Проблема развития ребенка средствами музыки и ритма
Оксана Барангулова
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности
Проблема развития чувства ритма является важной проблемой педагогической теории и практики. Считается, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего.
Ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки — одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б. М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства», возникает задача воспитания «чувства ритма вообще».
Однако надо помнить, что как нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки для активизации ритмического чувства детей, так же нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которые дети не могут осознать, охватить целиком.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.
Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки.
Музыкально – ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности с неисчерпаемыми возможностями по развитию чувства ритма у дошкольников.
Ритм в музыке и ритм в пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – движение. Важно воспринимать музыку не только через слух, но и всем телом, это увеличивает музыкальные переживания.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Без развития чувства ритма дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. Перед ребёнком встаёт стена непонимания. Ему трудно проявлять музыкально-творческое мышление и ассоциативную фантазию. Без развития чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено.
Изучив опыт ведущих педагогов –музыкантов, проанализировав результаты диагностического обследования возникли предпосылки к проблеме: слаборазвитое чувство метроритма воспитанников, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений, что позволило работу по данной теме.
В поиске средств решения задач, был сделан вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при обучении с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников. Данный подход способствует реализации следующих педагогических функций: познавательной, креативной, эстетической, коммуникативной.
Для развития чувства ритма весьма интересны и плодотворны речевые упражнения, ритмодекламации. вокально-двигательные разминки, музыкально- ритмические упражнения,
Целесообразно применять также чисто ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног, а также ударных музыкальных инструментов. Развивая чувство ритма у детей необходимо большое внимание уделять музыкально-дидактическим играм и ИКТ, направленным на развитие этой способности.
Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты для речевых игр просты, соответствуют возрасту дошкольников, легко запоминаются. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращается в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.
Развивая у детей чувство ритма, необходимо уделять внимание музыкально- ритмическому движению, которое является важным средством развития ритмического чувства у дошкольников. В основе музыкально- ритмических упражнений лежат те элементы музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Я перед собой ставила задачу: научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метро-ритмические особенности.
Для развития чувства ритма на занятиях целесообразно использовать все виды музыкально- ритмических движений – музыкально- ритмические упражнения, музыкальные игры (сюжетные и несюжетные, игры под пение, хороводы и пляски. Музыкальное движение – средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти.
Развитие чувства ритма – способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
В работе над ритмом очень помогает наглядный материал. Наглядность – это эффективное средство познания объективной действительности, которое не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, зрительное внимание, активизирует процесс запоминания. Углубляет и облегчает восприятие музыкального ритма использование зрительных образов (карточки, ритмосхемы).
Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет поднять на новый уровень качество демонстрационного материала, наглядных пособий, дидактических игр и упражнений.
Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности.
Для развития чувства ритма при слушании музыки можно использовать:
• Тактильное уподобление (младший возраст). Педагог в ритме музыки касается руки ребёнка.
• Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – дирижерские жесты, мелкая моторика, ритмопластика.
• Оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.
• Творческие ритмопластические импровизации.
Для развития чувства ритма при пении можно использовать следующие упражнения:
• Прохлопывание ритма ладошками, палочками.
• Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.
• Пение по ритмическим картинкам.
• Ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).
• Хлопки по кругу. (например игра «Зеваки и торопыги» — Картушина)
• Подыгрывание попевок на детских музыкальных инструментах, передавая их ритмический рисунок.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Применение ИКТ помогает:
— сделать НОД эмоционально насыщенной, наиболее наглядной;
— предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
— обладает стимулом познавательной активности детей;
— позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка,
— стимулирует непроизвольное внимание детей.
Заключение
Подводя итоги можно, с уверенностью сказать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников.
В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее. Речь дошкольников более развита, вследствие, этого они не боятся общаться со сверстниками и со взрослыми, выступать перед зрителями.
Список литературы
1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю. Б. Алиев Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. – 352с.
2. Волкова Г. А. Логоритмическая ритмика: Учеб для студ высш. Учеб заведения – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 – («Коррекционная педагогика», реком. Министр. Образования РФ)
3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005. – 73с.
4. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. В помощь музыкальным руководителям
Источник
Ольга Болучевская
Из опыта работы «Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников»
Выступление по теме: «Музыкально- ритмические движения, как средство развития чувства ритма у дошкольников»
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме — ритмических упражнениях и играх.
