Проблема анализа психического развития ребенка

Цель: демонстрация связи обучения и психического развития личности в процессе социализации.

План лекции:

1. Категории психологии развития: рост, созревание, развитие, социализация.

2. Понятия социальной ситуации развития и психического новообразования.

3. Понятия ведущей деятельности и сенситивного периода развития.

4. Факторы психического развития. Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка.

5. Движущие силы психического развития. Соотношение обучения и развития.

6. Закономерности и механизмы психического развития.

Круг проблем, решаемых психологией развития, чрезвычайно широк, ибо она исследует свой объект – человека на всех этапах его жизненного пути. Среди этих проблем: соотношение интеллектуальных и личностных изменений в развитии; органическая и средовая обусловленность психического развития; влияние на развитие стихийного и организованного воздействия; обеспечение условий для максимальной реализации возможностей развития в конкретном возрасте, использование адекватных методов; соотношение обучения и развития ребёнка; выбор оснований для построения возрастной периодизации развития (определение критериев, механизмов развития, новообразований).

Психическое развитие – это необратимое, направленное, закономерное развитие психики человека, процесс становления его внутреннего мира, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность– способность к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Объясняется принципом системности: изменения отдельных составляющих психики человека в разные возрастные периоды взаимосвязаны друг с другом и в то же время обусловлены изменениями психики как целого.

Закономерность– способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Закономерность развития представляет его как объективный процесс.

Чтобы описать и объяснить процесс психического развития человека используют такие категории как рост и созревание.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции. Д.Б. Эльконин считал, что, если в ходе развития не обнаруживаются качественные изменения, речь должна вестись о росте.

Созревание – процесс, зависящий от индивидных (биологических) свойств человека, состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.

Если созревание и рост в основном обусловлены влиянием факторов наследственности и окружающей среды, то становление в большей мере определяется фактором саморазвития человека, т.е. является следствием его собственной активности.

В психологии развития можно выделить два аспекта: 1) содержание развития (что развивается, каков характер изменений во внутреннем мире человека в разные возрастные периоды); 2) движущие силы развития(почему, под влиянием каких факторов происходит психическое развитие, ребёнок, а затем и взрослый, не остается одним и тем же, а постоянно совершенствуется).

Посодержанию в развитии выделяются его количественные и качественные характеристики. К количественным относится темп развития. Детство характеризуется очень высоким темпом развития, обратно пропорциональным возрасту. В любом возрасте темп развития у разных детей различен: они развиваются в нормальном, ускоренном или замедленном темпе. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. Психологи говорят о литических (медленных, постепенных) и критических (быстрых, скачкообразных) периодах. Темп развития зависит от пола: девочки, в первые годы жизни, развиваются быстрее, чем мальчики. Все это свидетельствует о неравномерности развития.

К качественным характеристикам относится изменение структурных соотношений между психическими функциями, выражающееся в существовании сенситивных периодов психического развития.Сенситивныепериоды – это периоды, наиболее благоприятные для развития той или иной психической функции, физического качества.

В развитии ребёнка можно выделить стадии, сменяющие друг друга. Последовательность стадий в онтогенезе неизменна. Стадия характеризуется целостностью развития всех сторон психики. Каждая стадия имеет свои качественные особенности. Выделение стадий развития, их возрастных границ, определение критериев выделения стадий, описание качественного своеобразия развития на каждой стадии, называется возрастной периодизацией. В отечественной периодизации (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) основным критерием являетсясоциальная ситуация развития – это своеобразное отношение между ребёнком и средой, существующее на каждой стадии развития, сочетание внутренних и внешних условий развития. Так как содержание социальной ситуации развития исторически обусловлено, то и возрастная периодизация детства не является постоянной и неизменной.

