Природа в познавательном эстетическом речевом развитии ребенка
Оксана Кустова
Консультация для родителей «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка»
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребенка. Здесь он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценивать расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает»…
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды, что солнце бывает разным (зимой — далекое, холодное, а летом — жаркое, а луна – не всегда круглой.
Ребенок, как показали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т. п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастит бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как все живое, страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит его поведенческие реакции в тех же ситуациях.
Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головой: «Здравствуй, Сашенька!». И нам будет грустно».
Так мама формирует доброе, ласковое, нежное чувство — чувство любви к живому. Или, стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладоши. Мама читает стихи:
У красы – березки
Платье серебрится,
У красы- березки
Зеленые косицы.
Затем мама показывает «рожки», как бы бодает березу:
Со двора к березке
Выбежали козы,
Стали гнуть березку,
А березка – в слезы!
Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца.
Защищать березку
Выбежим гурьбой,
Чтоб росла березка,
Выросла большой!
Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.
Какими еще приемами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребенке этическое и эстетические чувства к природе?
• Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п.
• Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
• Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».
• Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
• Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красавица, травушка – муравушка, зайчик – побегайчик и т. п.
• Вводить элементы игры, пробуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами.
• В присутствии ребенка не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу.
Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. д.
Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка.
Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет, забывая о развитии эстетического воспитания.
Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература.
Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.
В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.
Источник
Султанова Альфия Назиповна
Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка
Предметный мир, социальная жизнь и природа — вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И всё же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удаётся перейти канавку, перешагнуть через ручеёк, так как нет опыта, нет умения, оценивать расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристаёт».
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у неё есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды, что солнце бывает разным (зимой -далёкое, холодное, а летом — жаркое, а луна — не всегда круглая. Малыш усвоит эти знания через непосредственное воспитание, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задача родителей — помочь малышу обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе, которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры (А. Н. Леонтьев) в образе их жизни и отношении к окружающему миру.
Ребенок, как доказали учёные, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых.
Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т. п., дитя можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти чувства.
И наоборот, если ребёнок становиться не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным и жестоким. Если мама собирает цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему в старшем возрасте не придет в голову, что лишённое воды и питания растение, как и всё живое, страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.
Повторим: только человек способен видеть, создать и сберечь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т. п. Эти истины ребёнок усваивает в раннем детстве не только через слово, но, главным образом, через поступки взрослых. Они «открывают» малютке духовные, часто человеческие ценности своим восприятием мира. Приведём пример.
Малыш видит цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвём, колокольчик завянет и умрёт. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: «Здравствуй, Сашенька!». И нам будет грустно».
Так мама формирует у малыша доброе, ласковое, нежное чувство — чувство любви к живому. Или, стоя у берёзки, мама и ребёнок хлопают в ладоши. Мама читает стихи:
У красы — берёзки
Платье серебриться,
У красы — берёзки
Зелены косицы.
Затем мама показывает рожки, как бы бодает берёзку:
Со двора к берёзке
Выбежали козы,
Стали гнуть берёзку,
А берёза — в слёзы!
Мама и ребёнок берутся за руки и идут
хороводом вокруг деревца.
Защищать берёзу
Выбежим гурьбой,
Чтоб росла берёзка,
Выросла большой!
Потом кланяются берёзке, гладят рукой её белый ствол.
Такие сценки и словом и игровым действием воспитывают любовь к природному окружению.
Какими ещё приёмами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребёнке этические и эстетические чувства к природе?
• Давать возможность полнее воспринять природный объекта, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветку, листочку и т. п. ;
• Вызывать доброе чувство рассматриваемому природному объекту;
• Разговаривать с объектом живой природы (с берёзкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например: «Видишь, как берёзка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо Сашенька, что ты меня ласково погладил!»«.
• Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь её красотой;
• Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например: берёзонька -красавица, травушка — муравушка, зайчик — побегайчик и т. п. ;
• Вводить элементы игр, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например: покажи, как качается берёзка, и т. п.);
• В присутствие малыша не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны другие людей, и осуждать их действия словами: «Это некрасиво «, «Так нельзя делать » и т. п. ;
Природа — это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребёнок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши при виде радуги. Первые прогулки в лес, на луг. Кто из родителей не наблюдает этой бесконечной радости, счастья. Взрослый открывает ребёнку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению.
Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. п.
Решение этих задач уже доступно ребёнку трёх лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали. Так, он замечает многообразие оттенков зелёного цвета, разного в зависимости от освещённости кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения. Взрослый обращает внимание ребёнка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, насколько подросла ёлочка. Обращает внимание на луг — жёлтый, белый или голубой от распустившихся на нём цветов.
Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словами. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребёнка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словами. Это взаимодействие первой (восприятие взглядом, слухом, осязанием) и второй (обозначение видимого словом) сигнальных систем способствует образованию обобщений, понятий. Это важно. Психологи отмечают: любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы — сенсорные, так и более сложные — мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значимой мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.
Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребёнка на природные явления, побудить задуматься над ними.
Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовали эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребёнка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета, забывая о развитии эстетического восприятия.
Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов пишущих для малышей.
Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом — обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью — сравнивать листья по форме, подметить оттенки жёлтого цвета; зимой — рассматривать строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.
В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребёнку свою способность тонко чувствовать природу.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учереждение детский сад № 1
«Росинка»
Консультация для родителей
Тема: Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка
Выполнила:
Воспитатель МДОУ № 1
Ласточкина Т.С.
Предметный мир, социальная жизнь и природа — вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает»…
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой — далекое, холодное, а летом — жаркое), а луна — не всегда круглой. Малыш усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задача родителей -помочь малышу обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе), которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры (А.Н. Леонтьев) в образе их жизни и отношении к окружающему миру.
Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т.п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как все живое, страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.
Повторим: только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т.п. Эти истины ребенок усваивает в раннем детстве не только через слово, но, главным образом, через поступки взрослых. Они «открывают» малютке духовные, чисто человеческие ценности своим восприятием мира. Приведем пример.
Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: «Здравствуй, Сашенька!». И нам будет грустно».
Так мама формирует у малыша доброе, ласковое, нежное чувство — чувство любви к живому. Или, стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладоши. Мама читает стихи: У красы-березки Платье серебрится, У красы-березки Зелены косицы.
Затем мама показывает «рожки», как бы бодает березку: Со двора к березке Выбежали козы, Стали гнуть березку,
А березка — в слезы! ‘ Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца. » Защищать березку
Выбежим гурьбой,
Чтоб росла березка,
Выросла большой!
Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.
Такие сценки и словом, и игровым действием воспитывают любовь к природному окружению.
Какими еще приемами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребенке
этические и эстетические чувства к природе?
• Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.
• Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
• Разговаривать с объектом живой природ* (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку
малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».
• Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
• Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик-побегайчик и т.п.
• Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).
• В присутствии малыша не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т.п.
Природа — это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые прогулки в лес, на луг… Кто из родителей не
• наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Взрослый открывает ребенку многие
• свойства вещей и явлений, уточняет представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению.
Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д.
Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали. Так, он замечает многообразие оттенков зеленого цвета, разного в зависимости от освещенности кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения. Взрослый обращает внимание ребенка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, насколько подросла елочка. Обращает внимание на луг — желтый, белый или голубой от распустившихся на нем цветов.
Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Это взаимодействие первой (восприятие предмета зрением, слухом, осязанием и пр.) и второй (обозначение видимого словом) сигнальных систем способствует образованию обобщений, понятий. Это важно. Психологи отмечают: любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы — сенсорные, так и более сложные — мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.
Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства
природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитии эстетического восприятия.
Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей.
Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью — сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой — рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.
В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.
Источник