Проблема обучения ребенка с отклонениями развития
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям со сложным дефектом. Этому во многом способствует деятельность таких организаций, как ООН, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталым и др.
Проблемы потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолог – медик -педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество.
Актуальность проблемы образования детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в нашей стране еще нет достаточного научно-методического обеспечения процесса его реализации, осуществление его идет с опорой на положительный зарубежный опыт, который не всегда приемлем для нашей системы образования, а именно:
— массовая школа ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы;
— препятствия социального свойства, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования;
— неосведомленностью родителей детей-инвалидов о возможности получения образования для рассматриваемой категории детей.
Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояния законодательства в области специального образования и традиционных методов работы с детьми, имеющими проблемы развития.
Проблема сложной структуры дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.
За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития.
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.
Во всех цивилизованных странах наблюдается тенденция уменьшения количества специальных учреждений, интеграции детей с недостатками развития в общеобразовательную среду. Что касается детей с тяжелой умственной отсталостью, то для них открываются отдельные школы или классы при специальных школах.
Закон об образовании всех детей с проблемами развития принят в США в 1975 году. Что касается обучения детей с тяжелой умственной отсталостью, то работа с ними осуществляется в классах специальных школ, центрах развития и частных школах. Эти учреждения работают по типу школ с продленным днем. Тяжело отсталые дети с грубыми и сложными нарушениями помещаются в интернаты-клиники.
Дети с тяжелой умственной отсталостью в Англии согласно Акту об образовании включены в систему специального образования, начиная с 1970 года. Они могут обучаться также в разных специальных учреждениях, классах, тренировочных центрах, с тяжелой формой — в закрытых частных и платных учреждениях. В специальные учреждения дети поступают в возрасте 5 лет и обучаются по индивидуальной программе.
В возрасте 16-18 лет подростки переводятся из детских специальных учреждений в дневные центры профессиональной подготовки.
В Германии для таких детей существуют несколько типов реабилитационно — педагогических учреждений: специальные школы, дневные центры, интернаты, дома с длительным пребыванием в них воспитанников. Широко практикуется в этой стране частный патронаж для аномальных детей.
В Скандинавских странах тоже существуют специальные школы и реабилитационные центры. В частности, Закон о помощи умственно отсталым в Швеции(1968) уравнял в правах детей с тяжелой умственной отсталостью и признал их обучаемыми. Школьный возраст для этих детей установлен от 6 до 18 лет.
В специальном обучении Нидерландов выделяют детей с проблемами обучения и с серьезными образовательными проблемами. К дет ям с проблемами обучения относят детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, с умеренной степенью, с тяжелой степенью — образование осуществляется в отдельных школах.
В Японии одной из ведущих проблем образования является совершенствование обучения детей с тяжелыми и множественными дефектами. Для этого созданы специальные курсы для учителей пи Национальном институте специального образования. Главная цель таких школ — приспособление детей к жизни и труду, поэтому большое внимание уделяется работе в мастерских, которые разнообразны по профилю подготовки и хорошо оборудованы. По окончанию обучения, если воспитанник не может устроиться на работу вне школы, он остается в мастерских работать.
Большое внимание во многих странах уделяется вопросам интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив здоровых детей. В частности, в Австралии малыши — дауны посещают ясли и сады с нормальными детьми. В дальнейшем они обучаются в обычном классе, где есть педагог — дефектолог, или в специальном классе общеобразовательной школы. Достаточно прочные позиции завоевало интегрированное обучение в Германии, где дети с тяжелой умственной отсталостью могут находиться в общеобразовательных детских садах.
Таким образом, воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта за рубежом является весьма важной и актуальной проблемой. Это находит свое отражение в создании широкой сети специальных учреждений, которые в своем большинстве являются государственными.
В России дети с тяжелой умственной отсталостью находятся преимущественно в домах-интернатах Министерства труда и социального развития. Здесь они живут на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет (в дальнейшем большинстве из них переводится в психоневрологические интернаты для взрослых)
В домах-интернатах Министерства труда и социального развития занимаются с детьми учителя — дефектологи, воспитатели, логопеды, а также инструкторы по трудовому обучению. Создаются обучающие индивидуальные образовательные программы. В настоящее время в Тульской области Ц(О)ПМПК было проведено обследование всех детей, находящихся в доме инвалидов с целью определения индивидуальной программы обучения.
Обучение будет осуществляться на базе педагогами коррекционных школ для уо детей, по договору.
Дети с умеренной УО имеют возможность обучаться в коррекционных школах для детей с уо ( классы со сложным дефектом)
Многие из домов — интернатов работают по режиму пятидневки, родители могут также забирать ребенка на время школьных каникул и отпуска. Это помогает сохранить необходимый ребенку контакт с семьей и расширить его социальные связи.
