Проблема периодизации психического развития ребенка кратко

Проблема периодизации психического развития ребенка кратко thumbnail

В возрастной психологии до сих пор не решена проблема периодизации психического развития. Попытки разрешить ее осуществляется разными авторами по-разному. Различия проявляются в:

— критериях периодизации (разные авторы предлагают различные критерии)

— возрастных границах:

ü В связи с акселерацией меняются рамки возрастов.

ü На возрастные рамки влияет социальная ситуация, в которой живет человек. (Например: пожилой возраст в России 55-60 лет, в Японии 70 лет, в Норвегии 67 лет, в Америке 65,5 лет)

ü Тесно связана с продолжительностью жизни.

Также следует отметить, что проблема возрастной периодизации имеет большое значение для общества, т.к. из нее вытекают проблемы воспитания и образования.

Все вышесказанное объясняет, почему периодизация психического развития является проблемой.

Также в связи с периодизацией психического развития мы касаемся понятия возраста. Возраст – качественно своеобразный период физического, психического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Возраст бывает:

— психологический

— биологический

— психологический

Указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, соответственно субъективный возраст может быть меньше, больше или равен объективному.

Также мы затрагиваем понятие возрастной нормы психического развития. Это понятие вводится условно для анализа уровня развития, т.е это среднестатистическая характеристика для уровня развития определенного феномена или характеристики.

· Инфантилизм – застревание развития

· Акселерация – ускорение развития

· Ретардация – развитие вспять

Когда в отечественной психологии встала проблема периодизации Выгодский проанализировал уже существующие периодизации, и выделил их в три основные группы:

1. Периодизации, построенные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития.

Периодизация С. Холла (теория рекапитуляции, онтогенез – краткое повторение филогенеза), созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую стадию (8-12 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет).

2. Периодизации, в которых за основу взят один признак.

Периодизация З.Фрейда. В основе – способ удовлетворения либидо через разные эрогенные зоны. Периоды: оральная (0-1), анальная (1-3), фаллическая (2-3 – 5), латентная (5 – 11-12), генитальная (после 12).

Периодизация Ж.Пиаже. В основе – логика развития интеллекта (формирование операций). Периоды: сенсомоторный интеллект (до 1,5-2 лет), дооперациональная стадия (2-7), стадия конкретных операции (7-12), стадия формальных операции (12-15)

Периодизация П.П. Блонского. В качестве основания использовал дентицию и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

Периодизация Ш.Бюллер.В основе – интенциональность (формирование намерений, целеполагание, планирование). Периоды: 1) до 15 лет – отсут. точной цели 2) 15-20 лет – отрочество и юность, человек осознает свои потребности, возможности, интересы 3) 20-25 до 40-45 – зрелость, человек ставит четкие цели и достигает их 4) 45-65 лет – солидный возраст, человек подводит итоги, пересматривает цели 5) от 65 лет – старческий возраст, человек перестает преследовать свои, силы тратит на досуг и отдых.

Периодизация Л.Колберга.В основе – становление морального сознания. Периоды: доморальный уровень (0-7), конвенциональная мораль (7-16), автономная мораль (после 16).

3. Периодизации, в основе которых находится целый комплекс критериев

Периодизация Э.Эриксона. В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие. 8 периодов, в каждом центральное новообразование, которое может пойти по положительному или отрицательному пути. Периоды: 1) орально-сенсорный (0-1) – доверие или недоверие 2) мышечно-анальный (2-3) – автономия или стыд и сомнение 3) локомоторно-генитальная (4-5) – инициатива или чувство вины 4) латентная (6-11) – трудолюбие или чувство неполноценности 5) отрочество и юность (12-18) – идентичность или смешение ролей 6) молодость и ранняя взрослость – близость или изоляция 7) взрослость – генеративность или стагнация 8) зрелость – целостность эго или отчаяние.

На основе проведенного анализа отечественные психологи выделили основные принципы построения возрастной периодизации:

— исторический подход

— смена к темтной психического развитиятечественные психологи выделили принципы построения периодизации:

тельному пути. ), стадия формаведущих типов деятельности

— учет новообразований

— динамика психического развития

Периодизация Л.С. Выгодского. В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов.

1) Кризис новорожденности – младенческий период

2) Кризис 1 года – раннее детство

3) Кризис 3 лет – дошкольный возраст

4) Кризис 7 лет – школьный возраст

5) Кризис 13 лет – пубертатный период

Периодизация Д.Б. Эльконина. В основе – соотнонешие 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта. И хотя эту проблему поставил еще Ж.Пиаже, акцент у него был на сфере интеллекта. Эльконин же акценты сместил по-другому.

