Проблема развития ребенка в отечественной психологии
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического и социального. К факторам психического развития относят также: движущие силы и условия психического развития.
Под движущими силами понимают те факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами. Это прежде сего потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей.
Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это составляет условия психического развития ребенка. Условия развития – это те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, формируя его динамику и определяя конечные результаты. От условий психического развития ребенка зависят его индивидуальные особенности, психологические и поведенческие свойства, приобретаемые в процессе развития.
Области психического развития – это психологическое пространство, состоящее из элементов определенного качества.
Выделяют следующие области психического развития (типы развития):
- психофизическая – включает внешние и внутренние изменения человека, достигнутый уровень интеллектуального и личностного развития;
- психосоциальная – представляет собой изменение в эмоциональной и личностной сферах;
- когнитивная – развитие и изменение познавательных процессов.
Биологические и социальные факторы развития
Биологические факторы включают в себя:
— наследственные свойства
— врожденные свойства организма
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Прежде всего, по наследству ребенок получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств. Физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир относятся к фенотипу
как совокупности всех признаков и свойств индивида, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа ВНД.
Наряду с наследственностью к биологическому фактору относится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием лекарственных средств, алкоголя, курения и др.). Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.
Итак, биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значимые качества.
Социальные факторы включают в себя:
— социальная среда;
— воспитание, обучение;
— социализация.
Социальная среда – окружающая человека общественная ситуация, материальные, духовные условия его существования. Среду подразделяют на макро- и микросреду. Микросреда – это ближайшее окружение (семья, школа, сверстники). Макросреда предполагает идеи, ценности, установки, общественный строй.
Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, особенности климата, растительности. Природная среда важна, но она не определяет развитие, ее влияние косвенное, опосредствованное (через среду социальную, через трудовую деятельность взрослых людей).
Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка.
Воспитание и обучение – можно рассматривать как целенаправленный процесс, когда ребенок усваивает нормы и правила общества через влияние социальных институтов и как спонтанный процесс, когда ребенок усваивает, путем непосредственного наблюдение за межличностными отношениями окружающих, особенностями их поведения, нормы и стереотипы общества. Воспитание и обучение неотделимы от понятия «социализация».
Социализация – процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы, семьи, общества и т.д. Она включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы.
Выделяют следующие стадии социализации:
1) Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2) Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все ещё не устойчиво в мировоззрении и характере ребенка.
3) Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
- изменение себя, «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4) Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5) Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Встает вопрос о соотношении биологического и социального в развитии. Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Её основоположник В. Штерн. Он считал, что оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка. По Штерну, психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.
Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.
Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) обусловлены наследственно больше, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда всегда «участвует» в развитии.
Источник
Под
движущими силами психического развития
понимаются факторы, которые определяют
собой поступательное развитие ребенка,
являются его причинами, содержат в себе
энергетические, побудительные источники
развития, направляет его в нужное русло.
Условия определяют собой те внутренние
и внешние постоянно действующие факторы,
которые, не выступая в качестве движущих
сил развития, тем не менее влияют на
него, направляя ход развития, формируя
его динамику и определяя конечные
результаты.
Основой
практически всех отечественных
педагогических концепций послужила
педагогическая антропология К.Д.
Ушинского (1824-1870). В ней утверждался
воспитывающий характер обучения,
деятельностная (деятельная) природа
человека. К.Д. Ушинскому принадлежит
разработка категорий содержания и
методов обучения.
В
основе современных работ отечественных
психологов лежит концепция
культурно-исторического развития
психики человека Л.С. Выготского. В
своей теории автор ввел в психологию
учение о предмете и методе исследования
развития, взяв понятие психологического
возраста как единицы анализа развития.
На основе данной теории определяется
структура и динамика возраста в контексте
«социальной ситуации развития». В
результате чего все психологические
новообразования проявляются как особый
тип строения личности и ее деятельности,
впервые возникающие на данной стадии
развития. Динамика психического развития
по Выготскому является чередованием
стабильных и критических (кризисов)
периодов развития.
Это
позволило Л.С. Выготскому сформировать
культурно-историческую теорию развития
психики, понятийного мышления, речи,
связи обучения и развития, где первое
должно опережать и вести за собой
второе, понятие уровней развития, «зоны
ближайшего развития» и многие другие
фундаментальные положения с той или
иной степенью полноты легли в основу
психолого-педагогических концепций
последних десятилетий. Концепция
деятельности М.Я. Басова, теория
деятельности А.Н. Леонтьева,
общеметодологическая разработка самой
категории деятельности (особенно в
плане субъектности) С.Л. Рубинштейном,
общеинтегративный подход к психике,
определение специфики ее развития
в период взрослости, выделение особого
возрастного периода – студенческого
возраста Б.Г. Ананьевым и другими
оказали несомненное влияние на
психолого-педагогическое осмысление
образовательного процесса, развитие
педагогической психологии.
Сформировавшиеся
в отечественной психологии в середине
текущего столетия теории, концепции,
трактовки учения, учебной деятельности
(Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф.
Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
Л.В. Занков и др.) внесли неоценимый вклад
в осмысление научения как основной
движущей силы развития ребенка.
Кроме
перечисленного, в качестве движущих
сил развития отечественными психологами
рассматривалась:
взаимосвязь
памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, В.Я.
Ляудис), мышления (Ф.Н. Шемякин, A.M.
Матюшкин, В.Н. Пушкин, Л.Л. Гурова),
восприятия (В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер),речевое
развития (М.И. Лисина, Л.А. Венгер, А.Г.
Рузская, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова),
речевого общения и обучение речи
(В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев,
В.А. Кан-Калик);личностное
развитие (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.С.
Неймарк, B.C. Мухина);определение
стадий возрастного развития (П.П.
Блонский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,
Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский);изучение
особенностей умственной деятельности
школьников и одаренности (А.А. Водалев,
Н.С. Лейтес, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник