Проблема периодизации возрастного развития ребенка
Процесс развития ребенка прежде всего
нужно рассматривать как процесс
стадиальный. Самое существенное для
детской психологии — это выяснение
перехода от одной стадии (или периода)
к другой. При этом будут конкретизироваться
те общие положения, с которыми мы уже
познакомились.
Что такое детский возраст, период?
Существуют ли объективные признаки,
критерии этих периодов? Некоторые авторы
рассматривают этот процесс в координатах
времени, деля время на промежутки, не
выделяя стадии.
Определенный возраст в жизни ребенка,
или соответствующий период его
развития,—это относительно замкнутый
период, значение которого определяется
прежде всего его местом и функциональным
значением на общей кривой детского
развития. Каждый возраст, или период,
характеризуется следующими показателями:
определенной социальной
ситуацией развития или
той конкретной формой отношений, в
которые вступает ребенок со взрослыми
в данный период;
основным или ведущим типом
деятельности (существует
несколько различных типов деятельности,
которые характеризуют определенные
периоды детского развития) ;
основными психическими
новообразованиями (в
каждом периоде они существуют от
отдельных психических процессов до
свойств личности).
Перечисленные показатели находятся в
сложных отношениях. Так, возникшие в
данный период новообразования меняют
социальную ситуацию детского развития:
ребенок начинает требовать другой
системы отношений со взрослыми, по-иному
смотрит на мир и сам с помощью взрослых
меняет систему отношений с ними. Иными
словами, возникнув в определенной
социальной ситуации, новообразования
вступают с ней в противоречие и закономерно
ее разрушают.
42
Проблема периодизации детства давно
привлекала внимание психологов.
Существует много классификаций периодов
детства. Их можно разделить на два типа.
1. Моносимптоматическое
выделение периодов
(по одному определенному признаку).
Такую классификацию предложил П. П.
Блон- ский, который ввел понятие
«энергетический баланс». Последний
связан со степенью окостенения скелета.
Показателем же окостенения может служить
наличие и состояние зубов. Поэтому
предложенные им периоды детства
называются так: беззубое, молочно-
зубовое и постояннозубое детство. По
окостенению, конечно, можно представить
календарный возраст ребенка, что, однако,
не имеет прямого отношения к психологическому
периоду детства, этот признак вообще
не имеет отношения к развитию психики.
Аналогичную классификацию предложил
в свое время В. Штерн (1922) по симптому
развития речи. Однако можно ли по
какому-либо одному симптому судить о
развитии? К тому же все эти классификации
не вскрывают, что же лежит за некоторой
симптоматикой периодов детства.
2. Полисимптоматические
классификации типичны
для описательного этапа детской
психологии. Но они также не дают оснований
судить о том, какие психологические
процессы лежат за описанием отдельных
периодов детства.
Вместе с тем эмпирические
наблюдения позволили обнаружить два
типа периодов развития ребенка. Одни
текут очень медленно, с незаметными
изменениями (они были названы стабильными
периодами). Для других,
наоборот, характерны стремительные
изменения в психике ребенка (они были
названы критическими
периодами). Эти типы
периодов как бы перемежают друг друга.
Своеобразна история открытия критических
периодов. Сначала был выявлен период
полового созревания, затем кризис
трехлетнего возраста. Следующим был
обнаружен кризис семи лет, связанный с
переходом к школьному обучению, и
последним — кризис одного года (начало
ходьбы, возникновение слов и т. п.).
Наконец, начали считать критическим
периодом и факт рождения.
Общий признак критического периода —
нарастание трудностей общения взрослого
с ребенком, которые являются симптомом
того, что ребенок нуждается уже в новых
отношениях с ним. Вместе с тем протекание
таких периодов чрезвычайно
индивидуально-вариативно (это зависит,
в частности, от поведения взрослых).
В настоящее время можно представить
следующую периодизацию детства:
1) кризис новорожденности;
2) младенчество (первый год жизни);
3) кризис первого года;
4) раннее детство;
5) кризис трех лет;
6) дошкольное детство;
43
7) кризис семи лет;
8) младший школьный возраст;
9) кризис 11 —12 лет;
10) подростковое детство.
Некоторые психологи в последнее время
вводят в периодизацию детства новый
период — раннюю юность.
Как показывает история детства, отдельные
его периоды возникают в соответствии
с общественными требованиями той или
иной крупной эпохи. Поэтому и современную
периодизацию детства следует оценивать
при конкретно-историческом к ней подходе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требует 1 правка.
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Проблема периодизации[править | править код]
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации[править | править код]
«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].
