Проблема биологического и социального в психическом развитии ребенка

  • Главная
  • ->

  • Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
  • ->

  • Возрастная психология

Психическое становления индивида, формулировка личности является биологически и социально обусловленным процессом История предыдущего развития человека (филогенез) влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двух ома путями — биологическим и социальным Процесс психического развития ребенка характеризуется общими закономерностями, сохраняющиеся в течение всего онтогенеззу.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка

Современная детская психология основывается на позиции детерминированности психического развития ребенка взаимодействием различных факторов, обстоятельств, условий, т.е. биологических и социальных факторов

Биологические факторы — совокупность природных факторов, влияют на Индивидуальное развитие человека как биологического организма, вызывая ее наследственные особенности.

После рождения ребенок попадает в среду людей — социум, который активно влияет на ее развитие

Социальные факторы — совокупность факторов, произведенных общественным развитием, детерминирующих поведение человека как общественного существа

Основные концепции психического развития ребенка

Психическое развитие является процессом необратимым, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека. Основные свойства себя развития, которые отличают его от всех других изменений, являются:

а) необратимость — способность к накоплению изменений, «надстройки» новых изменений над предыдущими;

б) направленность — подчиненность единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

в) закономерность — способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей

Также выделяют главные факторы (ведущие детерминанты) развития человека. К ним относятся:

1) наследственность-свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития;

2) среда — общественные, материальные и духовные условия существования человека;

3) активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды

Наследственность влияет на индивидуальные свойства человека и является предпосылкой ее развития, среда (общество) — на социальные свойства личности; активность — на индивидуальные и социальные собственно ост.

Э. Геккелем в XIX веке был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).

Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем — начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру — сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.

Что понимается под биологическим и социальным факторами развития в настоящее время?

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. У разных детей центральная нервная система функционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения, дает холерический, «взрывной» темперамент, при уравновешенности процессов возбуждения и торможения — сангвинический.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется, и его специальные способности не разовьются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет отличником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению знаний не получат развития. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Второй фактор — среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.

Важен не только вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. Никогда никакой признак детского развития, в том числе низшие психические функции, не является чисто наследственным.

Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте.

Таким образом, единство наследственных и социальных влияний — это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

Источник

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления — биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных — он имеет крупную голову, жабры и хвост; в 2 месяца начинает приобретать человеческий вид, на его пастообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4 месяца у эмбриона появляются черты человеческого типа.

Э. Геккелем в XIX веке был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).

Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.  

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Представления о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.

Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.  

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. У разных детей центральная нервная система функционирует по-разному.  

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Второй фактор — среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным. Этой проблеме будет посвящен следующий, третий параграф.

  Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. Никогда никакой признак детского развития, в том числе низшие психические функции, не является чисто наследственным.

Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте. Таким образом, единство наследственных и социальных влияний — это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

Источник

План ответа

1. Сущность и стороны психического развития. Возрастные ново­образования как показатели психического развития.

2. Условия психического развития. Проблема взаимосвязи биоло­гического и социального в психическом развитии ребенка.

3. Теории развития.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последова­тельный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой (Л.С. Выготский, А. Валлон). Студент должен подтвердить это положе­ние примерами, демонстрирующими две стороны процесса психического развития: появление количественных и качественных изменений в психи­ке ребенка.

Поскольку психика есть субъективное отражение действительности, ее развитие следует понимать как совершенствование, усложнение всей отражательной деятельности. Это сложный и неравномерно проте­кающий процесс, при котором чередуются более или менее длительные периоды незаметных количественных накоплений с более или менее рез­кими качественными перестройками (Н.С. Лейтес).

Стороны психического развития ребенка:

1. Усложнение и углубление познавательной деятельности, то есть переход от отражения явлений к отражению их сущности.

2. Изменение отношения к окружающему и к самому себе.

3. Совершенствование деятельности ребенка.

Психическое новообразование — качественно новый уровень развития того или иного психического явления.

«Условие — философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относи­тельно внешнее предмету многообразие объективного мира… условие составляет ту среду, обстановку, в которой явление или процесс возни­кают, существуют и развиваются» (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М, 1980. С. 380-381).

В настоящее время в отечественной психологии выделяют следующие основные группы условий психического развития. 1. Биологические условия.

Прежде всего, это наследственные и врожденные свойства организма, создающие анатомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности. Особенностью человеческо­го мозга является преобладание в его структуре высших отделов — коры больших полушарий, поэтому ребенок рождается с гораздо меньшим, чем у детенышей животных, количеством врожденных форм поведения, но со значительно большими возможностями научения.

