Проблема периодизации психологического развития ребенка

Проблема периодизации психологического развития ребенка thumbnail

Фундаментальной
проблемой онтогенетической психологии
является проблема периодизации
психического развития. Она достаточно
полно разработана в исследованиях
ведущих отечественных и зарубежных
психологов (Ананьев, 1968; Басов, 1928;
Блонский, 1979; Баллон, 1967; Выготский.
19831984; Эльконин, 1971; Запорожец, 1986; Buhler.
1962; Erikson, 1963; Gezell. 1954; Piaget, 1967; и др.).

Учитывая
сложность систематики психического
развития ребенка и подростка, некоторые
авторы пытались построить периодизацию
на односторонних психологических или
психоаналитических основах. Критика
такого подхода была дана еще Л. С.
Выготским, который на основе обобщения
исследований по периодизации психического
развития с конца XIX — начала XX века
выделяет три основные группы исследований
по данной проблеме.

К
первой группе Выготский относит
представителей биогенетических
концепций, проводящих параллели между
развитием человечества и развитием
ребенка, а также представителей
вульгарносоциологизаторских теорий,
которые пытаются связать категории
детства со ступенями воспитания и
образования.

Исследователи
второй группы, по мнению Выготского,
пытаются выделить условные критерии
отдельных признаков детства. Типичным
представителем данного направления
является Шарлотта Бюллер, которая
выделяет пять
стадий в развитии ребенка на основе
формирования его потребностей
:

§  
Первая стадия (первый год жизни ребенка)
— стадия «объективизации», во время
которой ребенку открывается «окно во
внешний мир», формируются его первые
субъективные связи с предметами.

§  
Вторая стадия (от 2 до 6 лет) — стадия
расширения связей со средой при помощи
речи.

§  
Третья стадия (от 6 до 10 лет) — стадия
«объективизации». Эта стадия характеризуется
приспособлением ребенка к условиям
семьи и первичным пониманием своей
зависимости от реальных (внешних)
обстоятельств.

§  
Четвертая стадия (от 10 до 13 лет) — стадия
возврата к «субъективному» и главенству
«Я», отличается новым «отдалением от
объективности» внешнего мира, субъективным
пересмотром и критикой происходящего.

§  
Пятая стадия (с 13 лет) — «стадия
дифференциации в сексуальном развитии
и осознания культурных и социальных
ценностей».

В
своей схеме Ш. Бюллер выделила два
основных этапа формирования представлений
«Я» ребенком. На протяжении детства эти
представления качественно усложняются.
Тем самым автор отмечает динамику в
развитии сознания и самосознания у
ребенка. Однако представленная систематика
упускает многие промежуточные звенья
в развитии психики ребенка.

Л.
С. Выготский, критикуя периодизацию
психического развития Ш. Бюллер, считал,
что ее основными недостатками являются
субъективизм и односторонность.
Исследование периодизации психического
развития, по мнению Выготского, должно
базироваться на изучении внутренних
закономерностей развития.

Однако,
несмотря на методологическую
односторонность, периодизация психического
развития ребенка Ш. Бюллер, на наш взгляд,
является весьма ценной, так как автор
достаточно полно раскрывает этапы
формирования самосознания личности в
онтогенезе на основе потребностно-мотивационной
сферы. Такой подход имеет также несомненную
практическую значимость.

К
третьей категории исследований по
периодизации психического развития Л.
С. Выготский относит попытку некоторых
авторов перейти от чисто симптоматического,
описательного признака к выделению
существенных особенностей детского
развития. Такую попытку предпринял А.
Гезелл, который построил свою периодизацию
исходя из внутреннего ритма и темпа
развития. Он выделяет шесть
стадий психического развития ребенка
и подростка
:

§  
Первая стадия (от рождения и до конца
2го года жизни) отличается знакомством
ребенка с собственным телом, установлением
различий между знакомыми и чужими
людьми, началом ходьбы и манипулятивных
игр.

§  
Вторая (с конца 2го до конца 3го года)
отличается формированием первых
представлений о своей личности, развитием
языка и началом социабельности. Эту
стадию автор назвал «стадией оппозиции».

