Проблема подбора семьи потребности развития ребенка

Проблема подбора семьи потребности развития ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Харитонова Е. М., Ильина Т. С. Особенности подбора приемной семьи для ребенка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 103-107. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11254/ (дата обращения: 02.03.2020).



На сегодняшний день развитие и воспитание ребенка в условиях детского дома признаны малоэффективными. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что каждый ребенок имеет право на семью. (Семейный кодекс РФ, Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей, Глава 11. Права несовершеннолетних детей, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье). В связи с этим получила активное развитие альтернативная форма помощи детям-сиротам — институт замещающей семьи, который включает в себя различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство), приемная семья.

Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка. Бесспорно, также, что воспитание чужого ребенка, связано с большим количеством трудностей и опасностей как для приемного ребенка пришедшего в семью, так и для самой семьи, как системы. В совокупности, это предъявляет приемной семье определенные требования, которые и выступают критериями ее подбора.

Правовые критерии подбора приемной семьи вытекают из следующего — приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка. Соответствие кандидатов в приемные родители правовым требованиям является обязательным. Кроме оговоренных законодательством, критериями подбора приемной семьи в практике учитывается:

– наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям;

– отсутствие у кандидатов в приемные родители на момент создания приемной семьи судимости за умышленное преступление.

Указанные критерии, однако, являются недостаточными для полноценного развития ребенка. При определении пригодности семьи к воспитанию приемного ребенка наряду с названными критериями следует также учитывать и воспитательные возможности семьи. Именно воспитательные возможности и выступают психологическими критериями подбора приемной семьи. Многочисленные исследования, опыт в области воспитания приемных детей, накопленный в нашей стране и за рубежом, показывает, успешность воспитания определяется такими факторами, как:

– личностные качества родителей;

– внутрисемейные взаимоотношения;

– воспитательные установки родителей.

Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Наличие у родителей, таких качеств, как сензитивность и гиперсоциализация, приводит к развитию у ребенка невроза. Под сензитивностью понимается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу; под гиперсоциализацией — заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов.

Для успешного воспитания ребенка, родители должны обладать следующими положительными качествами:

– Эмпатичность — способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать;

– Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения;

– Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя;

– Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь;

– Альтруистичность — качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь;

– Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка;

– Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации;

– Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем;

– Способность к развитию и изменению, может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Внутрисемейные взаимоотношения — они являются еще одним фактором, влияющим на личностное развитие ребенка.

Не менее важным критерием подбора приемной семьи являются также мотивы, которыми руководствуются семьи, решившие принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Особое значение для психологической готовности принятия приемного ребенка в семью является мотив и отрабатывание внутренних переживаний, неудач и страхов в жизни, которые могли повлиять на решение принятия приемного ребенка в семью. Вертикальная тревога по поводу моделей саморазрушительного поведения, существующая в системе на бессознательном, мало управляемом уровне, способствует «привлечению» в семью детей с подобными травмами.

Кандидаты в приемные родители должны учитывать свои силы и ресурсы по удовлетворению главных потребностей развития детей/ребенка. Выделяют пять потребностей ребёнка, которые родители должны удовлетворять до 16 лет ребенка:

  1. Потребность в защищенности. Для гармоничного развития ребенка необходимо ощущение безопасности, защищенности, которое должны обеспечить родители. При неблагоприятной атмосфере в семье (ссоры, взаимные оскорбления, пьянство, развод родителей) ребенок чувствует себя в опасности, его среда нарушается, что приводит к формированию страхов. При неудовлетворенности потребности в защите, ребенок становится тревожным, начинает чего-либо бояться и т. д.
  2. Потребность в любви. Любовь родителей различается по своей природе и воздействует на психику ребенка по-разному. Материнская любовь безусловна, она не зависит ни от каких внешних и внутренних причин. Любовь матери — это право на жизнь. Отцовская любовь — любовь-гордость, она обусловлена достижениями ребенка и тем самым помогает развиваться, это право на развитие.
  3. Потребность в научении. Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т. д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).
  4. Потребность быть своего возраста. Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены — самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении «непризнанного гения», все достижения которого на словах, а на деле — избегание работы и ответственности.
  5. Потребность быть самим собой. С одной стороны, задача родительского воспитания — приучить ребенка к требованиям общества, жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно в воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью. Кроме основных потребностей ребенка, существует еще целый ряд потребностей, которые обязаны удовлетворять родители. Одной из них является — потребность в привязанности. Привязанность — это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, т. к. от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие. Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогает находить общий язык с другими людьми. Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в эмоциональном развитии.