Ведущейназывается деятельность, определяющая наибольшие успехи в развитии психики в определенном возрастном периоде. «В изучении развития психики ребёнка следует исходить из его деятельности, так как она складывается в конкретных условиях его жизни». А.Н. Леонтьев отмечает, что «одни виды деятельности являются ведущими на данном этапе и имеют большее значение для развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности». Именно ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей – психических новообразований. Переход от одной ведущей деятельности к другой определяет смену возрастного периода. При переходе ребёнка на более высокую ступень развития прежние деятельности не исчезают, но происходит их качественная перестройка. Все деятельности строятся в своеобразную иерархию ведущих деятельностей, и для полноценной замены одной на другую должно произойти насыщение той деятельностью, которой предстоит уступить свое ведущее место. Если насыщения не произошло, формирование новой ведущей деятельности успешно не проходит.

Традиционно выделяются факторы психического развития, причины, обусловливающие его ход:1)наследственность(биологический) – свойство индивида повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Биологические особенности: индивидуальные особенности нервной системы, пол и внешний облик человека, относят кпредпосылкам развития.Предпосылки необходимы, но недостаточны для развития, они создают биологическую основу развития, делают возможными процессы нормального развития;2) среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие индивида, включает макросреду и микросреду. Макросреда – это условия жизни: социальные, экономические, экологические, культурные и др. С макросредой человек связан через микросреду, которую составляют окружающие его люди: семья, детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив. Среда являетсяисточником развития в том смысле, что человек развивается через взаимодействие со средой, преобразуя среду, преобразует себя; 3) воспитание и обучение,как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта, в процессе освоения которого происходит развитие человека. Процитируем Л.С. Выготского: «…всякая психическая функция в культурном развитии ребёнка появляется дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая… Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии потому, что она является первоначально социальной функцией». Иначе говоря, психические функции возникают вначале при общении ребёнка со взрослым и только затем – как собственные психические функции ребёнка; 4) активность личности, субъектность. Деятельность и общение ребёнка, являясь условием развития, одновременно составляют его содержание.

Движущие силыпсихического развития – факторы, которые являются причинами психического развития, содержат в себе побудительные и направляющие источники этого развития. Движущие силы психического развития – возникновение и разрешение противоречий, которые являются результатом развития ребёнка на предыдущих возрастных стадиях. Разрешение противоречий приводит к возникновению новых качеств, новых деятельностей, новых характеристик сознания и особенностей личности ребёнка, что и составляет содержание его психического развития.

Движущими силами психического развития служат: противоречия между изменяющимися потребностями и реальными возможностями; единство и борьба противоположностей между развертывающейся жесткой генетической программой, требующей стабильных условий, и изменяющейся, усложняющейся внешней средой; внутренние противоречия развития между психическими новообразованиями в конкретном возрасте и психическими возможностями человека (потребности ребёнка; мотивация; внутренние стимулы деятельности и общение); собственная активная деятельность ребёнка по освоению объективной действительности, опосредованная его отношениями со взрослыми; Л.С. Выготский полагалдвижущей силой психического развития обучение, являющееся внутренне необходимым и всеобщим моментом в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических особенностей человека. «Развитие,– пишет он, – есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». По мнению Л.С. Выготского, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день». Справедливости ради отметим, что существуют и другие точки зрения: 1) обучение и есть развитие (Э. Торндайк); 2) циклы развития предшествуют циклам обучения (Ж. Пиаже).

Л.С. Выготский установил четыре основных законадетского развития: 1) цикличность развития. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Периоды подъёма, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребёнка в целом. Год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве; 2) неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, затем более сложные. Каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания; 3) «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребёнок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, но постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребёнка своеобразна на каждой возрастной ступени, качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом; 4) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребёнок, научившийся говорить, перестаёт лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребёнок, переходя в новый возраст, сохраняет прежние детские черты.

В психологии развития описаны основные закономерности психического развития в онтогенезе: неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер. Выделяются стадии подъёма, стабилизации и спада в развитии индивида; гетерохронность– разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных психических функций и качеств личности, наследственной информации; гармоничность – соответствие функциональных возможностей психики на каждом возрастном этапе требованиям среды и оптимальное взаимодействие с её усложняющимися условиями; неустойчивость – скачкообразность развития, проявляющаяся в возрастных кризисах; системогенез – формирование и опережающее развитие функциональных систем организации поведения человека; сенситивность развития. Выделяются сенситивные периоды – периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (так, период раннего детства сенситивен для развития речи); кумулятивность развития: результат развития на каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь (например, процесс перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению).

Существуют определенные механизмы психического развития. Примерами изученных механизмов являются: интериоризациякак «присвоение форм» социальных отношений; подражание формам поведения другого; рефлексиякак механизм «раздвоения», фиксации этой формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков). Понятие механизма включено в понятие движущих сил развития, отвечающее на вопрос: «Как происходит развитие, что им движет?».

Современные воззрения на возрастное развитие человека сформулированы В.И. Гинецинским в нижеследующих тезисах: 1. Возрастное развитие гетерогенно: оно осуществляется одновременно по нескольким относительно автономным направлениям; 2. Возрастное развитие гетерохронно: развитие, реализующееся в параллельных направлениях, подчинено собственным несинхронизированным между собой ритмам; 3. Возрастное развитие осуществляется как единство процессов дифференциации и интеграции. Из первоначально недифференцированного целого, по мере развития, выделяются относительно автономные направления, между которыми в последующем устанавливаются интеграционные связи, в последующем, дающие начало новым самостоятельным ответвлениям; 4. Возрастное развитие осуществляется как чередование литического и критического развития; 5. Этапы возрастного развития отделяются один от другого новообразованиями, доминирующими в соответствующий период жизнедеятельности, определяя внешний (габитус) и внутренний облик человека. Новообразования различных этапов возрастного развития человека соответствуют разным аспектам человеческого бытия; 6. Этапы возрастного развития отличаются один от другого сенситивностью (чувствительностью) человека к разным типам внешних воздействий, обеспечивающих формирование соответствующих структур. Депривация такого рода воздействий может привести к необратимым последствиям; 7. Между гетерогенными линиями развития могут существовать компенсаторные отношения, когда та или иная функция, формирующаяся в рамках одного аспекта развития, может принимать на себя функции, в стандартных условиях осуществляемые другими психическими механизмами; 8. Этапы развития индивидуальности можно рассматривать как варианты конвергенции биогенетической, социогенетической и психогенетической программ, выражающихся в доминирующем «жизнечувствии» (жизнеутверждающего / жизнеотрицающего) человека на отрезках его жизненного пути. Жизнечувствие включает три компонента: самочувствие, мировосприятие (мировоззрение) и самообладание (саморегуляцию). 9. Факты, когда неравномерность (ретардация / акселерация) развития человека по отдельным направлениям резко выходит за пределы нормы, широко известна. Её крайности – вундеркинды и олигофрены, а также явления социального инфантилизма и моральной дефективности. В тех случаях, когда неравномерность развития человека в рамках отдельных аспектов его существования ведёт к появлению дезадаптивных форм поведения, есть основание говорить о дизонтогениях (отклонениях в развитии), независимо от того возрастного этапа развития, на котором они наблюдаются. 10. Актуальной остаётся проблема социальной адаптации и реабилитации детей, оказавшихся социально изолированными и не готовыми к жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях.

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 3734; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7585 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Проблема психического развития детей, становления челове­ческой личности является одной из самых сложных проблем психологии. Ее разреше­ние приобретает особое значение в период развернутого строи­тельства коммунистического общества, когда вопросы воспита­ния нового человека, моральная чистота и физическое совершенство, выд­вигаются на первый план. В какой мере процесс становления человеческой личности поддается целенаправленному воздействию со стороны взрос­лых? Каковы возможности управления этим процессом?