В настоящее время в Тульской области Ц(О)ПМПК было проведено обследование всех детей, находящихся в «Головеньковском детском доме инвалидов для умственно отсталых слепых детей» с целью определения индивидуальной программы обучения.
Обучение будет осуществляться на базе «Головеньковского детского дома инвалидов для умственно отсталых слепых детей» педагогами коррекционных школ для уо детей, по договору.
В настоящее время 1,6 млн. детей ,проживающих В Российской Федерации(4,5 процента от их общего числа),относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном(коррекционном)образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Из них 362,9 тысячи посещают группы дневного пребывания в массовых детских садах, группы и учреждения компенсирующего вида дошкольного образования. Причем,63,6% таких детей постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Из детей с особыми образовательными потребностями 276,6 тысячи человек школьного возраста обучаются в 1944 специальных(коррекционных)образовательных учреждениях8 видов(для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата ,речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых);224,4 тысячи человек — в специальных( коррекционных) и 2,5 тысячи человек — в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 18 тысяч человек, нуждающихся в дополнительном лечении, — в 114 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа;36 тысяч человек — на дому и в школах надомного обучения. Всего 45% процентов детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду. Среди обучающихся в системе специального образования 56,2 тысячи детей — инвалидов и 40,5 тысячи детей-сирот.
В последние годы в системе специального образования произошли заметные позитивные изменения. Министерством образования России разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации типовые положения об образовательных учреждениях: специальных(коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии ( с изменениями и дополнениями к Типовому положению);оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи — Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.
Министерством образования России разработаны и направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по проведению аттестации специальных( коррекционных) образовательных учреждений; инструктивные письма об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения; о классах, группах, группах продленного дня для детей с тяжелой умственной отсталостью; о классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных(коррекционных) образовательных учреждениях; об организации помощи детям с ранним детским аутизмом ;об организации образовательных учреждений надомного обучения, об открытии на базе учреждений системы Минтруда России филиалов общеобразовательных учреждений для обучения детей с глубокой умственной отсталостью и другие.
Одним из ограничений жизнедеятельности у детей со сложным дефектом является ограничение способности к обучению, что отражено при создании Нормативно-правовой базы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
- Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
- Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
- В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
- Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:
— законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
— обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
— нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
— внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
— пересмотр критериев установления инвалидности для детей; -реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;
-внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
В этих документах основной задачей является обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих выраженные и значительно выраженные функциональные нарушения.
У Минобразования России установились тесные контакты и взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Минздрава России и Минтруда России; проведены совместные семинары, совещания, конференции. Во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Минобразования России удалось значительно увеличить подготовку психолого-педагогических кадров для специальных(коррекционных) образовательных учреждений.
способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).
1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.
2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.
3 степень — это способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым) в том числе правилам выполнения последовательных элементарных, целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности
В связи с этим пристального внимания требуют вопросы установления 3 степени ограничения к обучению и разработки индивидуальной программы реабилитации детей, имеющих множественные нарушения развития.
Образование и обучение детей со сложным дефектом в специальном коррекционном образовательном учреждении
Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемыми и реализуемыми коррекционным учреждением самостоятельно.
Для детей, которые не усваивают программу специального коррекционного образовательного учреждения, создаются специальные классы.
В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Проблема интеграции в социум детей с умеренными, тяжелыми интеллектуальными нарушениями в развитии и множественными нарушениями становится всё более актуальной. За последние десятилетия специалисты, работающие в этой области, отмечают рост числа случаев сложных нарушений в развитии.
Для успешной интеграции в социум детей со сложным дефектом необходимо решить ряд задач:
- Подготовить общество к принятию детей-инвалидов
- Подготовить детский социум к принятию детей со сложным дефектом
- Разработать законодательную и нормативно-правовую базу специального образования.
Будущее специального образования, в первую очередь, связано с дальнейшим развитием законодательной и нормативной правовой базы. А данном направлении сделано немало, но еще больше предстоит сделать.
Источник
Библиографическое описание:
Подзорова Л. В. Как помочь детям с отклонениями в развитии при обучении в общеобразовательной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 218-221. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9870/ (дата обращения: 19.02.2020).