Необходимо понимать, что все проблемы во взрослом возрасте растут вместе с детьми из недополученного тепла, ласки, принятия и уважения в детском возрасте. У каждого без исключения ребенка, оставшегося без попечения родителей, существует своя история, своя «боль» расставания с кровной семьей. Приемная семья должна быть готова помочь пережить и принять ребенку его историю. Ребенок после прихода в новую/приемную семью может транслировать верность кровной семье через трудное поведение, показывать все, чему он там научился и к чему привык (может воровать, курить, игнорировать учебу, употреблять алкоголь и т. п.). С трудным поведением ребенка семье нужно будет научиться жить, справляться, нужно будет понять, как оно «устроено» и как можно его изменить, и только тогда оно перестанет быть катастрофой для приемных родителей, а станет решаемой задачей. Каким бы ужасным, невозможным, ненормальным оно не казалось, обычно получается изменить его к лучшему, если действовать последовательно, не отчаиваться и быть к нему готовым. Главное понимать, что все трудности преодолимы, если у ребенка есть семья, взрослые, которые готовы его поддержать, помочь и принять.

Приемным детям, не имеющим большого опыта жизни в полноценной семье, особенно трудно дается коммуникабельность в сфере общения. Коммуникабельная компетенция у детей формируется в общении со взрослыми. Чем больше приемные родители будут проводить времени с ребенком, чем более открытое и искренние общение будет между ними. Чем сложнее, тоньше, разнообразнее обратная связь, которую получает ребенок от взрослых в ответ на каждый свой поступок, тем лучше условия его коммуникативного развития. При этом одно из важнейших условий — отсутствие тотального стресса, постоянного страха или чувства одиночества. Потому что если ребенок боится своих родителей, то ему не до тонкостей общения, у него формируется грубое, примитивное коммуникативное поведение (истерики, крики, агрессия, ступор и т. п.). Из вышесказанного можно предположить, что у ребенка из неблагополучной кровной семьи с коммуникативным поведением могут быть большие трудности и приемные родители должны быть готовы их не бояться преодолевать.

Так же стоит учитывать из какого региона привезен ребенок, например ребенок привезенный в столицу из далекого провинциального города, столкнётся с полностью противоположным укладом жизни, нежели к которому он привык. Окружающая инфраструктура, ритм жизни большого города, много населённость, даже городской шум и суета — все это может привести к прибавлению трудностей в адаптации в новой семье, к которым должны быть готовы замещающие родители, решившие принять в семью ребенка из региона.

Еще одним важным аспектом подбора семьи для ребенка, является актуальное состояние здоровья ребенка и готовность родителей в его принятии. Кандидаты в приемные родители должны обратить внимание на специфику диагностики состояния физического и психического здоровья детей, находящихся в детских учреждениях. К сожалению, очень часто она бывает недостаточно объективной и полной, что приводит либо к не выявлению заболеваний у детей, либо гипердиагностике. Родителям необходимо провести независимую медицинскую диагностику ребенка, что бы понять и оценить правдоподобность поставленного диагноза в учреждении.

Решившись на шаг принятия в семью ребенка, кандидатам в замещающие родители необходимо тщательно взвесить все возможности и ресурсы своей семьи. Не бояться, при необходимости, обращаться за квалифицированной помощью к специалистам сопровождающих организаций.

Литература:

  1. Л. Петрановская «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения. Пособие для приемных родителей» АНО «Студио-Диалог» 2009–64с.
  2. Проблема подбора семьи. Потребности развития ребенка. // МБУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск. URL: https://crisiscenter74.ru/tema-3-problema-podbora-semi-potrebnosti-razvitiya-rebenka-osnovyi-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-ob-ustroystve-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-na-vospitanie-v-semi-grazhdan (дата обращения: 24.10.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.

