Проблема психологического развития ребенка возрастная психология

Проблема психологического развития ребенка возрастная психология thumbnail

Одной
из главных проблем возрастной психологии

является вопрос о том, что больше
определяет психическое и поведенческое
развитие детей: созревание и
анатомо-физиологическое состояние
организма или влияние внешней среды.
Эту проблему можно обозначить как
проблему органической и средовой
обусловленности психического и
поведенческого развития человека.

С
одной стороны, это развитие, безусловно,
зависит от организма, от анатомо-физиологического
устройства человеческого мозга. Пока
достаточно не созреет мозг ребенка, у
него невозможно сформировать вербальную
речь и многие другие связанные с ней
способности. Аномалии в анатомо-физиологическом
состоянии организма, возникшие
генетическим путем или в результате
серьезного заболевания, сказываются
на психическом развитии, задерживая
его.

С
другой стороны, психическое и поведенческое
развитие организма зависит и от среды.
Однако точно сказать, в какой степени
психическое развитие ребенка на том
или ином его этапе зависит от организма
или среды, не представляется возможным.
В этом и заключается суть обсуждаемой
проблемы.

Вторая
проблема

касается влияния стихийного и
организованного обучения и воспитания
на развитие детей. Под стихийным обучением
и воспитанием понимается то, которое
осуществляется без сознательно
поставленных целей и продуманных методов
под влиянием пребывания человека в
обществе среди людей. Организованным
называется такое обучение, которое
целенаправленно осуществляется системами
образования. В этом случае четко
определены цели развития, программы и
методы обучения и воспитания детей.

Несомненно,
что человек психологически развивается
под влиянием стихийных и организованных
воздействий среды, но какое из них
оказывает большее воздействие на его
поведение, до сих пор остается
проблематичным.

Следующая
проблема
:
соотношение задатков и способностей.
Ее можно представить в виде ряда частных
вопросов. Что такое задатки, от которых
зависит развитие способностей ребенка?
Входят ли в них только генотипически
обусловленные особенности организма,
или в их число следует также включить
некоторые приобретенные психологические
и поведенческие свойства человека? От
чего в большей степени зависит развитие
способностей ребенка: от имеющихся
задатков или правильно организованного
обучения и воспитания? Можно ли
сформировать высокоразвитые способности
у ребенка к определенному виду
деятельности, например музыкальные,
если он с рождения не имел для этого
выраженных задатков, скажем, абсолютного
слуха?

Четвертая
проблема

касается сравнительного влияния на
развитие эволюционных, революционных
и ситуационных изменений в психике и
поведении ребенка. Действительно, что
понимать под развитием: только то, что
представляет собой глубокие преобразования
революционного и эволюционного характера,
или также включать в него то, что
происходит под воздействием ситуации.
В этом и состоит суть четвертой проблемы.

Пятая
проблема

заключается в выяснении детерминант
общего психологического развития
ребенка. Что его в большей степени
определяет: возрастные изменения
личности ребенка или интеллектуальный
рост? Может ли сам по себе рост уровня
интеллектуального развития вести к
изменению личности ребенка, и наоборот;
способны ли личностные изменения влиять
на интеллектуальное развитие?

Все
перечисленные проблемы и вопросы
составляют круг проблематики возрастной
психологии, однако полного удовлетворительного
ответа на все эти вопросы в настоящее
время в науке не существует.

Связь
возрастной психологии с другими науками
.
Возрастная психология тесно связана с
другими областями психологии: общей
психологией, психологией личности,
социальной, педагогической и
дифференциальной психологией.

В
общей психологии исследуются психические
функции — восприятие, мышление, речь,
память, внимание, воображение. В возрастной
психологии прослеживается процесс
развития каждой психической функции
на разных возрастных этапах.

В
психологии личности рассматриваются
такие личностные образования, как
мотивация, самооценка и уровень
притязаний, ценностные ориентации,
мировоззрение и т.д., Возрастная психология
отвечает на вопросы, когда эти образования
появляются у ребенка, каковы их особенности
в определенном возрасте.

