Природа ребенка и его развитие сухомлинский
Алина Малова
Реферат «Сухомлинский об экологическом воспитании детей»
План. Стр. Введение 2-3
1. Экологическое воспитание в педагогике. 3-5
2. Сухомлинский об экологическом воспитании детей. 5-9
Заключение 10
ВВЕДЕНИЕ
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Возможность коренного изменения сложившейся ситуации связана с научной разработкой проблем экологического воспитания на основе выявляемых современными философами и культурологами перспектив перехода человечества к ноосферной цивилизации через утверждение в обществе экокультурных ценностей.
Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои спецеорические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.
1. Экологическое воспитание в педагогике.
Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие).
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.
Человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребенка. И с каждым из этих миров ребенку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии с ним, т. е. жить экологично.
В непосредственной и органичной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. По его мнению, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях далекого от идеала общества. К народной педагогике восходят Толстовские идеи воспитания высоконравственной личности, глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечение детей к разносторонней трудовой деятельности. В организованной им Яснополянской школе Л. Н. Толстой широко практиковал экскурсии, опыты, предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде.
Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой.
Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В.
Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.)провозглашалась необходимость:1) усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2)построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
2. Сухомлинский об экологическом воспитании детей.
Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В. А. Сухомлинскому.
Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» — своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность,наблюдение явлений природы: мыслительную (по Сухомлинскому, художественную, трудовую, природоохранную. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В. А. Сухомлинскийрешает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим.
Один из методологических принципов педагогической системы В. А. Сухомлинскогочетко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом».
Опыт В. А. Сухомлинского служит ярким доказательством воспитывающего потенциала педагогически организованного взаимодействия ребенка с природой, его собственной добротворческой деятельности в окружающей среде.
Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т. к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.
Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. В. А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.
Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», – утверждал В. А. Сухомлинский.
Специфика процесса экологического воспитания объективно обусловлена ориентированностью его на окружающую среду. Ориентация на внешний мир выступает ведущей относительно внутреннего мира, а возникающие противоречия между внутренней сущностью личности (интересами, потребностями и другое) и необходимостью соизмерения «внутреннего» с «внешним» окружением, включая природную среду, — мощной специфической движущей силой процесса экологического воспитания.
Специфическими движущими силами процесса экологического воспитания младших школьников выступают противоречия между многообразием окружающего мира и небольшим опытом по взаимодействию с ним, знаний о явлениях окружающей жизни. Этим противоречием, наиболее острым в период дошкольного детства младшего и школьного возраста обусловлена та интенсивность, с которой в рассматриваемый период происходит накопление личного опыта, познавательная активность ребенка.
Специфической движущей силой процесса экологического воспитания младших школьников является противоречие между преимущественно негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок приобретает «стихийно», и знаниями, ценностями, предлагаемыми ему в целенаправленном педагогическом процессе. Обострение данного противоречия является особенностью нашего времени, конкретно-исторической, экологической ситуации, сложившейся как в нашей стране, так и в масштабах всей планеты. Младший школьник наблюдает мусорные свалки, создаваемые взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в школе, учреждениях дополнительного образования он узнает о пагубном отношении влиянии подобной деятельности человека на природу, вреде, наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду.
Процесс экологического воспитания младших школьников характеризуется противоречием между интенсивностью освоения ребенком окружающего мира, накопления личного опыта и эффективностью целенаправленных воздействий. Последние, как правило, отступают на второй план перед «стихийным» влиянием окружающей среды.
Процесс освоения ребенком окружающего мира, как и процесс развития личности, является непрерывным и, как уже было отмечено, отличается своей интенсивностью. В связи с этим в экологическом воспитании младших школьников особо важен принцип «опережающего педагогического воздействия», лишь следуя которому возможно обеспечить ребенку позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой и «удержать» в системе целенаправленных воздействий. Принцип «опережения» должен распространятся и на содержание процесса, и формы организации деятельности детей.
Ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Сформированная в этот период наглядно-образная картина является важнейшим фактором развития экологической культуры личности в подростковом возрасте. Игровая творческая деятельность, основанная на опыте взаимодействия с окружающей средой, выступает «второй реальностью» в детском мировосприятии.
Однако, важнейшей закономерностью процесса экологического воспитания младших школьников, выступающей следствием происходящего в данном возрасте осознанного восприятия окружающего мира, является постепенное преодоление ребенком мифологического мироощущения, выделение природы и самого себя как самостоятельных объектов и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой. При этом интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Литература.
1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М., 1980.
2. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясивин. – Ростова-на-Дону, 1996.