Потребность во внешних и внутренних факторах становления Я-концепции личности, как основа движущей силы формирования психики младшего школьника, особенно в начале обучения, должна полностью удовлетворяется при помощи комплексной работы специалистов школы по развитию, воспитанию и обучению [6]. На сегодняшний день, выявлено много случаев, когда после обучения в 1 классе обычной школы, родители вынуждены перевести ребенка в спецшколу. Критическое неусвоение программы, неготовность к школе, вовремя не выявленные отклонения в развитии детей несут за собой плохую социализацию и новые дефекты в развитии у первоклассников. Из-за низких показателей в успеваемости по тестированию Московского центра качества образования, дети, которые имеют ЗПР, СДВГ, сложный дефект и т. д. нуждаются в особом внимании со стороны школьного психолога и учителя.
Проведя ряд тренингов по понижению школьной дезадаптации, по формированию правильной Я- концепции и коррекции прочих девиаций, можно улучшить показатели в обучении школьника, тем самым снизить риск для учащегося попасть на ПМПК. Подход к детям с нарушениями в развитии, должен быть комплексным, это осуществляется через совместною работу с учителем и родителями.
Введение ФГОС показало новые интересные и выгодные возможности, альтернативное преподавание предметов, но требования к воспроизведению материала становятся более критичными, и сама программа изучения пополняется, вдобавок к старому и новыми материалами. Как пример можно привести словарные слова комбайнер, тракторист которые в современной речи практически не используются, а к ним еще добавили относительно новые словарные слова, как по орфографии, так и на таких предметах как окружающий мир (Пример: Плешаков А. А. Окружающий мир, 2 класс, Часть 1, 2012 г. — «ледостав»).
Многое сделано для детей по визуализации материала, широко используются интерактивные доски, к большинству учебников для младших школьников имеются CD диски с заданиями на макбуках, стал распространен метод проектов, большинство учителей прошли специализированную подготовку для работы по ФГОС. Но по результатам тестирования психологами и проведенные окружные контрольные работы показывают, что уровень развития и психическое здоровье детей катастрофически низок, по сравнению с предыдущими годами [11].
Большинство учащихся имеют клипсовое сознание и слайдовое мышление, порой они не способны выполнить простые манипуляции по самообслуживанию в 7–8 лет (застигнуть пуговицы, завязать шнурки). В сравнении с 2010 годом, когда подобный ученик был 1 в классе, на 2016 год таких учеников насчитывается 5–6 из 28 человек.
Так как в 1 классе не задают домашнее задания большинству ученикам сложно запомнить и выучить написание букв и цифр. Участились случаи, поступления в 1 класс детей, практически не владеющих русским языком, с двуязычием в семье и не имея возможности посещения логопеда часто встает вопрос о неаттестации таких учащихся по русскому языку за 2 класс (Как пример можно привести цитаты из диктанта Марии К. — «чавале», это слово щавель или Елизаветы Б. йжык — язык) [9].
Наряду с проблемами личностных качеств учащихся, таких как самоконтроль, рефлексия, неадекватная самооценка у учащихся наблюдается маленький объем памяти, не способность мыслить логически, а также участились случаи дислексии, дисграфии [9].
В работе с детьми младшего школьного возраста ГБОУ СОШ № 1133 и № 542 по выравниванию уровня притязаний, была выявлена взаимосвязь между успеваемостью и высоким или низким уровнем притязаний. После тренингов, бесед, проектной деятельности, при использовании инновационного подхода «Сказкотерапия» [6], учащиеся с СДВГ стали более усидчивы. У детей с ЗПР выровнялся эмоциональный фон, если материал по уроку обыгрывался в сказке с психологом, на следующее занятие по русскому или математике учащиеся проявляли активность и с неудовлетворительного уровня знаний переходили на более высокие достижения. Дети со сложным дефектом, в частности с ДЦП показывали лучшие результаты по воспроизведению материала по памяти. Например, рассказ правил подлежащего и сказуемого. Некоторые учащиеся начали не только воспроизводить правила, но и правильно применять его в упражнениях [12].
Заграницей в подобных случаях предусмотрены факультативы, на которых учителя с отстающими учениками догоняют программу при помощи разнообразных методик, которые в нашей стране пока мало изучены и доступны. Например, занятия по математике или технологии с использованием LEGO Education материалов (В России данный метод использует ГБОУ № 73 «Ломоносовская гимназия»).
Отдельным фактором по выравниванию знаний у отстающего ученика являются взаимоотношения его с родителями. Большинство родителей не способны критически оценить возможности своего ребенка. В низких оценках детей, родители склонны обвинять учителя в непрофессионализме. Так как законом об образовании родители могут не приводить ребенка на ПМПК по рассмотрению повторного обучения в классе, где ученик не усваивает программу, учитель, часто завышая отметки, ставит удовлетворительно, но любая административная контрольная работа, такого ученика практически вообще не поддается оценки, так как количество ошибок превышает предельно допустимый уровень. Со временем данная проблема не решается, а подобный ученик учится до 9, 11 класса демонстрируя свою неспособность к сдаче ГИА и ЕГЭ. А как следствие и понижение баллов по русскому языку на ЕГЭ 2015 года.