Связь
возрастной психологии с социальной
дает возможность проследить зависимость
развития ребенка от специфики тех групп,
в которые он входит: от семьи, группы
детского сада, школьного класса,
подростковых компаний.

Целенаправленное
воздействие взрослых, воспитывающих и
обучающих ребенка, изучается в рамках
педагогической психологии. Возрастная
и педагогическая психология как бы
смотрят на процесс взаимодействия
ребенка и взрослого с разных сторон:
возрастная психология с точки зрения
ребенка, педагогическая — с точки зрения
воспитателя, учителя.

Помимо
возрастных закономерностей развития
существуют и индивидуальные различия,
которыми занимается дифференциальная
психология: дети одного возраста могут
обладать разным уровнем интеллекта и
разными личностными свойствами. В
возрастной психологии изучаются
возрастные закономерности, общие для
всех детей. Но при этом оговариваются
и возможные отклонения в ту или иную
сторону от магистральных линий развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Введение

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста.

Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.

Объект исследований – закономерности развития и формирования личности.

Предмет – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.

В данной работе ставится задача отразить уникальность каждого возрастного момента, рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется внимание онтогенетическому развитию человека Центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позиции самой личности.

Работа является результатом аналитической переработки литературы по проблемам методологических основ возрастной психологии. Что позволило получить знание основных закономерностей и особенностей развития детей, умение применения важнейших методов исследования, понимание важнейших категорий развития в концептуальном аппарате возрастной психологии.

В работе рассматриваются проблемы возрастной психологии в отечественной психологии. А именно, подходы к проблемам возрастной психологии С.Л. Рубинштейна.

В работе также рассматриваются идеи и исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.А. Венгера. А также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.

1. Возрастные особенности

Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека. «Онтогенез» человека — это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития.

У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждая ступень развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированное пути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия.

Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя в нем различные этапы — младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека. Подросток, например, — это ребенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитии подрастающего человека — это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Возрастные характеристики заключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода. Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. По мере этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность. В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерный для данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностью сохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательной жизни.

В итоге развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется личность — субъект практической и теоретической деятельности

2. Основные проблемы возрастной психологии

2.1 Категория возраста

Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста.

Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.

Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.

Психологический возраст — это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.

Первая попытка системного анализа возраста как категории принадлежит Л.С. Выготскому. В дальнейшем этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.

Выделяют следующие компоненты возраста.

1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

Для каждого возраста в зависимости от ССР характерны типичные формы отношений и поведения.

2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.

«Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период». (Л.С. Выготский)

Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).

Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.

Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.

2.2 Закономерности психического развития

Следующей проблемой возрастной психологии считают проблему психического развития.

Психическое развитие – закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).

Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.

Существует несколько подходов к пониманию ведущего фактора в психическом развитии.

1. Биогенетическое направление.

Психическое развитие – результат преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет по законам биологического созревания организма. Определяющим фактором являются генетические предпосылки. Воспитание, обучение являются лишь внешними факторами, способными либо затормозить, либо ускорить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого подхода можно назвать Вильяма Прейера, Карла Бюлера, Стенли Холла.

2.Социогенетическое направление

Психическое развитие – результат влияния общества, социальной среды. Главное в человеке – его опыт, а опыт зависит от социальной среды.

Сторонниками этого подхода можно назвать таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане. Истоки таких взглядов можно увидеть еще в работах педагога XVII века Дж. Локка, который говорил, что ребенок это «tubule rasa» — чистая доска, и все зависит от взрослых, которые «пишут» на этой доске. К этому подходу можно отнести такое направление в психологии как бихевиоризм. Бихевиористы также считают, что в развитии человека все определяется научением.