Он выделяет 3 эпохи:

1) Эпоха раннего детства: младший возраст (0-1), вед.деятельность – эмоциональное общение; раннее детство

(1-3), вед.деятельность – предметно-орудийная

2) Эпоха детства: дошкольный возраст (3-7), вед.деятельность – ролевая игра; младший школьный возраст (7-11), вед.деятельность – учебная

3) Подростковый возраст: подростковый возраст (11-15), вед.деятельность – общение в системе общественно-полезной деятельности, старший или взрослый возраст (15-17), вед.деятельность – учебно-профессиональная.

Периодизация А.В. Петровского. В основе – логика вхождения человека к социальную группу

Выделяет 3 эпохи:

1) Эпоха детства: адаптация преобладает над индивидуализацией

2) Эпоха отрочества (11-15): индивидуализация преобладает над адаптацией

3) Эпоха юности (15-17): интеграция преобладает над индивидуализацией

Периодизация В.И. Слободчикова (лучше не рассказывать, но вдруг спросят). В основе – развитие субъективности (формируется через изменение форм взаимодействия ребенка с окружающим миром).

5 ступеней развития:

1) Оживление

2) Одушевление

3) Персонализация

4) Индивидуализация

5) Универсализация

Каждая ступень – завершенный цикл, который включает в себя два периода: период становления событийности и период реализации событийности. В свою очередь каждый период состоит из кризиса и литической стадии.

Таким образом, проблема периодизации по-разному решается и отечественными и зарубежными психологами.

Психическое развитие в младенческом возрасте.

Новорожденность

Медиц границы: 0 – 10, 14 дней (начинает прибывать в весе)

Психолог границы: 0 – 2 мес (комплекс оживления – 1я социальная реакция)

Младенческий возраст– от 2 мес. до 1 года.

З. Фрейд. Психоаналитическая теория.

1. Оральная стадия (0-1 год). Удовлетворение ч/з сосание, кусание, жевание.

Э. Эриксон. Теория психосоциального развития.

1 год – удовлет. физических потребностей (базовое доверие ребенка/подозрительность).

Ж. Пиаже. Теория интеллектуального развития.

1 стадия – сенсомоторная (0-2):

6 подстадий: — врожденные рефлексы (1 мес)

— моторные навыки (1-4 мес)

— циркулярные реакции (4-8 мес)

— координация средств и целей (8-12 мес)

— открытие новых средств (12-18)

— изобретение новых средств (18-24 мес)

Д. Б. Эльконин.

1) Эпоха раннего детства

Младенческий возраст (0-1 год). Эмоциональное общение, потребн – мотивационная сфера, новообразования – потребность в общении с др.

В.И. Слободчиков. В основе периодизации – субъективность (внутр. мир). Она формируется 2 путями: отождествление (умение жить с миром в ладу) и обособление (инд-ть). Каждый период, цикл включает в себя кризис и литический.

1 цикл – оживление. У него нет четких границ.

2 цикл – одушевление, с 11 нед.-6,5 лет.

Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория. Чередование кризисных и стабильных периодов.

1)кризис новорожденности – младенческий возраст.

2)кризис 1 года – раннее детство

Период новорожденности.

Анатомо-физ. критерий:

10 дней – физиологическая адаптация. Спад веса после рождения не более чем на 10%

1,5-2 мес. — психологическая адаптация. Если все нормально, то в 1,5 мес есть комплекс оживления (сенсомоторная реакция).

Вес – 3200-3500гр. Рост – 50-52 см.

Нервная система достаточно развита, чтобы обеспечивать выживание. ГМ развит, особенно отдел отвеч. за безусловные рефлексы. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослых, но они слабы. Широкая иррадиация на любой раздражитель.

Школа Ангар – оценки по опр. состояния ребенка после рождения:

1 оценка – рождение, 2 оценка – через 5 мин. Смотрят сердцебиение, дыхание, рефлекторную возбудимость, цвет кожи, мышечный тонус. Здоровые новорожденные – 7-10 баллов, легкая асфиксия – 6 баллов, ср. тяжести – 5, тяжелая – 4 балла.

