Проблема развития ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности
Александра Вандаева
Становление дошкольника как субъекта деятельности
Развитие дошкольника представляет собой изначально творческий процесс, сущностью и смыслом которого является порождение в ребенке субъекта и овладение им собственной субъектностью. Исследования по развитию субъектности в онтогенезе показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания субъективности с возрастом, и преодоления тотальной зависимости человека от внешних условий.
Процесс становления субъектности дошкольника в науке прдставлен линейно. Первая линия становления субъектности пролегает через осознание своего тела как объекта, с другой стороны, данного ему в непосредственных ощущениях, а с другой так же непосредственно подчиняющегося его воле. Ребенок осознает свое тело не просто как себя самого, но одновременно и как объекта своего управления. Это двойное осознание выступает в качестве функционального механизма психической саморегуляции, осуществляемой по принципу рефлексии и лежащей в основе превращения ребенка в субъекта деятельности. Вторая линия становления субъектности, развивающаяся параллельно с первой, реализуется в сфере социальных взаимоотношений, впервые возникающих в семье, а затем расширяющихся и обогащающихся по мере включения ребенка в различные детские сообщества. Переходя из одного сообщества в другое, участвуя в различных игровых и бытовых ситуациях, ребенок начинает осознавать себя не только как физическое тело, но и как общественное существо, способное и к физической, и к социальной активности различного рода. Попытки управлять своим поведением приводят к формированию второй стороны субъектности, но уже не биологической, а социальной, в основе которой лежит рефлексия на свое социальное поведение.
Субъектность ребенка приобретает специфические и уникальные для дошкольного возраста качества,этому способствуют психические и личностные новообразования: способность речи старшего дошкольника выполнять функцию планирования и регулирования деятельности и общения; возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли; развитие одного из основных компонентов субъета деятельности — целеполагания, обеспечивает способность старшего дошкольника представить цель и действовать в соответствии с нею; способность к произвольному поведению и деятельности, умение довести работу до необходимого результата; формирующаяся двусторонняя связь самостоятельности действий ребенка с активной работой мысли, чувств, воли; формирующаяся система мировоззрения и «Я-концепция». Субъективные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).
В настоящее время проведено ряд исследований доказывающих возможность становления субъективности дошкольника в разных видах деятельности. В каждом возрастном периоде выделяется характерный тип деятельности,который обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности на данной стадии ее развития. Анализ исследований позволяет выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности: первый год жизни- ребенок как субъект эмоционального общения; 2 год- ребенок как субъект предметной деятельности; 3 год жизни — ребенок как субъект самотоятельной предметно-манипулятивной деятельности; 3-5 лет — ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности, одновременно он выступает и субъектом поисковой деятельности. 5 лет — ребенок субъект общественной и активной игровой деятельности; 6-7 лет — ребенок субъект переживания внутренней жизни и познания (обучения).
Исходя из анализа существующих в педагогической науке подходов, в нашем исследовании мы определили качества личности, характеризующие дошкольника как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Во-первых, воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется с учетом индивидуальных особенностей проявления его собственной активности. Собственная активность ребенка определяется им самим, детерминируется его внутренним состоянием. Дошкольник в этом процесе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Во-вторых,проявления ребенка как субъекта деятельностти связаны с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств, способов ее реализации. К основным показателям проявления творчества в двигательной деятельности мы отнесли умение поставить новую цель, умение открыть новые способы и средства деятельности, новмзну и оригинальность результата детской деятельности. Основными показателями самостоятельности дошкольника как субъкта двигательной деятельности выступают: осознанность действий и наличие элементарного планирования, умение давать адекватную оценку своей работе, умение переносить известные способы действий в новые условия.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту детской деятельности, как личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется в процессе накопления им социокультурного опыта,который включает: опыт эмоциональных отношений к миру и культуре; опыт знаний о мире, природе, обществе; опыт умения взаимодействовать с миром; опыт творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание. Исходя из этого, технологическое обеспечение процесса становления ребенка дошкольного возраста как субъекта собственной деятельности в дошкольном учреждении должно включать систему педагогических средств, направленных (напервом этапе)на освоение детьми способности к целеполаганию, на втором — на формирование способов и поиска средств взаимодействия, на третьем этапе — на освоение ребенком способности к самореализации.
Таким образом, развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности позволяет ему намечать и корректировать цели, осознавать мотивы своего поведения, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответвии с поставленной целью.
Источник
РЕБЁНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Н.А. Симонова, Н.Н. Тихонова, МБДОУ «Д/С KB №29» городского округа город Воронеж
Определение ребенка как субъекта музыкальной деятельности является, по мнению ученых, первым шагом в раскрытии основы организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, являются: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, творчество.
Опираясь на исследования ученых, рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника, а также как проявляются эти качества в дошкольном возрасте.
Принципиальным является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения: Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие.
Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоциональные и деятельностные.
Эмоциональные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим, не менее важным проявлением субъектности, становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть). Избирательность присуща не только детям старшего дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное воспитание.
