. Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка. По Штерну, психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.

Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) обусловлены наследственно больше, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда всегда «участвует» в развитии.

Источник

Под
движущими силами психического развития
понимаются факторы, которые определяют
собой поступательное развитие ребенка,
являются его причинами, содержат в себе
энергетические, побудительные источники
развития, направляет его в нужное русло.
Условия определяют собой те внутренние
и внешние постоянно действующие факторы,
которые, не выступая в качестве движущих
сил развития, тем не менее влияют на
него, направляя ход развития, формируя
его динамику и определяя конечные
результаты.

Основой
практически всех отечественных
педагогичес­ких концепций послужила
педагогическая антропология К.Д.
Ушинского (1824-1870). В ней утверждался
воспитываю­щий характер обучения,
деятельностная (деятельная) природа
че­ловека. К.Д. Ушинскому принадлежит
разработка категорий содержания и
методов обучения.

В
основе современных работ отечественных
психологов лежит концепция
культурно-исторического развития
психики человека Л.С. Выготского. В
своей теории автор ввел в психологию
учение о предмете и методе исследования
развития, взяв понятие психологического
возраста как единицы анализа развития.
На основе данной теории определяется
структура и динамика возраста в контексте
«социальной ситуации развития». В
результате чего все психологические
новообразования проявляются как особый
тип строения личности и ее деятельности,
впервые возникающие на данной стадии
развития. Динамика психического развития
по Выготскому является чередованием
стабильных и критических (кризисов)
периодов развития.

Это
позволило Л.С. Выготскому сформировать
культурно-историческую теорию развития
психики, понятийного мышления, ре­чи,
связи обучения и развития, где первое
должно опережать и ве­сти за собой
второе, понятие уровней развития, «зоны
ближай­шего развития» и многие другие
фундаментальные положения с той или
иной степенью полноты легли в основу
психолого-педагогических концепций
последних десятилетий. Концепция
деятельности М.Я. Басова, теория
деятельности А.Н. Леонтьева,
общеметодологическая разработка самой
категории деятельнос­ти (особенно в
плане субъектности) С.Л. Рубинштейном,
общеинтегративный подход к психике,
определение специфики ее раз­вития
в период взрослости, выделение особого
возрастного пери­ода – студенческого
возраста Б.Г. Ананьевым и другими
оказа­ли несомненное влияние на
психолого-педагогическое осмысле­ние
образовательного процесса, развитие
педагогической психо­логии.

Сформировавшиеся
в отечественной психологии в середине
те­кущего столетия теории, концепции,
трактовки учения, учеб­ной деятельности
(Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф.
Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
Л.В. Занков и др.) внесли неоценимый вклад
в осмысление научения как основной
движущей силы развития ребенка.

Кроме
перечисленного, в качестве движущих
сил развития отечественными психологами
рассматривалась:

  • взаимосвязь
    памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, В.Я.
    Ляудис), мышления (Ф.Н. Шемякин, A.M.
    Матюшкин, В.Н. Пушкин, Л.Л. Гурова),
    восприятия (В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер),

  • речевое
    развития (М.И. Лисина, Л.А. Венгер, А.Г.
    Руз­ская, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова),
    ре­чевого общения и обучение речи
    (В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев,
    В.А. Кан-Калик);

  • личностное
    развитие (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.С.
    Неймарк, B.C. Мухина);

  • определение
    стадий возрастного развития (П.П.
    Блонский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,
    Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский);

  • изучение
    особенностей умственной деятельности
    школьников и одаренности (А.А. Водалев,
    Н.С. Лейтес, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПсихология arrow Психология дошкольного возраста

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Следующая >

Посмотреть оригинал

Детская психология изучает возрастную динамику развития личности ребенка, психические процессы, их особенности на протяжении первых семи лет жизни. Предметом исследования являются изменения динамики, закономерности и свойства личности человека на этом этапе возрастного развития.

