Проблема развития ребенка в интернате

Проблема развития ребенка в интернате thumbnail

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна»

Доклад

«Социальное развитие детей с умственной отсталостью,
воспитывающихся в детском доме-интернате»

Воспитатель: Смирнова Н.В.

п. Крылово

2019г.

Социальное развитие является одним из приоритетных направлений в формировании социально-бытовых умений и навыков, социальной адаптации и социализации к условиям социума. Социальное развитие происходит в процессе взаимодействия детей с ближним и дальним кругом человеческого окружения и рассматривается как основа формирования способов общения, ведущей деятельности, психологических новообразований, самостоятельности ребенка, личностных качеств, его общения со сверстниками. Социальное развитие направлено:

  • на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Ограниченные навыки процесса познания, слабое развитие речи, необычное или неуместное поведение, значительно затрудняют взаимодействие с окружающими. Обучение детей с умственной отсталостью социальным навыкам и межличностному общению, наравне с коррекцией проблем, вызывающих трудности социального развития, являются важнейшей задачей для их дальнейшей социально адаптированной самостоятельной жизни.

Цель социального развития детей с умственной отсталостью:

  • Развитие личности ребенка на основе ценностей социальной культуры, обеспечивающих овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции, творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах детской деятельности.

Реализация образовательной области «Социальное развитие» обеспечивается опорой на сквозные механизмы развития ребёнка: общение, игру, элементарный труд, познание, основы безопасности жизнедеятельности через специфичные виды детской деятельности.

Ведущее место в реализации образовательной области «Социальное развитие» занимает игра (сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная), как способ освоения ребёнком социальных ролей, развития качеств ребёнка, его творческих способностей.

Задачи социального развития детей с умственной отсталостью.

  • воспитывать самостоятельность в быту:

  • учить детей обращаться к педагогам за помощью, формировать навык опрятности;

  • учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми, учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой:

  • формировать навык аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом:

  • учить пользоваться носовым платком:

  • формировать навык раздевания и одевания, уходу за снятой одеждой, учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и зрительного контроля.

При реализации задач у детей с умственной отсталостью формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с умственной отсталостью общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в детском доме, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма. Дети могут оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог, воспитатель может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм- драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение. В работе по формированию социальных умений у детей с умственной отсталостью важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно- гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Воспитатели не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке, занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил. Развивать качества ребѐнка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

Наиболее типичные ситуации, где можно сформулировать простейшие алгоритмы поведения:

• аптечка;

• пользование общественным транспортом;

• правила безопасности дорожного движения домашняя электроприборами;

• поведение в общественных местах (театр, магазин) и др.;

• ведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества). На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство.

Особое место в социальном развитии занимает обучение детей элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает:

• организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно- бытового труда и труда в природе;

• ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду;

• обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;

• обучение уходу за растениями, животными;

Очевидно, что в отношении детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающихся в детском доме, необходимо сделать акцент на социальном развитии.  В  этом случае под социальным развитием понимаем комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных ребенком-инвалидом общественных связей и отношений. В более узком смысле социальное развитие подразделяют на социально-бытовую – комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие навыков самообслуживания у инвалида на уровне его возможностей и социально-средовую, включающую мероприятия по переоборудованию жилища, создание безбарьерной и безопасной среды жизнедеятельности. Социальное развитие  в детском доме для детей с умственной отсталостью включает в себя:

1)  защиту и охрану прав детей;

2) создание и улучшение доступной и комфортной среды жизни; 3)  формирование социальных навыков, навыков общения, дающих ребенку социальную независимость, культуры речи и поведения; 4)  социокультурную реабилитацию (экскурсии, досуговая деятельность, кружковая работа, праздники);

5)  трудовую реабилитацию (дежурства по столовой, работа на участке, уход за одеждой и обувью);

6)  формирование здорового образа жизни.

