Проблема онтогенеза психического развития ребенка
Возрастные особенности – специфические свойства личности, индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Если возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека, то общая психология изучает основные общие закономерности проявлений, а также систематику психических расстройств.
На важность онтогенетического подхода при изучении психических расстройств в детском и подростковом возрасте впервые указал еще в 1864 году отечественный клиницист М.С. Зеленский. Невропатолог В.А. Мурашов в 1896 году предложил выделить два онтогенетических уровня поражения нервной системы: внутриутробный и охватывающий первые годы жизни ребенка.
На онтогенетический подход в изучении психических расстройств детского возраста опираются в своих исследованиях М.О. Гуревич, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, А.И. Личко и другие авторы. Основным понятием возрастной психопатологии является термин «психический дизонтогенез», т.е. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.
Психический дизонтогенез может быть вызван как биологическими (генетическими, экзогенно-органическими) патогенными факторами, так и неблагоприятными более или менее длительными микросоциальными – психологическими средовыми воздействиями, а также разнообразными сочетаниями тех и других. Роль социально-психологической среды в происхождении психологического дизонтогенеза не только вытекает из признания ведущей роли социального начала в формировании человека как личности, но и подтверждается современными данными морфологии и физиологии головного мозга.
В отечественной возрастной психологии одной из наиболее известных концепций, дающих целостное представление о процессе становления ребенка как личности, является концепция Д.Б. Эльконина, построенная на основе идей, высказанных в свое время Л.С. Выготским, и развитая А.Н. Леонтьевым. В одной из своих работ, посвященных этой теме, А.Н. Леонтьев писал, что «в психическом развитии ребенка можно выделить определенные стадии, и общая картина развития отдельных процессов психической жизни внутри каждой стадии представляется следующим образом: «Развитие ведущей деятельности, характеризующее данную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяет собой выделение в его сознании новых целей и формирование отвечающих им новых действий». Данный подход изучает оба процесса, сопровождающие друг друга в каждый момент жизни ребенка и переходящие друг в друга. Предметом исследования становится совместная деятельность детей со взрослыми и сверстниками и тот процесс преобразования познавательной деятельности и поведения, который подготавливается и совершается внутри этой социальной по содержанию деятельности.
Однако клиника психических заболеваний у детей и подростков опирается на теории периодизации индивидуального развития, которые рассматривают его как поэтапный переход от одного состояния к другому, качественно более высокому. Это теории периодизации, выдвинутые отечественными морфологами и физиологами (А. М. Северцов, А. А. Волохов, И. А. Аршавский, Л. А. Орбели, Т. А. Образцова). Исследования И. А. Аршавского показывают, как в онтогенезе сменяются качественно различные этапы функционирования и реагирования головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют и подчиняют их.
Идея этапности индивидуального развития развивается в зарубежной сравнительно-возрастной психологии (К. Buhler, A. Gesell). Так, Пиаже выделяет: 1) сенсомоторный период (от 0 до 15 месяцев); 2) период недеятельного интеллекта (2-8 лет); 3) период конкретных операций (от 9 до 12 лет), период логических операций (с 13 лет) (табл. 2).
Более интегральный характер имеет периодизация развития детской психики, разработанная А. Валлоном, который выделяет стадию моторной импульсивности (1-й год жизни), эмоциональную стадию (первая половина 2-го года), стадию подражания и противопоставления (3-й и 4-й годы жизни), начальный школьный период (5-6 лет), период замены синкретизма мышления объективностью (7-14 лет).
Периодизация этапов психического развития, предложенная Т. К. Ушаковым, включает моторный (1-й год), сенсомоторный (до 3 лет), аффективный (3-12 лет) и идеамоторный (от 12 до 14 лет) этапы формирования психики (см. табл. 2).
Исходя из биогенетической теории этапности индивидуального развития, В. В. Ковалев высказал предположение, что патогенетическую основу преимущественных для разных периодов детского и подросткового возраста проявлений психических расстройств составляет сменность качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Им схематично выделены 4 основных возрастных уровня, преимущественно нервно-психического реагирования у детей и подростков:
1. Соматовегетативный (0-3 года).
2. Психомоторный (4-7 лет).
3. Аффективный (5-10 лет).
4. Эмоционально-идеомоторный (11-17 лет).
Онтогенетически наиболее ранним является соматовегетативный уровень, которому свойственны различные варианты неврастенического синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, нарушениям питания, расстройствам сна, нарушением навыков опрятности (см. табл. 2).