Мозг новорожденного как по своим размерам, так и по своему строе­нию существенно отличается от мозга взрослого человека, лишь посте­пенно завершается процесс его созревания. Нормальное созревание мозга ребенка является одним из важнейших биологических условий психиче­ского развития. Вместе с морфологическими изменениями происходит значительное изменение функций нервной системы. Отдельные рефлек­торные механизмы объединяются в сложные системы — функциональные органы мозга. Каждая система работает как единое целое, выполняет но­вую функцию, которая отличается от функций составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и т.д. Наряду с общечеловеческими, существуют и индивидуальные особен­ности нервной системы: задатки, тип высшей нервной деятельности.

Таким образом, наличие человеческого мозга, интенсивное созревание и функционирование нервной системы, индивидуально-типические осо­бенности являются предпосылками и условиями психического развития

ребенка.

2. Социальные условия.

Как справедливо указывал Л.С. Выготский, ни одно из специфически человеческих психических качеств — таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не может воз­никнуть лишь путем вызревания органических задатков. Для их формиро­вания требуются определенные социальные условия жизни и воспитания.

Однако взрослый, как мы уже отметили, должен учитывать особенно­сти психики ребенка, через которые преломляются его воздействия. Мно­гие психологи обращали на это внимание, определив сочетание внутрен­них процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа и обусловливающее динамику психического развития на этом возрастном этапе как социальную ситуацию развития (Л.С. Вы­готский, Л.И. Божович). Социальная среда является также источником развития, поскольку именно в ней сосредоточены все материальные и духовные ценности, которыми должен овладеть ребенок в процессе ста­новления его как личности. Л.С. Выготский сформулировал основной закон развития высших психических функций. Студент дает формулиров­ку этого закона.

Механизм развития психических функций назван механизмом интериоризации.

Естественно, что процесс усвоения человеческой культуры должен

быть активным со стороны ребенка.

3. Активность ребенка является одним из существенных условий его психического развития. Активность человека, как многообразные формы его взаимодействия с окружающим миром, может быть многоуровневой и индивидуальной по своему характеру. Ребенок очень рано начинает про­являть физическую, биологическую активность. Развивается познава­тельная психическая активность ребенка, формируются психические процессы, осуществляющие познание мира. Высший уровень активности— социальная.

Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды, обуче­ния и воспитания будет малоэффективен.

Рассматривая проблему условий психического развития, попытаемся обозначить также и их взаимосвязь.

Основываясь на научных взглядах отечественных (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) и прогрессивных зарубежных ученых (А. Валлон, Р. Заззо и др.), выделим в качестве основного условия психиче­ского развития ребенка социальную среду, процессы обучения и воспитания. В то же время надо иметь в виду, что соотношение социального и био­логического в психике человека чрезвычайно многомерно и динамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития ребенка и по-разному складывается на разных ступенях этого развития.

В психологии существуют и другие теоретические взгляды на пробле­му социального и биологического в психическом развитии индивида.

В биогенетических концепциях психическое развитие рассматривается как атрибут развития организма. В основу этих теорий был положен био­генетический закон, сформулированный в 1866 году биологом-дарвинистом Э. Геккелем: «история зародыша есть краткое и быстрое повторение истории рода». Американским психологом С. Холлом была разработана теория рекапитуляции человеческой психики. В ранних ра­ботах П.П. Блонского подчеркивалось, что «человеческое поведение пол­но животных атавизмов: неумение плавать и «хватание за воздух» уто­пающего (как следствие жизни на деревьях), кусание, царапание, качание, «валянье» на траве, страх воды, ветра, огня, темноты, зубов, одиночест­ва». Биологизаторские позиции П.П. Блонского нашли выражение и в предложенной им периодизации развития ребенка, основным критерием которой он считал дентицию зубов у ребенка.

Выделение в качестве основного условия психического развития природ­ных, биологических начал в ребенке характеризует труды по этой проблеме многих зарубежных психологов: 3. Фрейда, К. Бюлера, Ж. Пиаже и др.

Другое теоретическое направление, социогенетическое, также одно­сторонне решающее вопрос о соотношении биологического и социально­го в процессе развития психики, объясняет его только взаимодействием социальной среды, обучением и воспитанием.

В истории психологической науки была сделана попытка увязать два основных условия развития психики. Это теория «конвергенции» двух факторов В. Штерна.

Основная литература

1. Белкина В.Н. Психология ребенка раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. М., 2005.

2. Белкина В.Н., Шкатова Т.Г. Детская психология: семинарские заня­тия и лабораторный практикум: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2008.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1998.

4.» Мухина B.C. Детская психология. М., 2005.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 50; Нарушение авторских прав

Источник