Периодизации[править | править код]
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского[править | править код]
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1—3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3—7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7—13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13—17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина[править | править код]
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]
- Раннее детство
- Младенчество (0—1 год)
- Ранний возраст (1—3 года)
- Детство
- Дошкольный возраст (3—7 лет)
- Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
- Отрочество
- Подростковый возраст (11/12—15 лет)
- Ранняя юность (от 15 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1—3 лет)
- Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
- Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
- Юность (13—19 лет)
- Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
- Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
- Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась
Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:
- Новорождённые — от 1 до 10 дней
- Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
- Раннее детство — от 1 до 2 лет
- Первый период детства — от 3 до 7 лет
- Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
- Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
- Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
- Средний возраст
- первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
- второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
- Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
- Старческий возраст — от 76 до 90 лет
- Долгожители — старше 90 лет
Биологический возраст[править | править код]
Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:
Возрастные периоды у детей
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период: от 4-х недель до 1 года
- Раннее детство: 1—3 года
- Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
- Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
- Подростковый период:
- девочки: 10 — 17—18 лет
- мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
- Юношеский период
- юноши: 17 — 21 год
- девушки: 16 — 20 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины: 21—35 лет
- женщины: 20—35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины: 35—60 лет
- женщины: 35—55 лет
- Пожилой возраст: 55/60—75 лет
- Старческий возраст: 75—90 лет
- Долгожители — 90 лет и более
См. также[править | править код]
- Возраст
- Психология развития
- Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
- Нормативные кризисы развития
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
- Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;
Ссылки[править | править код]
- Проблема возраста и возрастной периодизации
Источник
Разделение жизненного пути ребенка на
периоды позволяет лучше понять
закономерности детского развития,
специфику отдельных возрастных этапов.
Содержание (и название) периодов, их
временные границы определяются
представлениями автора периодизации
о наиболее важных, существенных сторонах
развития.
Л.С. Выготский различал три группы
периодизации:по внешнему критерию,
по одному и нескольким признакам детского
развития.
Для первой группыхарактерно
построение периодизации на основевнешнего,но связанного с самим
процессом развитиякритерия.Примером
могут служить периодизации, созданные
побиогенетическомупринципу.
Поскольку, согласно этой позиции,
онтогенез в кратком и сжатом виде
повторяет филогенез, процесс индивидуального
развития ребенка выстраивается в
соответствии с основными периодами
биологической эволюции и исторического
развития человечества. Один из вариантов
– периодизация В. Штерна.
Во второй группепериодизаций
используется не внешний, авнутренний
критерий.Этим критерием становится
какая-либоодна сторона развития,например, развитие костных тканей у
П.П. Блонского и развитие детской
сексуальности у 3. Фрейда.
Периодизации, основанные на одном
признаке, субъективны: авторами
произвольно выбирается одна из многих
сторон развития.
В третьей группепериодизаций
предпринята попытка выделить периоды
психического развития ребенка на основесущественных особенностей этогоразвития.Это периодизация Льва
Семеновича Выготского и Даниила
Борисовича Эльконина. Вних используются
три критерия –социальная ситуация
развития, ведущая деятельность и
центральное возрастное новообразование.
Возрастная периодизация д.Б. Эльконина
Д.Б. Элькониным определены основные
подходы к проблеме периодизации:
– исторический подход к темпам развития
и к вопросу о возникновении отдельных
периодов детства в ходе исторического
развития человечества;
– подход к каждому возрастному периоду
с точки зрения того места, которое он
занимает в общем цикле психического
развития ребенка;
– представление о психическом развитии
как о процессе диалектически противоречивом,
протекающим не эволюционным путем, а
путем перерывов непрерывности,
возникновения в ходе развития качественно
новых образований;
– выделение, как обязательных и
необходимых переломных, критических
точек в психическом развитии, являющихся
важными объективными показателями
переходов от одного периода к другому;
– выделение различных по своему характеру
переходов и в связи с этим различение
в психическом развитии эпох, стадий,
фаз.
Согласно Д.Б. Эльконину, при создании
возрастной периодизации целесообразно
оперировать системой «ребенок в
обществе», внутри которой существуют
системы «ребенок – вещь» и «ребенок –
отдельный взрослый». Из двух самостоятельных
они превращаются в единую, существенно
изменяя свое содержание.
Подход к возрастной периодизации Д.Б.
Эльконина интересен тем, что представляет
процесс развития как идущий по восходящей
спирали, а не как линейный; позволяет
показать противоречивое единство
мотивационно-потребностной и
интеллектуально-познавательной сторон
развития личности; установить значение
каждого отдельного периода для
последующего; выстроить периодизацию
по эпохам и стадиям на основе внутренних
законов развития.