Развитие отечественной возрастной психологии связывают с исследованием И. А. Сикорского умственного утомления учащихся. Это первое экспериментальное исследование в возрастной психологии. В начале XX в. научные разработки возрастной психологии осуществлялись:

  • 1) П.П. Блонским, Е. Аркиным и другими с позиции биогенетического подхода;
  • 2) А. Залкиндом, А. Залужным и другими с позиции социогенети- ческого подхода;
  • 3) М. Басовым и др. с позиции теории двух факторов (наследственности и среды);
  • 4) Н.Н. Корниловым и П.П. Блонским, выдвинувшими задачи поиска новых подходов к разработке психологии развития.

Большой научный вклад внесли многие выдающиеся ученые (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Научные разработки в области возрастной психологии

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

Сеченов

Иван

Михайлович

(1829-1905)

Заложил фундамент к изучению психики детей. Доказал рефлекторную природу психического. Основываясь на генетическом подходе изучения психики ребенка, разработал вопрос развития самосознания ребенка. Показал особенности развития чувствительности и движений детей

«Рефлексы головного мозга»

Продолжение

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

Выготский

Лев Семенович (1896-1934)

Разработал вопросы: периодизации и динамики развития психики ребенка; соотношения обучения и развития; развития житейских и научных понятий; развитие речи и мышления и др.

В основе взглядов концепция культурно-исторического развития. Особенностью развития психики он считает создание особых средств-знаков. Такими знаками как своеобразными психическими орудиями является язык

«Проблемы психического развития ребенка», «История развития ВПФ»,

«Мышление и речь»,

«Этюды но истории поведения»,

Собрание сочинений в 6 т.

Блонский

Павел

Петрович

(1884-1941)

Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка. Придавал большое значение умственной активности и творческим силам детей. Он анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения

«Педология», «Очерки детской способности», «Память и мышление», «Развитие и мышление школьников»

Рубинштейн

Сергей

Леонидович

(1889-1960)

Разработал деятельностный подход в психологии и педагогике: психика человека формируется и проявляется изначально в практической деятельности и потому должна изучаться в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т.д.). Деятельность определяется своим объектом не прямо, а лишь опосредованно через внутренние специфические закономерности (цели, мотивы и т.д.). При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (педагогические и т.д.)

«Основы общей психологии», «Бытие и сознание»

Лурия

Александр

Романович

(1902-1977)

Вместе с Выготским и Леонтьевым разрабатывал культурно — историческую теорию человеческой психики. Особое внимание уделял проблеме социальной обусловленности мышления. Главные

«Этюды по истории поведения», «Об историческом развитии познавательных процессов», «Основы нейропсихологии»

Продолжение

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

теоретические и экспериментальные исследования посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций

Леонтьев

Алексей

Николаевич

(1903-1979)

Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и разработал общепсихологическую теорию деятельности. Провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающих механизм происхождения сознания и его роль в регуляции деятельности человека. Структуру деятельности (деятельность — действие — психофизиологическая функция) соотнес со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучал широкий круг психических явлений. Концепция деятельности Леонтьева стимулировала рост исследований в различных отраслях общей психологии, в том числе возрастной

«Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность»

Гальперин

Петр

Яковлевич

(1902-1988)

Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. В связи с этим выявил особенности освоения ребенком общественного опыта. Изучал проблемы соотношения обучения и умственного развития и формирование творческого мышления. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка

«Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий», «Введение в психологию»

Запорожец

Александр

Владимирович

(1905-1981)

Разрабатывал общеисихологи вескую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием произвольных действий

«Развитие произвольных движений»

Продолжение

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

ребенка, он выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. В последние годы разрабатывал теорию эмоций, как особого звена смысловой регуляции деятельности

Щелованов

Николай

Матвеевич

(1892-1964)

Изучал основные проблемы первенства развития слуха и зрения ребенка; развития ребенка до 3 лет; возникновения госиитализма в результате дефицита общения ребенка со взрослыми

«Воспитание ребенка раннего возраста», «Физиология высшей нервной деятельности»

