Природа в развитии и воспитании ребенка
Наталья Чихачева
Природа в развитии и воспитании ребенка
Консультация для воспитателей
«Природа в развитии и воспитании ребенка»
Вряд ли кто-нибудь, будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться на развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Педагогу человеку, профессионально занимающемуся образованием и воспитанием детей, необходимо воспринимать человека в единстве с его природой, социальным, духовным началом.
Замечательные педагоги прошлого за рубежом и в России считали совершенной само развивающую природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности. Идея экологии в воспитании не является в педагогике чем, то новым, она проходит красной нитью чрез все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматривались примитивно, только как природоохранительная деятельность, а, прежде всего как единство человека и природы.
Сегодня каждый мыслящий человек не задумываться над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура. Воспитание экологической культуры начинается с дошкольного детства и большей стёпени зависит от подготовленности педагогов.
Многие воспитатели не владеют понятиями «экологическая культура, «экологическое воспитание», «Экологическое сознание», не дифференцируют философский, социальный, психологические аспекты экологии. Главное, по их мнению, это успешная природоохранная деятельность человека и подготовка к ней ребенка как будущего гражданина общества.
Как положительный момент следует отметить знание воспитателями факторов, влияющих на жизнь организма, в том числе и человека.
Вообще с природой важно научить дошкольников взаимодействовать с ней. С одной стороны, это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной системе, с другой – бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей. В экологическом воспитании дошкольников большое значение имеет природное окружение. Воспитатель обязан максимально использовать природную среду, чтобы формировать у детей отношение к природе через чувства, познание, действие. Считается аксиомой, что подобное возможно, если сам педагог любит и знает природу, тогда его действия направлены на ее сохранение и приумножение.
Особое внимание следует уделить формированию у воспитателей понятие экологической культуры, особенностям ее воспитания у детей дошкольного возраста. Экологическая культура одно из сложных психических образований формируется через развитие нравственных черт личности. Экологическая культура включает в себя культуру труда и широкую (естественнонаучную, философскую, правовую, нравственную) образованность.
В отношении природоведческих званий наиболее удачным следует признать экологический принцип, где центральным звеном являются представления о биоценозе. Особое место в системе природоведческих знаний должны занять знания о человеке.
Проповедуя деятельностный подход в экономическом воспитании, необходимо обеспечить ребенку, возможность общаться с природой, реализовывать свои знания в различных ситуациях, оказывать посильную помощь тем животным и растениям, которые в ней нуждаются. Важно, чтобы дошкольник знал, как он может и должен действовать в природе, а не только чего он делать не должен. Главное и первое – формирование ног нравственного поведения в природе, умение заметить в ней неблагополучие и устранить.
Источник
Анна Куликова
Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка»
Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка».
Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад»
Куликова Анна Викторовна
Место нахождения: Николаевский район, с. Солодушино, ул. Титова, 47
Степень новизны: проблемно-поисковый
Длительность функционирования: опыт наблюдения с 2007 г.
Опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:
1. Диагностика знаний детей по экологическому воспитанию;
2. План работы по экологическому воспитанию;
3. Материал по работе с родителями;
4. Материал для работы с педагогами;
5. Конспекты занятий;
6. Игры, опыты и наблюдения;
7. Детская деятельность на экологическую тематику.
Приложения в развернутом виде находятся в экологической комнате, а здесь представлены некоторые из них для ознакомления.
Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.
Замечательные педагоги прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, И. Т. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, А. Дистерверг) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский) считали совершенной самообразующую природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности. Идея экологии в воспитании не является в педагогике чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения.
Сами проблемы экологии не рассматриваются примитивно, только как природоохранная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы. сегодня каждый мыслящий человек не может не задумываться над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура. Воспитание экологической культуры начинается с дошкольного детства.
Я считаю, что экологическому воспитанию дошкольников должно отводится важное место.
Передо мной возникла проблема, как заложить в ребенке первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу. Я хотела показать, как человек в ряде случаев становится важным фактором жизни живых существ.
Уверена, что любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должны воспитываться с раннего возраста и в семье и в дошкольных учреждениях.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить ее.
общему достоянию. Возродить это отношение очень трудно. И начинать надо с маленьких детей.
Цель экологического образования –увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ними проблемы, имеющего знания, положительное отношение, мотивацию, профессионализм, нацеленного работать индивидуально и в коллективе в направлении решения существующих проблем и предотвращения будущих. Это длительный процесс. Следовательно, экологическое образование и воспитание должны начинаться в дошкольном возрасте. В это время происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формирование личности.
Человек и природа –актуальнейший вопрос современности. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Мы знаем. Что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетиями мы покоряем ее. Сейчас пробил тот час, когда нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. Как же сохранить природу? В наше время люди ежедневно сталкиваются с экологическими проблемами. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни. Современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями.
Опыт показывает, что людей с уже сложившимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. Сформировать человека с новыми экологическим типом мышления можно только с раннего возраста.
Формирование деятельной любви к природе, осознанного к ней отношения будет проходить более эффективно, если начнется с младшего возраста. Потому что, этот возраст характеризуется 2 чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельностью. У детей этого возраста появляется самооценка. Вместе со стремлением действовать самому возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер. Происходит подчинение ориентирующему образцу, а первые экологические представления складываются также при усвоении ребенком соответствующих образцов поведения.
