Природа ребенка и его развитие по платону

? Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.
? Философ особое значение придавал играм как одному из средств воспитания, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов.
? Платон считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.
? Еще большое значение в воспитании он отводил песням и танцам.
? Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития дошкольного воспитания.
Ученик Сократа, Платон (428 или 427 — 348 или 347 до Р. Х.) основал первую в Европе высшую школу — Академию в 387 году, которой руководил и в которой преподавал около сорока лет с небольшими перерывами. Платоновская Академия пережила своего основателя на тысячу без малого лет. Учеником и участником Академии был Аристотель. Другие особенно выдающиеся непосредственные ученики Платона — Спевсипп и Ксенократ из Халкедона, сыгравшие значительную роль в развитии и распространении наук.
В высокохудожественных диалогах «Филеб», «Пир», «Софист», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Политик» и «Законы» Платон изложил педагогическую теорию, интегрированную им в систему.
Способности и добродетели врождены человеку, но их еще предстоит пробудить в нем, вызвать к жизни с помощью воспитания. Личный опыт индивида не в силах обеспечить достижения им высших ступеней развития, не может дать знания истины. Будучи знанием, добродетель воспитуема, обучаема (в точности, как у Сократа).
Преднамеренное и целенаправленное воздействие на человека осуществимо благодаря врожденным чувствам удовольствия и страдания, первым ощущениям новорожденного. Добродетель и порок появляются впоследствии из этих чувств. Это значит, что, если удовольствие и неудовольствие, чувства дружбы, скорбь и ненависть будут сформированы в душах людей надлежащим образом в раннем детстве, когда люди еще не способны отнестись к ним разумно, то, став разумными, люди согласуют с разумом укоренившиеся в них чувства. Эта-то согласованность и есть добродетель. Поэтому воспитание, прежде всего, должно озаботиться тем, чтобы научить ненавидеть то, что следует ненавидеть, и любить то, что следует любить. По мере развития личности требуется гармонизация, уравновешенное сочетание не только «вожделеющего начала» — чувств удовольствия и неудовольствия, но и начала «яростного» — страстей.
Отдельный человек нуждается в правильном воспитании, одновременно и государство заинтересовано в том, чтобы хорошо воспитанные дети становились хорошими гражданами, способными всё делать прекрасно, в частности, побеждать в битвах врагов («Законы», I 641 b-c).
Воспитание зависит от характера предоставляемых индивиду обществом возможностей и типов деятельности. Различные задатки предрасполагают человеческие натуры скорее к той, чем к иной деятельности, а разнообразию способностей соответствует разнообразие потребностей (в структуре общественного разделения труда). Число и характер типов личности соответствует числу и характеру сословий в государстве. Дурное государственное устройство губительно действует на души людей. В разумном общественное строе положение индивида в обществе и его отношение к обществу суть вопросы правильного воспитания, учитывающего особенности душевного склада каждого («Государство», IV 497 b и далее).
Более того, от правильной организации общества зависит самая возможность истинного знания, что означает неизбежность соответствия между педагогической теорией и политической практикой. Иерархическая подчиненность сословий предполагает различие в целях, содержании и методах воспитания различных групп людей. Наилучшее воспитание дается правящим сословиям.
Воспитание понимается Платоном как обращение духовного взора от полутьмы обыденщины и невежества к свету истины, правды. В этом случае реализуется идеал личности — богоподобие. Это рассудительность, благочестие, почитание родителей, выполнение долга перед согражданами, подчинение законам государства и нравственным традициям; мудрость, мужественность, справедливость; наконец, уравновешенность характера.
Но главное в человеке есть способность любить истину и всё делать ради нее, считать прекрасным то, что действительно прекрасно, и безобразным — ему противоположное; уметь проявлять свои убеждения на деле.
Невоспитанность — отсутствие собственных понятий о справедливости и умеренности.
Образование и воспитание могут приносить пользу, если осуществляются разумно, и вред в противном случае. Хорошее воспитание делает человека кротчайшим и «божественнейшим», а дурное — самым диким существом, какое только рождает земля («Законы», VI 766 a). В каком направлении кто был воспитан, таки и станет весь его будущий путь. Правильное воспитание с детства заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать («Государство», IV 426 c). Пагубное, дурное воспитание заключено в сознании, что ребенок счастлив и блажен от рождения и ни в чем более не нуждается, как в потакании и восхвалении своих поступков и слов («Законы», III 694 d).
Необходимость раннего воспитатания абсолютна. Первые три года — самые важные. Утробные младенца, новорожденные, самые маленькие — все принуждены «трудиться», двигаться, упражняться, и их нельзя освобождать от усилий.
Первоначальное образование осуществляется путем игры. Характер и содержание игр должны предписываться строжайшими законами, так как ничего серьезнее детских игр нет. Только в игре усваиваются навыки, да и начала наук. Игры, праздненства, песни, забавы, хороводы, пляски суть еще и ценнейший материал для наблюдений наклонностей каждого. Наконец, только игра формирует «свободное» (творческое) и прочное знание. Насильственно внедренное в душу непрочно («Государство», VII 536 e). Усвоение улучшается также, если учитель убедит детей в пользе и преимуществе своего метода.
По мере взросления детей игры и забавы как способ образования и проверки его хода и результатов постепенно дополняется трудами, тяготами и состязаниями. В этом же ряду находится «обольщение» страшным, непрятным и соблазнительным. Воспитатель наблюдает, кто и в чем забывчив, кто поддается обману и плутует, кто не может противостоять трудным обстоятельствам и искушениям, а кто благопристоен во всем, умерен, гармоничен и целостен. Наблюдения призваны ответить на вопрос, что же преобладает в характере ребенка — медь, железо, серебро или золото. Боги примешали золото к будущим правителям и стражам, серебро — к их помощникам, а к земледельцам и ремесленниками — железа и меди. Кто в трудах, науках, опасностях всегда будет выказывать себя наилучшим образом, того надо причислить к числу наиболее перспективных воспитанников, будущих управителей государства.
Обучать надобно философии, искусствам, физической культуре, наукам. Правильное поведение предполагает обладание истиной. Лучше ничего не знать, чем знать ложное.
Хотя гимнастическое искусство развивает по преимуществу тело, а мусическое — душу, оба формируют жизненную силу , дополняя друг друга, и избыток одного из этих искусств приводит к нежелательной односторонности — грубости или изнеженности. «Гимнастика» (хороводные пляски и борьба) нужна для тренировки отваги ипылкости духа, «музыка» (песнопения) — для развития гражданских добродетелей. Песнопения подражают благим душевным состояниям, и, зачаровывая души юных людей, они побуждают с помощью слов и напевов, гармонии и ритма следовать за собой к стяжанию высоких достоинств. Они приносят одновременно и удовольствие и пользу. Их содержание, равно как и содержание мифов и всех произведений искусства, строго контролируется государством.
Гимнастика и музыка прокладывают путь к изучению естествознания, которое в свою очередь постепенно подводит учащихся к математике, та же перерастает в диалектику, политику и этику (высшая ступень образования).
Сами по себе науки не воспитывают. Благотворное воздействие на личность они оказывают только при условии, что человеком осознано божественное и земное значение наук, а также их методы и красота. Все науки суть «прелюдии» к главному «песнопению» — диалектике. Диалектика доступна лишь тем, кто научился делать «обзор» всем наукам. усваивавшимся прежде, чтобы усмотреть родство наук друг с другом и с природой бытия. Но и наоборот: без диалектики человек не усмотрит гармонии и закономерности мира.
Диалектика есть:
1) способность приводить и воспринимать разумные доводы,
2) склонность и способность к рассуждению и мышлению,
3) путь к познанию истины.
Изучение и практикование диалектики — составная часть правильной жизни. Диалектические упражнения в исследовании понятий никак нельзя начинать ранее двадцати лет, поскольку подростки могут легко злоупотреблять рассуждениями для забавы, спорить ради спора и терять путь к истине. Догматизм молодых людей опасен для них, но и другая крайность скептицизма тоже опасна.
Человек никогда не может окончить своего образования. Постоянно изменяются его желания, горести, знания, страхи. Даже привычки и нравственные установки: что-то появляется вновь, что-то утрачивается. Люди подвержены всякого рода порче. Отсюда — необходимость выправлять отклонения от правильного пути в течение всей жизни. И хотя, старея, человек утрачивает способность многому научиться, он должен бороться с убылью знания с помощью упражнений.
Оба пола должны получить одинаковое образование. Любовные вожделения воспитуемы, они поддаются облагорожению. Силой внушения и общественного мнения воспитывается половое воздержание и чистота, одновременно вызывается эстетическое отношение к любви и ответственность, ибо любовь обладает чарующей красотой .
Наилучшее воспитание молодых людей, да и самого себя, заключается в осуществлении в собственной жизни того, что внушается воспитанием.
Источник
Философ
Произведения,
в которых излагаются пед. идеи
Основные
пед. мысли о воспитании
«+»
и «-» в воззрениях философов
Конфуций
551
до н.э.-479
Древний
Китай.
Трактат
«Беседы и суждения».
Цель
воспитания по Конфуцию- укрепление
нравственности и преодоление жизненных
трудностей через гуманизм и гармонизацию
отношений.
Методика
преподавания строилось на диалогах
учителя с учениками.
Индивидуальный
подход.
Преимущество
отдано нравственному началу.
Демокрит.
«Фрагменты
о воспитании».
Он
считал, что становление личности
человека зависит от его природы и
воспитания.
Демокрит
первый,кто поднял вопрос умственного
воспитания детей.
Демокрит
считал,что воспитание надо начинать
с малых лет и т.п.
Квинтилиан.
«О
воспитании оратора».
В
обучении по Квинталиану следует
придерживаться 3-х ступеней: подражание,
наставление,
упражнение.
Он
высказал социально-педадогические
идеи о дидактике и методике
обучения,воспитание
ребенка
в коллективе.
Аристотель.
«Логика»,
«Политика» и др.
Обосновал
необходимость разностороннего
воспитания: физического, умственного,
нравственного.
Создал
возрастную периодизацию, придавал
значение гос. воспитанию.
Платон.
«Протагор»
«Государство»
«Законы».
Выдвинул
и обосновал идею соотношения государство
и воспитания.
Платон
оценивал как важнейший фундамент всей
жизни человека. Провозгласил принцип
всеобщего обязательного образования.
Сократ.
Он
не оставил после себя трактатов и
книг.
Метод
Сократа ироническая- помощь учителя
ученику в рождении истины.
С
именем Сократа связано становление
развивающего, гуманистического подхода
в образовании.
Цицерон.
«Об
ораторе».
Идеал
воспитания- совершенный оратор,
художник слова, общественный деятель.
Чтобы
стать совершенным человеком, необходимо
непрерывное образование и самообразование.
Сенека.
«Письма
на моральные темы».
Провозгласил
главной задачей воспитание моральное
совершенствования человека.
Нормы-
основные понятия.
Плутарх.
«О
воспитании».
Выдвигал
идею всестороннего обучения человека
в духе требований образованного
римского общества.
Предполагал
дать «беглое» знание тогдашних наук.
Демокрит
Сократ
Платон
Аристотель
О
природе ребенка
Огромное
значение Демокрит придавал среде,
примеру взрослых, словесному воздействию,
воспитанию «убеждением и «доводами»,
приучению к труду. В дошедших до нас
фрагментах трудов Демокрита отражено
требование начинать воспитание детей
с малых лет.
Сократ
— один из основоположников учения о
доброй природе человека. Придавая
особое значение природной
предрасположенности, Сократ видел
наиболее верный путь проявления
способностей человека в самопознании:
«Кто знает себя, тот знает, что для
него полезно, и ясно понимает, что он
может и чего он не может».
Педагогические
суждения Платона выросли из его
философского видения человека и мира.
По Платону, земная жизнь – преходящий
этап движения человека к «истинному
бытию – неким умопостигаемым и
бестелесным идеям». Земная жизнь
должна готовить человека к слиянию
человека с «истинным бытием».
Приобретение знаний, следовательно,
является процессом воспоминания о
бестелесном мире идей, откуда вышел
и куда уйдет каждый человек.
Нравственное
воспитание детей, по Аристотелю,
основывается на упражнении в нравственных
поступках — частом повторении
желательных действий, в которых не
должно быть крайностей, а наоборот,
которые должны быть продуманными и
умеренными. Такое уравновешенное
поведение можно считать добродетельным.
Заниматься нравственным воспитанием
детей должны главным образом родители
Цель
воспитания
суть
воспитания Демокрит видел в том, чтобы
формировать разностороннего человека,
оттачивать его совершенства.
Суть
педагогических суждений Сократа
составляет тезис о том, что главной
среди жизненных целей человека должно
быть нравственное самосовершенствование.
По Сократу, человек обладает разумным
сознанием, направленным к добру и
истине. Счастье состоит прежде всего
в устранении противоречия между личным
и общественным бытием. И, напротив,
акцент на личных интересах, их
противопоставление интересам ближних
ведут к душевному разладу и дисгармонии
с обществом.
По
мысли Платона, воспитание должно
обеспечить постепенное восхождение
ученика к миру идей. Реализовать
подобное воспитание способен прежде
всего наставник преклонных лет, то
есть человек, стоящий на пороге мира
идей. Сделать это можно было при наличии
тесной духовной связи между наставником
и учеником
Аристотель
видел
цель воспитания в гармоническом
развитии всех сторон души, тесно
связанных природой, но особенно важным
считал развитие высших сторон —
разумной и волевой. При этом он полагал
необходимым следовать за природой и
сочетать физическое, нравственное и
умственное воспитание, а также учитывать
возрастные особенности детей.
Содержание
образования и воспитания
Демокрит
отмечал, как важно родителям посвятить
себя воспитанию детей. Он осуждал
скупых родителей, не желавших хватиться
на обучение детей и обрекавших их на
невежество.