Божович

Лидия

Ильинична

(1908-1981)

Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Изучала аффекты неадекватности, анализируя конфликты детей. Исследовала функции самооценки, уровень притязаний и идеалов в мотивационно-иотребностной сфере ребенка, а также пути формирования устойчивости личности. Вслед за Выготским выстраивала линию возрастного развития кризисов: новорожденности, 1-го года,

3 лет, 7 лет и подросткового возраста

«Личность и ее формирование в детском возрасте»

Менчинская

Нина

Александровна

(1905-1984)

Изучала закономерности усвоения знаний учащимися. Обосновала эффективные приемы работы над учебным материалом. Разрабатывала проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе

«Очерки психологии обучения арифметике»

Эльконин

Даниил

Борисович

(1904-1984)

Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии ведущей деятельности. Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слов.

С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявил ее роль в процессе развития ребенка. Разрабатывал теорию развивающего обучения учащихся начальной школы

«Детская психология», «Психология игры». «Психология обучения младшего школьника»

Продолжение

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

Давыдов

Василий

Васильевич

(1931-1994)

Изучал возрастную периодизацию, психологию детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Соотношение обучения и развития. Исследовал развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение им учебной деятельностью. Совместно с Элькониным разрабатывал теорию обучения на основе общепсихологической теории деятельности

«Детская психология», «Виды обобщений в обучении», «Теория развивающего обучения», «Психическое развитие в детских возрастах»

Петровский

Артур

Владимирович

(1924-2006)

Рассматривал личность через группу, через социум. Считал потребности в персонификации отправным пунктом анализа развития. Выделил 3 основных процесса, определяющих ход развития: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию.

В периодизации возрастного развития выделял эпохи детства, отрочества и юности

«Психология развивающейся личности», «Личность. Деятельность. Коллектив. Психологическая теория коллектива»

Фельдштейн

Давид

Иосифович

(1929-2015)

Изучает проблемы онтогенеза психического и личностного развития ребенка, подростка. Предложил возрастную периодизацию психического развития. Исследует общественно-полезную деятельность подростков, закономерности личностного, профессионального самоопределения подростков и юношества

«Трудный подросток», «Проблемы возрастной и педагогической психологии», «Психология становления личности»

Лисина

Майя

Ивановна

(1929-1983)

На основе общепсихологической теории деятельности рассматривала общение как коммуникативную деятельность. Потребность в общении считала самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. Мотивом деятельности общения считала партнера по общению.

В периодизации развития общения выделяла следующие формы:

  • ? ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (0—6 мес.);
  • ? ситуативно-деловое общение (6 мес,— 1 год);
  • ? внеситуативно-познавательное общение (3—5 лет);
  • ? внеситуативно-личностное общение (6—7 лет)

«Проблемы онтогенеза общения»

Окончание

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

Мухина

Валерия Сергеевна (р. 1935)

Разрабатывает концепцию становления самосознания личности на разных этапах онтогенеза, а также исследует проблему психологической коррекции развития личности в детстве

«Близнецы», «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», «Возрастная психология»

Большой вклад в научную разработку вопросов возрастной психологии вносят такие ученые, как Б.Д. Эльконин, В.Г. Степанов, Н.С. Лей- тес, В.И. Слободчиков и другие.

 

Посмотреть оригинал

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Следующая >

  • Идея социального государства в отечественной науке

    Интерес к идеи социального государства в России стал актуальным лишь в конце XIX — начале XX вв. Важным вкладом российских исследователей в теорию социального государства явились формулирование и обоснование права на достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением…
    (Социальное государство. Политические, правовые и социально-экономические факторы)

  • Место детской психологии в системе смежных наук

    Изучение психического развития ребенка возможно только при наличии предельно общих представлений о том, кто есть человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Такие представления дает «царица наук» — философия. Напомним, что психология первоначально возникла в рамках философии и долгое…
    (Детская психология)