В экологическом воспитании дошкольников большое значение имеет природное окружение. Постепенно, начиная с дошкольного возраста, у ребенка формируется единственно верные представления о природе и человеке, как о равноправных партнерах, когда человек, защищая природу, не оказывает ей благотворительность, а сохраняет жизнь себе подобным.
Под влиянием взрослого у детей появляется желание сделать что –то хорошее для других, для растений, животных.
Возрастные особенности дошкольника определяют стиль его обучения: «погружение» в «эколого – воспитательную среду», «поставляющую» по всем каналам восприятия эмоционально окрашенную информацию, воздействующую на чувственную сферу и формирующую интерес к окружающему миру и любознательность. Итак, экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами; на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, удивляться, ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания.
Исходя из этих особенностей ребенка, мной были выделены следующие проблемы:1. Как же объяснить детям, что все живое в природе нуждается в защите?
2. Как пробудить у них доброту, сопереживание, заботу о братьях наших меньших?
3. Как научить их понимать природу, беречь и ценить ее?
Были выделены следующие задачи:
1. Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту в котором живешь.
2. Привитие трудовых природоведческих навыков.
3. Усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними).
Решение этих задач направлены на достижение основной цели – культурно —экологического воспитания, т. е. бережного отношения, осознанного, к миру.
В обучении экологической культуре мне помогла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог». Работу начала с организации и экологизации предметной развивающей среды, которая способствовала бы развитию ребенка, как личности. Поэтому обратила внимание, чтобы среда способствовала познавательному развитию ребенка.
Для этого в групповых комнатах есть уголок природы, в которых собраны различные виды комнатных растений, где дети могут наблюдать и ухаживать за ними. Созданы условия для эколого –эстетического развития ребенка (имеется необходимый инвентарь: щеточки, лейки, стеки, опрыскиватели, салфетки, ванночки). Экологизация различных видов деятельности ребенка (т. е. условия для самостоятельных игр с природным материалом). Выделены самые освещенные места под огород на окне, он задействован круглый год (осенью и зимой выращиваем лук и овес для птиц, а весной рассаду цветов для уличных клумб). На этих культурах дети прослеживают рост растений от семени до семени, учатся понимать, какую важную роль играют условия.
Еще в детском саду оснащена «экологическая комната», в которой собран весь теоретический и практический материал по экологии. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Забота о живом постепенно входит в их жизнь как органичный компонент. В зимний период начинается подкормка птиц на участке. Для этого на участке имеются кормушки изготовленные родителями; удобное место для наблюдений из окна за кормушками. Это хорошее время для наблюдений за поведением птиц, их повадками. Дети не выбрасывают хлеб, а выносят его птицам.
В зимнее и весеннее время проводится наблюдение за набуханием почек и появлением первых листочков на срезанных веточках.
Важное значение в экологическом воспитании придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность, но и пробуждает их делать выводы о тех или иных явлениях. Происходящих в живой и неживой природе. На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками.
Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я старалась использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего выбрала деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас нашлись, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одном, очень высоком тополе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показывала детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и поговорила о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы можем посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне, то ограничимся только одним объектом. На тропинке я провожу наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.
Экскурсии- один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», » Разноцветные ленточки», «Тарелочки для метания». Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Использую разнообразные формы и методы экологической работы: это экологические наблюдения, цель их сформировать представления о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, которые существуют в природе. Дети рассматривают объект со всех точек зрения, выделяя циклы: название, классификация, внешний вид, части, назначение, условия, среда обитания; растение как среда обитания животных, растение как пища для животных, способы распространения семян, размножение, значение в жизни человека, как человек помогает растениям, правила поведения в лесу (аналогично животные).
Но использование только наблюдений недостаточно, дети получают только экологические знания, поэтому приобщаю детей и к практической деятельности (дети обычно участвуют в уборке территории, и благоустройстве, посадке цветов, кустарников; подкармливают птиц; в опытно –экспериментальной деятельности). Интересно проходят занятия, на которых создается проблемная ситуация, дети учатся думать, анализировать, делать выводы, умозаключения, а главное- они чувствуют себя взрослыми. Занятия проходят в игровой форме. Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто- нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Большое место отвожу значению чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих.
Важное место в системе экологического воспитания занимает работа с родителями. Для них провожу собрания по вопросу экологического воспитания, на которых разъясняю родителям какую роль в развитии личности, нравственного воспитания играют навыки заботливого отношения ко всему живому, рассказываю об эколого –оздоровительной пользе походов и экскурсий.
С целью выявления отношения родителей к вопросу экологического воспитания, его осуществления в семье, провожу анкетирование.
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь только начинается. Однако несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы, т. к. они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное –положат начало осознанному отношению к природе.
Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
-сформированы начала экологической культуры у детей;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-дети учатся практическим действиям по охране природы;
—развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Вывод:
Природа –не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ее ценностей, только так можно воспитывать экологически культурную личность.
Психологи и педагоги утверждают: маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства – в семье и детском саду.
Экологическое воспитание дошкольников должно строиться на усвоении системы знаний о природе, связей и взаимозависимостей, существующих в ней, на осознании деятельности человека в природе.
На основе анализа литературы по экологическому образованию дошкольников можно сделать вывод, что результаты могут быть достигнуты путем непрерывной работы по экологическому образованию через систему взаимодействия, включающую основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы работы.
Литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог»,
2. С. Г. Шевченко «Природа и мы»,
3. Журналы «Дошкольное воспитание».
Источник