Если ЗПР и СДВГ к 9 классу чаще всего выравнивается, то такие отклонения как дислексия, дисграфия, ДЦП, эпилепсия, астма и прочие отклонения переходят в сложный дефект, что в значительной степени усугубляет и без того критичное положение учащегося по успеваемости.
Проведя своевременную профилактику или коррекцию учителя, воспитатели, психологи, логопеды и дефектологи в большинстве случаев при активном участии родителей или лиц их заменяющих помогают учащимся выйти не только на удовлетворительный уровень знаний, но и достигнуть по некоторым предметам отличных результатов [3].
Если у ребенка с отклонениями в развитии на ПМПК выявлен сохранный интеллект, то как альтернативу можно рассматривать школы надомного обучения с малокомплектными классами или же инклюзивное образование (следует отметить, что школы в большинстве случаев школы надомного обучения с малокомплектными классами с 9 часами обучения в неделю сохранились только в Москве, так как влились в комплекс школ и садов) [1].
Чтобы осуществить психокоррекционную помощь учащимся, которые имеют проблемы с успеваемостью из-за отклонений в развитии в обязательном порядке учителям совместно с психологом, врачом, логопедом нужно завести дорожную карту ученика. Многие садики практикуют портфолио на воспитанника, по мимо этого разрабатывается проект по формированию электронного портфолио учащегося, в которое будут поступать данные из учебных и лечебных заведений, будут отмечаться его достижения [13].
Осуществляя помощь безотрывно от процесса обучения, совместно с учителем в развитии высших психических функций, школьным психологом подбирается ряд упражнений, которые одновременно будут связаны с целями и задачами уроков и будут направлены на сглаживание дефектов, которые в свою очередь мешают учащемуся с отклонениями усваивать программу. Коррекционную работу можно проводить психологу, как на уроке, выступая в роле тьютора (к сожалению, в большинстве общеобразовательных школ не хватает специалистов, которые законодательно полагаются ребенку на инклюзии, а школы и классы не оборудованы для колясочников).
Так же проводятся тренинги и во внеурочное время, которые большей частью ориентированы на особенности учащегося или по запросу от учителя с указанием неудовлетворительных результатов в той или иной теме по урокам. Эта работа позволит захватить больше в области дефекта, что в свою очередь понизит тревожность, выровняет социальную адаптацию, улучшит работу ВПФ и в дальнейшем позволит усваивать школьную программу по контролю знаний не ниже удовлетворительного уровня.
Так как у детей с отклонениями различные возможности в восприятии материала, проведение коррекции нужно вирировать в разное время, в первой или второй половине дня. Чаще, детям с задержкой психического развития подходит время до обеда, а для детей с вегетативно-сосудистой дистонией, подходит вторая половина дня.
Самым оптимальным вариантом работы будет являться симбиоз корригирующего обучения с включенной коррекцией. В таком обучении учитываются первичные и максимально не допускаются возникновения вторичных дефектов, идет опора на анализаторы, которые постоянно стимулируют на тренингах. Педагогическим коллективом будет создана полисенсорная база по формированию всестороннего представления о полученном материале, при опоре на разные структуры вербальной и невербальной деятельности [10].
Беседы с родителями нескольких образовательных комплексов выявили их отношение к детям, которые имеют неуспеваемость по школьной программе. Около 35 % склонны винить учителя в неудачах ребенка на уроках, 10 % придерживается попустительской манеры взаимодействия с ребенком и учителем, так же 15 % отрицают тот факт, что ребенок не может усваивать программу, а критерии оценки слишком высоки, встречаются и 3–5 % родителей, которые плохо понимают или не понимают русский язык (как правило им самим нужна помощь, как психологическая, так и социальная) [4].
Большинство родителей или лица, их заменяющие, стараются прислушаться к пожеланиям учителя, психолога. При работе с семьей, которая, как и ребенок, нацелена на улучшение результатов в обучении и социальной адаптации не возникает особых трудностей, так как ученик начинает получать своевременную должную помощь.
Скорректировав основные трудности в обучении, позволив ребенку выбрать компенсирующие возможности альтернативно получать знание, отвечать на уроках, а как следствие и хорошие оценки, не стоит останавливаться на достигнутых результатах, в большинстве случаев дети, которые в начальных классах критически не справляются с программой, еще хуже усваивают материал в средней и тем более старшей школе.
