Проблема движущих сил психического развития ребенка по фрейду

Фрейд
никогда не занимался конкретно возрастной
психологией. У него двухфакторная
теория.
Человек
страдает не от актуального, а от
переживаний детства. Сексуальное
влечение характеризуется объектом и
секс. целями. Секс цели- области тела,
связ с удовольствием- эрогенные зоны.
Основные положения:
Психологическое
развитие понимается, как мотивационно
— личностное.Развитие
— это адаптация к среде, при этом среда
всегда противостоит конкретному
индивиду.Движущие силы
развития всегда врождённые и
бессознательные.Механизмы
развития врождённые и основы личности
закладываются в детстве, в дальнейшем
структура личности изменяется.Фрейд
показал, что для развития человека
главное значение имеет другой человек,
а не предметы, которые его окружают.
Развитие личности
состоит в становлении ее структуры:
ИД
– Оно – природное начало, телесные
влечения (сексуальность по Фрейду- любая
телесная потребность) Главная функция
— побуждения.Два влечения: эрос (к жизни,
наделено энергией либидо) и танатос (к
смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)
ЭГО
– Я — прижизненное образование. Основная
функция — помирить ид и суперэго. Эго —
подчиняется принципу реальности. Слуга
трёх господ — суперэго, ид и реальность.
СУПЕРЭГО
— Сверх я — формируется при жизни под
влиянием общества. Социальная подструктура
— совесть, ценности, мораль, идеалы.
Первые образцы — родители. Основные
функции — контроль, наказание. Напралено
против телесных потребностей.
Согласно
Фрейду: Источник психического развития
— влечения и инстинкты. Ребёнок рождается
с определённым запасом энергии либидо.
Ребёнок удовлетворяет либидо —
прикосновениями. Детская инфантильная
сексуальность лежит в основе взрослой,
но не предопределяет её.
Развитие
— есть преобразование и перемещение
сексуальной энергии по разным эрогенным
зонам.
Эрогенные зоны —
области тела чувствительные к стимулу.
Психосексуальное
развитие — биологически детерминированная
последовательность, развёртывающаяся
в неизменном порядке и присущая всем
людям независимо от культурного уровня.
Развитие
биологически предопределено. Фрейд
считал, что влияние социума проявляется
в долговременном вкладе — приобретённые
установки, черты, ценности. Термин “
психосексуальное” подчёркивает, что
главный фактор развития — сексуальные
инстинкты.
Два фактора,
влияющие на развитие: фрустрация;
сверхзаботливость.
Фрустрация
— сексуальные потребности ребёнка
пресекаются родителями или воспитателями
возникает не получение удовлетворения,
на последующих стадиях может развиться
депрессия, могут развиться черты
характера, привычки.
Сверхзаботливость
— ребёнку не предоставляется возможность
самому управлять своими действиями,
впоследствии может развиться зависимость
и некомпетентность.
Остаточное
поведение — при фрустрации и сверхзаботливости
накапливается либидозная энергия,
которая может позже проявиться в
остаточных явлениях, чертах характерных
для той стадии, на которой они появились.
Регрессия
— возврат на более раннюю стадию
психосексуального развития. Например,
взрослый реагирует на стресс слезами;
сосёт палец; прибегает к алкоголю.
Фиксация — задержка
или остановка на определённой
психосексуальной стадии.
Классификация
периодов постороена по принципу ведущей
эрогенной зоны в каждом конкретном
возрасте:
Оральная стадия
(0 — 1,5 г.). От рождения — до прекращения
кормления грудью.
Основной
источник удовольствия
— кормление. Губы, рот — главное
сосредоточение активности младенца
(эрогенные зоны). Глубокое нарциссическое
поведение. Формир эго.
Остаточное
поведение
— жевательная резинка, курение, переедание,
поцелуи, грызение ногтей. Главная
задача —
формирование зависимости и независимости
от других людей.
Оральная стадия
состоит из двух фаз:
ранняя (0 — 0,5 г.) —
основное либидозное действие — сосание;
Сначала
ребенок аутоэротичен (т.к. не отделяет
собственные ощущения и объект, который
эти ощущения вызывает), затем находит
удовлетворение от другого чел-ка: мать.
Появляется любовь к ней, тк она удовл
его секс. потребности.
Поздняя- основное
действие –укус, агрессивный характер.
Это
орально- садистическая фаза, тк запрещают
кусать грудь, возникает конфликт. У
новорождённого Ид — единственная
существующая субстанция. На второй
стадии (поздней) от Ид начинает отделяться
Эго. Первое познание мира происходит
через мать, разделение объекта и ощущения
начинается с наказания. Эго и Ид в
постоянном конфликте.
На
оральной стадии ребёнок живёт в состоянии
невинного нарциссизма. Сон — глобальное
нарциссалическое состояние.
Биологическая
связь с матерью создаёт потребность
быть любимым, это на всю жизнь. Если
ребёнок не получает удовлетворение
потребностей этого периода — может
возникнуть задержка или остановка, он
будет возвращаться к этой стадии уже
во взрослости.
В
первой половине младенчества (на ранней
оральной стадии) недостаток удовлетворения
либидо может привести к возникновению
орально — пассивного типа личности.
Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий
материнского отношения от других,
одобрения любой ценой. Доверчивость,
пассивность, незрелость.
На поздней стадии
(орально — садистической) — любовь к
спорам, пессимизм, цинизм, сарказм,
стремление доминировать над людьми,
склонность к эксплуатации.
Анальная стадия
(1,5 — 3 г.).
Эрогенная
зона в области ануса.
Дети получают удовольствие от задержки
и выталкивания фекалий. Приучение к
горшку. Удовольствие от напряжения и
релаксации. Встречается с запретами —
внешний мир барьер, который должен
преодолеть ребёнок. Если бы их не было,
личность бы не развивалась, ограничение
приводит к ососзнанию самого себя.
На
этой стадии полностью
образована инстанция Эго.
Эго уже контролирует Ид.
За неопрятность
ребёнок боится потерять любовь родителей.
Появляются зачатки Суперэго.
Происходит
тестирование реальности: изучение
возможностей получения удовольствия
в условиях социальных норм и запретов.
2 фазы:
Анально-
садистическая 1-1.5 года противостояние
ребенка и взрослого. Удовольствие от
напряжения и боли =>
садо- мазо наклонности.Анально-
ретентивная (удержание) 1.5-3 года
Удержание- отпускание, ребенок начинает
контролировать свои функции. Впервые
соотносит два принципа: удовольствия
и реальности. Нельзя шлепать ребенка,
тк это станет удовольствием.
В
случает фиксации два типа характера:
анально- удерживающий (упрямство,
упорство, бережливость, склонность к
накопительству, экономность,
коллекционирование) и анально-
выталкивающий (тенденция к противостоянию,
упорство, негативизм)
Фаллическая стадия
(3 — 5, 6 лет).
Пик
детской сексуальности. Эрогенная зона
— гениталии. Рассматривание органов,
манипулирование, заинтересованность
к вопросам пола, половых отношений,
фантазии, чаще всего представления не
верные. Дети этого возраста воспринимают
половой акт, как агрессивные действия
отца в отношении к матери. Если до этой
стадии сексуальность — аутоэротичность,
эротичность, теперь предметна. Первый
выбор сексуального объекта. С матерью
связано удовольствие => и мальчик и
девочка выбирают мать. Свои привязанности
к взрослым людям, к родителям. Привязанность
мальчика к матери — Эдипов комплекс.
Девочки к отцу — комплекс Электры.
Каждый
ребенок неосознанно желает смерти
родителя своего пола и обладание
родителем противоположного пола.
Амбивалентное отношение к отцу, т.к.
ревнует к матери, но при этом сильный
конкурент => хочет отождествлять себя
с ним. В норме Эдипов комплекс разрежается
освобождением под страхом кастрации.
Страх кастрации — боязнь воображаемого
возмездия со стороны отца. Завершается
идентификацией с отцом.
Фрейд одним из
первых описал процесс идентификации с
агрессором.
Функции:
модель мужского
поведения;
идентифицируя
себя с отцом, удерживает мать, как объект
любви (он, как отец);
подготовка почвы
к развитию Суперэго.
Суперэго — результат
разрушения Эдипова комплекса.
К
концу фаллической стадии: Ид, Эго,
Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые
важные периоды в жизни ребёнка завершаются
к пяти годам. На фаллической стадии
закладываются: самонаблюдение,
благоразумие, рациональное мышление.
Возможные фиксации:
Фаллический
характер — по — разному, у мужчин и женщин.
У мужчин — стремление
всегда к успеху, доказывание мужественности,
безжалостное завоевание женщин (Дон
Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.
У женщин — либо
склонность к обольщению, либо борьба
за главенство перед мужчинами.
Не
разрушение одного из комплексов может
стать одной из причин гомосексуальности
(негативный Эдипов комплекс, ненависть
к матери, любовь к отцу).
Латентный период
(6 — 12 лет, пубертат).
Не
является стадией передышки либидо.
Активность направлена на усвоение
человеческого опыта, налаживание
отношений со сверстниками. Подготовка
к взрослости. У Фрейда латентный период
описан очень скупо. Амнезия, вытеснение
из памяти перыичных сексуальных
переживаний.
Генитальная стадия
(пубертат). 12-18 лет
С
половой зрелостью возрождается
сексуальная энергия и появляется интерес
к противоположному полу. Бурное половое
созревание, второй выбор секс. объекта.
Бурный рост энергии либидо. Снова
всплывает Эдипов комплекс, но он
преодолевается, переход на сверстников,
отказ от родителей.
З.
Фрейд утверждал, что подростковый
возраст проходит через гомосексуальный
опыт (психологический опыт проявления
интереса и дружбы к тому же полу). Затем
наступает период выбора брачного
партнёра. В это время формируется
генитальный характер — идеальный тип
личности. Зрелый, ответственный человек,
который вносит вклад в общество. Человек
должен быть активным, заботливым о
других.
Для каждого периода
возможна фиксация:
гомосексуальность
(люди в значительной мере общаются с
людьми того же пола);
нарциссизм — либидо
направлено к себе (я — объект сексуальных
удовольствий).
На развитие личности
влияют детские годы. Могут либо
затормозить, либо развить её.
Включаются защитные
мех-мы:
Регрессия: на
оральнуюанальную стадию.Беспорядок,
обжорство, коллекционирование..Аскетизм: отказ
от всего, что доставл удовольствие.
Неэффект защита => переход в полн
противоположноеИнтеллектуализация:
сиденье над учебниками.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Вклад Зигмунда Фрейда (1856—1939) в психологию трудно переоценить. Фрейд создал концепцию, положенную в основу большинства современных теорий развития личности. Общепризнанная теория Э. Эриксона, ставшая основой большинства периодизаций личностного развития, отталкивается от идей Фрейда.
Предметом рассмотрения станут аспекты концепции 3. Фрейда, раскрывающие закономерности развития человека в онтогенезе. Данная концепция может быть отнесена к равновесно-интеграционным теориям. В основе представлений о развитии лежит принцип равновесия, уравновешивания психодинамических сил, из-за чего психоанализ является психодинамическим подходом.
Концепция Фрейда — двухфакторная теория. Особенность соотношения факторов наследственности и среды — их антагонизм, выраженный в вытеснении природного в человеке и подавлении наследственного социальной средой. Что собой представляют два фактора? Человеку от природы врождены два рода влечений, связанные и составляющие в предельном варианте целое. Первое влечение — это Эрос, сексуальное влечение, трактуемое Фрейдом предельно широко как влечение к жизни. Эрос противостоит Танатосу, или влечению к смерти. Эрос не сводится к сексу в узком смысле, а включает влечения, связанные с самосохранением, влечение к жизни как стремление к воссозданию утраченной целостности по аналогии с мифом, изложенным в «Пире» Платона. Сексуальное влечение — есть влечение к гармонии, к единству, к целостности. И в этом смысле Эрос противостоит Танатосу как уходу в небытие. Сексуальное влечение наделено энергией либидо. Либидо составляет энергию человеческой активности, определяющей достижения человечества и основу его развития.
Сексуальное влечение характеризуется объектом и сексуальными целями. Сексуальный объект биологически не предопределен, наследственно не зафиксирован, а выбирается в течение жизни. Под сексуальными целями Фрейд понимает телесные области, связанные с удовлетворением влечения, эрогенные зоны. Сексуальные цели меняются на протяжении жизни человека, отражая логику развития. Они связаны с функциями телесных органов и в определенном смысле обусловлены наследственно. Танатос как влечение к смерти выражает общую тенденцию к равновесию: человек пришел из небытия и должен вернуться в небытие.
Влечение к смерти — есть проявление завершенности жизненного цикла. Единство противоположностей Эроса и Танатоса проявляется в том, что все жизнеохранительные тенденции могут рассматриваться как частные варианты, обеспечивающие организму свой путь к смерти как возвращения в безжизненное состояние. Влечение к смерти может выражаться в двух формах: аутоагрессии — саморазрушении, направленности на себя; внешне направленной агрессии. Внешняя агрессия является вторичной в силу того, что общество встает на пути естественных влечений человека, выступая помехой как на пути к удовлетворению сексуальных влечений, так и на пути саморазрушения. Государство, право, мораль выполняют репрессивные, защищающие функции. В этом смысле социальная среда противостоит, противодействует и подавляет природное наследственное в человеке.
Л. С. Выготский, анализируя роль и значение социального и биологического факторов в концепции Фрейда, пишет, что история человеческих отношений складывается из двух тенденций: консервативной — биологической, и прогрессивной — социологической. Именно они ведут к своеобразному «спиралевидному развитию человека». В пределах двухфакторной модели австрийский исследователь рассматривает наследственность как ведущий фактор. В концепции 3. Фрейда психическое развитие обусловлено органически, зафиксировано наследственно и может наступить без всякой помощи воспитания. По Фрейду, воспитание выступает как противоборствующий наследственности фактор, однако логика развития предопределена развитием сексуальности, обусловленной наследственностью. Противостояние среды и наследственности не может изменить стадии развития ребенка, понимаемые Фрейдом как стадии развития сексуальности.
Роль наследственности, трактуемая как изначально врожденная система влечений, определенная динамика и стадии развития влечений, является определяющей в развитии. Среда — барьер на пути реализации влечений, вносит коррективы и искажения, но принципиально изменить ход развития не может.
3. Фрейд постулирует два основных регулятивных принципа психической деятельности — принцип удовольствия и принцип реальности. Конечную цель психической деятельности составляет достижение удовольствия и избегание неудовольствия, снижение давления психодинамических сил и восстановление их баланса. Принцип реальности ограничивает получение удовольствия в силу социальных норм и запретов, и удовлетворение достигается обходными путями или вовсе не достигается.
Основным постулатом Фрейда является положение об изначальной детской, инфантильной сексуальности. Инфантильная сексуальность характеризуется следующими особенностями: во-первых, она, как любое другое эротическое влечение, подчинена принципу удовольствия, т. е. направлена на получение наслаждения; во- вторых, существует не изолированно, а присоединяется к какой-либо другой жизненно важной функции организма, например, к пищевой функции на первой оральной стадии развития организма; в-тре- тьих, ребенок аутоэротичен, т. е. для него не требуется другого объекта для удовлетворения эротического влечения.
Сексуальность Фрейдом трактуется предельно широко как направленность на получение удовольствия, наслаждения, на пути которой встают социальные запреты. Весь ход развития ребенка выступает как драма, каждый акт которой — неравная борьба сексуальных влечений с социальными запретами и помехами. В этом смысле данная концепция пессимистична: человек обречен и никогда не достигнет высшего состояния целостности, потому что его силы в борьбе с враждебным антагонистическим обществом неравны.
3. Фрейд выделяет три основных линии развития личности в онтогенезе: развитие сексуальных целей и объектов; развитие структуры личности, развитие защитных механизмов; развитие сексуальных целей и сексуальных объектов
Сексуальная цель — телесная эрогенная зона, которая служит источником получения удовольствия. Либидо составляет энергию человеческой активности, определяющей достижения человечества и основу его развития. В онтогенезе перемещение либидо связано с переходом от одной телесной функции и эрогенной зоны к другой, преформированной наследственностью.
Развитие сексуальных объектов предполагает три ступени: аутоэротизм и два выбора сексуального объекта на фаллической и генитальной стадиях. Первый выбор в два года — пять лет связан с рождением и формированием Эдипова комплекса и осуществляется по принципу опоры, т. е. выбор сексуального объекта связан со стремлением к получению поддержки, заботы, внимания, протекции. Первым сексуальным объектом становится поэтому родитель противоположного пола. Второй выбор сексуального объекта происходит в пубертатный период полового созревания, где фиксируется тип ориентации на партнера. Здесь выбор сексуального объекта может осуществляться двумя способами. Во-первых, по принципу опоры, когда в партнере человек ищет заместителя отца или матери. Во-вторых, по нарциссическому типу, когда в партнере ищут частицу Я, свои качества, особенности, взгляды, ценности, т. е. выбор объекта по образцу отношения субъекта к самому себе.
Источник
Цель: формировать представления об основных идеях и понятиях психоанализа в понимании процесса и движущих сил психического развития
Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе (З. Фрейд)
Впервые показал, что развитие ребёнка определяется противоречием между врождёнными потребностями и ограничениями, которые общество накладывает через взрослых, _ З. Фрейд. Теория З. Фрейда занимает центральное положение в схеме взаимосвязи «ребёнок-общество». Она определяет направление основных теорий и концепций (зарубежных). в области психологии развития.
А. Шопенгауэр писал «человеческая душа _ это тугой узел, который невозможно развязать. З. Фрейд _ первый учёный, сделавший попытку «распутать этот узел». Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы [15].
Анализ свободных ассоциаций пациентов привёл З. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Неудовлетворённость желаний ведёт к фиксации влечения, что создаёт напряжение, вызывая либо неврозы, либо регресс. Чрезмерное удовлетворение _ тоже полохо. Если удовлетворение запрещено в области сознания _ происходит переход в бессознательное и оказывает влияние на личность (выбор професси, творочестве и т.д.). В основе _ конфликт между структурами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» .
По 3. Фрейду, человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Они обнаруживают себя с первого дня жизни. Это «Оно» существует на начальной стадии развития. «Оно» — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов. Будучи иррациональным и бессознательным, подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Если «Я» совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то оно испытает чувство вины. В жизни способы удовлетворения влечений наталкиваются на запреты. Затем запреты родителей становятся еще больше, и «Я» дифференцируется. Наступает период, когда удовлетворение сексуальных потребностей начинает связываться со взрослым человеком. Возникает Эдипов комплекс. Появляются запреты моральные. Ребенок вынужден ограничивать свои влечения новой инстанцией _ «Сверх-Я».
По 3. Фрейду, общество _ источник травм (рождения, отнятия от груди и т.п.). На этой основе возникла теория развития как теория детских травм. По 3. Фрейду, отношения «ребенок _ взрослый», «ребенок _ общество» с самого начала антагонистические.
Открытия 3. Фрейда _ открытие бессознательного и открытие сексуального начала. Источником заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3. Фрейд обозначил ее термином «либидо». Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов.
От напряжения личность спасается с помощью «защитных механизмов» — вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция _ это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация _ один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества.
Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка _ это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. Сексуальные влечения по 3. Фрейду носят амбивалентный характер, следовательно, личности свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.
В соответствии со своей сексуальной теорией психики З. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной иди сексуальной энергии. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии _ это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними [15].
Источник