§  
Третья (с конца 3го до начала 5го года
жизни) отличается наличием у ребенка
противоречий и повышением интереса к
другим людям.

§  
Четвертая (с начала 5го до конца 7го года)
характеризуется появлением у ребенка
интереса к кооперации и социальной
дисциплине. Автор назвал ее «стадия
кооперации и социальной дисциплины».

§  
Пятая стадия (с 7 до 12 лет) включает в
себя три главных компонента: кризисы с
тенденцией к крайнему образу действий,
утверждение и оформление «Я», пробуждение
интереса к общественной жизни.

§  
Шестая стадия (начиная с 12 лет)
характеризуется тем, что ребенок
становится членом социальной группы.

Возрастная
периодизация А. Гезелла достаточно
полно раскрывает особенности
взаимоотношения ребенка с окружающим
миром. Однако обращает на себя внимание
неоднородность, пестрота возрастных
критериев, недостаточно четкое вычленение
главных признаков возрастного созревания.
Выготский назвал периодизацию Гезелла
«половинчатой» попыткой периодизации,
с остановкой на полдороги при «переходе
от симптоматического к сущностному
разделению возраста» (Выготский,
19831984. с. 258).

Критикуя
своих предшественников, Выготский
разработал основные методологические
принципы построения периодизации
возрастного развития ребенка и подростка,
которые имеют фундаментальное значение
в психологии. Он трактует психическое
развитие как диалектически противоречивый
процесс, протекающий не эволюционным
путем, а путем «перерывов непрерывности»,
в результате чего возникают качественно
новые образования. Выготский также
вводит в психологию понятие «возрастные
новообразования» и рассматривает их
как «новый тип строения личности и ее
деятельности, те психические и социальные
изменения, которые впервые возникают
на данной возрастной ступени и которые
в самом главном и основном определяют
сознание ребенка, его отношение к среде,
его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь
ход его развития в данный период» (там
же, с. 248).

Анализируя
динамику перехода от одного возраста
к другому, Выготский выделяет устойчивые,
или стабильные, возрасты, когда развитие
совершается главным образом за счет
микроскопических изменений личности
ребенка, а затем скачкообразно
обнаруживается в виде какого-либо
возрастного новообразования. Он выделяет
также и кризисные периоды, или кризисные
возрасты, являющиеся переломными,
поворотными пунктами в развитии.

Дальнейшие
исследования по возрастной психологии
показали, что главное значение возрастных
кризисов в жизни человека состоит в
перестройке особенностей его психического
развития. Деятельностный подход
отечественных психологов к проблеме
периодизации психического развития
предполагает, что каждый период развития
личности ребенка характеризуется
определенным типом ведущей деятельности.
Именно в процессе деятельности наиболее
полно реализуются возможности личности,
и происходит формирование новообразований.
Исходя из данных положений Д. Б. Эльконин
(1971) разработал концепцию психологического
развития человека от рождения до
совершеннолетия. Он вычленил в развитии
определенные эпохи, которые, в свою
очередь, делятся на периоды и фазы.

Автор
отмечает, что каждая эпоха включает в
себя два периода:

1)     
усвоение и развитие мотивационно-потребностной
сферы личности;

2)     
усвоение способов действия с предметами,
т. е. формирование операционно-технических
возможностей.

Для
каждого периода характерна определенная
ведущая деятельность, которая обеспечивает
формирование то мотивационно-потребностной,
то операционально-технической стороны
развития. Противоречие между этими
сторонами и выступает как движущая сила
развития личности.

Б.
Ф. Ломов (1984), анализируя концепцию
Эльконина, подчеркивал, что изменяющиеся
связи между мотивационно-потребностной
и операционально-технической сторонами
деятельности являются существенными
для развития личности, но они не раскрывают
развитие ее взаимоотношений с другими
людьми. Процесс общения является важным
психологическим фактором в развитии
личности.

В
работах М. И. Лисиной (1974, 1986) раскрыты
этапы формирования общения в онтогенезе
и основные мотивы общения в дошкольном
возрасте. Автор показала, что потребность
в общении у ребенка развивается от
простых форм (потребность в эмоциональных
контактах) к все более сложным
(сотрудничество, интимно-личностное
общение). С возрастом ребенка происходит
смена мотивов общения.

Проблема
периодизации психического развития
ребенка достаточно широко представлена
в работах зарубежных психологов.

Например,
3.
Фрейд (1995) выделяет восемь стадий развития
в детском возрасте.

§  
Первая (от рождения до 6 мес.) — «стадия
первичного аутоэротизма».

§  
Вторая (от 6 до 12 мес.) — «оральная стадия»,
когда ребенок «требует» грудь матери,
захватывает объект.

§  
Третья (от 1 года до 4 лет) —
«садистически-анальная стадия»,
характеризующаяся противопоставлением
внешних предметов телу.

§  
Четвертая (с 4 лет) — «фаллическая» или
«генитальная» в зависимости от пола
ребенка. Ее типичными проявлениями
становятся идентификация «Я» и первые
отношения противопоставления себя
противоположному полу. В этот период
развивается эдипов комплекс.

§  
Пятая (с 5-6 лет) — «латентная фаза» —
стадия организации психического
аппарата. В этот период у ребенка
происходит конструирование «Я», Оно и
сверхЯ. Это самая длительная стадия, в
течение которой создается социальное,
моральное и логическое «Я».

§  
Шестая (с 10 лет) — «стадия предпубертатности».
Характеризуется вытеснением детских
тенденций, сексуальной идентификацией
и выбором предмета либидо. Этой стадии
свойственна мастурбация и гомосексуализм.

§  
Седьмая (с 14 лет) — «стадия пубертатная»,
отличается ростом либидо, устанавливающим
окончательный выбор гетеросексуального
объекта.

§  
Восьмая (с 15 лет) — организации социального,
интеллектуального и морального «Я».

Несмотря
на преобладание пансексуализма в учении
Фрейда, его возрастная периодизация
заслуживает внимания психологов-практиков,
занимающихся проблемами полового
развития и воспитания ребенка.

Современные
зарубежные психологи пытаются
модифицировать психоаналитическую
теорию Фрейда, подчеркивая важное
значение общества в развитии ребенка.
Так, Э. Эриксон (1963) отмечает, что социальное
влияние не противоречит природе ребенка,
его жизненным импульсам, он подчеркивает
гармоничность психобиологических и
социальных факторов в психическом
развитии ребенка. В качестве основных
стадий развития личности автор выделяет
восемь стадий психосексуального
созревания индивида.

Наиболее
прогрессивные и глубокие исследования
процесса развития и его периодизации
принадлежат Ж. Пиаже. Все развитие от
рождения до завершения подросткового
возраста автор делит на четыре периода.

Первый
— сенсомоторный (от рождения до 15 мес.).
Второй — репрезентативный (от 2 до 8
лет). Третий — период конкретного
интеллекта (от 9 до 12 лет). Четвертый —
период логических операций (с 13 лет).
Внутри каждого периода Ж. Пиаже выделяет
подпериоды, обстоятельно излагая их
содержательные характеристики. Исследуя
качественное своеобразие стадий
интеллектуального развития ребенка,
Пиаже рассматривает их и дает им
определение с функциональной и структурной
сторон. В функциональном аспекте стадии
оказываются сходными друг с другом, но
по своим структурам они глубоко различны.
Это различие возникает как результат
преобразования предшествующих структур,
выявляющий тип взаимодействия структур
с окружающим миром. Переход от
сенсомоторного к операциональному
интеллекту Пиаже считает саморазвитием
структур индивидуального взаимодействия
ребенка с окружающим миром.

Анализ
показывает, что трудности периодизации
возрастного развития человека обусловлены
множеством критериев развития психики
человека. Это мотивационно-потребностная
сфера, интеллект, психосексуальные
особенности, эмоционально-волевая сфера
и др.

Истинный
процесс развития психики может быть
раскрыт лишь в ходе изучения онтогенеза
взаимодействия личности с окружающей
средой в определенные возрастные
периоды.

В
работах Б. Г. Ананьева (1968) и его учеников
на основе макрохронологического и
микрохронологического анализов
выделяются различные циклы, периоды,
микропериоды в развитии личности. В
результате комплексных психологических
исследований раскрыты возрастные
характеристики психофизиологических
функций и психических процессов. Ананьев
связывал изменяющиеся «меры времени»
с разными внешними и внутренними
факторами развития, с меняющимися и
противоречивыми соотношениями и
взаимосвязями возрастных, типологических
и индивидуальных особенностей человека
в процессе его, жизни. Последовательность
фаз психического развития и их разная
длительность могут быть обусловлены
разной скоростью протекания психических
процессов, глубиной и сложностью их
преобразований.

В
биологических науках накоплены
многочисленные данные о разновременности
происхождения отдельных стадий, сроков
достижения зрелости, оптимальных порогов
в развитии отдельных систем и их
компонентов как у животного, так и у
человека. Не только отдельные функции,
но даже их различные свойства и
характеристики могут находиться в
разных фазах своего развития за счет
неодинаковой скорости и темпов развития.

В
психологии в настоящее время также
накоплен обширный эмпирический материал
о несовпадении фаз развития различных
сторон восприятия, памяти, мышления,
способностей не только на ранних этапах,
но и в позднем онтогенезе. Исследования
показали, что гетерохрония в психическом
развитии осуществляется в двух
направлениях: за счет увеличения
разнородности в темпах прохождения
различных фаз разными системами и путем
усложнения (ускорение или замедление)
темпа развития всей системы в целом.
Таким образом, временная структура
психического развития выступает как
проявление внутреннего развития психики.

Теоретические
разработки Б. Г. Ананьева и его учеников
подтвердились результатами многочисленных
экспериментальных исследований в
области психофизиологии, возрастной,
медицинской и педагогической психологии.

Было
выявлено, что противоречивость временной
структуры развития личности усиливает
внутреннюю противоречивость
онтогенетической эволюции человека.
Изучение микро и макрохронологических
характеристик позволяет выявить
качественные новообразования, движущие
силы, временные параметры в психическом
развитии человека. Исследование временных
структур развития личности имеет особо
важное значение при изучении психического
дизонтогенеза.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В возрастной психологии до сих пор не решена проблема периодизации психического развития. Попытки разрешить ее осуществляется разными авторами по-разному. Различия проявляются в:

— критериях периодизации (разные авторы предлагают различные критерии)

— возрастных границах:

ü В связи с акселерацией меняются рамки возрастов.

ü На возрастные рамки влияет социальная ситуация, в которой живет человек. (Например: пожилой возраст в России 55-60 лет, в Японии 70 лет, в Норвегии 67 лет, в Америке 65,5 лет)

ü Тесно связана с продолжительностью жизни.

Также следует отметить, что проблема возрастной периодизации имеет большое значение для общества, т.к. из нее вытекают проблемы воспитания и образования.

Все вышесказанное объясняет, почему периодизация психического развития является проблемой.

Также в связи с периодизацией психического развития мы касаемся понятия возраста. Возраст – качественно своеобразный период физического, психического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Возраст бывает:

— психологический

— биологический

— психологический

Указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, соответственно субъективный возраст может быть меньше, больше или равен объективному.

Также мы затрагиваем понятие возрастной нормы психического развития. Это понятие вводится условно для анализа уровня развития, т.е это среднестатистическая характеристика для уровня развития определенного феномена или характеристики.

· Инфантилизм – застревание развития

· Акселерация – ускорение развития

· Ретардация – развитие вспять

Когда в отечественной психологии встала проблема периодизации Выгодский проанализировал уже существующие периодизации, и выделил их в три основные группы:

1. Периодизации, построенные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития.

Периодизация С. Холла (теория рекапитуляции, онтогенез – краткое повторение филогенеза), созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую стадию (8-12 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет).

2. Периодизации, в которых за основу взят один признак.

Периодизация З.Фрейда. В основе – способ удовлетворения либидо через разные эрогенные зоны. Периоды: оральная (0-1), анальная (1-3), фаллическая (2-3 – 5), латентная (5 – 11-12), генитальная (после 12).