В отечественной возрастной психологии
наиболее распространенной является
периодизация психического развития
представленная таблице 4.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Возраст
существует одновременно как абсолютное,
количественное понятие (календарный
возраст, время жизни от рождения) и как
этап в процессе физического и
психологического развития (условный
возраст). Условный возраст определяется
степенью развития, текущим этапом в
процессе развития и зависит от принятой
системы периодизации, от принципов
разграничения этапов развития.
Деление
жизненного цикла человека на возрастные
категории менялось со временем, оно
культурно-зависимо, и определяется
подходом к установлению возрастных
рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы
разобраться в содержании категории
возраста, прежде всего, необходимо
разграничить главные системы отсчета,
в которых наука описывает человеческий
возраст и вне связи с которыми возрастные
категории вообще не имеют смысла.
Первой
системой отсчета является индивидуальное
развитие (онтогенез, «жизненный цикл»).
Эта система отсчета задает такие единицы
деления, как «стадии развития», «возрасты
жизни», и концентрируется на возрастных
свойствах.
Вторая
система отсчета — это связанные с
возрастом социальные процессы и
социальная структура общества. Эта
система отсчета задает такие единицы
деления, как «возрастные страты»,
«возрастные группы», «поколения».
Третья
система отсчета — это представления о
возрасте в культуре, то, как возрастные
изменения и свойства воспринимаются
представителями социально-экономических
и этнических групп, одним из задаваемых
ей направлений исследования являются
возрастные стереотипы и т. н. «возрастные
обряды».
Выготский
различал три группы периодизаций: по
внешнему критерию, по одному и нескольким
признакам детского развития.
Первая
группа периодизаций основывается на
внешнем критерии, без связи с физическим
и психическим развитием человека.
Например, из принципа «онтогенез
повторяет филогенез» выводилась
периодизация, ставящая каждый этап
жизни в соответствии со стадиями
биологической эволюции и исторического
развития человечества. До сих пор
сохраняется периодизация по ступеням
системы воспитания и обучения, оперирующая
такими понятиями, как «дошкольный
возраст», «младший школьный возраст»
и так далее. Так как структура образования
развивалась с учетом психологии развития,
такая периодизация косвенно связана с
переломными моментами в детском развитии.
Вторая
группа периодизаций основывается на
одном внутреннем критерии. Выбор
критерия, который ложится в основу
классификации, субъективен и происходит
по самым разным причинам. Так, в рамках
психоанализа Фрейдом была разработана
периодизация развития детской
сексуальности (оральный, анальный,
фаллический, латентный, генитальный
этапы). В основу периодизации П. П.
Блонского лег такой объективный и
простой для учета физиологический
признак, как появление и смена зубов. В
получившейся классификации детство
делится на три периода: беззубое детство,
детство молочных зубов и детство
постоянных зубов; с появлением зубов
мудрости начинается взрослость.
Третья
группа периодизаций основывается на
нескольких существенных особенностях
развития и может учитывать изменение
важности критериев со временем. Примером
таких периодизаций являются системы,
разработанные Выготским и Эльконином.
Существует
много периодизаций возрастного развития.
Детальность проработки периодизаций
неодинакова для разных возрастов;
периодизации детства и юности, как
правило, привлекали больше внимания
психологов, чем периодизация зрелости,
поскольку развитие в зрелости не несет
качественных изменений и содержательная
периодизация зрелости затруднена.
В
рамках психологии развития, догматические
периодизации, основанные на умозрительных
принципах, были заменены периодизациями,
основанными на предварительном изучении
развития детей, в том числе и на лонгитюдных
(многолетних) исследованиях одних и тех
же детей, разработанных Арнольдом
Гезеллом.
Периодизация
Л.С.
Выготского
Основные
понятия теории Выготского.Для
Льва Семеновича Выготского развитие —
это прежде всего возникновение нового.Стадии развития
характеризуются возрастными
новообразованиями,т.е.качествами или
свойствами,которых
не было раньше в готовом виде.Источником
развития,по
Выготскому,является
социальная среда.Взаимодействие
ребенка со своим социальным окружением,воспитывающим
и обучающим его,определяет
возникновение возрастных новообразований.
Выготский
вводит понятие «социальная ситуация
развития» — специфическое для каждого
возраста отношение между ребенком и
социальной средой.
Среда
становится совершенно иной,когда
ребенок переходит от одной возрастной
стадии к следующей.
Социальная
ситуация развития меняется в самом
начале возрастного периода.К
концу периода появляются новообразования,среди которых
особое место занимает центральное
новообразование,имеющее
наибольшее значение для развития на
следующей стадии.
Законы
детского развития.Л.С.Выготский
установил четыре основных закона
детского развития.