Следующий возрастной уровень патологического реагирования – психомоторный. К нему относятся синдром гиперактивности, системные неврастенические и неврозоподобные двигательные расстройства; также заикание, мутизм, которые чаще характерны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следующим уровнем, хронологически близким к предыдущему, но несколько сдвинутым к более старшему, является аффективный. Для него характерны: синдром страхов, повышенной аффективной возбудимости. В.В. Ковалев подчеркивает, что симптоматика, свойственная каждому уровню нервно-психического реагирования, не исключает проявлений предшествующих уровней, однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет. Преобладание же расстройств, свойственных онтогенетически более ранним уровням, чаще всего свидетельствует об общей или парциальной ретардации (под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития).
Таблица 1. Сравнительная периодизация развития психики в онтогенезе
Возраст | Периодизация Д.Б. Эльконина | Периодизация М. И. Лисиной | Периодизация Колберга | Периодизация Л.И. Божович | |
Ведущая деятельность | Новообразования возраста | Формы общения | Этапы формирования морали | Уровни самосознания | |
От 0 до 1 года | Эмоциональное общение со взрослым | Комплекс оживления, элементарные формы восприятия и мышления, обеспечивающие ему ориентировку в мире и составляющие предпосылку для перехода к усвоению общественного опыта в раннем детстве. Овладение ходьбой, предметной деятельностью, речью | До 6 мес. – ситуативно-личностное общение | Доконвенциональная мораль. Ориентация на наказание. Ориентация на поощрение | Источник активности – физиологические потребности, потребности функционального развития мозга, опредмечивание потребностей. Ситуативная обусловленность поведения |
1-3 года | Деловое практическое сотрудничество, предметная деятельность | Бытовые навыки ребенка, овладение предметными действиями. Орудийные действия, элементы сюжетной игры, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование и т.п.). Речь как средство деловых контактов. Совершенствуется понимание речи, формируется собственно активная речь. Овладение слушанием. Умение сосредоточиться, воспринимать речь, запоминать, переживать первые правила поведения, требования, запреты. Первоначальное отношение ребенка к окружающему миру. Стремление к самостоятельному, активному участию в жизни окружающих | До 2 лет – ситуативно-деловое общение | С 2 лет собственная активность ребенка. Переход от существа, ставшего субъектом, к существу, осознающему себя как субъект. Возникновение системного образования, связываемого с появлением слова «Я» | |
3-(6)7 | Сюжетно-ролевая игра | Происходит ориентация ребенка в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Развиваются продуктивные виды деятельности, учится управлять своим поведением, запоминать целенаправленно. Обслуживать себя, считаться с требованиями взрослого, стремиться сохранить положительное отношение к себе со стороны окружающих. Важнейшее новообразование формирование соподчинения мотивов. Развивается самосознание, способное оценить себя и других. Наглядно-действенное мышление приобретает осознанность, способность планировать и описывать в речи совершенное действие. Ведущим становится наглядно-образное мышление. Формируется словесно-логическое мышление. Развитие формы творческого и воссоздающего воображения. Высокий уровень развития речи | Внеситуативно — познавательная форма общения (до 5 лет). Внеситуативно — личностная форма общения (до 6-7 лет) | Конвенциональная мораль. Ориентация на образец хорошего мальчика или девочки. Ориентация на авторитет | С 3-4 лет – самооценка, осознание предъявляемых личностных требований, стремление быть хорошим. Формирование внутренней позиции – устойчивой системы отношений ребенка к себе, к другим, миру |
6 (7)-14(15) | Учебная деятельность | Познавательная деятельность приобретает произвольный характер. Общение становится целенаправленным. Развивается способность к саморегуляции поведения. Формируются нравственные чувства и волевые свойства личности | Постконвенциональный. Ориентация на общественный договор. Добровольное принятие на себя обязательств | — | |
14(16)-16(18) | Общение со сверстниками | Становление личности | Ориентация на общечеловеческие, этические и нравственные (моральные) нормы | Закладываются основы нравственности, отношение к труду, людям, обществу, черты характера, формы поведения. Самосознание самоутверждение |
Таблица 2 Возрастные уровни нервно-психического развития и его нарушения у детей и подростков
Периодизация Ж. Пиаже | Периодизация А. Валлона | ||
Возраст | Этапы развития | Возраст | Этапы развития |
0-1 год 5 мес. | Сенсомоторный интеллект | 1 год | Моторная импульсивность |
1 год 6 мес. | Эмоциональная стадия | ||
2-8 лет | Недеятельный интеллект | 2 года | Сенсомоторная стадия |
3-4 года | Стадия подражания и противопоставления | ||
5-6 лет | Начальный школьный период | ||
9-12 лет | Стадия конкретных операций. Логические операции | 7-14 лет | Период замены синкретизма мышления объективностью |
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Онтогенез – это процесс развития индивидуального организма; в психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение индивидуальной жизни человека. Процесс онтогенетического развития ни на что нс похож, это процесс чрезвычайно своеобразный. Среди методологических проблем онтогенеза психики человека ведущее место занимает вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, соотношении роста и развития. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. В отличие от роста развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований: новых механизмов, процессов, структур.
Характеризуя особенности развития психики в онтогенезе, нужно иметь в виду наличие нескольких типов развития, поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, т.е. определить специфику психического развития среди других типов развития – преформированного и непреформированного.
► Преформированный тип развития имеет место, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Следуя этому, был сформулирован биогенетический закон эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. По мнению сторонников биогенетического направления, наследственность определяет весь ход развития ребенка: и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ли ребенок одаренным, многого ли он достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социо генетическом направлении. Согласно взглядам сторонников этого направления, с помощью целенаправленного обучения и воспитания у любого человека, независимо от его природных задатков, можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства.
Оба подхода – и биогенетический, и социогенетиче- ский – страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом – под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Проблема онтогенеза психики человека не нашла разрешения и в теории конвергенции (схождении) двух факторов. Однако в данной теории за проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития.
► В отечественной психологии проблемы онтогенеза психики решались в непроформированном контексте с выделением условий, источников и движущих сил психического развития. Акцентируется единство наследственных и социальных моментов в процессе развития, при этом подчеркивается, что наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. В отечественной психологии биологические предпосылки развития (анализаторные, соматические, половозрастные, т.е. все индивидуальные особенности) были отнесены к условиям развития психики. Роль среды в развитии психики рассматривается в социальном контексте, при этом среда дифференцируется на семейную, образовательную, воспитательную, включая влияние средств массовой информации и общества в целом. Социальная среда в целом выступает по отношению к развитию высших психических функций в качестве источника развития. Отношение к социальной среде меняется с возрастом, а следовательно, меняется и ее роль в развитии. Социальную среду необходимо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как ее влияние определяется переживаниями ребенка: именно в них сосредоточены все многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств. Основу же движущих сил психического развития составляет обучение.
Важно отметить, что развитие и обучение суть процессы разные. Процесс развития имеет внутренние законы самовыражения; он рассматривается как формирование человека или личности, совершающееся путем возникновения на каждой ступени развития новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Расстояние между уровнем актуального (т.е. наличного) развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых, составляет зону ближайшего развития ребенка: именно она определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, т.е. итоги развития на вчерашний день; зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Исходя из этого Д. Б. Эльконин[1] определил, что в младенческом возрасте (от рождения до 1 года) ведущий вид деятельности – эмоциональное общение с взрослым; в раннем детстве (1–3 года) – предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном возрасте (3–7 лет) – игровая, сюжетная деятельность; в младшем школьном возрасте (7–10 лет) – учебная деятельность; в подростковом возрасте (11–14 лет) – интимно-личностное общение; наконец, в раннем юношеском возрасте (15–17 лет) – учебная деятельность с профессиональным уклоном.
В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различными регуляторами жизнедеятельности, разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма. Одним из существенных проявлений внутренних противоречий онтогенетической эволюции следует считать неравномерность развития различных систем и их регуляторов. Это положение занимает должное место в теории Л. С. Выготского[2] и выражается в том, что детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания[3].
Из закона неравномерности детского развития следует, что каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Так, речь максимально развивается до трех лет, память – до пяти лет. Мышление начинает свое развитие с девяти лег. Эти феномены объясняются сензитивными периодами, или периодами повышенной восприимчивости ребенка к внешним воздействиям, особенно к воздействиям процесса обучения и воспитания, т.е. социального формирования интеллекта и личности. Неравномерность и гетерохронность психического развития свидетельствует о том, что онтогенез человека представляет собой не постепенно-эволюционное развитие, а развитие, содержащее критические периоды. Развитие – это цепь качественных изменений: ребенок непросто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. На каждой возрастной ступени она качественно отличается от того, что было раньше, и того, что будет потом.
По мнению Б. Г. Ананьева, не менее трудным, чем объективное определение «начала» индивида, личности, субъекта и гетерохронности всех этих состояний формирования человека, является определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно именно эти трудности привели к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость», с тем чтобы избежать многих осложнений, считающихся подчас неодолимыми. Зрелость человека как индивида, соматическая и половая, определяется биологическими критериями, а зрелость личности – социальными. Вследствие этого у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма: его жизнедеятельности и механизмов поведения. У человека же нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху. Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданская зрелость), как субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.
Источник