Деятельностные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.
Самым простым методом определения проявлений ребёнка как субъекта музыкальной деятельности является следующий – наблюдение за ребенком в минуты его свободной деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть проявления его как субъекта музыкальной деятельности. У ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества: интерес к музыке; избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности,
инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности; творчество в интерпретации музыкальных произведений.
Музыкальная деятельность ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается одним из видов музыкальной деятельности — он либо слушает, либо исполняет, либо сочиняет музыку. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно.
Следуя общей логике возрастного развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов:
1 этап — музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами — носителями звуков.
2этап — музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что
позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении; увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка — игра; содержательной основой игр, когда сюжеты и роли в детских играх становятся отражением их музыкальной культуры.
3этап — музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Музыкально-художественная деятельность осуществляется переходом от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности даст возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:
- слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;
- исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
- сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.).
Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности. Опыт — содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии. Опыт — важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности.
Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта включает: опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке; опыт знания музыки; опыт умений взаимодействовать с музыкой; опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.
Рассмотрим подробнее каждый компонент в структуре музыкального опыта. Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке выражается в возникающих у ребенка интересах к музыке, музыкальных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости музыкального произведения. Оформляющийся музыкальный вкус дошкольника определяется его эмоционально-ценностным отношением к музыке.
Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции.
Опыт умений взаимодействовать с музыкой может быть охарактеризован двумя группами умений:
1-я группа — умения, которые точно названы Н.А.Ветлугиной как обобщенные способы музыкальной деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку: адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности;
2-я группа — умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени как технические — певческие, инструментальные, танцевальные.
Опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности: интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах игровой деятельности; попытках музыкального сочинительства. Условия организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития.
Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара и музыкальных игр, в которых музыка ясно выражает эмоции, настроение. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.
Источник
Содержание
Задание 1. Ответить на вопросы
Задание 2.Составьте модель-схему взаимосвязи музыкальных способностей и исполнительских умений детей дошкольного возраста. Докажите целесообразность этой схемы в профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
Список используемой литературы
Введение (выдержка)
Развитие дошкольника представляет собой изначально творческий процесс, сущностью и смыслом которого является порождение в ребенке субъекта и овладение им собственной субъектностью. Исследования по развитию субъектности в онтогенезе показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания субъективности с возрастом, и преодоления тотальной зависимости человека от внешних условий.
Субъективные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) .
Основная часть (выдержка)
Во-первых, воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется с учетом индивидуальных особенностей проявления его собственной активности.
Собственная активность ребенка определяется им самим, детерминируется его внутренним состоянием.
Во-вторых, проявления ребенка как субъекта деятельности связаны с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств, способов ее реализации. К основным показателям проявления творчества в двигательной деятельности мы отнесли умение поставить новую цель, умение открыть новые способы и средства деятельности, новизну и оригинальность результата детской деятельности.
Основными показателями самостоятельности дошкольника как субъекта двигательной деятельности выступают: осознанность действий и наличие элементарного планирования, умение давать адекватную оценку своей работе, умение переносить известные способы действий в новые условия.
Заключение (выдержка)
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту детской деятельности, как личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется в процессе накопления им социокультурного опыта, который включает: опыт эмоциональных отношений к миру и культуре; опыт знаний о мире, природе, обществе; опыт умения взаимодействовать с миром; опыт творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание.
Литература
1. Адмакина Т. А. Психологические референты эмоциональной отзывчивости на музыку / Т. А. Адмакина // Вестн. психотерапии. – 2009. – № 31 (36). – С. 84–90.
2. Багдасарьян, Г.Э. Школа игры на ударных инструментах. Воспитание правильного чувства ритма у обучающихся на ударных инструментах: Учебное пособие / Г.Э. Багдасарьян. — СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. — 64 c.
3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика / Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: Юрайт, 2013. – 510 с.
4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская . – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
5. Зимина А. Н. «Теория и методика музыкального воспитания дошкольного возраста», Москва, «Творческий центр», 2010 г.
6. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших учебных заведений. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.
7. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 256 c.
8. Курнавина, О.А. О первоначальном музыкальном воспитании: Мысли педагога-практика / О.А. Курнавина. — СПб.: Композитор, 2012. — 40 c
9. Комиссарова Л. Н., Кузнецова Г. В. «Примерное тематическое планирование музыкальных занятий для ДОУ», Москва, «Школьная Пресса», 2006 г.
10. Музыкальное Образование в школе : учеб. пособие / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская [и др.] / под ред. Л. В. Школяр. – М. : Академия, 2001. – 232 с.
11. Радынова О. П. Формирование основ музыкальной культуры у до-школьников : автореф. дис. в виде науч. докл. … д-ра пед. наук / О. П. Радынова. – М., 1999. – 52 с.
12. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №2-2014 г.
13. h**t://doshkolnik.r*.
14. h**t://muzruk.info.
15. h**t://vospitatel.com.ua.
Источник