Проблема развития ребенка дошкольного возраста в музыкальной деятельности
Рузанова Татьяна
Консультация для воспитателей «Проблемы развития детского музыкального творчества»
Наше время – время информационных технологий – требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей. Эти качества дают возможность личности к успешной адаптации в современном мире, придают творческий характер будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счёте — самоутверждению человека.
Современный ребёнок живёт в непростых условиях музыкального окружения. У него исчезает интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению.
У меня возникает ряд вопросов: Почему, казалось бы, при возросшем внимании общества к музыкальной культуре проблема детского творчества не всегда воспринимается современными семьями. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только
развлекательной музыкой. Некоторые родители полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.
Почему, при возросшем количестве публикаций по музыкальной культуре, журналов, книг по развитию музыкально-творческих способностей детей наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Почему при повышенном внимании общественности к воспитанию творческой, разносторонней личности современного человека очень мало телепередач творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засорённым» эфиром.
Поэтому, конечно, проблема музыкального творчества детей актуальна. И цель моей работы заключается в том, чтобы не только помочь детям активно войти в мир музыки, но и стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника во всех видах музыкальной деятельности
Для достижения цели я определила следующие задачи:
— развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
— побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
— развивать природную музыкальность детей;
— побуждать дошкольника к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. ;
— создать предпосылки к формированию творческого мышления.
Для решения этих задач в своей работе использую музыкальные игры, игровые ситуации, фольклорный материал (произведения должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае у детей появится желание петь, танцевать, слушать, играть)
Так, в процессе работы над пением, с целью развития творческих способностей детей, стараюсь подбирать музыкальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции. Репертуар, в котором использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни.
В занятия включаю песенки-упражнения, творческие задания, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонации в пении. Так, например, в играх «Где мои детки?», «Кто в домике живёт?»дети с помощью звукоподражания передают голоса животных: кошки-котёнка, собаки-щенка, козы-козлёнка и т. д. Не все сразу могут передать голоса большого и маленького животного. Прислушиваясь к низко поющим детям,иногда приговариваю: «Это не мои цыплятки, мои поют высокими голосами». Каждому из детей хочется спеть так как надо.
Для того, чтобы обогатить впечатления, пробудить фантазию ребят, продемонстрировать знакомые и малознакомые образы в музыкальном воспитании использую игры и игровые ситуации.
Вот, например, в гости к малышам на занятие приходит кукла Катя, забавный Петрушка или пушистый зайчонок. И дети с большим воодушевлением поют для любимых игрушек, отвечают на поставленные вопросы, играют с ними.
Для развития песенного творчества дети должны владеть навыками сольного пения. Чем старше дети, тем больше я уделяю внимание работе над звукообразованием, учу петь естественно, легко, звонко, напевно, тянуть звук. Например, для чистого интонирования я очень часто использую игру «Музыкальный телефон», которая может помочь детям правильно и выразительно исполнить ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен использую игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, по музыкальной фразе, сыгранной и на ф-но, и на детских музыкальных инструментах.
Для формирования устойчивого интереса к пению, чистого выразительного интонирования, развитию вокально-хоровых навыков, творческих проявлений я часто использую песенный фольклор (народные песенки, потешки, прибаутки, игры с пением). Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор в народной песне – всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Обязательным условием исполнения русской песни является инсценирование. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развивается воображение, фантазия, творческие способности.
В своей работе я придаю большое значение песенной импровизации. Понимаю, что умение творить, самостоятельно искать песенные интонации, детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, развивать умение чисто интонировать свои импровизации и критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждает дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству.
Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения каждому воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если песенная импровизация действительно примитивна и неинтересна, стремлюсь заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех.
Работу над песенной импровизацией детей веду поэтапно. На первом этапе использую эпизод «Знакомство». Дети с удовольствием пропевают своё имя, фамилию, имя мамы. На втором этапе нацеливаю детей на создание своих мелодий. Для этого использую различные звукоподражания (тиканье часов, звучание барабана, имитацию голосов животных, птиц.Затем дети придумывают певческие переклички: «Света, где ты?» — «Я здесь». На третьем этапе учу детей сочинять мелодию на заданный текст (часто использую фольклорные тексты).
Детям очень нравится петь индивидуально под сопровождение инструмента и без него, под фонограмму. Я использую это стремление для развития коммуникативных способностей детей.
Выученный песенный репертуар, ребята с удовольствием демонстрируют на праздничных утренниках, развлечениях, концертах.
Такая работа способствует развитию раскрепощённости, уверенности в себе, и уверенности своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.
Применение музыкальных игр, использование фольклорного материала на занятии даёт мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно и даёт возможность детям творчески проявить себя не только в песенных, но и в танцевальных и инструментальных импровизациях.
Так, развитие танцевального творчества я начинаю уже с первой младшей группы, так как азы музыкально-ритмических движений закладываются с раннего возраста. Я побуждаю малышей легко прыгать, ритмично приседать и хлопать в ладоши под весёлую песенку или музыку вместе с зайчиком или мишкой.
во 2 младшейх группе в занятия включаются игры и игровые упражнения:«Солнышко и дождик», «Кошка и котята» М. Раухвергера, «Петушок», «Сорока», «Заинька» А. Лядова, «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского и др.
Вначале детям даётся словесный образ, например, зайки. (Какойон?Весёлый шаловливый, пугливый, озорной, печальный.) Затем каждый изображает своего зайку. Если ребёнок в достаточной степени владеет необходимыми двигательными навыками и у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств, то он начинает
импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец.
Позднее разыгрываются сценки, в которых дети «переносятся» из одного времени года в другое. Летом можно вспомнить,чем ребята заним зимой: играли в снежки, катались на санках, лепили снеговика и т. д.
Вначале все импровизации провожу без музыки, чтобы ребёнок сам нашёл образное движение. Затем исполняю знакомую музыку, и дети играют, придумывая сюжет. Предлагаю детям перенестись в весенний лес, где они изображают птиц, любуются воображаемыми цветами, греются на солнышке, прислушиваются «к пению ручейка», прячутся от дождя. (Музыка П. Чайковского, А. Лядова, Г. Свиридова и др.)
В средней группе ведётся более углублённая работа по восприятию музыки, расширяется круг музыкальных образов. Вначале самостоятельные проявления детей обычно робкие, многие пытаются повторить действия других детей. Приходится направлять их поиск, помогать словесно, не навязывая своих движений. Постепенно дети вживаются в образ, поиск становится более осмысленным,движения выразительными. И как приятно наблюдать, когда ребёнок испытывает радость от того, что у него получилось и что он придумал сам.
Важно в этот момент поддержать творческие фантазии ребёнка, какими бы наивными и смешными они не казались, ведь так легко разрушить веру ребёнка в себя. Для развития импровизации и творчества я предлагаю такие игры, как «Что делают дети?», «Кто лучше придумает пляску?».
В старшем дошкольном возрасте продолжается обучение инсценированию, начатое в средней группе.
Дети уже хорошо чувствуют характер образов, прекрасно действуют с воображаемыми и настоящими предметами (лентами, цветами, шарами) Пытаются самостоятельно создать свои танцевальные композиции в соответствии с жанром, формой музыкального произведения на музыку П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, Ф. Шопена,Ф. Шуберта и др. Для более эмоционального воздействия использую оркестровое звучание музыки.
Богатым материалом для музыкальных инсценировок являются народные песни с хороводами, народные игры.Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Всё это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус.Всем малышам очень нравятся игры: «Каравай», «Раздуйся, пузырь», «Зайка», «Кто у нас хороший», «Карусели»…Русские игры и хороводы доступны и интересны детям любого возраста. Они сопровождаются особенными песнями, в которых передаётся жизнь нашего народа. Сочетание движений ср словом помогает ребёнку осознать содержание игры и хоровода, что, в свою очередь,облегчает выполнение действий. Ни один русский народный праздник не обходится без хороводов и хороводных игр. Привлечение детей к массовым народным праздникам, играм приводит к потребностям положительных эмоций, желанием быть вместе, вместе с тем мы решаем задачу по восстановлению народных традиций. А воспитателю эти хороводные игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения. Такая открытость создаёт важные предпосылки для формирования личности ребёнка.
Развитие творчества требует дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Вместе с тем важно оснастить педагогический процесс всеми необходимыми техническими средствами обучения, иллюстративным материалом, детскими музыкальными инструментами, пособиями для танцевальных импровизаций, разнообразными костюмами и атрибутами к ним. Для более успешной работы в этом направлении важен контакт между воспитателями и родителями.
Хочется верить, что зёрнышки творчества, заложенные в дошкольном возрасте, прорастут и дадут свои положительные результаты, ведь главная наша задача – воспитать детей ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности.
Источник
Даньшина Надежда
Современный взгляд на музыкальное воспитание и ребенка в детском саду
В статье анализируется и характеризуется процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста с позиций целостного развития ребенка и становления субъектности дошкольника в музыкальной деятельности. Предложен современный взгляд на проблему методики музыкального воспитания в детском саду, определен генезис музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Сформулированы актуальные задачи методики музыкального воспитания и развития детей, призывающие ученых и практиков к инновационному поиску.