Источник

— 20 великих открытий в детской психологии (Диксон Уоллес)
— 20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали (Фийоза Изабель)
— Агрессивность детей и подростков (Можгинский Ю.Б.)
— Агрессия в младшем школьном возрасте (Долгова А.Г.)
— Агрессия у детей и подростков (Платонова Н.М.)
— Близнецы от рождения до трех лет (Коллектив авторов)
— Большой мир маленьких детей (Степанов С.С.)
— Ваш беспокойный подросток (Байярды Джин и Боб)
— Введение в детскую психологию (Баранова Э.А.)
— Вендетта по-русски (Еникеева Д.Д.)
— Взрослые дети, или Инструкция для родителей (Ципоркина И.В.)
— Виды обобщения в обучении (Давыдов В.В.)
— Возрастная и дифференциальная психология (Рыбалко Е.Ф.)
— Возрастная и педагогическая психология (Шуаре М.О.)
— Возрастная и педагогическая психология (Гамезо М.В.)
— Возрастная и педагогическая психология (Дубровина И.В.)
— Возрастная и педагогическая психология (Петровский А.В.)
— Возрастная педагогика и психология (Склярова Т.В.)
— Возрастная психология (Шаповаленко И.В.)
— Возрастная психология (Мухина В.С.)
— Возрастная психология (Туревская Е.И.)
— Возрастная психология (Кулагина И.Ю.)
— Возрастная психология (Абдурахманов Р.А.)
— Возрастная психология (Абдурахманов Р.А.)
— Возрастная психология (Кагермазова Л.Ц.)
— Возрастная психология (Дарвиш О.Б.)
— Возрастная психология (Киреева Е.Д.)
— Возрастная психология (Александрова Ю.В.)
— Возрастная психология. Конспект лекций (Ткачева М.С.)
— Возрастная психология. Конспект лекций (Карабанова О.А.)
— Возрастная психология. Курс лекций (Кураев Г.А.)
— Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека (Кулагина И.Ю.)
— Возрастная психология. Феноменология развития (Мухина В.С.)
— Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков (Бурменская Г.В.)
— Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей (Бурменская Г.В.)
— Возрастные кризисы (Шихи Гейл)
— Вопросы психологии способностей (Крутецкий В.А.)
— Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников (Эльконин Д.Б.)
— Воспитай себя сам (Чарный Б.М.)
— Генезис сенсорных способностей (Венгер Л.А.)
— Гениальность и вырождение (Гирш В.)
— Горизонты зрелости. Сборник научных статей (Шаповаленко И.В.)
— Готовим ребенка к школе (Волков Б.С.)
— Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты (Визель Т.Г.)
— Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений (Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н.)
— Дети ()
— Дети (Антонов Владимир)
— Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой (Кравцова М.М.)
— Детская практическая психология (Марцинковская Т.Д.)
— Детская психология (Шаграева О.А.)
— Детская психология (Мухина В.С.)
— Детская психология (Урунтаева Г.А.)
— Детская психология в вопросах и ответа (Волков Б.С.)
— Детская психология. Методические указания (Ефимкина Р.П.)
— Детская психология. Учебник для вузов (Смирнова Е.О.)
— Детская психология: от рождения до школы (Волков Б.С.)
— Детский страх. Алгоритм преобразования (Глушко С.А.)
— Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей (Коллектив авторов)
— Дневник (Корчак Януш)
— Дневник хулиганки (Ципоркина И.В.)
— Дом ребенка (Монтессори Мария)
— Дошкольная психология. Учебное пособие (Урунтаева Г.А.)
— Жить с агрессивными детьми (Бютнер Кристиан)
— Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника (Веракса А.Н.)
— Застенчивый ребенок (Зимбардо Филипп)
— Зловещее очарование насилия (Гуггенбюль Аллан)
— Игра как способ преодоления неврозов у детей (Захаров А.И.)
— Избранные психологические труды (Эльконин Д.Б.)
— Известия АПН РСФСР. Вып. 17: Вопросы детской психологии. Часть I (Ананьев Б.Г.)
— Известия АПН РСФСР. Вып. 18: Вопросы детской психологии. Часть II (Ананьев Б.Г.)
— Известия АПН РСФСР. Вып. 26: Вопросы психологии обучения и воспитания (Ананьев Б.Г.)
— История детской психологии (Марцинковская Т.Д.)
— Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок (Леви Владимир)
— Как измерить отношения в классе. Социометрический метод в школьной практике (Битянова М.Р.)
— Как перейти в новую историческую общность. Книга 7 (Тюленев П.В.)
— Как преодолеть трудности в обучении детей (Ануфриев А.Ф.)
— Как спасти детей от наркотиков (Данилин А.Г.)
— Как стать взрослым (Рогов Е.И.)
— Компьютерная зависимость подростков как социально-психологическая проблема современности (Гагай В.В.)
— Конспект лекций по возрастной психологии (Умнова Т.А.)
— Король Матиуш на необитаемом острове (Корчак Януш)
— Король Матиуш Первый (Корчак Януш)
— Коррекция девиантного поведения (Макартычева Г.И.)
— Коррекция познавательных процессов в младшем подростковом возрасте (Крюков С.Н.)
— Кризисы взрослой жизни. Моменты роста (Бызова В.М.)
— Кризисы пожилого возраста (Малкина-Пых И.Г.)
— Курс выживания для подростков (Снайдер Ди)
— Лекции по педологии (Выготский Л.С.)
— Лесенка радости (Хухлаева О.В.)
— Лето в Михалувке (Корчак Януш)
— Либидо – это просто (Можгинский Ю.Б.)
— Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника (Авдулова Т.П.)
— Личность и ее формирование в детском возрасте (Божович Л.И.)
— Личность школьника (Кулагина И.Ю.)
— Любим ли я… Диалог с матерью (Беттельхейм Бруно)
— Маленькие игры в большое счастье (Хухлаева О.В.)
— Мама, папа — я у вас есть (Князев А.М.)
— Материалы конференции по проблеме способностей (Крутецкий В.А.)
— Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции (Смирнова Е.О.)
— Методы психологического тренинга в школе (Вачков И.В.)
— Младший школьник. Развитие познавательных способностей (Дубровина И.В.)
— Мы и наши дети (Никитины Л.А. и Б.П.)
— Мыслительная деятельность детей (Дональдсон Маргарет)
— На приеме у психолога — подросток (Кулаков С.А.)
— На старте психического развития. Статья (Палагина Н.Н.)
— На стороне подростка (Дольто Франсуаза)
— На стороне ребенка (Дольто Франсуаза)
— На что жалуетесь? (Венгер А.Л.)
— Наедине с Богом (Корчак Януш)
— Нарушение психического развития в детском возрасте (Лебединский В.В.)
— Нарушения поведения учеников вспомогательной школы (Шипицына Л.М.)
— Неврозы у детей и подростков (Захаров А.И.)
— Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте (Глозман Ж.М.)
— Нейропсихология детского возраста (Глозман Ж.М.)
— Непоседливый ребенок (Брязгунов И.П.)
— Новая педагогическая психология (Ольшанский Д.В.)
— О воспитании привычек у детей (Рубинштейн С.Я.)
— Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми (Лисина М.И.)
— Общение, личность и психика ребенка (Лисина М.И.)
— Одаренные дети в детском саду и школе (Савенков А.И.)
— Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность (Юркевич В.С.)
— Организация психологического сопровождения одаренных подростков (Юркевич В.С.)
— Организация психологической работы в школе (Битянова М.Р.)
— Орудие и знак в развитии ребенка (Выготский Л.С.)
— Основы возрастной педагогики (Белкин А.С.)
— Основы дефектологии (Выготский Л.С.)
— Основы превентивной психологии (Беличева С.А.)
— Осторожно: Дети! или пособие для родителей способных удивляться (Перельштейн Людмила)
— Откровенный разговор, или беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности (Андреев Ю.А.)
— Педагогика для всех (Соловейчик С.Л)
— Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы (Мандель Б.Р.)
— Переходный возраст (Авдеенко Е.А.)
— Побег подростков из дома. Психологическая коррекция аномального поведения (Вахромов Е.Е.)
— Подготовка к взрослению (Добсон Джеймс)
— Подросток. Трудности взросления (Казанская В.Г.)
— Поздний возраст и стратегии его освоения (Глуханюк Н.С.)
— Познай самого себя (Коломинский Я.Л.)
— Поймите своего ребёнка (Вроно Е.М.)
— Половозрастные особенности ответственности личности (Прядеин В.П.)
— Помоги мне сделать это самому (Монтессори Мария)
— Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития (Ильина М.Н.)
— Помощь трудным детям (Раттер Майкл)
— Правила жизни (Корчак Януш)
— Практикум для детского психолога (Широкова Г.А.)
— Практикум по детской психологии (Урунтаева Г.А.)
— Практикум по игровой психотерапии (Кэдьюсон Хайди, Шефер Чарлз)
— Практическая психология в начальной школе (Овчарова Р.В.)
— Практическая психология старости (Ермолаева М.В.)
— Практические вопросы детской психологии (Волков Б.С.)
— Практический психолог в школе (Самоукина Н.В.)
— Приключения во Внутреннем Мире. Психология для старшеклассников (Вачков И.В.)
— Проблема культурного развития ребенка (Выготский Л.С.)
— Проблемные дети (Семаго М.М., Семаго Н.Я.)
— Проблемы онтогенеза общения (Лисина М.И.)
— Проблемы психического развития и их предупреждение (Регуш Л.А.)
— Психическое здоровье детей и подростков (Дубровина И.В.)
— Психическое развитие в детских возрастах. Избранные труды (Эльконин Д.Б.)
— Психическое развитие младенца (Бауэр Т.)
— Психическое развитие ребенка (Валлон Анри)
— Психоаналитическая педагогика (Фигдор Гельмут)
— Психологическая готовность к школе (Гуткина Н.И.)
— Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе (Князева Т.Н.)
— Психологическая защита у детей (Грановская Р.М.)
— Психологическая карта дошкольника (Ермолаева М.В.)
— Психологическая коррекция агрессивного поведения детей (Смирнова Т.П.)
— Психологическая культура детства (Коломинский Я.Л.)
— Психологическая теория учебной деятельности (Давыдов В.В.)
— Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция (Дозорцева Е.Г.)
— Психологические особенности развития личности подростка (Божович Е.Д.)
— Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением (Вахромов Е.Е.)
— Психологические особенности социализации детей (Тригер Р.Д.)
— Психологический тренинг с подростками (Анн Л.Ф.)
— Психологический тренинг с подростками (Лидерс А.Г.)
— Психологическое консультирование детей и подростков. Фрагмент (Монина Г.Б.)
— Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. В 2-х томах (Лебединский В.В.)
— Психология взрослости (Ильин Е.П.)
— Психология возрастных кризисов (Поливанова К.Н.)
— Психология детей дошкольного возраста (Запорожец А.В.)
— Психология детей и подростков (Аверин В.А.)
— Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах (Волкова Н.В.)
— Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах (Волкова Н.В.)
— Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития (Микадзе Ю.В.)
— Психология детского воровства (Шипицына Л.М.)
— Психология детства (Реан А.А.)
— Психология детства (Зеньковский В.В.)
— Психология детства в художественной литературе XIX — XX (Урунтаева Г.А.)
— Психология для малышей (Вачков И.В.)
— Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации (Зиновьева Н.О.)
— Психология и школа (Нечаев А.П.)
— Психология игры (Эльконин Д.Б.)
— Психология игры (Миллер Сюзанна)
— Психология игры: современный подход (Авдулова Т.П.)
— Психология как учебный предмет в школе (Попова М.В.)
— Психология математических способностей школьников (Крутецкий В.А.)
— Психология подростка (Крутецкий В.А.)
— Психология подростка (Хухлаева О.В.)
— Психология подростка (Волков Б.С.)
— Психология подростка. Тренинг личностного роста (Кроповницкий О.В.)
— Психология проблемного детства (Алмазов Б.Н.)
— Психология развития (Крайг Г., Бокум Д.)
— Психология развития (Болотова А.К.)
— Психология развития (Марцинковская Т.Д.)
— Психология развития (Ермолаева М.В.)
— Психология развития и возрастная психология (Палагина Н.Н.)
— Психология развития. Молодость, зрелость, старость (Хухлаева О.В.)
— Психология ранней юности (Кон И.С.)
— Психология симпатий (Гозман Л.Я.)
— Психология старения (Стюарт-Гамильтон Ян)
— Психология старости и старения (Краснова О.В.)
— Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст (Прихожан А.М.)