Движение под музыку — один из самых привлекательных для ребенка видов деятельности. Если исходить из того, что все дети способны к музыке и движениям и, что у всех изначально есть желание двигаться, выражать себя в пластических импровизациях, то остается одна проблема: где найти такой простой, доступный и вместе с тем привлекательный репертуар, который бы не требовал длительного разучивания, а был бы воспринят ребенком практически сразу и с радостью.
Еще одна проблема – улучшение качества движений. Решение ее в немалой степени зависит от того, под какую музыку двигаются дети. В области музыкально- ритмических движений требования доступности музыкального репертуара тесно соотносятся с требованиями доступности художественно-образного содержания музыки, используемой в танцах, хороводах, музыкально- ритмических упражнениях, сюжетно-образных движениях. Основное внимание при отборе репертуара должно уделяться яркости, динамичности музыкальных образов, способных побудить ребенка к двигательной активности.
В образовательной программе дошкольного воспитания и обучения в детском саду, по которой работает наше дошкольное учреждение, система работы с МРД изложена четко и последовательно; дан список рекомендуемого репертуара, проверенного многими поколениями музыкальных руководителей. Но меняется время, меняются дети и нам надо идти в ногу со временем. Поэтому встает проблема обновления содержания репертуара музыкальных игр, танцев, композиций.
Постановка танцев представляла для меня некоторые затруднения. Я стала думать, как же можно решить эту проблему. А решить эту проблему мне помогает «Танцевальная ритмика для детей» Т. И. Суворовой, которая меня очень заинтересовала. Программа состоит из шести книг, каждая из которых представляет собой особую ценность. Книги находятся у меня в электронном виде вместе с музыкальным приложением. Здесь очень хорошо подобран материал для использования музыкальными руководителями, руководителями физического воспитания дошкольных учреждений и преподавателями ритмики в начальных классах школ.
«Там где для детей польза, там должно быть и удовольствие» — девиз педагогической технологии Т. И. Суворовой.
Начав работу с данной технологией, я поняла, что она очень интересна детям. Дошкольников привлекает яркая музыка, иногда непривычная для детского слуха. Так, например, горячо любимое детьми музыкально- ритмическое упражнение «Стирка» (пьеса «Турецкий базар») вызывает массу положительных эмоций. Эта технология отличается жанровым многообразием.
Ее музыкальная часть характеризуется широким диапазоном направлений и стилей: используется народная музыка, классическая, джазовая, эстрадная и, конечно же, детская музыка. Дети в композициях Т. Суворовой «окунаются» в «живую музыку», а благодаря танцевальной аранжировке этот музыкальный материал играет новыми красками, обогащая и расширяя кругозор детей, воспитывая хороший вкус. Композиции, которые предлагает Т. Суворова настолько доступны детям, что не приходится учить долго и неэффективно, а это очень важно.
Технология удобна в работе благодаря современному методическому обеспечению: методическая литература (программа танцевального кружка «Непоседы», методические пособия — музыкальные и нотные приложения, (описание танцев и упражнений, фото и видео материалы.
В «Танцевальной ритмике» соблюден принцип вариативности: возможность использования «живой» фортепианной музыки и ее аранжировки, что обогащает и расширяет кругозор детей.
Следующий немаловажный момент – это доступность танцевальных движений. Музыкально- ритмические движения, подобранные Т. И. Суворовой, доступны подавляющему большинству детей. Это позволяет музыкальному руководителю и детям экономить силы и время на освоение композиции. Необходимо лишь выучить последовательность и отшлифовать качество.
При желании возможна совершенно безболезненная корректировка уровня сложности движений.
Думаю, эти аргументы убедительно свидетельствуют о необходимости внедрения «Танцевальной ритмики» в комплексные программы дошкольного образования.
Технология Т. И. Суворовой охватывает все аспекты музыкально- ритмических движений такие как: упражнения («Упражнение для рук», упражнение на перестроение «Тридцать три коровы», «Капельки»); упражнения с предметами, этюды («Веселый тренаж»); танцы и пляски; характерные танцы («Танец медведей», «Танец пингвинов», «Танец бусинок»); хороводы и игры.
Преимущество технологии Т. И. Суворовой в том, что она стимулирует собственное творчество музыкального руководителя и детей, предлагает новые формы организации праздников (например, фестивали спорта, танцев и дошкольных талантов, интересные идеи костюмов и аксессуаров для танцев.