Похожие статьи

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности. Анализ опыта использования технологий социальной работы…

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации. ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике…

ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства…

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение…

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.

попечение родителей, ребенок, приемная семья

ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная семья, место лишения свободы, сохранение ребенка, учреждение.

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без… попечение родителей, ребенок, приемная семья, попечительство, орган опеки, опека…

ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение…

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.

Усыновление — приоритетная форма устройства детей

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

попечение родителей, ребенок, приемная семья

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.

Источник

Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка.

По Федеральному закону № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» процесс работы с кандидатами в замещающие семьи должен происходить в три этапа.

1. Оценка личности заявителей и подготовка психологического заключения о безопасности размещения детей в их семьи (проводится квалифицированными психологами).

2. Подготовка и углубленное обследование семей кандидатов (проводится организациями, получившими на это полномочия от органов опеки и попечительства).

3. Формальная оценка соответствия документов кандидатов установленному набору требований и дача итогового обобщающего заключения (проводится специалистами органов опеки и попечительства по месту проживания кандидатов).

В современной практике устройство ребенка в замещающую семью может носить очень разный характер, иметь разные цели, и при этом основой отношений в таких семьях является совместная ответственность за ребенка и службы по устройству, и фостеровской семьи. Целями устройства могут быть:

− экстренное предоставление «крыши над головой»;

− временное устройство до возвращения в кровную семью;

− временное устройство до усыновления;

− устройство для оценки состояния и развития ребенка;

− устройство для реабилитации ребенка, перенесшего психотравму, или с сильной педагогической запущенностью;

− устройство ребенка-инвалида для смены впечатлений и передышки родителей;

− длительное или постоянное устройство;

− устройство старшего подростка для подготовки к самостоятельной жизни;

− и другие (например, в ряде стран в семью может быть устроена несовершеннолетняя мать с младенцем, с целью помощи и обучения ее навыкам ухода и воспитания; в Англии в семьях живут малолетние правонарушители, ожидающие суда).

Форма устройства должна зависеть от потребностей развития конкретного ребенка и его социального статуса и может меняться с изменением его возраста или ситуации в его кровной семье. Для принимающей семьи это означает профессионализацию и необходимость ясно представлять себе свою роль, свои должностные обязанности и функции по отношению и к ребенку, и к службе сопровождения (органу опеки и попечительства).

На сегодняшний день существует три подхода к отбору и подготовке замещающих семей.

1. Подход, основанный на психологической оценке личности потенциальных воспитателей.

Для этого предлагается использовать различные теорииличности, прежде всего психодинамическую, и разработанные в их русле методики: личныеинтервью о привязанностях, о мотивах, о детском опыте, как структурированные, так ипроизвольные, тестовые и проективные методики. С их помощью специалисты должны понять: «Что за человек берет ребенка? Как его личностные особенности будут влиять на отношения с ребенком? Что в его характере или в личном опыте может помочь, а что – помешать успешному воспитанию?»

Отбор кандидатов с опорой на оценку их личности, содержит в себе немало проблем.

Во-первых, такая оценка довольно длительна и сложна и требует от сотрудников служб устройства основательных знаний в области психологии. А применение некоторых методик, таких, как тестирование, наталкивается и на правовые сложности (например, в большинстве стран психологическое тестирование человека возможно лишь в двух случаях: по его собственному запросу или по постановлению суда).

Во-вторых, неясны объективные критерии оценки. Общая особенность всех психологических методик состоит в том, что те из них, которые хорошо структурированы и верифицированы, – малоинформативны с точки зрения вопроса «Что за человек перед нами?», а те, которые что-то дают, неизбежно субъективны. Трудно провести грань между реальными качествами оцениваемого и тем, что в нем увидел оценивающий. Нередко разные сотрудники службы устройства по-разному оценивают того или иного кандидата и дают совершенно разные прогнозы успешности устройства ребенка в его семью.