— Психология трудного детства (Овчарова Р.В.)
— Психология трудных школьников (Степанов В.Г.)
— Психология эффективного родительства (Коллектив авторов)
— Психология юности и молодости (Волков Б.С.)
— Психология юношеского возраста (Кон И.С.)
— Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ (Крутецкий В.А.)
— Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка (Шипицына Л.М.)
— Психотерапия и психокоррекция детей и подростков (Игумнов С.А.)
— Путь к независимости (Бейкер Брюс)
— Работа психолога в начальной школе (Битянова М.Р.)
— Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития (Битянова М.Р.)
— Работа учителя с трудными подростками (Гонеев А.Д., Годовникова Л.В.)
— Рабочая книга школьного психолога (Дубровина И.В.)
— Развивающие игры (Никитины Л.А. и Б.П.)
— Развитие детей с повышенными творческими способностями (Лебедева С.А.)
— Развитие человека от 0 до 20 (Якович Ирина, Винокур Илья)
— Растущий мозг (Сигел Дэниел)
— Ребенок и знак (Сапогова Е.Е.)
— Ребенок из неблагополучной семьи (Буянов М.И.)
— Ребенок мудрости (Думанский А.М.)
— Ребенок от года до трех (Неизвестный)
— Ребенок от трех до семи лет (Неизвестный)
— Резервы здоровья наших детей (Никитины Л.А. и Б.П.)
— Речь и мышление ребенка (Пиаже Жан)
— Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (Божович Л.И.)
— Родительство как психологический феномен (Овчарова Р.В.)
— Рожденный первым… (Исааксон Клифф)
— Руководство практического психолога (Дубровина И.В.)
— Сборник статей о детском развитии (Касвинов С.Г.)
— Семейные секреты одаренности и талантов. Книга 5 (Тюленев П.В.)
— Символ. Обучение. Деятельность (Цветков А.В.)
— Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков (Касвинов С.Г.)
— Слава (Корчак Януш)
— Советы детского психолога. Подсказки для родителей (Чернова Т.Л.)
— Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе (Гагай В.В.)
— Социально-психологические закономерности развития воли у дошкольников (Цыркун Н.А.)
— Справочная книга школьного психолога (Овчарова Р.В.)
— Справочник дошкольного психолога (Широкова Г.А.)
— Старшее поколение: гендерный аспект (Краснова О.В.)
— Стать педагогическим гением для своего ребенка. Книга 6 (Тюленев П.В.)
— Страх разделения. От детского возраста до взрослого (Сизикова И.В.)
— Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости (Солдатова Е.Л.)
— Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (Ермолаева М.В.)
— Счастливый ребенок (Гаррисон Стивен)
— Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка (Миллс Джойс)
— Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте (Зайцев Ю.А.)
— Тревожность у детей (Астапов В.М.)
— Тревожность у детей и подростков (Прихожан А.М.)
— Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения (Макартычева Г.И.)
— Тренинг эффективного родителя (Гордон Т.)
— Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь (Бойко В.В.)
— Узнай себя (Грецов А.Г.)
— Умственное развитие детей в процессе обучения (Выготский Л.С.)
— Учение с увлечением (Соловейчик С.Л)
— Учителю о психологии детей шестилетнего возраста (Коломинский Я.Л.)
— Философия возраста. Циклы в жизни человека (Сикирич Елена)
— Формирование личности ребенка в общении (Лисина М.И.)
— Формирование личности старшеклассника (Дубровина И.В.)
— Формы и функции подражания в детском возрасте (Шаповаленко И.В.)
— Хрестоматия по возрастной психологии (Фельдштейн Д.И.)
— Что хранится в карманах детства (Бабушкина Т.В.)
— Чтобы ребенок рос счастливым (Паркер Джен)
— Школьная тревожность. Диагностика, коррекция, развитие (Микляева Н.В.)
— Шпаргалка по возрастной психологии (Солодилова О.П.)
— Этапы развития детского мышления (Обухова Л.Ф.)
— Я — целый мир (Одинцова М.А.)
— Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников (Вачков И.В.)
— Я учусь учиться (Князева Т.Н.)
— «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта (Шипицына Л.М.)

Источник