Набор безусл рефлексов:

Реф-сы, которые обеспечивают деятельность организма

Зрачковый

Пищевой

Р-с Бабинского (шагает при прикосновении к подошве)

Р-с цеплятельный (робинзоновский)

Ориентировочный

Оборонительные

Острота зрения реб лучше на расстоянии 19 см. С 4 мес различает цвета: син, зел, жел, кр. Предпочитает кр и син.

Важные преобретения:

Отделение сна от бодрствования (бодр превращается в отдельный вид акт-ти); Выделение одного объекта в окр действ-ти; Первая ответная социал реакция на воздействия взрослого; Первая форма поведения – комплекс оживления; Развиваются органы чувств; Главное условие псих развития – упражнение органов чувств.

Младенческий возраст

0 – 1 года (включает новорожденность)

ССР: По Выготскому ситуация «мы»

Лисина выделяет 2 вида общения:

1. Ситуативно-личностное (от 0 до 6 мес).

2. Ситуативно-деловое общение – развивается хватание; ребенок начинает общаться со взрослыми по поводу предмета; ребенок начинает воздействовать на маму.

Гуление – начинается с 2–3 мес. до 5–6 мес. – произнесение всех гласных и согласных г,н,х.

Лепет – с 5–6 мес. до года – произнесение отдельных звуков, слогов.

К году ребенок произносит 4–15 слов (ребенок может, подражая, сохранить ритм).

С 6–7 мес. ребенок начинает подражать звуковому составу. Подражание звукам – эколалия. Этот период – доречевой период развития речи.

Пассивный словарный запас.

В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.

С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.

К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.

К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.



Источник

А. Я. Психология

Пеpиодизация психического развития в детском возрасте — это самая важная проблема современной детской психологии. От возможных вариантов решения этой проблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать наших детей. Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы.

Решить эту проблему, т.е. сформулировать принцип, по которому можно было бы выделить периоды в детском развитии пытались многие отечественные и зарубежные учёные. Наиболее уважаемыми психологами, занимающимися этой проблемой в нашей стране считаются Л.В.Выготский и П.П.Блонский. П.П.Блонский считал, что процессы психического развития изменяются с развитием человечества и может происходить появление новых периодов, не существовавших до этого. Также изменениям подвержены и темпы развития. Чем благоприятнее условия , тем выше темпы развития. Он считал, что детское развитие — это не процесс плавных преобразований, а резкое качественное изменение, происходящее в переломные периоды.

Л.С. Выготский поддерживает точку зрения Блонского и считает, что детское развитие — это постоянная смена критических и стабильных периодов в детском развитии. В своё время их идеи не нашли должной поддержки из-за того, что психологическая мысль была сосредоточена на теории «факторов развития».

А.Н.Леонтьев и С.А.Рубенштейн нашли совершенно новый подход к проблеме психического развития с позиции роли деятельности в этом процессе. В связи с введением нового подхода возникла и новая периодизация детского развития. Было установлено и нам это достаточно легко понятно, что у человека всегда преобладает какой-либо один вид деятельности. По главенствующим видам деятельности и были выделены периоды; моменты смены одной деятельности на другую и являются переходами от периода к периоду. Экспериментально была выявлена зависимость психических процессов от мотивов и задач деятельности. Важное значение имеет не только сама деятельность, но и предметы, на которые эта деятельность направлена.

Другим важным вопросом, которым занимается психология на протяжении нескольких последних десятилетий является вопрос о соотношении между процессами умственного развития и процессами развития личности. Этот вопрос является очень спорным и важным. Поэтому возникло множество теорий. Дело в том, что эти процессы рассматривались отдельно друг от друга; в результате чего сейчас вместо гармонического развития ребенка мы имеем два независимых друг от друга процесса: воспитание и обучение. Причиной такого ошибочного явления является натуpалистический подход к психическому развитию ребенка. Из такого подхода вытекают следующие заблуждения:

1 ребенок рассматривается изолированно от общества, общество для него является только средой обитания.

2 психическое развитие рассматривается только как процесс адаптации к среде обитания.

3 происходит деление всего окружающего мира на мир людей и мир вещей.

Из этого же подхода родились две теории:

1 теория умственного развития (интеллектуального) развития. Её основателем был Ж.Пиаже. Он выводил всякую последующую ступень развития интеллекта непосредственно из предыдущей; причиной такого развития являются внешними для психического процесса силы. Он считал, что интеллект есть механизм адаптации, а его развитие есть развитие форм адаптации к миру вещей.

2 теория личности (аффективно — потребностной сферы). Её основателем был Зигмунд Фрейд. Для Фрейда и неофpейдистов механизмы вытеснения цензуры, замещения и т.п. выступают как механизм адаптации ребенка к миру людей.