Для ответа на данный вопрос важно выявить, с чем рожда­ется человек и что он приобретает в процессе жизни и дея­тельности, в ходе обучения и воспитания. [3, с.118].

Итак, человек — существо биосоциальное. Поэтому влиянии на его психичес­кое развитие выделяются два основных фактора: биологичес­кий, природный, и социальный — условия жизни, организован­ное обществом обучение и воспитание.

Рассмотрим более детально основные факторы психического развития.

К биологическому фактору относят наследственность и врожденность, т. е. то, с чем появляется младенец на свет. Что наследует ребенок? Прежде всего по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств; физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздей­ствия на окружающий мир.

Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа высшей нервной деятельности. Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе кото­рых формируются, развиваются человеческие свойства и спо­собности, в том числе интеллектуальные.

О значении наследственных задатков свидетельствуют мно­гочисленные факты раннего проявления у детей специальных способностей, например к изобразительному искусству, к му­зыке.

Носителями наследственной информации являются гены, которых в зародыше человека содержится от 40 до 80 тысяч. По современным представлениям, гены — устойчивые, но не не­изменные структуры. Они способны претерпевать мутации, из­менения под влиянием внутренних причин и внешних воздей­ствий. Мутациями, происхо­дящими в генах, можно объяснить некоторые аномалии в раз­витии организма человека: многопалость, короткопалость, дальтонизм (цветовая слепота), предрасположе­ние к некоторым заболеваниям, телесные различия людей.

Наряду с наследственностью к биологическому фактору от­носится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриут­робной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием ле­карственных средств, алкоголя, курения и др.).

Итак, биологический фактор имеет большое значение, он оп­ределяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значи­мые качества.

Человек как личность формируется под определяющим воз­действием социальной среды. Среда как фактор психи­ческого развития — понятие сложное, многогранное, включаю­щее и природные, и социальные влияния на психическое раз­витие. [6, с.408].

Определенное влияние на развитие психики ребенка оказы­вает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, земное притяжение, электромагнитное поле, особенности кли­мата, растительности. Природная среда важна, но она не оп­ределяет развитие, ее влияние косвенное, опосредст­вованное (через среду социальную, через трудовую дея­тельность взрослых людей).

Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Если нет общения с другими людьми значит, нет развития психики ребенка. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт чело­веческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью; старшие поколения передают млад­шим накопленные веками богатства, воплощенные в произве­дениях науки, литературы и искусства, закрепленные в нрав­ственных нормах и правилах поведения людей, в орудиях тру­да и знаковых системах.

Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфических человеческих способностей и функций.

Развитие ребенка осуществляется как под влиянием непо­средственного окружения (семья, сверстники, родственники, соседи), так и, главным образом, под влиянием социальной среды в широком смысле, под воздействием различных средств массовой информации, окружающих ребенка обстоятельств жизни.

У ребенка в определенных социальных условиях жизни возможно развитие специфически человеческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления, речи. Особую роль в процессе становления высших психических функций человека играет развитие речи. Особенность психики человека состоит в том, что челове­ческая психика определяется культурными, социальными зна­ками, самым существенным среди которых является язык. [6, с.413].

Развитие человеческих свойств в индивидуальном становле­нии личности осуществляется на основе социальной программы и под ее контролем. В ходе этого развития преобразуется, оче­ловечивается и биологическая основа этих свойств.

Советские психологи, признавая значение наследственности и утверждая определяющую роль социальной среды в психи­ческом развитии ребенка, подчеркивают, что ни среда, ни на­следственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности. Лишь при реализации своей актив­ности ребенок будет испытывать влияние окружающей среды, и лишь при этом условии проявятся особенности его наслед­ственности. По существу, в активности ребенка обнаруживает­ся и биологическое и социальное в их единстве. Формы проявления активности детей отличаются большим многообра­зием: от примитивных подражательных действий с предмета­ми до активности инициативной, творческой, созидательной. Но в какой бы форме ни проявлялась активность ребенка, она не­обходима для познания окружающего мира, важна для его развития. В активности ребенок и проявляет себя, и развива­ется. Эффект развития будет зависеть от управления ак­тивностью со стороны взрослых. Руководить активностью де­тей важно на всех этапах их психического развития. Цели, за­дачи и возможности развития детей должны быть осознаны и приняты воспитателем, учителем.

Основными формами организации активности детей явля­ются обучение и воспитание. Общественное обучение и воспи­тание определяют психическое развитие ребенка, его познава­тельные способности, знания, способы «добывания» этих зна­ний, характер отношений к миру, людям, самому себе.

Движущие силы психического развития ребенка. Сущест­вуют две диаметрально противоположные концепции разви­тия: диалектико-материалистическая и метафизическая.

Диалектико-материалистическая наука под развитием по­нимает не только и не столько количественные изменения, сколько возникновение качественно новых форм и свойств. [14, с.205].

Сущность развития психики ребенка она видит в постепен­ных количественных накоплениях, которые путем скачка при­водят к качественным изменениям. Например, овладев отдель­ными звуками, ребенок в определенный момент начинает про­износить слова; на следующем этапе развития появляется новое качество — способность связывать слова в предложение.

Аналогичный процесс количественно-качественных измене­нии можно наблюдать в различных областях формирующейся психики детей: в мыслительной деятельности, в области чувств, в отношении к окружающему, к самому себе, в действиях, в поступках, в сознании в целом.

Следует отметить, что качественные изменения в результа­те постепенных количественных накоплений не всегда высту­пают в явном виде. Скачок как качественное изменение, может быть, растянут во времени. Для глубокого познания закономер­ностей психического развития, для практики управления про­цессом формирования личности важно выявить его источники, движущие силы, от которых зависит развитие ребенка. Метафизическая концепция развития не выявляет его источников, считает развитие самопроизвольным, спонтанным про­цессом, причины которого непознаваемы, а потому автомати­чески снимается вопрос о возможностях, управления этим про­цессом. По этой концепции ребенок — это маленький взрослый человек. Психическое развитие — лишь развертывание данных изначально особенностей. Диалектико-материалистическая тео­рия рассматривает развитие как борьбу противоположностей, борьбу старых, отмирающих форм с новыми, нарождающими­ся, прогрессивными. Эта теория видит источник развития в са­мом жизненном процессе. В этом процессе возникают проти­воречия, в нем же они преодолеваются, снимаются. [7, с.19].

Противоречия между старым и новым в психике ребенка проявляются и преодолеваются в ходе воспитания и обучения. Таковы, например, противоречия между новыми потребностя­ми, возникающими в деятельности, в процессе общения с окружающими людьми, и возможностями их удовлетворения ра­нее сложившимися формами и способами поведения, противо­речия между реализуемыми возможностями и потенциальными возможностями ребенка и др.

На каждом возрастном этапе развития детей имеют место своеобразные формы проявления противоречий. Рассмотрим это положение на примере проявления и развития потребности в общении. Младенец общается с близкими ему людьми, прежде всего с матерью, при помощи мимики, жестов, отдель­ных слов, значение которых не всегда ему понятно, но интона­ционные оттенки, которых он воспринимает очень тонко. С воз­растом, к концу младенческого периода, средства эмоциональ­ного общения с окружающими оказываются недостаточными для удовлетворения его возрастной потребности к более ши­рокому и глубокому общению с людьми и познанию окружаю­щего внешнего мира. Потенциальные возможности ребенка ( н. р. : уста­новка на обязательное выполнение требований учителя, цен­ность внутренней позиции школьника) выступают как движущие силы его психического развития. Управление процессом психического развития ребенка в организованном обу­чении и воспитании предполагает знание и учет основных противоречий каждого возрастного периода.

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1297; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10800 — | 8079 — или читать все…

Читайте также:

Источник