Кроме того, не вполне ясно, как из результатов оценки личности сделать вывод о способности воспитывать ребенка. Непонятно, где проходит граница между «достаточно хорошим» и «недостаточно хорошим» человеком. А из этого следует множество конкретных сложностей. Например, непонятно, как отказывать кандидату. Объяснить, что он «недостаточно теплый» или ему «не хватает терпимости»? Непонятно, что посоветовать, чтобы взять ребенка можно было в будущем. Пройти курс психотерапии? Непонятно, в чем может состоять помощь воспитателю со стороны службы устройства. Получается, что если человек «достаточно хорош», ему и не нужны ни подготовка, ни дальнейшее сопровождение, а если «недостаточно», то ему все равно ничем не поможешь, ведь социальные работники не в силах сделать его «теплее» или «терпимее».

2. Подход с опорой на анализ семейной системы.

Даже если официально воспитателем ребенка числится один человек,реально его воспитывает семья в целом. Поэтому, для того чтобы прогнозировать благополучие ребенка в семье, как в замещающей, так и в кровной, необходимо иметь представление о семейной системе в целом. «Что за семья берет ребенка? Каковы ее особенности и как они могут помочь или помешать воспитанию конкретного ребенка? Какие изменения могут произойти в семейной системе после помещения в нее ребенка?»

Несомненным достоинством системного мышления является более «зрячий» подход к устройству, позволяющий прогнозировать место ребенка в будущей семье и динамику взаимоотношений в ней. Хорошее знание особенностей семьи позволяет подобрать ребенку семью,подходящую с системной точки зрения, то есть такую, в которую он хорошо впишется икоторая будет способна удовлетворить его потребности. С другой стороны, это позволяетпредвидеть возможные трудности, например, осложнение отношений между супругами всвязи с изменением их семейных ролей, конфликты между поколениями, ревность со стороны других детей и т.д.

Работа с семьей в целом дает больше возможностей для оказания помощи и поддержки. Например, если сами родители (кровные или замещающие) в какой-то период находятся в сложной ситуации, переживают жизненный кризис и не справляются с воспитанием ребенка, службы по устройству могут все же сохранить семью для ребенка, наладив сотрудничество с другими членами семьи (бабушки, дяди и тети, старшие дети и т.д.).

Вместе с тем, оценка семьи сопряжена с большинством тех же проблем, что и оценка личности. Она достаточно длительна и сложна и, к сожалению, субъективна. По-прежнему непонятно, где проходит граница между «достаточно хорошей» и «недостаточно хорошей» семьей, сохраняются проблема отказа и опасность психотравмы кандидата.

3. Осознание всех названных проблем привело к выдвижению принципиально нового подхода – подхода, ориентированного на оценку способности выполнения работы по воспитанию.

Суть нового подхода в следующем. Если воспитание ребенка – это работа, состоящая из выполнения конкретных задач, значит, принимая решение о способности семьи воспитывать ребенка (идет ли речь о кровной или замещающей семье), нужно искать ответы на вопросы: «Что он умеет как воспитатель и чего не умеет? С чем справится и с чем нет? Чему он может научиться? Чем социальные службы могут ему помочь?»

Оцениваются в данном подходе не качества человека, а его компетентность как воспитателя, причем компетентность, подтвержденная на практике.

В словаре «компетентность» определяется как «способность или полномочие делать то, что требуется, на соответствующем уровне» и исходя из определенной системы ценностей.

То есть компетентный человек понимает, что происходит, знает, что нужно делать и умеет это сделать, и при этом действует, исходя из определенной системы ценностей.

Задаваясь вопросом, сможет ли данный конкретный человек хорошо воспитывать данного конкретного ребенка, например, с агрессивным поведением, нужно вместе с кандидатом обдумать, как он обычно реагирует на агрессию, умеет ли с ней справляться, какие есть тому подтверждения в его жизненном опыте, чему ему стоит еще научиться и как это сделать, или, если он не уверен в себе в этом отношении, кто в его семье умеет справляться с агрессией и т. д. То есть это достаточно конкретный и конструктивный диалог, выдержанный не в русле оценки человека, а в русле оценки стоящей перед ним задачи и имеющихся в его распоряжении ресурсов. Ресурсами могут быть как его собственные умения и навыки воспитателя, так и его способность привлечь к воспитанию ребенка людей из окружения, а также умение получать помощь от социальных служб.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник