Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью рисунка
Оксана Протасова
Технология целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности
Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ (2009 г.) итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребёнка 7 лет. Результатом готовности ребёнка к школе является развитие интегративных качеств дошкольника,таких как: любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ребёнок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она для него значима, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Но развивает не столько деятельность, сколько та позиция, которую ребенок занимает в ней.
Ребёнок может быть объектом деятельности, когда во взаимодействии с ним педагоги используют репродуктивные методы и приёмы. Как часто мы ещёслышим по отношению к воспитанникам: «Повтори за мной», «Посмотри», «Запомни», «Сделай как я!» вместо того,чтобы спросить: «Как сделать, чтобы?», «Как ты думаешь?», «Что будет, если?».
Как же организовать работу с детьми, чтобы ребёнок был не объектом деятельности педагога, а субъектом разнообразных видов детской деятельности?
Для этого в помощь педагогам разработана педагогическая технология целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор — Мария Вадимовна Крулехт.
Данная технология является главной при реализации программы «Детство». В её основу заложена модель субъект – субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая воспитателю творчески использовать весь арсенал педагогических приёмов для постановки ребёнка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей и уровня развития.
Сущность данной технологии состоит из четырёх аспектов:
1. Конструирование в детском саду единого процесса социализации, при котором дети в игре или в других видах детской деятельности приобретают первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции (умение доводить работу до конца, умение сосредотачиваться на своей деятельности, умение слушать, вступать в обсуждение, задавать вопросы и т. д.).
2. Раскрытие индивидуальности каждого воспитанника (осознание ребёнком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявлений, позволяющей ребёнку осознать своё «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество.
3. Тесное сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями.
4. Создание педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов детской деятельности;
Основные составляющие технологии целостного развития ребёнка-дошкольника:
• Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми.
• Включение в воспитательно-образовательный процесс наиболее близких и естественных (адекватных) для ребенка-дошкольника видов деятельности, они определены в ФГТ. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и развиваются новообразования, такие как, произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
С чего же необходимо начинать работу по данной технологии?
Сначала необходимо определить уровень владения ребёнком позицией субъекта в различных видах детской деятельности. Для этого авторы программы предлагают использовать специальные игровые и житейские проблемные ситуации, требующие практического применения умений в изобразительной, конструктивной или элементарной трудовой деятельности. Например, сделать поделку из бумаги, пришить оторвавшуюся пуговицу на кукольной одежде или вымыть чашку. Проблемная ситуация организуется таким образом, чтобы ребёнок мог сам поставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, выбрать предмет труда, оборудование, организовать рабочее место и самостоятельно выполнить трудовой процесс, получив результат.
Наблюдая за детьми во время выполнения ими какой-либо деятельности, воспитатель визуально определяет субъективный уровень каждого ребёнка. Результаты наблюдений являются основой для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при организации педагогического процесса.
Осуществляя индивидуально — дифференцированный подход, педагог делит группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития. Цель данного подхода — помочь ребёнку максимально реализовать личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт. В старшем дошкольном возрасте конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от гендерной принадлежности и склонностей детей.
Реализация образовательного содержания программы «Детство» и М. В. Крулехт предлагают воспитателям использовать разнообразные образовательные ситуации, позволяющие воспитывать гуманное отношение к живому, знакомить детей с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, развивать их любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, математические, творческие способности, приобщать к истокам мировой культуры. Основой общения педагога с детьми является интеграция познавательной деятельности и игры. Играя с детьми, воспитатель создаёт проблемную ситуацию, побуждающую ребёнка встать в позицию субъекта познания.Например: развивая сюжет ролевой игры, предлагается слепить пирожки для угощения кукол, вместо «теста» — сухие комочки глины. Пирожки не получаются, дети сами это осознают. Неудача направляет внимание на выявление свойств глины. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводят к осознанию свойств материала, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств глины, а также способом сделать глину пригодной для лепки. Дальнейшая организация педагогического процесса связана с включением освоенных способов поведения в повседневную жизнь ребёнка. При этом основная задача педагога состоит в том, чтобы наполнить жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
Как это сделать? Технология предлагает эффективные приёмы развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта:
• Использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу.
Задача детей: разъяснить, научить, убедить игрового персонажа. С помощью сюжетных и предметных картинок создаются проблемные игровые ситуации, требующие помощи в выборе материалов и инструментов. Например, «Гномику надо заготовить много дров на зиму. Какие инструменты ему выбрать и почему?
• Д/И, в которых решение дидактической задачи связано с поиском видовых и родовых
признаков сходства предметов,дифференциация родовых понятий: «Найди лишний предмет», «Переезжаем на новую квартиру», «Назови одним словом».
•Моделирование: используются предметно-схематические модели для формирования у
детей понятий о потребностях растений и животных, обучения грамоте, формирования понятия о структуре трудового процесса и др.
• «Занятия по интересам» (в старшем возрасте). Данные занятия строятся по законам
творческой деятельности, сотрудничества и сотворчества. Они не являются обязательными, фронтальными, а предполагают объединение взрослых и детей, увлечённых общими интересами, на основе свободного детского выбора. Проводятся 1-2 раза в неделю как дополнительные образовательные услуги – кружки по интересам.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому важным условием целостного развития ребёнка является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Во взаимодействии с семьёй выделяется три этапа:
• Создание общей установки на совместное решение задач воспитания;
• Разработка общей стратегии сотрудничества;
• Реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребёнку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение целостного развития как субъекта детской деятельности.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Реализация программы «Детство» требует своеобразной организации в ДОУ материальной развивающей среды.
Образовательная среда конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело. Для того, чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в группах создаются центры, т. е. организуется специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. Качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень её влияния на становление субъектной позиции ребёнка-дошкольника в деятельностиможно измерить по следующим критериям:
• Включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность;
• Низкий уровень шума в группе;
• Низкая конфликтность между детьми;
• Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей;
• Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность и открытость.
Таким образом, применение в образовательном процессе всех аспектов педагогической технологии целостного развития ребёнка, заключается в том, чтобы совместно с родителями активизировать инициативность ребёнка, помочь ему овладеть рациональными способами практического освоения простейших видов детской деятельности, предоставить право самостоятельно делать выбор, принимать решения в игровых и бытовых ситуациях повседневной жизни.
Источник
Наталия Громова
Психолого-педагогические исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей
Методическое объединение.
Доклад на тему:
Психолого-педагогические исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на примере народно-прикладного искусства.
Подготовила: Громова Н. В.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Соломенникова О. А. пишет, что важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, приобщает к миру прекрасного, и, поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду и младших классах школы.
Соломенникова О. А. выделила, что З. А. Богатеева и Т. С. Комарова внесли большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства, выделили содержание, приемлемое для художественной деятельности дошкольников. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале декоративного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Н. П. Сакулина считала, что декоративное искусство отвечает интересам детей старшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических суждений. Исследователи В. Н. Василенко, Т. Н. Доронова, Е. А. Флерина и другие отмечают,что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Н. П. Сакулина позднее выделила декоративное рисование как отдельное направление педагогической работы с дошкольниками. При этом автором подчеркивалось, что декоративное начало присутствует во всех видах изобразительного творчества. Декоративное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений. Соприкасаясь с произведением искусства при помощи зрения, движения, обогащается чувственный опыт ребенка, который раскрывает его во всем многообразии форм и красок, в доступных детскому восприятию проявлениях. Полнота восприятия обеспечивается высокой природной зрительной чуткостью. Ребенок видит формы узора, расположение элементов в узоре, цветосочетания, ритмическое чередование элементов, симметрию.
А. П. Усова считает, что искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности.
В психолого-педагогической литературе однозначного толкования понятия «умение» отсутствует, хотя обычно определения понятия «умение» указывают на то, что умения формируются и проявляются только в действии.
Умение – способность делать что-нибудь, основанное на знании, опытности, навыке.
В Большой современной энциклопедии по педагогике умения рассматриваются как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычках, но и в изменившихся условиях. Умения обычно соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания.
Г. М. Коджаспирова отмечает, что умения формируются путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда реализуются под контролем сознания.
Умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень умений означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума.
У детей в организованной деятельности происходит развитие изобразительных умений. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий.
Н. П. Сакулина основной задачей обучения изобразительной деятельности детей определяла формирование умения, правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Ребенку трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений и навыков.
Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов и оттенков для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется на занятиях декоративным рисованием.
Т. С. Комарова определяет одной из важных задач обучения изобразительному искусству –овладение техническими приемами работы с различными материалами. Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется произведение.
Т. С. Комарова под изобразительными умениями старшего дошкольного возраста выделяла совокупность следующих умений:
умение использовать простой графитный карандаш (применяется для создания контура, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта);
умение по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования;
умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге);
умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат);
умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине;
умение получать разнообразные оттенки цвета.
Деятельность детей приобретает все более осознанный характер. У детей воспитывается умение сначала придумать, представить себе то, что он собирается изобразить, а потом начинать действовать. Дети понимают, хорошо или плохо выполнена работа, оценка рисунков в конце занятия приобретает развернутый и обоснованный характер.
Повышение уровня оценки вызывает интерес к достижению более высокого качества работы. Потребность в усвоении умений. У детей развивается способность работать без отвлечений, вырабатывается хороший темп работы.
У детей движения рук делаются более ловкими, гибкими, свободными. Этому способствует развитие мелкой и крупной моторики. В рисовании дети учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, овалы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.
С позиции Г. Г. Григорьевой можно выделить ряд условий, содействующих развитию изобразительных умений:
создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;
создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;
восхищение каждой идеей детей;
важное значение имеет подготовительная работа перед занятием, когда воспитатель развивает у ребенка восприятие, наблюдательность, воображение, представления, зрительную память.
Главная направленность работы воспитателя заключается в развитии самостоятельных действий детей.Это происходит на каждом этапе деятельности: при формировании замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции, отборе материала (бумага, краски, пастель) реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, оценке продукта деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / А. П. Аверьянова – изд. «Мозаика – синтез». 2003. -60 с.
2. Бочкарева И. Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социальнофилософских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.egpu.ru свободный /закрытый – Загл. с экрана.
3. Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю. С. Осипов; под ред. Ю. С. Осипова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 561с., ил.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Д. Б. Богоявленская. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
5. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования. [Текст] / Е. Ванслова // Искусство. – 2013. — №2. – С. 28 – 29.
6. Варкки Н.Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитаниедошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2013. – №6. – С. 57–67.
7. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество, теория, история, практика [Текст]: учеб. пособие/ Е. Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. -230 с.
8. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. [Текст] /С. М. Вайнерман–М. ,2009.
10. Виленчик С. И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей[Текст] // Дошкольное воспитание. 2015. №4. С. 41-43.
11. Волынкин В. И. Художественно — эстетическое воспитание и развитие дошкольников[Текст]: учебное пособие / В. И. Волынкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
12. Выготский Л. С. Психология [Текст]/ Л. С. Выготский. – М., 2002. – (Серия «Мир психологии»).
13. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Г. Григорьева – М.: Академия, 1997. – 272 с.
14. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством[Текст]: Ребенок в детском саду. -2006.
15. Городецкая роспись // [Электронный ресурс].Режим доступа: http: //mnenie. zhulebertsyi. ru.свободный /закрытый – Загл. с экрана.
Источник