Дети с удовольствием разучивают предлагаемые композиции. Улучшается их координация, выразительность движений, чувство ритма. Радует возросшее у старших дошкольников чувство ответственности и переживания за успех общего танца. Хочется отметить положительную реакцию родителей на праздничные выступления детей.
Таким образом, мы видим, что технология Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика» органично вписывается в практику работы ДОУ, в том числе и в программу ДОУ. Использование современных программ, технологий, методик – это залог успешного музыкального развития дошкольников.
Программа включает в себя следующие разделы:
1. «Музыкально- ритмические рисунки» (тренаж)
Подобные упражнения следует включать в начало занятий, т. к. их исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого настроения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать те или иные танцевальные движения.
2. «Парные и круговые пляски».
Это, пожалуй, незаменимый материал для проведения развлечений, утренников, новогодних «елок» и т. п. Предлагаемый репертуар также отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста, универсальностью с точки зрения включения в любую праздничную программу.
3. «Сюжетные и характерные танцы». «Танцы-игры»
Это готовый репертуар для детских праздников. Эти танцы отличаются доступностью, легкостью освоения детьми с разной подготовкой. Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении данного репертуара детьми, важно обратить внимание на выразительность мимики и движений.
4. «Наше наследие».
Лучшие разработки по ритмике для дошкольников собраны в этом разделе. Они не потеряли своей актуальности и сегодня. Они также нравятся детям, как и 20-30 лет назад и пользуются большим успехом у зрителей.
Музыкальные композиции Т. И. Суворовой отличаются высочайшим качеством отбора и записи музыки, что особенно ценно, простотой танцевальных движений, что позволяет без напряжения, щадя психику и здоровье воспитанников, с удовольствием разучивать их и использовать на праздниках и в быту.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО РИТМИКЕ
Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в музыкальном зале, под сопровождение фортепиано и под фонограммы детских песен, и современных танцевальных мелодий. Занятия при этом получаются разнообразными. Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения).
Затем следует «основная» часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). Видео
Далее идет оздоровительная часть. Программу развития музыкально- ритмических движений я считаю необходимым дополнить системой музыкально-оздоровительной работы в детском саду, ещё и потому что это очень помогает мне решать задачи основной адаптированной программы ДОУ при работе с детьми с ОВЗ. Автором — составителем книги, которую я использую в системе музыкально-оздоровительной работы, является О. Н. Арсеневская. Это динамические упражнения «Осенняя разминка», «Мы на лыжах в лес идем», «По дорожке», «Прогулка в зимний лес», «Ну а снег летит, летит», комплекс дыхательной гимнастики (проводить ее надо очень осторожно) «Насос» (Накачиваем шины, «Повороты головы» (Вправо-влево, «Шелестит листва», «Ветерок» (на развитие длительного выдоха). Дети очень любят игровой массаж тела — «Зайка», «Гусенок Тимошка», «Осень», «Веселый музыкант», «Капуста», «Хлоп-хлоп», «Дождь». На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку — слова пропеваются или ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном. Дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Кроме того, массаж поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Также я использую речевые игры — «Листопад», «Снег», «Снеговик, которые имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Выразительная разговорная речь, тесно связанная движением, музыкальной интонацией, становится тем самым мостиком, который связывает движение и музыку.
Далее — активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или затеять мини-дискотеку. Видео
После чего детям требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульчиках, или лежа на ковре. Можно устроить полный «релакс» под успокаивающую музыку. В конце занятия я использую релаксационные упражнения — «Рыбка», «Ежик», «Водопад», «Неваляшка, «Бабочки», «Сладкая греза» и т. д. Также у меня имеется подборка релаксационных упражнений.
Я очень много использую упражнений, танцев из репертуара Суворовой в повседневных упражнениях, а также на развлечениях и утренниках. Программа Суворовой оказывает мне большую помощь в работе. Детям очень нравится танцевать под очень красивую, разнообразную музыку, качественно записанную. Используется много различных атрибутов в танцах и упражнениях. Я буду и дальше работать по методике Татьяны Иосифовны Суворовой. А также советую брать этот репертуар всем музыкальным руководителям детских садов. Успешной всем работы. Дорогие коллеги, спасибо всем за внимание! Может быть, предоставленный мною материал, вас заинтересовал.
Источник