Проблема культурного развития ребенка педология 1928

Проблема культурного развития ребенка педология 1928 thumbnail

Он не является автором методик, но его теоретические разработки и наблюдения легли в основу практических систем известных педагогов (например, Эльконина). Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им практическое применение. Особенно актуальными его идеи видятся сейчас.

Биография Л.С. Выготского

Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).

Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.

В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.

В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.

Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.

В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.

В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.

В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.

Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги.  Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.

С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.

Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.

Основные направления исследований Выготского

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:

  • сравнение взрослых и детей;
  • сравнение современного человека и древнего;
  • сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.

Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.

Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой.  А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.

Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны.

Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.

Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

  • ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
  • воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
  • среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Единая трудовая школа

Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.

Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.

На базе школы проверялась педологическая теория:

  • работали кабинеты психологической и педологической диагностики;
  • осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль;
  • создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.

Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.

Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.

Развитие и воспитание особых детей

Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории: социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.

Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу.

Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.

Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. «С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком», — Выготский.

Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.

Теория зоны ближайшего развития

Зона ближайшего развития — это «расстояние» между уровнем актуального и возможного развития ребенка.

  • Уровень актуального развития — это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно).
  • Зона ближайшего развития — это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого).

Это базируется на предположении, что ребенок, обучаясь какому-то элементарному действию, параллельно осваивает общий принцип этого действия. Во-первых, само это действие имеет уже более широкое применение, чем его элемент. Во-вторых, освоив принцип действия, можно применить его для выполнения другого элемента.

Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения.

Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития.

Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.

Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя.

Это зависит:

  • от потребностей ребенка;
  • от его возможностей;
  • от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь)  взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Влияние общения на воспитание ребенка

Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.

Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.

С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.

Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.

Критика идей Выготского

Самому яростному осуждению подвергались исследования и идеи Выготского по психологической педагогике.

Его концепция обучения, основанная на зоне ближайшего развития, таит в себе опасность того, что можно подтолкнуть вперед ребенка, не имеющего достаточного потенциала. Это может резко затормозить детское развитие.

Отчасти это подтверждается модной сейчас тенденцией: родители стремятся максимально развивать крошек, не учитывая их способности и потенциал. Это резко нарушает здоровье и психику детей, снижает мотивацию к дальнейшему обучению.

Еще одна спорная концепция: системно помогая выполнять ребенку действия, которые он не осилил самостоятельно, можно лишить дитя независимости мышления.

Распространение и популярность идей Выготского

После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.

Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.

Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.

Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.

Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.

В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.

Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

Сокровищница трудов ученого. Библиография

Лев Семенович Выготский написал более 190 работ. Не все они были опубликованы при жизни.

Книги Выготского по педагогике и психологии:

  • «Мышление и речь» (1924)
  • «Инструментальный метод в педологии» (1928)
  • «Проблему культурного развития ребенка» (1928)
  • «Инструментальный метод в психологии» (1930)
  • «Орудие и знак в развитии ребенка» (1931)
  • «Педология школьного возраста» (1928)
  • «Педология юношеского возраста» (1929)
  • «Педология подростка» (1930-1931)

Основные публикации:

1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926

2. Педология подростка. — М: МГУ, 1930

3. Основные течения современной психологии. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

4. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

5. Воображение и творчество в детском возрасте. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

6. Мышление и речь. — М + Ленинград: Соцгиз, 1934

7. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Госучеб педагог, 1935

8. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М: Эксперимент, дефектол. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936

9. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М: АПН, 1956

10. Развитие высших психических функций. — М:  АПН, 1960

11. Психология искусства. Искусство. — М, 1965

12. Структурная психология. — М: МГУ, 1972

13. Собрание сочинений в 6т:

       т. 1: Вопросы теории и истории психологии;

       т. 2: Проблемы общей психологии;

       т. 3: Проблемы развития психики;

       т. 4: Детская психология;

       т. 5: Основы дефектологии;

       т. 6: Научное наследство.

М: Педагогика, 1982-1984

14. Проблемы дефектологии. — М: Просвещение, 1995

15.Лекции по педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1996

16. Выготский. [Сб. текстов.] — М: Амонашвили, 1996

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник

ABSTRACT. Full text of the volume of the materials of the First All-Union Paedological Congress titled Main Problems of Paedology in the USSR (1928) and edited by A.B. Zalkind is published. The book included the papers by key Soviet representatives of the paedological movement and, in some sense, can be read as «Who is who?» in Soviet child and developmental psychology and allied sciences by the end of 1920s. The volume became a bibliographic rarity after the decree of 1936 that banned paedology as a discipline and has never been republished. This is the first full text original publication after 1928. The whole book was scanned and uploaded by PsyAnima editorial team associated with «PsyAnima Complete Vygotsky» project