1-й
закон.Первый
из них — цикличность развития.Периоды подъема,интенсивного
развития сменяются периодами замедления,затухания.Такие циклы
развития характерны для отдельных
психических функций (памяти,речи,интеллекта
и др.)и для
развития психики ребенка в целом.
2-й
закон.Второй
закон — неравномерность развития.Разные стороны
личности,в
том числе психические функции,развиваются
неравномерно.Дифференциация
функций начинается с раннего детства.Сначала выделяются
и развиваются основные функции,прежде всего
восприятие,затем
более сложные.В
раннем возрасте доминирует восприятие,в дошкольном —
память,в
младшем школьном — мышление.
3-й
закон.Третья
особенность — «метаморфозы» в детском
развитии.Развитие
не сводится к количественным изменениям,это цепь изменений
качественных,превращений
одной формы в другую.Ребенок
не похож на маленького взрослого,который мало
знает и умеет и постепенно приобретает
нужный опыт.Психика
ребенка своеобразна на каждой возрастной
ступени,она
качественно отлична от того,что
было раньше,и
того,что
будет потом.
4-й
закон.Четвертая
особенность — сочетание процессов
эволюции и инволюции в развитии ребенка.Процессы «обратного
развития» как бы вплетены в ход эволюции.То,что
развивалось на предыдущем этапе,отмирает или
преобразуется.Например,ребенок,научившийся
говорить,перестает
лепетать.У
младшего школьника исчезают дошкольные
интересы,некоторые
особенности мышления,присущие
ему раньше.Если
же инволюционные процессы запаздывают,наблюдается
инфантилизм:ребенок,переходя в новый
возраст,сохраняет
старые детские черты.
Динамика
возрастного развития.Определив
общие закономерности развития психики
ребенка,Л.С.Выготский
рассматривает также динамику переходов
от одного возраста к другому.На
разных этапах изменения в детской
психике могут происходить медленно и
постепенно,а
могут — быстро и резко.Соответственно
выделяются стабильные и кризисные
стадии развития.
Для
стабильного периода характерно плавное
течение процесса развития,без
резких сдвигов и перемен в личности
ребенка.Незначительные
изменения,происходящие
на протяжении длительного времени,обычно незаметны
для окружающих.Но
они накапливаются и в конце периода
дают качественный скачок в развитии:появляются
возрастные новообразования.Только
сравнив начало и конец стабильного
периода,можно
представить себе тот огромный путь,который прошел
ребенок в своем развитии.
Стабильные
периоды составляют большую часть
детства.Они
длятся,как
правило,по
нескольку лет.И
возрастные новообразования,образующиеся
так медленно и долго,оказываются
устойчивыми,фиксируются
в структуре личности.
Кроме
стабильных,существуют
кризисные периоды развития.В
возрастной психологии нет единого
мнения по поводу кризисов,их
места и роли в психическом развитии
ребенка.Часть
психологов считает,что
детское развитие должно быть гармоничным,бескризисным.Кризисы —
ненормальное,«болезненное»
явление,результат
неправильного воспитания.Другая
часть психологов утверждает,что
наличие кризисов в развитии закономерно.Более того,по некоторым
представлениям,ребенок,не переживший
по-настоящему
кризис,не
будет полноценно развиваться дальше.
Выготский
придавал кризисам большое значение и
рассматривал чередование стабильных
и кризисных периодов как закон детского
развития.
Кризисы,в отличие от
стабильных периодов,длятся
недолго,несколько
месяцев,при
неблагоприятном стечении обстоятельств
растягиваясь до года или даже двух лет.Это краткие,но бурные стадии,в течение которых
происходят значительные сдвиги в
развитии.
В
кризисные периоды обостряются основные
противоречия:с
одной стороны,между
возросшими потребностями ребенка и его
все еще ограниченными возможностями,с другой — между
новыми потребностями ребенка и
сложившимися раньше отношениями со
взрослыми.Сейчас
эти и некоторые другие противоречия
часто рассматриваются как движущие
силы психического развития.
Периоды
детского развития.Кризисные
и стабильные периоды развития чередуются.Поэтому возрастная
периодизация Л.С.Выготского имеет
следующий вид:кризис
новорожденности — младенческий возраст
(2месяца-1год)—
кризис 1года
— раннее детство (1-3года)— кризис 3лет — дошкольный
возраст (3-7лет)— кризис 7лет — школьный
возраст (8-12лет)— кризис 13лет — пубертатный
возраст (14-17лет)— кризис 17лет.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
01.05.201517.96 Mб21rabochaya_tetrad_ZOOLOGIYa_POZV.doc
- #
- #
- #
Источник