Признаки одаренности у ребенка и их развитие

Признаки одаренности у ребенка и их развитие thumbnail

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Ребёнок может быть одарённым в одной или нескольких из следующих сфер:

  • Художественная;
  • Творческая;
  • Интеллектуальная;
  • Лидерская;
  • Академическая (языки, математика или естественные науки).

Важно понимать, что одарённые дети не просто умны. Способные дети умны, в то время как одарённые дети изобретательны.Вспомните величайших новаторов в истории — да Винчи, Тесла, Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были теми, кого мы сейчас называем «одарёнными». Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками.

Вот 15 признаков одарённых детей:

1. Они говорят как взрослые.

Одарённые дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические. Осваивать языковые навыки им также проще. У одарённых детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.

2. Они замечают последовательности.

Навык выявления последовательностей (например, паззлов или времени, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребёнок не относится к одарённым.

3. Они много читают.

Одарённые дети невероятно любознательны. Чтобы удовлетворить своё любопытство, им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребёнка что-то сильно заинтересует.

4. Они невероятно талантливы в чём-либо.

Одарённость — ещё одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант — это явный признак одарённости ребёнка.

5. Они предпочитают общество взрослых и детей постарше.

Одарённым детям в силу их высоко развитых умственных способностей неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одарённым детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.

6. Они сосредоточены.

Тут стоит кое-что добавить: большинство одарённых детей обладает выдающейся способностью сосредоточиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одарённый ребёнок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребёнка плохо получается сосредоточиваться.

7. Они не по годам зрелые.

Одарённый ребёнок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребёнок одарённый, вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одарённые дети обычно не склонны к проделкам и озорству.

8. Они оригинальны.

Одарённые дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.

9. Они — лидеры.

Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно из одарённых детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребёнок будет находиться в подходящей обстановке.

10. Им не нужно указывать правильное направление.

Тогда как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одарённые дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удаётся самим во всём разобраться.

11. Они полны сил.

Одарённые дети всегда в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает. Обратите внимание, что умные и одарённые дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы слова поспевали за мыслями.

12. Им нужно проводить время в одиночестве.

Как и большинству детей, одарённым нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одарённым детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.

13. Они любят природу.

Некоторые одарённые дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любознательность больше всего проявляется на природе.

14. Им иногда не удаётся реализовать свой потенциал.

Да, вы всё правильно прочитали. Умные и одарённые дети тратят почти всю свою умственную энергию на то, что им интересно. Нередко случается, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одарённые дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за невнимательности, небрежности, фрустрации или обычной скуки.

15. Им интересно учиться.

Одарённым детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям ребёнок может даже разделять какие-то интересы сверстников.

А вам встречались такие дети?

Пишите в комментариях, мне будет очень приятно услышать ваше мнение! И подписывайтесь на мой канал! Вместе, мы сможем воспитать наших детей правильно)

Источник

По данным ученых, у 20 процентов современных детей уже в дошкольном возрасте выявляются признаки одаренности.

Как разглядеть способного ребенка? Когда наступает «золотой период» для развития дарований у детей? Что такое «возраст вопросов»? На эти и другие вопросы «РГ» отвечает ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО Елена Белова.

Елена Сергеевна, в Российскую Книгу рекордов попал старшеклассник из Екатеринбурга, который запомнил и написал больше 13 тысяч чисел после запятой из знака Пи. Есть малыши, которые к 2-3 годам знают таблицу умножения, столицы всех стран. Это одаренные дети?

Елена Белова: Одаренность и результаты обучения, тренировка — разные вещи. Если вы двухлетнему ребенку каждый день станете показывать буквы алфавита и твердить названия, через месяц или ранее он многое будет знать наизусть. Но радовать его будут не знания, а одобрение взрослых. Одаренный ребенок ради новой книги, любимого занятия готов отказаться от сладкого, прогулки, сна. Главная составляющая одаренности — это высокий творческий потенциал. Он позволяет мыслить нестандартно, нешаблонно, находить оригинальные решения и может проявиться уже в дошкольном детстве. Недаром возраст от 5 до 8 лет называют «золотым периодом» развития детского творчества. Около 20 процентов современных дошкольников отличаются высоким творческим потенциалом. Однако раскрытие этого потенциала может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития.