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДОЛОГИИ В СССР
(По тезисам Первого Всероссийского педологического съезда)

Год: 1928
Автор: Залкинд, А.Б. (Ред.)
Жанр: сборник докладов и тезисов научной конференции
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 188
Описание: Материалы докладов и тезисов Первого Всероссийского педологического съезда (27/XII-1927 г.—3/I-1928 г.), вышедшие под редакцией одного из лидеров педологического движения в стране Арона Борисовича Залкинда. Исключительно редкое издание, ставшее библиографическим раритетом в результате постановления о «Педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 года. Один из базовых и основополагающих источников по еще не написанной дисциплинарной истории советской психологии и смежных дисциплин. Своего рода справочник «Кто есть кто» в советской возрастной и педагогической психологии и смежных дисциплинах на конец 1927 года. Публикуется впервые с 1928 года.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Сборник издается организационным бюро Первого всесоюзного педологического с’езда. Материал сборника может послужить не только справочником для делегатов с,езда, но окажется также крупным подспорьем для всякого, интересующегося вопросами педологии, так как включает в себя, в экстракте, основное содержание всей проводимой сейчас в СССР педологической работы. В сборник вошли далеко не все тезисы докладов с’езда, так как иначе размеры сборника вышли бы за пределы норм, разрешенных издательством, выпускающим сборник.
Ответственным редактором сборника является председатель оргбюро с’езда А. Б. Залкинд. Тезисы отдельных секций редактировали: преддошкольной секции—А. С. Дурново, дошкольной—С. С. Моложавый и А. А. Невский, секции школы I-й ступени—Н. А. Рыбников и М. И. Ионова, секции школы II-й ступени (переходного возраста)— И. А. Арямов, секции трудного детства—Л. С. Выготский и Л. В. Занков, исследовательски-методологической секции—М. С. Бернштейн, организационно-программной секции—М. Г. Фальк. В редакционной проработке тезисов активное участие принимал секретарь оргбюро А. Г. Печатников.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………. 3

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ НА ПЛЕНУМЕ.

А. Б. Залкинд.—Педология в СССР………………… 5
Е. П. Радин.—Педологическая работа в учреждениях НКЗ РСФСР…… 11
В. Г. Штефко.—Современное состояние вопроса учения о конституциях и ана-
томо-клиническая схема конституциональной диагностики……. 16
М. Я. Басов.—Метод наблюдения при изучении поведения ребенка….. 17
К. Н. Корнилов.—Экспериментальный метод в педологии……….. 20
С. С. Моложавый.—Система целостного изучения ребенка и детского коллектива 21
А. Г. Иванов-Смоленский.—Психологический и физиологический метод в науке
о поведении и в педологии …………………. 24
А. С. Залужный.— Динамика детского коллектива и методы его изучения … 25
В. М. Бехтерев и Л. Л. Васильев.—Основные положения рефлексологии труда
в связи с педологией…………………… 27
В. В. Белоусов.—Проблемы педологии детского труда………… 28
И. Г. Розанов.—Очередные вопросы педологии труда, выдвигаемые практикой
социального воспитания . . …………………. 32

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ НА ПРЕДДОШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ.

П. П. Эминет.—Конституциональные типы раннего детства и их соотношение
с железами внутренней секреции и вегетативной нервной системой . . 37
Н. Л. Фигурин и П. М. Денисова.—Этапы развития нервной деятельности ребенка
от рождения до одного года…………………. 38
Н. Н. Дьякова и Н. К. Снеткова.- Морфологические особенности детей раннего
возраста и их поведение………………….. 39
Проф. Ив. Аф. Соколянский.—К характеристике раздражителей (стимулов) в
поведении преддошкольника и дошкольника…………. 39
А. Д. Митина.—Особенности уровня развития и поведения детей из учрежде-
ний открытого и закрытого типа, из учреждений, где ведется педаго-
гическая работа и где она не ведется…………….. 40
С. С. Лившина.—Педологические основы работы с преддошкольниками … 42
Е. И. Тихеева.—Основы преддошкольной педагогики в практическом приме-
нении в воспитательных учреждениях Ленинградского Института Охра-
ны Материнства и Младенчества………………. 44
А. С. Залужный.—Характер социальных взаимоотношений у детей преддо-
школьного возраста…………………….. 45
А. С. Дурново.—Педолого-педагогическая работа в Государственном Научном
Институте Охраны Материнства и Младенчества НКЗ…… 46
Ив. Аф. Соколянский.—Основные навыки в поведении личности……. 49
Е. К. Кричевская.—Навыки детей преддошкольного возраста……… 50
А. А. Файвусиович.—Педологическое обоснование дидактического материала
для детей преддошкольного возраста…………….. 51
А. А. Селезнева и В. Ф. Хлодовская.—Изучение реакций детей раннего возраста
на картинку в связи с педагогическим подходом……….. 53
Н. П. Денисова и Н. Л. Фигурин.—Развитие сочетательных рефлексов у ребенка
до 1 года…………………………… 54
Проф. Н. Л. Щелованов.— Развитие сна и бодрствования у детей от рождения
до одного года……………………….. 55
В. В. Куколь.—Реакция выбора у детей преддошкольного возраста….. 55
А. С. Дурново.—Подготовка специалистов педологов для преддошкольного
возраста………………………….. 56

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ НА ДОШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ.

