Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью музыки

Практические задания №1.
1.1 Выбрав одну из концепций детства, самостоятельно сформулируйте задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………3
1.2. Критерии оценки и самооценки: непротиворечивость идей концепции и выдвинутых задач; обоснованность постановки задач; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом………………………………………………………………………………………………….4
Практические задания №2.
2.1 Раскройте проблему целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.) …………………………………………………5
Практические задания №3.
3.1 Назовите ведущий вид музыкальной деятельности детей и его характерные особенности, проявляющиеся в различные возрастные периоды жизни дошкольников……………………………………………………………………………….5
3.2 Раскройте специфику видов музыкальной деятельности детей по сравнению с деятельностью взрослых музыкантов………………………………………8
Практические задания № 4.
4.1 Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме? …………………………………………………………………………………..….10
4.2 Приведите примеры тематических бесед – концертов……………….11
Практические задания № 5.
5.1 Перечислите функции заведующего ДОО, старшего воспитателя,музыкального руководителя и воспитателя по ФГОС. В чем отличие и сходство с требованием ФГТ ……………………………………………17
Список использованных источников………………………………………31
Практические задания №1
1.1 Одна из концепций детства
Блестящее отражение взгляды Д.И. Фельдштейна на природу детства находят в концепции педагога Ш.А. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особуюмиссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться,вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им. [1]
Я говорю о том, что рождение любогоребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией» .
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
— Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитиеэмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
— Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
— Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности,
— Развивать общую музыкальность детей (сенсорныеспособности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.
1.2. Критерии оценки и самооценки.
Компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Сам же профессионализм в решении проблеми задач педагогической деятельности определяется прежде всего субъектной позицией педагога и умением использовать свой образовательный, профессиональныи и жизненный опыт. Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:
— характеризует ценностное,…
Источник
Даньшина Надежда
Современный взгляд на музыкальное воспитание и ребенка в детском саду
В статье анализируется и характеризуется процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста с позиций целостного развития ребенка и становления субъектности дошкольника в музыкальной деятельности. Предложен современный взгляд на проблему методики музыкального воспитания в детском саду, определен генезис музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Сформулированы актуальные задачи методики музыкального воспитания и развития детей, призывающие ученых и практиков к инновационному поиску.
Ключевые слова: ребенок как субъект музыкальной деятельности, целостное музыкально-художественное развитие ребенка дошкольного возраста, онтогенез музыкальной деятельности в раннем и дошкольном детстве, опыт музыкальной деятельности ребенка-дошкольника, педагогические условия музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, актуальные задачи методики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание всегда было и, очевидно, останется особым, уникальным воспитанием в дошкольном образовательном учреждении. Интерес к данной проблеме обусловлен не только необходимостью раннего музыкального развития детей, колоссальным потенциалом музыкального искусства в воспитании дошкольников, но, прежде всего, привлекательностью музыкальной деятельности для воспитанников детских садов, устойчивым интересом к пению, танцевальным движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Музыка естественным образом вызывает у ребенка разнообразие эмоциональных проявлений, побуждает к творчеству, активизирует фантазию и игру, желание общаться и рассуждать о музыкальном искусстве. Дети с раннего возраста любят слушать музыку, с удовольствием подражают своим любимым исполнителям, самостоятельно разучивают и поют песенки любимых мультипликационных героев, экспериментируют со звучащими предметами и игрушками. Неподдельный интерес дошкольников к музыкальной деятельности заставляет нас, исследователей-методистов по музыкальному воспитанию, обращаться к истории становления методики и анализировать ее современное состояние, чтобы определить перспективы ее дальнейшего развития.
Обновление теории и методики музыкального воспитания дошкольников определяется, во-первых, развитием в последние годы такой научной отрасли, как философия детства. Уже не требует дополнительных доказательств общественное и научное признание самоценности периода детства в развитии человека, уникальности детской культуры и субкультуры, что предопределяет необходимость рассмотрения данной методикой проблем музыкальной субкультуры современного дошкольника, анализа педагогических подходов к обогащению элементарного, но уже личного музыкального опыта ребенка. Во-вторых, своеобразием современного дошкольного образования. При условии вариативности образовательных программ и типов дошкольных образовательных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в педагогическом процессе детского сада. В связи с этим чрезвычайно актуализируется задача разработки подходов к организации процесса целостного художественного развития детей. Необходимость художественно-творческого развития ребенка, определение содержания и способов художественного образования обусловлены значимостью эмоционально-чувственного развития личности в период дошкольного детства. Развивающее значение взаимодействия ребенка с произведениями искусства заключается в эмоционально-личностном познании себя и окружающих, возможности самораскрытия и самовыражения в культурном контексте.
Все это позволяет рассматривать вопросы методики музыкального воспитания дошкольников в контексте концепции развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности.
Исследования второй половины XX в. утвердительно ответили на вопрос о возможности развития ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и субъекта культуры. Петербургская научная школа, возглавляемая А. М. Леушиной и В. И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. В фундаментальных теоретических работах (В. И. Логиновой, М. В. Крулехт, Е. Н. Герасимовой) и многочисленных диссертациях (О. В. Акуловой, Н. А. Вершининой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, М. Н. Поляковой и др.) доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенкакак субъекта деятельности связаны с:
• самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;
• процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.
Развитие изложенных научных идей связано с поиском ответов на следующие вопросы:
• В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом музыкальной деятельности?
• В чем специфика детской музыкальной деятельности? Каков генезис музыкальной деятельности в дошкольном возрасте?
• Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности? Как связаны музыкальный опыт и процесс развития музыкальной деятельности?
• Что есть целостное развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности в педагогическом процессе детского сада?
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:
1. Эмоциональный компонент, выражающий отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности.
2. Эмоционально-деятельностный компонент, формирующийся на основании инициативы и инициирующий собственно деятельность.
3. Деятельностный компонент, проявляющийся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся:
• ценностное отношение;
• интерес;
• избирательная направленность;
• инициативность;
• свобода выбора;
• самостоятельность, автономность, творчество.
Как же проявляются эти качества в дошкольном возрасте?
Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника.
Первое. Принципиально важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потреб-ностная сфера ребенка (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эль-конин и др.). Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение «Я» и «Другого Я» происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения.
Второе. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственнопрактическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъ-ектна, поскольку дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
Как может проявляться ребенок как субъект музыкальной деятельности?
Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностносубъектные.
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избиратель -ность, избирательное отношение к музыке, т. е. предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.). Уже в раннем возрасте ребенок может устойчиво выбирать те или иные инструменты шумового оркестра, может скучать во время пения, но оживляться в ходе музыкальных игр.
Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.
Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.
У ребенка как субъекта музыкальнойдеятельности проявляются следующие качества:
• интерес к музыке;
• избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;
• инициативность и желание заниматься музыкальной деятельностью;
• самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;
• творчество в интерпретации музыкальных произведений.
Источник
Ìóçûêàëüíîå âîñïðèÿòèå äîøêîëüíèêà êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà, ïðèíöèïû è íàïðàâëåíèÿ åãî ôîðìèðîâàíèÿ, ñóùíîñòü è ñòðóêòóðà. Ñîäåðæàíèå ñóùåñòâóþùèõ ïåäàãîãè÷åñêèõ ïðîãðàìì, èñïîëüçóåìûõ â äàííîé ñôåðå, îöåíêà èõ ïðàêòè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè.
Ðóáðèêà | Ïåäàãîãèêà |
Âèä | êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 18.06.2015 |
Ðàçìåð ôàéëà | 64,7 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
…
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå îñíîâû ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíîãî âîñïðèÿòèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Àíàëèç îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì ñèñòåìû òðàäèöèîííîãî îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ. Ðàññìîòðåíèå æèçíåííîãî è ìóçûêàëüíîãî îïûòà ðåáåíêà ïðè âûáîðå ðåïåðòóàðà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [352,5 K], äîáàâëåí 05.03.2012
Ñîâðåìåííûå àñïåêòû ìóçûêàëüíîãî âîñïðèÿòèÿ êàê îïðåäåëåííîãî òèïà äåÿòåëüíîñòè. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ýëåìåíòàðíîå ìóçèöèðîâàíèå. Ïðàêòè÷åñêîå èçó÷åíèå ìåòîäîâ ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíîãî âîñïðèÿòèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [50,1 K], äîáàâëåí 21.10.2013
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ ðå÷è ñ äåòüìè, ñòðàäàþùèìè äèçàðòðèåé. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå äàííîé ïðîáëåìû. Ñâÿçü ôîíåìàòè÷åñêîãî âîñïðèÿòèÿ è ïðîèçíîøåíèÿ, ñîçäàíèå îïòèìàëüíûõ óñëîâèé äëÿ èõ ðàçâèòèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [34,8 K], äîáàâëåí 16.11.2009
Àíàëèç ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû. Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ ôîðìû äåòüìè ïÿòîãî ãîäà æèçíè. Ñîäåðæàíèå ðàçëè÷íûõ ïðîãðàìì ïî ïðîáëåìå ëîãèêî-ìàòåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îïòèìàëüíûå ìåòîäû îçíàêîìëåíèÿ äîøêîëüíèêà ñ ãåîìåòðè÷åñêèìè ôèãóðàìè.
ðåôåðàò [68,4 K], äîáàâëåí 26.02.2012
Ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà. Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ïðèìåíåíèÿ ïîäâèæíûõ èãð äëÿ âîñïèòàíèÿ ìîðàëüíî-âîëåâûõ, íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Çíà÷åíèå ïîäâèæíûõ èãð â ãðóïïàõ äåòñêîãî ñàäà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [86,4 K], äîáàâëåí 02.03.2014
Âîñïðèÿòèå äîøêîëüíèêàìè êàðòèíû êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà. Çàäà÷è è ñîäåðæàíèå îçíàêîìëåíèÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ æèâîïèñüþ. Óðîâíè âîñïðèÿòèÿ æèâîïèñè äåòüìè øåñòîãî ãîäà æèçíè. Îçíàêîìëåíèå ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ñ æèâîïèñüþ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,9 K], äîáàâëåí 28.04.2011
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ñòàäèè ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ õóäîæåñòâåííîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ äåòüìè ñîäåðæàíèÿ êíèãè. Ïðèíöèïû èëëþñòðèðîâàíèÿ êíèã â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ÷èòàòåëåé.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [29,2 K], äîáàâëåí 03.06.2014
Ñâîéñòâà è ñòðóêòóðíûå êîìïîíåíòû ìóçûêàëüíîãî âîñïðèÿòèÿ, ñïåöèôèêà åãî ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé ïðè ïîìîùè êëàññè÷åñêîé ìóçûêè. Äèàãíîñòèêà óðîâíÿ ìóçûêàëüíîãî âîñïðèÿòèÿ ó äîøêîëüíèêîâ, åãî ðàçâèòèå ïóòåì ïðîñëóøèâàíèÿ ïðîèçâåäåíèé çíàìåíèòûõ êîìïîçèòîðîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [630,8 K], äîáàâëåí 17.08.2013
Àíàëèç ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû ïî òåìå âîñïðèÿòèÿ. Õóäîæåñòâåííîå âîñïðèÿòèå, êîòîðîå äâèæåò ê èäåå, çàëîæåííîé àâòîðîì ïðîèçâåäåíèÿ. Ïðîöåññ ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà è òâîð÷åñòâî èðêóòñêèõ õóäîæíèêîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1,4 M], äîáàâëåí 15.02.2011
Ñóùíîñòü è çíà÷åíèå èãðû äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà. Îñîáåííîñòè õóäîæåñòâåííîé èãðû. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè äîøêîëüíèêîâ â õóäîæåñòâåííîé èãðå êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [21,4 K], äîáàâëåí 06.11.2002
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Таранова Надежда
Влияние музыки на развитие личности дошкольника
Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического характера. Но формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию положительных эмоций и чувств ребенка. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка может непосредственно передавать разнообразные чувства и состояние человека. Музыка обладает сильным психологическим воздействием, она может успокаивать, возбуждать, вызывает различные эмоциональные состояния от покоя и гармонии до беспокойства и агрессии. Вот почему она является исключительно важным фактором в становлении личности.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека», — так писал выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский.
Формирование музыкально – сенсорных способностей является особо важным звеном в развитии музыкальной деятельности детей. Н. А. Ветлугина отмечает, что музыкальное переживание по существу всегда сенсорно, так как музыка прежде всего воспринимается чувственно. Поэтому сенсорные процессы отражают целостное восприятие произведения, которое особенно важно для детей дошкольного возраста.
Психологическими исследованиями доказано, что те способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального восприятия, как например, способность дифференцировать и различать, определять особенности музыкального произведения, а также память, воображение помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности интеллектуальное развитие личности ребенка.
Интеллектуальные контакты с музыкой приучают к наблюдениям, обогащают воображение, развивают память и мышление, учат сосредоточивать внимание, влияют на формирование воззрений и воли ребенка, приучают к правильной оценке явлений. Занятия музыкой развивают способность аналитического и одновременно синтетического восприятия звуковых явлений.
В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально – образное мышление, то есть способность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков, их комплексов. Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, относится не только к их музыкальному развитию, но способствует расширению их общих познаний о действительности и совершенствует их способности к разносторонней умственной деятельности.
Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального т. е. ярко окрашенного чувством мышления, которому присущи увлеченность и расположение к творческому подъему.
Способность к эмоциональному мышлению оставляет глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее. Нельзя отметить в этой связи, что как образность мышления, так и его эмоциональность по своему существу суть проявления той цельности человеческого познания, которая является важнейшим фактором в формировании морального облика и одной из особенностей духовной организации человека. Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Слушая музыку, ребенок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией, поэтому очень важно какую музыку слушает ребенок.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, так как она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Знакомство детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания побуждает их к сопереживанию.
Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на эмоциональное отношение к явлениям жизни, способна пробуждать воображение, фантазию. Песни «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова, «Моя Россия» Г. Струве, «Песня о Москве» Г. Свиридова, «Ромашковая Русь» Ю. Чичкова пробуждают чувство патриотизма, гордости и любви к Родине, когда дети охвачены общим коллективом и общими переживаниями.
Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают чувство дружбы, обогащают переживания детей, их духовный мир. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Например, торжественное звучание марша радует и бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных и подчеркнутых движениях рук и ног. А спокойный, плавный характер хоровода, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, мягкими и округлыми.
Через восприятие разнообразной тембровой палитры звуков различных музыкальных инструментов, дети старшего дошкольного возраста приобщаются к шедеврам классической музыки. Это произведения таких композиторов, как П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Э. Григ, И. С. Бах, В. А. Моцарт. Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского. Произведения этого сборника передают картины детской жизни и веселых игр – «Игра в лошадки», «Новая кукла»; сказочные сюжеты — «Баба Яга»; танцевальную музыку — «Полька», «Вальс», «Мазурка»; картину природы в пьесе «Песня жаворонка».
Из произведений западных классиков в программный репертуар вошли «Птичка» Э. Грига, «Смелый наездник» Р. Шумана, марши Ф. Шуберта.
Условия современности вызывают недооценку и даже пренебрежение к вопросам эмоциональной жизни. Такого рода односторонность ведёт к нарушению основных принципов гармонического воспитания детей и к эстетической «бесчувственности». Непрерывному росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление, обогащение их эмоциональной сферы.
Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребёнке общечеловеческих ценностей: добра, красоты, уважения, любви. Важным показателем музыкальной культуры человека является интерес к музыке, умение осознанно воспринимать её в различных исполнениях. Музыкальное воспитание обогащает все проявления детей, создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, благодаря которому у детей закладываются основы музыкальной культуры, развиваются музыкальные способности.
Источник