Вся просветительская
деятельность Сократа, в том числе и
педагогическая, была связана с софизмом
— течением, которое предполагало
ложное, абсурдное или парадоксальное
утверждение, противоречащее общепринятым
представлениям. Сократ резко критиковал
софистов за пренебрежение к истине и
в споре с ними пытался восстановить
истинность знания, его авторитет.
Особое
значение как средству воспитания он
придавал играм, а также чтению и
рассказыванию детям литературных
произведений, мифов. При этом он считал
необходимым установить законодательно,
что именно нужно читать и рассказывать
маленьким детям.
Аристотель
дал общую характеристику дошкольного
возраста. До 7 лет, считал он, в детях
преобладает растительная жизнь,
поэтому надо в первую очередь развивать
их организм. Главное для маленьких —
питание, движение, закаливание. Дети
должны заниматься подходящими их
возрасту играми, им полезно слушать
рассказы и сказки (непременно одобренные
властями), детей следует обучать речи.
С 5 лет родители должны готовить их к
школе.
Методы
воспитания и обучения
Главным
орудием, помогающим воспитанию,
Демокрит считал упражнение. Кроме
этого философ говорил о значимой роли
среды общения в воспитательном
процессе. В современной педагогике
давно известно влияние окружающей
среды на ребенка и его познавательные
процессы, поэтому Демокрит в своих
взглядах не заблуждался.
В
учении Сократа учитель должен был
сподвигнуть воспитанника на
самостоятельную добычу знаний, их
анализ. Он считал, что истинное знание
нельзя вложить в сознание ученика
извне, оно должно вырасти из глубин
его личности и с помощью учителя выйти
на свет.
Схема
извлечения знаний из личности
воспитанника была таковой: сначала
нужно было разрушить все ложные
представления учащегося, показать
ему, как мало он знает, а затем, уже на
подготовленной почве строить
систему
новых представлений. Каждый этап этой
системы воспринимался
учеником
как неизбежное, новое, но близкое,
растущее из собственного «Я».
В
“Государстве Платон выдвинул идею
общественного воспитания детей с
самого младшего возраста и предложил
определенную систему ее организации.
С 3 до 6 лет всех детей всех жителей
города или поселка нужно собирать в
особых местах для игр. При этом
специально назначенные стражами
закона женщины должны следить за
порядком и руководить играми. С 6 до
12 лет дети в государственной школе
учатся читать, писать, считать, а также
петь и играть на музыкальных инструментах.
С 12 до 16 лет они посещают палестру, где
главное внимание уделяется разностороннему
физическому воспитанию. С 16 лет юноши
изучают арифметику, геометрию,
астрономию, преимущественно с
практическими целями (предвоенная
подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии
получают специальную военно-физическую
подготовку.
опираясь
на принятое . в народе деление времени
соответственно, лунному календарю
“по седмицам”, он разделил время
воспитания, определив его, в 21 год, на
три периода: от рождения до 7 лет, с 7
до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности
каждого возраста, определил цели,
содержание и методы воспитания в
каждый период. Это была первая в истории
педагогической мысли возрастная
периодизация.
Формы
воспитания и обучения
Рассматривая
обучение как трудную работу, Демокрит
полагал естественным прибегать к
принуждению в отношении учащихся.
«Если бы дети не принуждались’ к
труду, они не научились бы ни грамоте,
ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что
укрепляет добродетель, — стыду».
Сократ
излагал свое учение в любой аудитории,
будь то городская площадь или аллеи
Ликея. Он был одним из родоначальников
диалектики как метода установления
истины путем постановки наводящих
вопросов — т. н. сократического метода.
Главную задачу наставника Сократ
видел в том, чтобы пробудить мощные
душевные силы ученика. В таком
«повивальном искусстве» он видел
основное предназначение учителя.
Педагогическое
новаторство
Демокрит раскрыл
колоссальную, определяющую роль
раннего воспитания: последствия его
сказываются и в старости, от него
зависит почти всё умственное развитие
личности.
Воспитательная
проблематика Демокрита тесно переплетена
с остальными предметами его изучения.
Педагогические вопросы рассматриваются
параллельно с философией, этикой,
историей, эстетикой.
Его
главным дидактическим достижением
можно назвать «майевтику»
(«повивальное искусство») —
диалектический спор, подводящий к
истине посредством продуманных
наставником вопросов.
Он
открыл связи между воспитанием и
общественным устройством. Педагогическая
проблематика присутствует в трактатах
«Диалоги», «Государство», «Законы».
Основанное им в Афинах учебное заведение
– Академия– просуществовало более
1000 лет.
По
Аристотелю, существуют три вида
души:
1.
растительная (проявляется в питании
и размножении);
2.
животная/волевая (проявляется в
ощущениях и желаниях);
3.разумная/сознательная
(характеризуется еще мышлением или
познанием).
Источник