3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой П. Г. – М., 1992.
4. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М., 1999.
5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С. Н. Николаева. – М., 2003.
6. Николаева, С. Н. Методические рекомендации для дошкольных учреждений / С. Н. Николаева. – М., 1993.
7. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. – М., 2001.
8. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – М., 2008.
9. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды / Н. А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. – 1977. — №3.
10. Степанов, В. Времена года / В. Степанов // Дошкольное воспитание. – 2000. — №3.
Источник
В.А. Сухомлинский о значении природы родного края в формировании нравственных качеств личности ребенка
Выступление Кравченко Л.И. на педчтениях, посвященных В.А. Сухомлинскому
14.11. 2008 г.
В.А. Сухомлинский считал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья.
По его мнению, улучшить здоровье детей можно благодаря соблюдению режима труда и отдыха:
продолжительное пребывание на свежем воздухе,
сон при открытой форточке,
ранний отход ко сну и ранний подъем,
хорошее питание.
Первые недели работы в «Школе радости» он внимательно изучал здоровье детей и пришел к выводу, что главной причиной слабости и болезненности отдельных малышей было то, что дети жили как бы в тепличной обстановке, матери оберегали их от малейшего дуновения ветерка. Матери жаловались на то, что дети быстро утомляются, у них плохой аппетит.
Тогда он убедил родителей в том, что детей следует закалять, и настоял, чтобы дети в жаркие дни ходили в школу босиком – для ребят это было большой радостью. В школе стало правилом: ни одной минуты в осенние весенние и летние дни дети не должны находиться в помещении. В первые 3-4 недели «Школы радости» ребята проходили ежедневно 2-3 км, во второй месяц 4-5, а в 3-й-6 км. И все это среди полей, лугов, в рощах и в лесу. Пройденное за день расстояние незаметно для детей. Ребенку хочется идти, потому что он чувствует себя открывателем мира.
Дети домой приходили усталые, но счастливые и жизнерадостные. А без усталости, по мнению В.А. Сухомлинского не может быть здоровья. На чистом воздухе, после того как пройдено несколько километров, у детей развивается, по словам родителей, «волчий аппетит». Брали дети с собой хлеб, лук, соль, воду и картофель – и это было самой вкусной пищей, а дома они с удовольствием съедали суп и борщ. Уже через месяц порозовели щечки даже у самых бледных малышей, а родители радовались, что дети съедали все, что им предлагали. Быть в движении – одно из важных условий физической закалки. Во дворе школы была сделана игровая площадка, где дети могли бегать и играть.
Большое значение играет и полноценное здоровое питание. В беседах с родителями педагог советовал давать детям мед – ведь это кусочек солнца на тарелке, многие родители приобрели по 1-2 семьи пчел. Выращивали яблони. Ведь свежие фрукты должны быть всю зиму.
Эликсиром здоровья является воздух, насыщенный фитонцидами злаковых растений – пшеницы, ржи, ячменя, луговых трав.
Сухомлинский водил детей на луг – «Пусть дышат воздухом, настоянном на аромате хлебных растений» — говорил он.
Таким образом, «Правильный режим, полноценное питание, физическая закалка – все это предохраняет ребенка от заболеваний, дает ему счастье наслаждения красотой природы» — считал Василий Александрович.
Василий Александрович советовал в хорошую погоду большую часть уроков проводить на улице.
В солнечные осенние дни дети занимались в одном из «зеленых классов» — среди высоких яблонь, на лужайке… В жаркие дни здесь было прохладно, осенью тепло и уютно. В «зеленом классе» всегда царила тишина. «Окошки» можно было закрыть ветками хмеля и винограда, и тогда наступал зеленый полумрак, через просветы в листве струились солнечные лучи, создавая причудливую игру света и тени. В зеленом классе стояли маленькие столики и табуретки, здесь дети писали, читали, решали задачи…
То, что значительную часть уроков проводили среди природы, на свежем воздухе, под голубым небом, имело исключительное значение для ребят. В продолжение учебного времени дети чувствовали себя бодрыми и жизнерадостными, никогда не уходили домой с тяжелой головой.
Педагог сам безмерно любил природу и понимал ее важность в воспитании будущего поколения. Он писал: «Предстают перед глазами картины одной природы, и чаще бьется сердце, потому что родная природа входит в нашу душу как колыбель бытия, как чистый источник, из которого мы впервые напились живой воды, из которого мы взяли и радостное пробуждение в далекое утро нашего детства.