Периодизация Ж.Пиаже. В основе – логика развития интеллекта (формирование операций). Периоды: сенсомоторный интеллект (до 1,5-2 лет), дооперациональная стадия (2-7), стадия конкретных операции (7-12), стадия формальных операции (12-15)

Периодизация П.П. Блонского. В качестве основания использовал дентицию и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

Периодизация Ш.Бюллер.В основе – интенциональность (формирование намерений, целеполагание, планирование). Периоды: 1) до 15 лет – отсут. точной цели 2) 15-20 лет – отрочество и юность, человек осознает свои потребности, возможности, интересы 3) 20-25 до 40-45 – зрелость, человек ставит четкие цели и достигает их 4) 45-65 лет – солидный возраст, человек подводит итоги, пересматривает цели 5) от 65 лет – старческий возраст, человек перестает преследовать свои, силы тратит на досуг и отдых.

Периодизация Л.Колберга.В основе – становление морального сознания. Периоды: доморальный уровень (0-7), конвенциональная мораль (7-16), автономная мораль (после 16).

3. Периодизации, в основе которых находится целый комплекс критериев

Периодизация Э.Эриксона. В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие. 8 периодов, в каждом центральное новообразование, которое может пойти по положительному или отрицательному пути. Периоды: 1) орально-сенсорный (0-1) – доверие или недоверие 2) мышечно-анальный (2-3) – автономия или стыд и сомнение 3) локомоторно-генитальная (4-5) – инициатива или чувство вины 4) латентная (6-11) – трудолюбие или чувство неполноценности 5) отрочество и юность (12-18) – идентичность или смешение ролей 6) молодость и ранняя взрослость – близость или изоляция 7) взрослость – генеративность или стагнация 8) зрелость – целостность эго или отчаяние.

На основе проведенного анализа отечественные психологи выделили основные принципы построения возрастной периодизации:

— исторический подход

— смена к темтной психического развитиятечественные психологи выделили принципы построения периодизации:

тельному пути. ), стадия формаведущих типов деятельности

— учет новообразований

— динамика психического развития

Периодизация Л.С. Выгодского. В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов.

1) Кризис новорожденности – младенческий период

2) Кризис 1 года – раннее детство

3) Кризис 3 лет – дошкольный возраст

4) Кризис 7 лет – школьный возраст

5) Кризис 13 лет – пубертатный период

Периодизация Д.Б. Эльконина. В основе – соотнонешие 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта. И хотя эту проблему поставил еще Ж.Пиаже, акцент у него был на сфере интеллекта. Эльконин же акценты сместил по-другому.

Он выделяет 3 эпохи:

1) Эпоха раннего детства: младший возраст (0-1), вед.деятельность – эмоциональное общение; раннее детство

(1-3), вед.деятельность – предметно-орудийная

2) Эпоха детства: дошкольный возраст (3-7), вед.деятельность – ролевая игра; младший школьный возраст (7-11), вед.деятельность – учебная

3) Подростковый возраст: подростковый возраст (11-15), вед.деятельность – общение в системе общественно-полезной деятельности, старший или взрослый возраст (15-17), вед.деятельность – учебно-профессиональная.

Периодизация А.В. Петровского. В основе – логика вхождения человека к социальную группу

Выделяет 3 эпохи:

1) Эпоха детства: адаптация преобладает над индивидуализацией

2) Эпоха отрочества (11-15): индивидуализация преобладает над адаптацией

3) Эпоха юности (15-17): интеграция преобладает над индивидуализацией

Периодизация В.И. Слободчикова (лучше не рассказывать, но вдруг спросят). В основе – развитие субъективности (формируется через изменение форм взаимодействия ребенка с окружающим миром).

5 ступеней развития:

1) Оживление

2) Одушевление

3) Персонализация

4) Индивидуализация

5) Универсализация

Каждая ступень – завершенный цикл, который включает в себя два периода: период становления событийности и период реализации событийности. В свою очередь каждый период состоит из кризиса и литической стадии.

Таким образом, проблема периодизации по-разному решается и отечественными и зарубежными психологами.

Психическое развитие в младенческом возрасте.