Ключевые слова: ребенок как субъект музыкальной деятельности, целостное музыкально-художественное развитие ребенка дошкольного возраста, онтогенез музыкальной деятельности в раннем и дошкольном детстве, опыт музыкальной деятельности ребенка-дошкольника, педагогические условия музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, актуальные задачи методики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание всегда было и, очевидно, останется особым, уникальным воспитанием в дошкольном образовательном учреждении. Интерес к данной проблеме обусловлен не только необходимостью раннего музыкального развития детей, колоссальным потенциалом музыкального искусства в воспитании дошкольников, но, прежде всего, привлекательностью музыкальной деятельности для воспитанников детских садов, устойчивым интересом к пению, танцевальным движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Музыка естественным образом вызывает у ребенка разнообразие эмоциональных проявлений, побуждает к творчеству, активизирует фантазию и игру, желание общаться и рассуждать о музыкальном искусстве. Дети с раннего возраста любят слушать музыку, с удовольствием подражают своим любимым исполнителям, самостоятельно разучивают и поют песенки любимых мультипликационных героев, экспериментируют со звучащими предметами и игрушками. Неподдельный интерес дошкольников к музыкальной деятельности заставляет нас, исследователей-методистов по музыкальному воспитанию, обращаться к истории становления методики и анализировать ее современное состояние, чтобы определить перспективы ее дальнейшего развития.
Обновление теории и методики музыкального воспитания дошкольников определяется, во-первых, развитием в последние годы такой научной отрасли, как философия детства. Уже не требует дополнительных доказательств общественное и научное признание самоценности периода детства в развитии человека, уникальности детской культуры и субкультуры, что предопределяет необходимость рассмотрения данной методикой проблем музыкальной субкультуры современного дошкольника, анализа педагогических подходов к обогащению элементарного, но уже личного музыкального опыта ребенка. Во-вторых, своеобразием современного дошкольного образования. При условии вариативности образовательных программ и типов дошкольных образовательных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в педагогическом процессе детского сада. В связи с этим чрезвычайно актуализируется задача разработки подходов к организации процесса целостного художественного развития детей. Необходимость художественно-творческого развития ребенка, определение содержания и способов художественного образования обусловлены значимостью эмоционально-чувственного развития личности в период дошкольного детства. Развивающее значение взаимодействия ребенка с произведениями искусства заключается в эмоционально-личностном познании себя и окружающих, возможности самораскрытия и самовыражения в культурном контексте.
Все это позволяет рассматривать вопросы методики музыкального воспитания дошкольников в контексте концепции развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности.
Исследования второй половины XX в. утвердительно ответили на вопрос о возможности развития ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и субъекта культуры. Петербургская научная школа, возглавляемая А. М. Леушиной и В. И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. В фундаментальных теоретических работах (В. И. Логиновой, М. В. Крулехт, Е. Н. Герасимовой) и многочисленных диссертациях (О. В. Акуловой, Н. А. Вершининой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, М. Н. Поляковой и др.) доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенкакак субъекта деятельности связаны с:
• самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;
• процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.
Развитие изложенных научных идей связано с поиском ответов на следующие вопросы:
• В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом музыкальной деятельности?
• В чем специфика детской музыкальной деятельности? Каков генезис музыкальной деятельности в дошкольном возрасте?
• Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности? Как связаны музыкальный опыт и процесс развития музыкальной деятельности?
• Что есть целостное развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности в педагогическом процессе детского сада?
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:
1. Эмоциональный компонент, выражающий отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности.
2. Эмоционально-деятельностный компонент, формирующийся на основании инициативы и инициирующий собственно деятельность.
3. Деятельностный компонент, проявляющийся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся:
• ценностное отношение;
• интерес;
• избирательная направленность;
• инициативность;
• свобода выбора;
• самостоятельность, автономность, творчество.
Как же проявляются эти качества в дошкольном возрасте?
Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника.
Первое. Принципиально важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потреб-ностная сфера ребенка (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эль-конин и др.). Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение «Я» и «Другого Я» происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения.
Второе. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственнопрактическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъ-ектна, поскольку дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
Как может проявляться ребенок как субъект музыкальной деятельности?
Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностносубъектные.
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избиратель -ность, избирательное отношение к музыке, т. е. предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.). Уже в раннем возрасте ребенок может устойчиво выбирать те или иные инструменты шумового оркестра, может скучать во время пения, но оживляться в ходе музыкальных игр.
Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.
Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.
У ребенка как субъекта музыкальнойдеятельности проявляются следующие качества:
• интерес к музыке;
• избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;
• инициативность и желание заниматься музыкальной деятельностью;
• самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;
• творчество в интерпретации музыкальных произведений.
Источник