Природа родного края – верба над тихим прудом, тополя над шляхом, одинокий дуб на лесной опушке, душистый луг, желтое пшеничное поле, изумрудные ветви осин, тянущиеся в солнечные просторы, седая изморозь на стебельке травы, уходящие к горизонту дороги – все это не просто среда, в которой растет, поднимается на ноги и делает первые робкие шаги по земле маленький человек, это тысячи тончайших корней, которые берут и несут животворные соки к ветвям и листве, и расцветает могучее дерево – Человек, красивый, сильный, исполненный величия потому, что есть эти корни.
Природа – это не какое-то символическое богатство. Это, прежде всего, труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших ее потомкам своим. Природа – это богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет и обеднеет, мы станем беднее в буквальном смысле. Поэтому с большой тревогой узнаем мы, что иногда в том или другом крае земли нашей загрязняются, отравляются различными отбросами, а то и совсем исчезают не только ручьи, но – бывают случаи – и реки. Настоящий патриот не может не болеть душой за эту беду в родной хате, и он не только рассуждает, но и на деле проявляет свою ответственность за каждый клочок родной земли, за лесные и рудные богатства, за реки и озера, за воздух, которым мы дышим.
Дети переступили порог школы…. Одна из важнейших наших забот о том, чтобы природа стала для юного человека материальным воплощением духовных богатств, красоты и величия народа. Мы стремимся к тому, чтобы дети почувствовали красоту родной природы, увидели то, что они, может быть, никогда не увидят, если не открыть им глаза. За восемь лет обучения в школе мы открываем перед детьми одну за другой триста страниц Книги родной природы. Так образно мы называем триста походов в природу, триста встреч с лесом и полем, лугом и рекой, прудом и нашим Кременчугским морем, дубравами и яблоневыми садами, виноградниками и баштанами в дни золотой осени.
Красоту природы надо открыть перед детьми: определить то, что изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты. Заходит солнышко, вы видите, как вспыхивают и гаснут один за другим «пожары» в оконных стеклах – это солнечные лучи играют… Вот солнышко и зашло.
Я глубоко убежден, что, если в детстве человек переживает чувство изумления красотой родной природы, если, затаив дыхание, он слушает слова учителя о том, что видят его глаза, в эти часы пробуждается пульс его живой мысли. Благодаря этим часам общения с родной природой развиваются его умственные способности, в его духовную жизнь входит слово родной речи и становится его собственным богатством: в слове он выражает свои мысли, чувства, переживания. Гармония образа и слова, познания умом и познания сердцем – это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, к родному миру.
Одну за одной открывают дети все новые и новые страницы Книги родной природы – Первый заморозок, Первый снег, Рассвет в лесу, Зимний вечер…»
Сухомлинский в своих произведениях также писал:
«Меня радовало, что детей тянет на природу, что им хочется смотреть на широкие поля, на стройные тополя у дороги, на море золотой пшеницы. Путешествия по родным полям стали для детей такими же интересными, как и поездки в город. В степи мы открывали все новые и новые уголки невиданной красоты: весна, лето, осень, зима дарили нам неповторимую прелесть в тех, казалось бы, ничем не примечательных уголках, к которым все с детства привыкли и вначале не видели в них ничего примечательного.
Однажды мы пришли в степь, сели отдохнуть и не могли оторвать глаз от поля, на котором цвели подсолнечники. Поле казалось золотым ковром, лазурное небо простиралось над ним, оно было похоже на хрустальный колокол – звонкий, прозрачный. Мы назвали эту страницу Книги родной природы Золотым полем. Мы приходили сюда и осенью, и зимой, и ранней весной – и всегда открывали здесь все новые и новые красоты.
Уголок родной земли с каждым годом становился для них все дороже; с этим уголком связывались мысли о труде; подростки выращивали хлеб и сажали деревья в полезащитных полосах, собирали урожай и вносили удобрения.
Красота родной природы раскрывала и красоту труда, пробуждала желание сделать родную землю еще прекраснее и богаче. Мы увидели в небольшом овраге несколько кустов цветущей сирени, вокруг них звенела пчелиная песня, и нам захотелось, чтобы весь овраг превратился в сиреневую рощу. Мы посадили несколько десятков сиреневых саженцев, и через два года роща зацвела. Мы приходили сюда в весенние дни, любовались цветущими деревьями, переживали чувство гордости оттого, что это мы создали красоту. Так среди степи, где редко кто бывает, у нас возник Уголок красоты.
Весной, летом и осенью мы путешествовали по родным степям и лугам – это были наши встречи с полевыми и луговыми цветами. Сто цветков наших лугов и степей – так называлась эта страница Книги родной природы, к ней мы возвращались много раз, и каждая встреча с полем и лугом открывала нам новую красоту. О каждом из ста цветков я рассказывал детям, стремясь к тому, чтобы они постигли не только прелесть цветения, но и красоту родного слова, поэзии, сказок, легенд. В полевых, луговых, лесных цветах не только красота природы, но и богатства родной речи.
Красота природы пробуждала бережливое, заботливое отношение к родной земле, к родному краю, уважение к труду. Уголок красоты – сиреневая роща, посаженная в поле, был не единственным местом, где эстетическое наслаждение вызывало активную практическую заботу о том, чтобы родной край стал еще лучше, богаче.
Одна из важнейших черт человека будущего, которого мы формируем сегодня, — это внимательное, чуткое отношение ко всему, что его окружает. И нам, педагогам, следует всегда помнить: природа, среди которой приходится жить и трудиться, мечтать о полете к звездам и добывать хлеб, — это не только источник материальных благ и здоровья, но также могучий родник творческого вдохновения и духовного развития человека. Природа ничем не заменимый источник эмоционального развития ребенка, его эмоциональной жизни, эмоциональной культуры. Восприятие ребенком образов природы особенно тесно связано с обогащением его речи, с освоением слова, которое является наиболее совершенным орудием человеческого общения и без которого нет и не может быть полноценного развития личности.
Процесс овладения языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. Это, прежде всего воспитание. Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека. В слове выражаются тончайшие движения мысли и чувств, в нем запечатлены обычаи, традиции народа, все его духовные ценности, созданные в течение многих столетий».
Огромную роль природе отводил Василий Александрович в освоении детьми родного языка.
«Дети переступили школьный порог, стали учениками. Я считаю важнейшей воспитательной задачей ввести их в сад, имя которому – родное слово, добиться того, чтобы каждый ребенок пережил чувство изумления, открывая красоту каждого родного слова. Страница за страницей перед сознанием детей должна открываться книга – память народа. Есть у меня специальные занятия – Двести цветов родного слова. Это двести путешествий к истокам слова, двести басен, двести наблюдений над цветами родного слова. Время от времени мы идем в поле, в сад, в рощу, на берег пруда, в дубраву, на высокую могилу скифских времен. Дети слушают чудесную музыку природы, а я в это время беру из сокровищницы нашей поэзии, сказок, легенд, преданий, из многокрасочного цветника родной речи те жемчужины, которые тонко передают то, что видят, слышат, чувствуют, переживают в эти минуты дети. Я стремлюсь к тому, чтобы ребенок чувствовал звучание музыки слова, чтобы неповторимый аромат его звучания стал чем-то дорогим, близким и понятным».
Он также писал:
«Если вы хотите добиться того, чтобы ваши дети полюбили родное слово, идите с ними к живым его истокам – в поле, в лес, на луг, в сад – и весной, и летом, и зимой, и осенью, открывайте перед ними чистые роднички, пейте из них живую воду, и души ваших детей никогда не утолят жажды – желания постигнуть бесконечную красоту родной речи.
Путешествия в Сад родного слова стали для моих детей настоящим праздником.
Приходит осень, в багряное убранство одеваются сады и дубравы. В эти дни дети с особенной радостью идут в сад родного слова. На всю жизнь запоминается детям теплый, по-осеннему прозрачный и звонкий вечер, когда мы сидим под дубом и смотрим на голубое небо, в котором время от времени пролетают и исчезают вдали стаи перелетных птиц. Дети грустят: прошло лето, скоро наступят холодные дни. Я читаю стихи о птицах, летящих на берега теплых морей…
Шли годы, и каждую осень, когда над синим горизонтом появлялись птичьи клинья, детям хотелось попрощаться с летом. Мы шли к своему дубу, и здесь уже и дети читали стихи о минувшем лете, о тревожном курлыканье журавлей. Каждое слово, в котором дети высказывали свои чувства, имело яркую эмоциональную окраску.
Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума, источник развития личности».
В заключение хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Одна из важнейших черт человека будущего, которого мы формируем сегодня, — это внимательное, чуткое отношение ко всему, что его окружает. И нам, педагогам, следует всегда помнить: природа, среди которой приходится жить и трудиться, мечтать о полете к звездам и добывать хлеб, — это не только источник материальных благ и здоровья, но также могучий родник творческого вдохновения и духовного развития человека. Природа ничем не заменимый источник эмоционального развития ребенка, его эмоциональной жизни, эмоциональной культуры. Восприятие ребенком образов природы особенно тесно связано с обогащением его речи, с освоением слова, которое является наиболее совершенным орудием человеческого общения и без которого нет и не может быть полноценного развития личности».
Источник