Как родителям понять, одаренный ребенок у них растет или самый обычный?

Елена Белова: Обратите внимание на то, как ваш ребенок исследует окружающий мир. Есть данные, что у одаренных детей на ранних этапах развития — до 2-3 лет — более стойкая и ярко выраженная реакция на новый предмет, звук, изображение. Новые игрушки радуют всех, но один ребенок забудет про игрушку через час, а другой будет стараться получше ее изучить — подбросит, покрутит, опустит в воду, накроет сверху ковриком… Речь — важнейший показатель развития. У детей есть так называемый возраст вопросов — примерно от двух с половиной до трех с половиной лет. У одаренных этот возраст выделить трудно. Они постоянно задают очень много вопросов. Темы глубже, а тематика — шире. Допустим, ребенок в четыре года может интересоваться, как устроен компьютер или телевизор, запоминать шахматные комбинации.

А что если взять тесты, которые подскажут — чудо-чадо у вас или нет?

Елена Белова: Для начала ответьте на вопрос: зачем вам выявлять одаренность? Для удовлетворения собственного тщеславия, для того, чтобы снять тревожность (у всех дети как дети, а мой какой-то не такой), для психологической помощи, для того, чтобы создать условия для развития способностей?

Конечно, для развития способностей!

Елена Белова: Вот самая простая анкета для родителей и педагогов. Отвечайте «да» или «нет» на пять утверждений. 1. Ребенок инициативный, живой, подвижный. 2. Он с готовностью откликается на все новое. 3. Любознателен, любит все загадочное, непонятное. 4. Часто нуждается в поддержке старших. 5. Проявляет способность к концентрации внимания в течение большего периода времени, чем сверстники. Ответили на все вопросы «да»? Есть основания считать ребенка способным. Использование серьезных тестов требует профессиональной подготовки, поэтому лучше обратиться к специалистам.

И имейте в виду, одаренные дети могут быть очень чувствительны, ранимы.

8 процентов дошкольников и младших школьников признались, что жить не могут без гаджетов…

Елена Белова: Дети с гаджетами, а родители могут часами сидеть в чате и обсуждать воспитание детей, но живое общение с малышом у них уходит на второй план. Полностью убрать гаджеты мы не можем, но если не будем развивать творческий потенциал ребенка, об одаренности вряд ли можно будет говорить. Что в гаджетах? Готовая инструкция, ряд сменяющихся сенсорных впечатлений взамен самостоятельной игры, активного творчества и общения с близкими взрослыми. Возможно, гаджеты и способствуют развитию внимания, памяти, скорости реакции, накоплению зрительного опыта. Насколько это будет полезно, когда потребуются инициатива и самостоятельность, — вопрос.

…Чтобы ваши одаренные дети выросли еще и финансово состоятельными — читайте отрывок из книги Якова Миркина, опубликованный в сегодняшнем номере.

Кстати

Считали тупицами…

Томаса Альве Эдисона соседи, знакомые, педагоги считали бездарным ребенком. Он был рассеянным, учился плохо, вдобавок имел проблемы со слухом. Родителям пришлось забрать его из школы.

Признаки одаренности у ребенка и их развитие

Фото: Gettyimages

Илья Мечников в детстве слыл неудачником, терпел насмешки братьев и их презрительное отношение. Единственное, где он был выше всех на голову, — ботаника. Он платил по 2 копейки братьям только за то, чтобы они его послушали.

Признаки одаренности у ребенка и их развитие

Фото: Gettyimages

…и боготворили

Сергей Прокофьев был обожаемым ребенком в семье, родители стали его первыми учителями по русскому, арифметике, географии, истории. К 6 годам он уже написал три пьесы.

Признаки одаренности у ребенка и их развитие

Фото: Gettyimages

Шарль Гуно был разносторонне одарен: сочинял духовную музыку, прекрасно рисовал и талантливо писал. Его родители тоже были неординарными людьми и поддерживали сына.

Признаки одаренности у ребенка и их развитие

Фото: Gettyimages

Конкретно

Как помочь раскрыться творческим способностям

1. Вышли с ребенком на прогулку, пусть даже он еще сидит в коляске, — телефон в карман. Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком, показывайте и называйте то, что его окружает: «Это дерево, оно большое, высокое, это цветок, смотри, какой красивый!» Словарный запас ребенка начинает пополняться задолго до того, как ребенок начинает говорить.

2. Читайте ребенку книжки, проговаривая все слова. Обращайте внимание на иллюстрации, подробности. Спрашивайте: «На кого смотрит зайка?», «Куда побежала лиса?» и так далее. Ребенок молчит и не отвечает? Давайте ответ сами: «Зайка смотрит на домик (волка, рощу…)», «Лиса бежит к озеру (в лес, на дорожку…)».

3. Когда начинается активная речь, следите за тем, как она развивается. Нарушения речи обычно очень тесно связаны с работой головного мозга. Помните: одаренные дети могут заговорить позднее обычного, зато они начинают говорить сразу много и достаточно правильно. Но если в три года речи еще нет, возможно, это повод обратиться к логопеду.

4. Дошкольный возраст — возраст игры. При покупке новых игрушек отдавайте предпочтение тем, которые позволят малышу творчески их использовать.

5. Ведите дневник развития ребенка, до 7 лет развитие идет гигантскими темпами. Записывайте идеи, высказывания, сочинения малыша. Внимательно относитесь ко всем его творческим проявлениям!

Между тем

Счет в пользу Камиллы

Недавно на одной из телепередач о необычных способностях детей Камилла Алиева из Дагестана поразила ведущего. Девочка занимается ментальной арифметикой и за 20 минут решает в уме две тысячи примеров! Как у 12-летней девочки все это получается?

Признаки одаренности у ребенка и их развитие

Фото: 1tv.ru

В основе — обучение с помощью особой счетной доски (абакуса) наподобие той, что раньше была у всех бухгалтеров. Абакус все же отличается от привычной бухгалтерской доски. Например, спиц может быть 13, 15 и даже 17. Сначала ребенок учится считать на этих счетах, а потом просто представляет их в уме. Начинать заниматься ментальной арифметикой педагоги рекомендуют как можно раньше — с 4-5 лет, когда мозг наиболее пластичен. Считается, что это помогает развивать оба полушария сразу: у ребенка появляется фотографическая память, умение концентрироваться. Но есть и минусы. Среди них — перегрузки, стремление все сделать как можно быстрее. И главное, как потом применить свои умения скорого счета? Ведь компьютер все равно не обгонишь.

Источник

nata.cheban2011@yandex.ru

Одарённость — системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:

  •   Наследственности (т.е. природных задатков);
  •   Социокультурной среды;
  •   Деятельности ребёнка.

Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.

  •  Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.
  •  Одарённые дети встречаются крайне редко.

Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.
Специфические особенности одарённости в детском возрасте.

  1.  Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию; подростки же – к различным формам поэтического и литературного творчества.
  2.  Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения. Типа семейного воспитания может происходить « угасание» признаков детской одарённости.
  3.  Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тез или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. Т.е. по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.
  4.  Проявление детской одарённости часто трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности ( при условии, что семья прилагает усилия по его развитию) по сравнению с ребёнком, лишённым таких условий.

Признаки одарённости.

  • Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
  • Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно.
  • В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.
  • Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
  • Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
  • Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реаги-руют на увиденные по телевизору и испытанные лично неспра-ведливости.
  •  Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.
  •  Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.
  •  Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
  •  Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.

Виды одарённости.

  • В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.
  •  В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость раз-личных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)
  •  В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.
  •  В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.
  •  В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.

Список использованной литературы
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издатель-ский центр «МарТ», 2000.
2. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004.
3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев:

Источник

Автор admin На чтение 5 мин. Просмотров 9.3k. Опубликовано 11/12/2018

Признаки одаренных детей: 15 ранних признаков одарённого ребёнка.Сколько есть у вашего?Сразу оговоримся, что интеллект измерить довольно сложно. Учителя считали Томаса Эдисона и Альберта Эйнштейна тугодумами, хотя они, несомненно, были одарёнными.

Национальная ассоциация одарённых детей США определяет одарённость как «способности, значительно превышающие среднестатистическую норму для определённого возраста». Ребёнок может быть одарённым в одной или нескольких из следующих сфер:

  • Художественная;
  • Творческая;
  • Интеллектуальная;
  • Лидерская;
  • Академическая (языки, математика или естественные науки).

Признаки одаренных детей: По данным Национальной ассоциации,

«Одарённые дети уже знают около 60% детсадовской программы в самый первый день занятий».

Важно понимать, что одарённые дети не просто умны. Способные дети умны, в то время как одарённые дети изобретательны.Вспомните величайших новаторов в истории — да Винчи, Тесла, Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были теми, кого мы сейчас называем «одарёнными». Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками в школе.

Многие одарённые дети живут для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Когда что-то (например, школьный предмет) привлекает их внимание, одарённые дети хотят не только учиться, но и применять полученные знания на практике.Нестандартное мышление и тяга к инновациям — причины, по которым альтернативная образовательная среда чаще оптимальна для одарённых детей.

Признаки одаренных детей:Вот 15 признаков одарённых детей:

1. Они говорят, как преподаватели.

Одарённые дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические. Осваивать языковые навыки им также проще. У одарённых детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.

2. Они замечают последовательности.

Навык выявления последовательностей (например, паззлов или времени, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребёнок не относится к одарённым.

3.Признаки одаренных детей: Они много читают.

Одарённые дети невероятно любознательны. Чтобы удовлетворить своё любопытство, им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребёнка что-то сильно заинтересует.

4. Они невероятно талантливы в чём-либо.

Одарённость — ещё одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант — это явный признак одарённости ребёнка.

Читайте также: Психолог рассказал про «Правило 3 минут», о котором должны знать все родители

5. Они предпочитают общество взрослых и детей постарше.

Одарённым детям в силу их высоко развитых умственных способностей неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одарённым детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.

6. Они невероятно сосредоточены.

Тут стоит кое-что добавить: большинство одарённых детей обладает выдающейся способностью сосредоточиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одарённый ребёнок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребёнка плохо получается сосредоточиваться.

7. Они не по годам зрелые.

Одарённый ребёнок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребёнок одарённый, вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одарённые дети обычно не склонны к проделкам и озорству.

8.Признаки одаренных детей: Они оригинальны.

Одарённые дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.

9.Признаки одаренных детей: Они — лидеры.

Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно из одарённых детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребёнок будет находиться в подходящей обстановке.

10. Им не нужно указывать правильное направление.

Тогда как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одарённые дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удаётся самим во всём разобраться.

11.Признаки одаренных детей: Они полны сил.

Одарённые дети всегда в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает. Обратите внимание, что умные и одарённые дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы слова поспевали за мыслями.

12. Им нужно проводить время в одиночестве.

Как и большинству детей, одарённым нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одарённым детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.

Читайте также: Почему одни дети похожи на мать, другие — на отца

13.Признаки одаренных детей: Они любят природу.

Некоторые одарённые дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любознательность больше всего проявляется на природе.

14. Им иногда не удаётся реализовать свой потенциал.

Да, вы всё правильно прочитали. Умные и одарённые дети тратят почти всю свою умственную энергию на то, что им интересно. Нередко случается, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одарённые дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за невнимательности, небрежности, фрустрации или обычной скуки.

15.Признаки одаренных детей: Им интересно учиться.

Одарённым детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям ребёнок может даже разделять какие-то интересы сверстников.А вам встречались такие дети?

Понравилось ? Поделись с друзьями !

Понравилось? Присоединяйся к нашему сообществу:
Одноклассники  Вконтакте  Facebook  Pinterest  Twitter 
Подписывайтесь на наc в INSTAGRAM

источник

Источник