Отказываться от такого натуралистического представления о психическом развитии детей очень трудно из-за того, что у детей действительно происходит деление действительности на два мира: мир людей и мир вещей; но у них эти два мира взаимосвязаны. Понять, как ребенок воспринимает мир вещей и мир людей, помогает идея «ролевой игры», которая социальна по-своему содержанию. Ролевая игра не является чем-то постоянным и вечным; она изменяется вместе с изменением положения ребенка в обществе, и система «ребенок — вещь» преобразуется в систему «ребенок — общественный предмет». Выработка способов действия с таким предметом невозможна путём адаптации: отсюда следует, что овладение способами действия с предметами приводит к пониманию взрослого, как носителя общественных задач деятельности. Усвоение детьми этих задач, мотивов и норм отношений осуществляется через воспроизведение или моделирование отношений взрослых в собственной деятельности детей. Итог: деятельность ребенка внутри системы «ребенок -общественный предмет» и «ребенок -общественный взрослый” это единый процесс, в котором формируется личность. Искусственное деление этого процесса на обучение и воспитание приводит к тому, что один процесс преобладает, а другой находится в подчинённом положении.

Для иллюстрации вышеизложенного обратимся к фактическим материалам, накопленным в детской психологии за последние десятилетия. На основе многих экспериментов и наблюдений можно выделить следующие виды деятельности детей и расположить их в той последовательности, в которой они становятся ведущими:

Непосредственно — эмоциональное общение

Предметно — манипулятивная деятельность

Ролевая игра

Учебная деятельность

Интимно-личное общение

Учебно-пpофессиональная деятельность

Все три эпохи: раннего детства, детства и подpостничества подчинены одному принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между опеpационно — техническими возможностями ребенка и мотивами деятельности, на основе которых они формировались.

На сегодняшний день, правильной признается гипотеза о периодичности психического развития и построенная на её основе схема периодизации. Эта гипотеза даёт возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по спирали; даёт путь к изучению существующих между отдельными периодами функциональных связей. По этой гипотезе деление психического развития происходит в соответствии с внутренними законами, а не под влиянием внешних факторов. Практическое значение заключается в необходимости перестройки существующей системы дошкольного и школьного образования.

См. также

Возрастные особенности детей

  • Варианты развития детей (перед школой)
  • Волевая готовность к школьному обучению
  • Восприятие и память у младенцев
  • Врожденные формы психики и поведения
  • Двигательная активность ребенка
  • Интеллектуальная готовность к школьному обучению
  • Личностная готовность к школьному обучению
  • Нравственная готовность к школьному обучению
  • Особенности психики
  • Первые дни ребенка
  •     … и другое

   RSS RSS 
  azps@azps.ru 

Источник

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций:
1.Для первой группы характерно построение периодизациина основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
Представитель преформизмаК.Бюлерсчитал, что стадии развития ребенка — это инстинкт, дрессура, интеллект. В периодизации Рене Заззосистемы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.
2.Для второй группыn характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. З.Фрейдрассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. Периодизация Л.Колберга основана на изучении уровня морального развития. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж.Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.
3.Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И.Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина. Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
Рассматривая вопроспериодизации психического развития, Л.С.Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия психологические новообразования и социальная ситуация развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л.С.Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.

Выделяя два пути развития:критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги — переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: 1) предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения;2) критический — идет поиск новых форм поведения;3) посткритический — отработка усвоенных форм поведения.Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период.Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:
Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца — 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.
Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест,ходьба, речь.
Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».
Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.
Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости — ощущение своей личности, развитие самосознания.

Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.
При построении периодизации Д. Б.Эльконин основывался на следующем:
— возрастное развитие — это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;
— на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами);
— на конкретно-историческом понимании природы детства (каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства);
— в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека.

Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности — операционально-техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок — вещь», и эмоционально-мотивационным, связанным с развитием подсистемы «ребенок — взрослый».

В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности с преимущественным развитием то одной, то другой стороны. Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы, во втором — усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.

1 эпоха.Младенчество (до 1 года) — ведущая деятельность — непосредственно-эмоциональное общение.
Раннее детство — предметно-манипулятивная деятельность.
2 эпоха.Дошкольный возраст — ролевая игра. Младший школьник — учебная деятельность.
3 эпоха.Подросток — интимно-личностное общение. Старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность.



Источник