С. С. Моложавый.—Схема анализа детского поведения в связи с определяю-
щими его факторами . ……….. …………. 60
М. Я Басов.—Структурный анализ поведения и его значение при изучении
ребенка………………………….. 61
А. П. Болтунов.—Психологический эксперимент в применении к детям дошколь-
ного возраста……………….. …….. 66
Менжерицкая и Менцер.—Педологический анализ игровой деятельности ребенка в дошколь-
ном возрасте…………………. 67
Е. О. Зейлигер и М. А. Левина.—Структурный анализ и внутренние механизмы
игровой деятельности детей дошкольного возраста………. 69
Е. Б. Моложавая.—Педологический анализ производственного труда в до-
школьном возрасте…………………….. 72
В. М. Торбек.—Педологический анализ некоторых видов обслуживающего труда
в дошкольных учреждениях…………………. 74
Р. С. Абельская и О. В. Неопиханова. — К анализу поведения детей-дошкольни-
ков в условиях организованной трудовой деятельности…….. 77
Л. С. Гешелина.—Среда и социально биологическая херактеристика [sic!] современ-
ного дошкольника (1-ая оп. ст. Н. К. П.)……………. 78
В. В. Гориневский.—Физкультура в дошкольном возрасте……….. 79
И. А. Соколянский.—Основные навыки в поведении личности…….. 80
А. А. Невский.—Педологический анализ фонда основных навыков ребенка-
дошкольника ……………………….. 82
Л. Н. Философова и М. Ф. Хрякова—К анализу процессов восприятия и наблю-
дения у детей дошкольного возраста …………… 86
А. А. Невский.—Педагогически-трудные дети в дошкольных учреждениях … 87
И. А. Соколянский.—Потребность реализации организованно-направленных
актов поведения у преддошкольника и дошкольника……… 91
Р. М. Якуб.—Туберкулез дошкольного возраста и его профилактика….. 91

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ НА СЕКЦИИ 1-го ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Л. А. Сыркин.—Штандарты физического развития сельского школьника зем-
ледельческого района Ц. П. O………………… 94
К. П. Сычев и И. П. Борисов.—К вопросу о связи между аденоидами, школьной
неуспешностью и нервной системой ребенка…………. 94
Е. П. Радин.—Педологические основы физкультуры в школе 1-й ступени … 95
П. М. Ивановский.—Физическая культура в школе 1-й ступени…….. 97
Д. И. Петров.—Вопросы изучения энергетики, динамики и значения ручного
труда у ребенка (работа по дереву)……………… 101
Я. Я. Под’япопьская.—О методике учета влияния сельско-хозяйственного труда
на развитие детей……………………… 102
С. С. Моложавый.—Педологический анализ комплекса на материале первых
двух групп первой ступени школы ……………… 103
Л. И. Рождественский.—Типы детского труда в школе…………. 104
Е. П. Радин. Педологические основы подвижной игры в щколе 1-й ступени….. 106
П. П. Блонский.— Неуспевающий школьник 1-й ступени………… 107
Н. А. Бухголц.—Опыт учета школьной успешности по методу тестов….. 108
Ю. А. Левин.—Опыт об’ективного учета достижений и дифференциации
учащихся………………………… 110
Н. И. Осколков.—Тезисы к докладу „Развите навыка чтения»……… 111
М. П. Феофанова.—Развитие навыка письма у детей школьного возраста . . 112
Л. Г. Оршанский,—Крестьянский ребенок………………. 113
Ривес.—Результаты массового обследования представлений белорусского ре-
бенка об Октябрьской Революции и ее завоевания………. 113

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ НА СЕКЦИИ II ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В. Г. Штефко.—Анатомо-биологические особенности возраста половой зрелости 116
П. П. Эминет.—Физиологические особенности полового созревания…… 116
И. А. Арямов.—Особенности поведения подростка………….. 118
П. И. Люблинский.—Нормальный и анормальный путь включения ребенка в
социальный коллектив……………………. 119
Е. А. Аркин.— Изучение детского коллектива и типы детей …………… 120
А. К. Борсук.—Профориентация и трудпригодность современных школьников 121
Н. Д. Левитов.—Профессиональная консультация подростка………. 121
Ю. И. Пинус.—Половое воспитание в школе…………….. 122

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ НА СЕКЦИИ ТРУДНОГО ДЕТСТВА.