Отражением уровня и качества социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома может считаться показатель самостоятельности в дальнейшей взрослой жизни, который в настоящее время очень низок. Эффективность реабилитационных мероприятий среди детей-инвалидов должна определяться состоянием организма и общего здоровья, обеспечивающего оптимально возможную саморегуляцию, согласованное взаимодействие и равновесие между его функциями и внешней средой. Для того, чтобы двигаться в этом направлении, ребенок-инвалид должен быть способен определить и реализовать свои потребности, адаптироваться к условиям окружающей среды. Однако воспитанник детского дома для умственно отсталых детей не всегда может определить свои потребности, не понимает источник своего дискомфорта, поэтому считаем целесообразным говорить об индивидуализации социальной реабилитации указанной категории детей. Индивидуализация включает особый подход для каждого ребенка, применение своей и только своей индивидуализированной системы социальной реабилитации с учетом возраста, пола, состояния здоровья, поскольку коллективный подход  к воздействию неэффективен. Содержание социальной реабилитации должно быть индивидуализированным, поскольку дети с одним и тем же диагнозом имеют разный уровень развития и сформированности социальных навыков. Прежде, чем конкретизировать работу нужно ответить на вопрос: что нужно данному ребенку для того, чтобы стать частью социума и как этого добиться? Мы ни в коем случае не говорим о том, что ребенок-инвалид должен соответствовать современным требованиям общества – это устаревший и неправильный подход, который ущемляет права детей, – общество должно принимать любого ребенка-инвалида на его условиях. Тем не менее, воспитанники детских домов должны знать, как устроен мир людей (открытый социум). Этот процесс сложен для умственно отсталых детей в детском доме, поэтому социализация может быть достигнута только специальными мерами, которые  определяются индивидуальной программой социальной реабилитации. В свою очередь, индивидуальная программа социальной реабилитации разрабатывается на основе тщательного изучения психофизических возможностей ребенка и с учетом соблюдения следующих принципов:

  1. Изучение всех воспитанников (знание особенностей каждого ребенка предполагает, что дети должны получать оптимальную нагрузку с учетом диагностических показателей, полученных при изучении каждого из них).

  2. Всесторонность изучения  (изучение ребенка в различных условиях: в учебной, игровой, трудовой, т.к., только стойкие, неоднократно проявляющиеся в различных видах деятельности, признаки можно считать характерными).

  3. Дифференцированность оценки обнаруженных особенностей (учитываются: особенности возраста, характера, индивидуальные различия).

  4. Комплексность изучения (сопоставление данных, полученных всеми специалистами).

  5. Динамичность изучения (рассматриваются проявления ребенка в аспекте развития; динамика развития предполагает выявление не только достижений, но и то, чем ребенок может овладеть с помощью педагога). Обязательный анализ причин различных проявлений аномального развития ребенка. Планомерный характер изучения ребенка (позволяет не только установить характер и причины дефекта, но и определить средства борьбы по их преодолению).  Прогностический характер предполагает выбор средств, методов, приемов, применение которых приведет к реализации программы социальной ркабилитации.

Уровни развития воспитанников настолько разнообразны, что невозможно планировать единые реабилитационные мероприятия для всех. Например, одного ребенка надо научить самостоятельно ходить, а другого – пользоваться деньгами; одному нужна экскурсия на почту, поскольку он поддерживает отношения с родственниками, а другому – научиться ориентироваться в пределах здания детского дома. Различное содержание индивидуальных программ детей предполагает единую цель – максимально возможную социализацию ребенка. Таким образом, говоря об индивидуализации социальной реабилитации детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающегося в детском доме, необходимо помнить о специфике учреждения. Она обусловлена теми социальными лишениями, которые возникают в связи с отсутствием семьи и приводят, как правило, к психической депривации ребенка. Поэтому важным фактором  работы коллектива детского дома является организация замещающей среды, которая компенсировала бы каждому ребенку предшествующий, ущербный для них, период развития, способствовала восстановлению их обучаемости и воспитанности. Понимание этих вопросов повышает эффективность целенаправленного процесса социальной реабилитации воспитанников. Дети начинают лучше ориентироваться в окружающей жизни, глубже понимают происходящие вокруг события, уверенней чувствуют себя в общественных местах; снижается уровень тревожности у большинства детей, активизируются взаимоотношения умственно отсталых детей со сверстниками.  Самый лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

Источник

Наталия Кладова
Проблемы социальной адаптации воспитанников школы-интерната и пути их решения

Вчерашнему выпускнику школы интерната необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники школы – интерната чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными.

На первом месте стоят задачи социальной адаптации воспитанника, выпускника школы — интерната. Социальная адаптация в виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия. Ребенок, воспитываемый вне семьи или ограниченный в умственном развитии не может сам выделить и осознать, усвоить звенья социальных структур, позволяющие поддерживать комфортное существование в социальной среде, а также реализовывать потребности и цели. Поэтому социальная адаптация является важной задачей обучения и воспитания ребенка, находящегося в школе — интернате.

Проблемы трудовой, а также бытовой и психологической адаптации выпускников школ- интернатного типа являются довольно частым явлением. Выпускники школы-интерната часто меняют места работы и неудовлетворенны зарплатой; у них возникают трудности при общении с коллективом, отстраненность от участия в жизни предприятия. Основные проблемы появляются при неправильном распределении бюджета и рациональном ведении хозяйства.