Новорожденность

Медиц границы: 0 – 10, 14 дней (начинает прибывать в весе)

Психолог границы: 0 – 2 мес (комплекс оживления – 1я социальная реакция)

Младенческий возраст– от 2 мес. до 1 года.

З. Фрейд. Психоаналитическая теория.

1. Оральная стадия (0-1 год). Удовлетворение ч/з сосание, кусание, жевание.

Э. Эриксон. Теория психосоциального развития.

1 год – удовлет. физических потребностей (базовое доверие ребенка/подозрительность).

Ж. Пиаже. Теория интеллектуального развития.

1 стадия – сенсомоторная (0-2):

6 подстадий: — врожденные рефлексы (1 мес)

— моторные навыки (1-4 мес)

— циркулярные реакции (4-8 мес)

— координация средств и целей (8-12 мес)

— открытие новых средств (12-18)

— изобретение новых средств (18-24 мес)

Д. Б. Эльконин.

1) Эпоха раннего детства

Младенческий возраст (0-1 год). Эмоциональное общение, потребн – мотивационная сфера, новообразования – потребность в общении с др.

В.И. Слободчиков. В основе периодизации – субъективность (внутр. мир). Она формируется 2 путями: отождествление (умение жить с миром в ладу) и обособление (инд-ть). Каждый период, цикл включает в себя кризис и литический.

1 цикл – оживление. У него нет четких границ.

2 цикл – одушевление, с 11 нед.-6,5 лет.

Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория. Чередование кризисных и стабильных периодов.

1)кризис новорожденности – младенческий возраст.

2)кризис 1 года – раннее детство

Период новорожденности.

Анатомо-физ. критерий:

10 дней – физиологическая адаптация. Спад веса после рождения не более чем на 10%

1,5-2 мес. — психологическая адаптация. Если все нормально, то в 1,5 мес есть комплекс оживления (сенсомоторная реакция).

Вес – 3200-3500гр. Рост – 50-52 см.

Нервная система достаточно развита, чтобы обеспечивать выживание. ГМ развит, особенно отдел отвеч. за безусловные рефлексы. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослых, но они слабы. Широкая иррадиация на любой раздражитель.

Школа Ангар – оценки по опр. состояния ребенка после рождения:

1 оценка – рождение, 2 оценка – через 5 мин. Смотрят сердцебиение, дыхание, рефлекторную возбудимость, цвет кожи, мышечный тонус. Здоровые новорожденные – 7-10 баллов, легкая асфиксия – 6 баллов, ср. тяжести – 5, тяжелая – 4 балла.

Набор безусл рефлексов:

Реф-сы, которые обеспечивают деятельность организма

Зрачковый

Пищевой

Р-с Бабинского (шагает при прикосновении к подошве)

Р-с цеплятельный (робинзоновский)

Ориентировочный

Оборонительные

Острота зрения реб лучше на расстоянии 19 см. С 4 мес различает цвета: син, зел, жел, кр. Предпочитает кр и син.

Важные преобретения:

Отделение сна от бодрствования (бодр превращается в отдельный вид акт-ти); Выделение одного объекта в окр действ-ти; Первая ответная социал реакция на воздействия взрослого; Первая форма поведения – комплекс оживления; Развиваются органы чувств; Главное условие псих развития – упражнение органов чувств.

Младенческий возраст

0 – 1 года (включает новорожденность)

ССР: По Выготскому ситуация «мы»

Лисина выделяет 2 вида общения:

1. Ситуативно-личностное (от 0 до 6 мес).

2. Ситуативно-деловое общение – развивается хватание; ребенок начинает общаться со взрослыми по поводу предмета; ребенок начинает воздействовать на маму.

Гуление – начинается с 2–3 мес. до 5–6 мес. – произнесение всех гласных и согласных г,н,х.

Лепет – с 5–6 мес. до года – произнесение отдельных звуков, слогов.

К году ребенок произносит 4–15 слов (ребенок может, подражая, сохранить ритм).

С 6–7 мес. ребенок начинает подражать звуковому составу. Подражание звукам – эколалия. Этот период – доречевой период развития речи.

Пассивный словарный запас.

В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.

С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.

К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.

К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.



Источник