  • Вклад в отечественную науку С.Г. Струмилина

    Станислав Густавович Струмилин (1877-1974)- видный российский экономист, академик, один из наиболее последовательных представителей идеи разумного планирования национальной экономики. С 1921 г. работал в Госплане, занимая в нем различные должности, от начальника отдела до заместителя председателя….
    (Отечественное наследие)

  • Отечественная наука управления сегодня (труды, идеи, взгляды)

    За последние годы в разработке этой важной темы наша наука достигла определенных успехов. Академик Л.И. Абалкин выпустил солидную монографию, посвященную истории российского предпринимательства, проблемам управления в экономической сфере Абалкин Л.И. Избранные труды. Т.З. Заметки о российском…
    (Философия управления)

  • Теории мотивации в отечественной науке.

    Большой интерес для изучения мотивации представляет опыт русской школы психологов во главе с крупнейшим отечественным психологом Л.С. Выготским. В исследовании «Учение об эмоциях» он сделад ряд интересных выводов. 1. В психике человека присутствуют два параллельных уровня развития — низший и высший,…
    (Сфера услуг)

  • НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ О МИФОТВОРЧЕСТВЕ

    «Докритический» период отечественной науки о мифе Античная мифология стала значимым явлением отечественной культуры (выполняя в ней религиозные, культурные, идеологические, образовательные и воспитательные функции) только в XVHI в. Для образованного человека петровской и екатерининской эпох античная…
    (Мифология)

  • «Докритический» период отечественной науки о мифе

    Античная мифология стала значимым явлением отечественной культуры (выполняя в ней религиозные, культурные, идеологические, образовательные и воспитательные функции) только в XVHI в. Для образованного человека петровской и екатерининской эпох античная мифология выступала громадным резервуаром образов,…
    (Мифология)

  • Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе других наук

    Каждый человек является членом какой-то группы или общества. Неразрывную связь человека с его окружением отмечают многие ученые. Еще Аристотель провозгласил, что «человек — это социальное существо». По мнению древнегреческого философа, социальная природа человека является главной в его жизни. Эта идея…
    (Социальная психология)

  • Социально-психологическое изучение личности в отечественной психологии

    Взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений отечественной психологии. Деятельностная теория и возможности ее использования в социальной психологии Деятельностная теория (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,…
    (Социальная психология)

 

Популярные страницы
  • Идея социального государства в отечественной науке

    Интерес к идеи социального государства в России стал актуальным лишь в конце XIX — начале XX вв. Важным вкладом российских исследователей в теорию социального…

  • Место детской психологии в системе смежных наук

    Изучение психического развития ребенка возможно только при наличии предельно общих представлений о том, кто есть человек и в чем состоят его сущностные…

  • Вклад в отечественную науку С.Г. Струмилина

    Станислав Густавович Струмилин (1877-1974)- видный российский экономист, академик, один из наиболее последовательных представителей идеи разумного…

  • Отечественная наука управления сегодня (труды, идеи, взгляды)

    За последние годы в разработке этой важной темы наша наука достигла определенных успехов. Академик Л.И. Абалкин выпустил солидную монографию, посвященную…

  • Теории мотивации в отечественной науке.

    Большой интерес для изучения мотивации представляет опыт русской школы психологов во главе с крупнейшим отечественным психологом Л.С. Выготским….

  • НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ О МИФОТВОРЧЕСТВЕ

    «Докритический» период отечественной науки о мифе Античная мифология стала значимым явлением отечественной культуры (выполняя в ней религиозные,…

  • «Докритический» период отечественной науки о мифе

    Античная мифология стала значимым явлением отечественной культуры (выполняя в ней религиозные, культурные, идеологические, образовательные и воспитательные…

  • Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе других наук

    Каждый человек является членом какой-то группы или общества. Неразрывную связь человека с его окружением отмечают многие ученые. Еще Аристотель провозгласил,…

  • Социально-психологическое изучение личности в отечественной психологии

    Взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений отечественной психологии. Деятельностная

Источник