Проблема развития духовного здоровья ребенка
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Сегодня проблема
обеспечения безопасности России и ее граждан приобрела ключевое, решающее
значение. Происходящие изменения в обществе, в частности в
социально-экономической, политической, духовно-нравственной, информационной
сферах с одной стороны, создают качественно новые возможности выбора жизненного
пути, с другой — оказывают деструктивное воздействие, вызывающее у многих людей
дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаясь на планах,
целях и качестве жизни, повышают социальную напряженность и приводят к
нарастанию социального неблагополучия, росту аддикций, кримининализации
социальной среды, ухудшению духовного здоровья общества.
Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации на период до 2020 года к числу угроз
национальной безопасности относит «засилие продукции массовой культуры,
ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев». Растут угрозы
дестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют и
глобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растет
уязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной,
ценностной сфере. Произошло снижение «этической планки» и общекультурного
уровня широких народных масс, т.е. понижение духовных моральных,
интеллектуальных, физических качеств, необходимых для выживания [1].
Духовное здоровье,
согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние
благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал,
справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно
работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Стоит уделять особое
внимание духовному здоровью ребенка, воспитанию гражданственности и
патриотизма. Все это способствует определению природных задатков, для развития
творческих способностей, привлечения к возрождению, сохранению и улучшению
культурных ценностей накопленных поколениями, развития объективной самооценки и
саморегуляции поведения, способности прочной адаптации в социуме — на наш взгляд,
это самые актуальные проблемы, решение которых приведет к нормализации
духовного здоровья подрастающего поколения.
Никогда не стоит
забывать, что дети это не только наше будущее, но и наше настоящее, поэтому для
решения данной проблемы стоит задействовать все институты гражданского
общества, в области культуры, этноса и религии. Отсутствие духовного развития
приводит к моральному разложению общества.
Если обратиться к
истории России, то мы увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость,
духовность и любовь к Родине. Особая роль в духовной жизни общества принадлежит
религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Она является одним
из наиболее устойчивых общественных институтов. Православные устои и традиции
национальности всегда ярко отражались в культуре России. Термин духовное
здоровье вышло из употребления в постреволюционный период России, где в
воспитании подрастающего поколения на первый план ставилось развитие патриотизма
к родине и преданность идеям социализма. В данный момент наша страна переживает
один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность,
подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене
политической системы, а в разрушении личности. На сегодняшний день материальные
ценности превосходят над духовными, а из этого можно сделать вывод, что у детей
искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван
общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает
эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института
семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Для того чтобы
вернуться к основам духовно-нравственного воспитания, необходимо создать
условия для развития духовного здоровья.
Духовно-нравственное
воспитание — это комплексная проблема и решать ее нужно постепенно, включая в
этот процесс как взрослых, так и детей.
Перед
общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
— помощь учащимся в
развитии интеллектуальных, физических и духовных задатков; разработка личных
нравственных убеждений;
— научить понимать, пи
работать в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде,
друг другу;
— создавать условия для
развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих
духовных потребностей;
— сосредоточить внимание
детей на содержании материала, представляющего духовные ценности, в основе
которых Слово и Действие.
И с этого момента
начинается деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и обучения,
по формированию:
1. Социальности,
способности к изучению и освоению физического мира. Где в работе идет
обращаться к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.
2. Формированию
способности к экономической, творческой интеллектуальной деятельности.
3. Способности
испытывать добрые чувства, ценить их. Нужно помнить, что мир духовных ценностей
навязывать ребенку нельзя, в процессе воспитания, нравственные знания
становятся прочувственным опытом, в ходе чего формируется полноценная личность.
4. Способности брать на
себя ответственность, лидировать, активно изменять мир.
5. Способности к
нравственным поступкам[2].
Стоит уделять особое
внимание духовному здоровью ребенка, воспитанию гражданственности и
патриотизма. Все это способствует определению природных задатков, для развития
творческих способностей, привлечения к возрождению, сохранению и улучшению
культурных ценностей накопленных поколениями, развития объективной самооценки и
саморегуляции поведения, способности прочной адаптации в социуме, на наш
взгляд, решение данных приведет к нормализации духовного здоровья подрастающего
поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание
обучающихся и сохранения их здоровья. Так в стандарте описан следующий портрет
выпускника основной школы: «выпускник —
-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык,
уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий ценности
человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального
российского народа, человечества;
-социально активный, уважающий закон и право порядок, соизмеряющий
свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед
семьёй, обществом, Отечеством;
-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
-осознанно выполняющий правила здорового и экологически
целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».
Решение
данных задач, в частности, возможно и в процессе образования в области
безопасности жизнедеятельности (таблица 1).
Таблица
1.
Возможности курса ОБЖ в
обеспечении духовно-нравственной безопасности общества
Задачи | Содержание курса ОБЖ |
Воспитание у подрастающего | Основы обороны государства |
Формирование у детей | Основы медицинских знаний |
Развитие гуманизма (в том | Правила безопасного |
Формирование у детей | Чрезвычайные ситуации |
Формирование у детей | Чрезвычайные ситуации |
Формирование
духовного здоровья учащихся должно осуществляться как по школьной программе
ОБЖ, так и во внеклассных мероприятиях. Необходимо обучать учащихся не
подвергаться провокациям экстремистов и религиозных фанатиков, проводить
семинары и дискуссии о вреде алкоголя, курения, наркотиков и т.д.
Список
литературы:
1. Кисляков П.А. От
нравственного здоровья личности к духовно-нравственной безопасности общества //
Образование и здоровье: Материалы Всероссийской научной школы здоровья с
международным участием (19-21 марта). — Стерлитамак: СФ БашГУ, 2013 — С. 89-92.
2. Путинцева И.Г.
Современные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи в
общеобразовательной школе // Материалы XII Новосибирских рождественских
образовательных чтениий «Наука, образование, культура» [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: https://www.orthedu.ru/news/2009/15-02-09.htm
(дата обращения 19.01.2015)
Источник
Краткое описание документа:
«Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,
наконец, постепенное образование твердойи свободной воли».
Н.И. Пирогов
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.
Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сензитивном периоде восприятия нравственных норм.
Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка.
Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения и воспитания.
Сюда включено:
1. Усвоение правил культурного поведения, это
— формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку» «Каждой вещи свое место» и др.
— это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
— это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Соя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.
Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к рородителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.
Методы духовно-нравственного воспитания:
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в картинную галерею;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
- оформить коллекцию семян для занятия;
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Средства духовно-нравственного воспитания:
1. Художественные средства: хужожественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.
2. многообразие окружающего мира, природа.
3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
4. Общение.
5. Атмосфера, в которой живет ребенок.
Формы работы с детьми:
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд — фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно — нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:
1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей.
И предусмотрены такие формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- визиты домой;
- ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
- индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Целью духовно-нравственного воспитания — достичь следующих результатов:
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Источник