В. С. Грибоедов.—Педология трудного детства…………. 126
Д. И. Азбукин.—Умственная отсталость и внутренняя секреция……. 130
Н. И. Озерецкий.—Трудные дети……. ……………. 131
Л. С. Выготский.—Развитие трудного ребенка и его изучение ……… 132
А. М. Шуберт.—Рисунок аномального ребенка, как материал для психологи-
ческой характеристики………………….. 137
М. О. Гуревич.—Научно-исследовательская работа в учрежд. для трудных детей 138
И. М. Левинсон.—Опыт экспериментально-рефлексологического исследования
дефективного детства и его педологическое обоснование……. 138
Л. В. Занков.—Принципы построения комплексных программ вспомогательной
школы с педологической точки зрения ……………. 139
А. Н. Граборов.— Ручной труд в вспомогательной школе……….. 141
В. П. Кащенко.—Естественное воспитание анализаторов с педологической
точки зрения ……………………… 143
А. А. Крогиус—Важнейшие вопросы психологии слепого ребенка…… 144
А. М. Щербина.—Необходимость социального подхода при изучении особен-
ностей слепых……………………….. 144
И. А. Соколянский.—Развитие ориентировки у слепых, как основная задача
тифлопедагогики………………………. 145
С. Я. Рабинович.—К вопросу об изучении личности глухонемого ребенка . . 146
А. Попова.—Дефекты речи у умственно-отсталых детей………… 147
Т. В. Ковшарова.—Психоортопедия в психопатологии…………. 148

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ.

А. К. Ленц.—Основные принципы методики изучения и обследования детства
вообще, и раннего детства в частности……………. 150
Зах. Чучмарев.—Методика условных слюнных рефлексов в приложении к изу-
чению учащихся 1-й ступени…………………. 150
П. Блонский и В. Левинский.—К вопросу о статистической обработке педологи-
ческого материала……………………… 151
П. Шеварев.—Статистический тетод в педологии…………… 151
М. Ю. Сыркин.—Исследование сопряженности (статистической связи) между
показаниями „тестов одаренности» и социальным положением испы-
туемых…………………………… 152
С. Геллерштейн —Прогностическое значение тестовых испытаний в связи с
фактором упражнения……………………. 154
А. П. Болтунов.—Современные эксперементально-методические искания и до-
стижения в исследовании общей одаренности детей и подростков за
границей …. …………………….. 155
В. Экземплярский —Промблема воспитания и обучения детей, одаренных выше
нормы, в связи с вопросом о педологически однородных группах в школе 155
П. А. Шеварев—Общие принципы построения и проверки тестов…… 156
Залужный.—Об’иктивные [sic!] методы учета школьной успешности и их место в
нашей школе………………………. 156
Х. [sic!] С. Выготский.—Инструментальный метод в педологии ……….. 158
А. Р. Лурия.—К методике инструментально-психологического исследования . . 159
С. С. Моложавый.—Педологическое изучение среды…………. 160
И. Рудченко.—Об’ективная методика изучения организованности школьной
группы…………………………. . 161
В. Н. Мясищев.—Типология личности и ее значение для педагогики и педологии 162
Н. Загоровский.—Клинический метод изучения речевых реакций детей (пиажг) [sic!]
и возможность его применения для педологической проверки мате-
риала программ ГУС-а…………………… 164
В. А. Артемов.—Естественный эксперимент, как метод и его применение в
школе 1-й ступени……………………… 166
А. С. Дурново.—Применение фотографии и кино в изучении ребенка и его
поведения…………………………. 167
В. Гориновская..—Биометрические методы изучения ребенка……… 168
Н. И. Озерецкий.—Исследование при помощи специальных тестов моторной
одаренности у нормальных и анормальных детей и подростков …. 170

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ НА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОГРАММНОЙ СЕКЦИИ.

А. В. Мольков.—О программе преподавания гигиены воспитания в москов-
ских медвузах……………………….. 173
Якуб.—К построению программы и преподаванию гигиены воспитания
в педвузе…………………………. 174
Ортенберг.—Программа педологии в педтехникуме………….. 175
М. Г. Фальк.—Задачи и методы повышения квалификации врачей в области
охраны здоровья детей……………………. 176
А. А. Невский.—Подготовка педагогов-специалистов в ПЕДВУЗ-ах и их практи-
ческое использование в связи с рациональной организацией педоло-
гической работы в массовой школе………….. 17В
А. Б. Залкинд.—О планировании исследовательской работы по педологии
в СССР …………………………… 182

Источник