Задача программы школы-интерната – формирование знаний и умений, а также навыков, которые сопутствуют социальной адаптации выпускников, повышение уровня общего развития воспитанников, всесторонняя их подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Воспитанники школы-интерната ограничены в возможностях полноценного участия в общественной жизни. Задачей нашей школы является создание таких условий обучения и воспитания, которые помогут самореализации выпускников с максимальной пользой и приобщат их к активному участию.

1. Правовая социализация.

Дети, особенно подростки, в нашей стране считаются самой незащищенной группой. Их права нарушаются намного чаще, чем у людей старшего возраста. Именно поэтому дети должны научиться защищать свои права.

Занятия по правовой социализации направлены на приобщение воспитанников к социальной жизни, на усвоение знаний и ценностей, а также норм, установок и образцов поведения, которые присущи данному обществу. Способствуют становлению воспитанника личностью, способной жить, работать и общаться в обществе.

Занятия позволяют детям получать представление о правах человека, о документах, законах и обязанностях. Воспитатель объясняет детям, куда им можно будет обратиться, если их права нарушаются.

Цель: Подготовка воспитанников к полноценной жизни в правовом государстве и гражданском обществе.

Задачи:

— подготовить воспитанников к самостоятельной жизни с осуществлением конституционных прав и обязанностей, к защите своих нарушенных прав;

— формировать ответственность за возложенные на них обязанности, как на граждан;

— формировать основы правосознания с пониманием необходимости соблюдения законов и с неотвратимостью наказаний за нарушения;

— помощь в овладении знаниями, навыками и умениями поведения.

2. Профессиональное самоопределение воспитанников школы — интерната.

Воспитанники школы-интерната, особенно выпускники, должны определиться с выбором профессионального пути. Считаю необходимым ориентировать детей на осознанный выбор профессии, а также на самостоятельность, ответственность в принятии данного решения.

Цель: Приобретение воспитанниками тех знаний и умений, которые необходимы при выборе профессии, при продвижении в процессе принятия решения о выборе профессионального пути.

Задачи:

— обогатить представления детей о разнообразном профессиональном мире;

— выявление интересов, их склонностей и индивидуальных способностей;

— развитие свойств личности, которые являются необходимыми для трудовой самостоятельной деятельности, для честности и предприимчивости;

— формировать представления о практическом применении приобретенных знаний, умений, навыков в определенной сфере;

— Развитие трудовой дисциплины воспитанников и их профессиональной зрелости.

3. Безопасность жизни.

Занятия проводятся с детьми разных возрастов с учетом их возрастных особенностей и уровня развития.

Курс занятий позволяет воспитанникам получить представление о собственном здоровье, о пользе ведения здорового образа жизни, о существующих опасностях в жизни, о прогнозировании и избежание опасных ситуаций.

Цель: Организация безопасности жизнедеятельности воспитанников, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

— научить воспитанников соблюдению правил поведения на дорогах и в транспорте, также в лесу, дома и на воде;

— ознакомить с правильным и аккуратным использованием бытовой техники;

— научить оказанию первой медицинской помощи;

Занятия проводятся при помощи форм работы,в которые входят: рассказы воспитателя, просмотр соответствующих тематике видеофильмов, проведение экскурсий, конкурсов, викторин, практических занятий, целевых прогулок, походов и игр.

4. Культура поведения воспитанников и их общения.

Воспитанники школы-интерната мало знают об окружающем мире, имеют повышенную психическую истощаемость и эмоциональную неустойчивость.

В детстве, когда у детей закладываются основы личности, они находились в таких условиях, где недоедали, спали в грязной постели, запечатлели в своей эмоциональной памяти алкоголизм родителей, своеобразные отношения между людьми.

Для них является нормой эмоциональная холодность, а также отсутствие навыков общения и скованность. Воспитанники школы — интерната растут в особом мире, который является полуизолированным от реального. В результате, при вступлении в самостоятельную, взрослую жизнь, у них появляются трудности при общении с людьми, сформировывается некоммуникабельность и неприятие себя как личности.

Цель: Нравственное воспитание и развитие личности воспитанника.

Задачи:

— сформировать представления о нравственных нормах общения, выработать навыки этического поведения.

— формирование культуры общения посредством речи.

— развивать коммуникативные качества.

Методы проведения занятий: беседы проводятся в виде диалогов, творческие задания способствуют расширению кругозора ребенка, тестирование и анкетирование подводят результаты о проделанной работы, анализ художественных текстов обогащает знания ребенка.

Источник