Если родители не оказывают помощь своему ребенку в обучении и не идут на контакт с учителем, психологом, то в работе над коррекцией следует отследить стороны детско-родительских отношений. Проводя работу в оказании помощи при обучении детей с отклонениями без участия родителей нужен особый индивидуальный подход и большее количество времени [5].
Наличие у детей пониженного слуха, зрения, умственной недостаточности, а также нарушений в двигательной сфере, как правило, свидетельствует о недоразвитии всех компонентов речевого аппарата, проявляющаяся в этиопатогенетической обусловленности [2].
Учебный план — основной элемент учебного процесса, но применительно к обучению детей с сложной структурой дефекта его следует рассматривать в качестве примерного, особенно в части образовательных областей и их предметного содержания. Такой план ориентирует учителя с психологом на возможные маршруты обучения и воспитания, где особенно важны формирования и развитие коммуникативных умений, устная речь и ее понимание, ориентация к окружающей среде, безопасное поведение в природе, развитие предметно практических навыков, бытовой и трудовой деятельности [8 с. 19].
Делая вывод, стоит отметить, что эмоционально и физически такая работа для школьного психолога очень сложна и к ней нужно быть морально подготовленным, а так же иметь опыт работы с детьми, у которых есть отклонения в развитии. Хорошей базой станет прохождение курсов по сказкотерапии, лего — занятий, мульттерапии, арт — терапия и т. д.
Для коррекции и профилактики, возникающих или уже сформировавшихся отклонений в развитии, которые мешают в обучении учащимся в усвоении школьной программы, необходимо начинать профилактику уже с первого класса, а в особых случаях и с детского сада. Педагогический состав вместе с родителями должны максимально помогать детям, особенно с уже возникшими отклонениями в развитии, находить адекватные способы самостоятельного обучения, с помощью которых они могли бы себя контролировать, взаимодействовать с классом и учителем не ниже чем на удовлетворительный уровень.
Благодаря использованию инноваций в работе школы, процесс коррекции становится интересным и захватывающим, вследствие чего достигается эффективность результатов проделанной работы. Получение необходимых знаний, умений, приводит специалистов данной области к высокому профессионализму.
Литература:
- Барсукова Е. Д. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.
- Выготский Л. С. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 2000
- Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
- Иванов А. В. Социальная педагогика: Учебное пособие / Иванов А. В. и др. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. — 424 с.
- Посысоев Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. Пособие / Посысоев Н. Н. — М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. — 362 с.
- Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации / Короткова Л. Д. М.: ЦГЛ, 2006. — 144 с.
- Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» — М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы. Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А. П., Комарова С. В., Логинова Е. Т — М.: 2007. — с. 19
- Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учебное пособие. Алмазова А. А., Селиверстов В. И. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и [др.] — Изд.3-е — Ростов-н-Д: Феникс, 2007. — 576.
- Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. // Дефектология. — 2000. — № 1. — с. 18–29. — Новокузнецк, 2003
- Чебучева Е. В. Саморегуляция, когнитивно-стилевые характеристики и проблема успешности учебной деятельности в младшем школьном возрасте // герценовские чтения. Начальное образование том: 1 Год: 2010. 63–67 с.
- Чумаков И. В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение. Коррекционная психология М.: Учитель, 2008. 462 с.
- Шапиро. Д. Динамика характера: Саморегуляция при психопатологии. М.: Класс, 2009. 216 с.
- Электронный ресурс. Научное психологическое общество им. С. Л. Рубинштейна — URL: https://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/osnovnie-ponyatiya-sostavleno-k.html#(21.11.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, класс, учитель, русский язык, развитие, работа, отклонение, сложный дефект, школьная программа, школьный психолог.
Похожие статьи
Обучение детей со сложным дефектом в условиях…
С обучающимися работают учитель, воспитатель, психолог, учитель музыки, логопед.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическое развитие, сложный дефект, нарушение, обучение детей, умственная отсталость, развитие речи, окружающий…
Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях…
ребенок, физическое развитие, сложный дефект, нарушение, обучение детей, умственная отсталость, развитие речи, окружающий мир, программа
Применение развивающих пособий в коррекционной работе… ребенок, сложная структура дефекта, пособие, активная речь…
Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением…
К школьному возрасту, ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для самостоятельного устного общения.
Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии.
Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой…
психическое развитие, ошибка, ребенок, группа, нарушение письма, коррекция нарушений письма, восполнение пробелов, школьная программа, коррекционная работа, младший школьный возраст.
Обучение детей с комплексными нарушениями развития
Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста…
ребенок, нарушение, сложный дефект, сложное нарушение развития, психическое развитие
ребенок, работа, множественное нарушение