Природа ребенка и его развитие
Татьяна Акимова
Доклад «Природа в развитии ребенка»
ПРИРОДА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
Всё чаще мелькает в печати выражение «хищное, жестокое отношение к природе». Почему же человек, венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, всё меньше ценит и уважает её? Воспитание злобы и доброты начинается с раннего детства, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начинает ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке, распашонке нарисованы цыплята, мишки, зайчики. Малыш замечает и первых живых существ: собаку, кошку или птичку. В мире природы ребёнок начинает своё путешествие в познание. Этот мир волнует его, пробуждает интересы, воображение, фантазию. Уже в три года ребёнка интересует не только «это что?». Но и «почему?». Родители должны поддерживать стремление ребёнка к познанию природы, направлять его любознательность, давать возможность активно добывать доступные ему знания. Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу взрослых в саду или огороде и принимая в ней посильное участие. Например, Ваня помогал собирать с ягодных кустов вредителей и всё приговаривал: «Ах вы, вредители, вредители. Как вам не стыдно! Деда работал, а вы всё портите». Так в процессе наблюдения, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребёнку становится понятно, что вредители уничтожают растения. Это активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего мира является основой умственного развития дошкольника. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться поведению собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Ещё одна важная задача родителей – это воспитание доброты и человечности. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесённые в присутствии детей, и за все поступки, совершённые при них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить всё живое: птицу, щенка, цветок; защищать и беречь их. Как же передать всё это детям? Прежде всего, мы должны сами научиться любить живую природу. С помощью взрослых первоначальные знания о природе ребёнок получает из художественной литературы, телепередач, при непосредственном общении с живыми существами. Детям можно об этом рассказать по- разному: весело и озорно, как А. Милн в «Винни-Пухе», достоверно, как В. Бианки и Г. Скребицкий, поучительно, как И. Тургенев, Л. Толстой. Д. Мамин- Сибиряк. Хорошо, если вы побеседуете с малышом о прочитанном. Ребёнок с вашей помощью получит представление о переживании животных: горе и радости, страхе и боли. И умом, и сердцем малыши учатся понимать природу, общаясь с ней. Регулярно гуляйте вместе с ребёнком. Сначала посетите двор, затем ближайший парк, потом побывайте на берегу реки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание детей на блестящие. Нежные ниточки, летящие по воздуху. Найдите одну из них. Положите на ладонь и рассмотрите. Ребёнок увидит, что это паутинка, к нижнему концу которой прикреплён паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно посадить его на веточку, откуда он опять начнёт своё путешествие. Расскажите ребёнку о пользе паука, уничтожающего мух. У маленького ребёнка спросите: «А куда делись кузнечики, которые летом стрекотали в траве? Почему не видно божьей коровки?» Объясните, что все они спрятались в трещины стволов деревьев и заснули. С пяти-, шестилетним ребёнком найдите место, где спрятались насекомые. Соберите сухие листья с земли и просейте их. Там окажется очень много разных живых существ. Рассмотрите их. Наблюдая отлёт птиц на юг, спросите у ребёнка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше. А те, которые клюют зёрна и ягоды, позже. Ещё позже улетают водоплавающие птицы. Так ребёнок поймёт, что образ жизни птиц зависит от разных условий. Предложите ребёнку понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их зимой. Повесьте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи. Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготовьте с ребёнком во время летних прогулок семена сортовых трав, высушенные ягоды. Подкармливая птиц в течение осени и зимы, малыш привыкает заботиться о тех, кто слабее его. Во время кормления птиц удобно наблюдать за ними, их повадками. С приближением весны ребёнок замечает, что корм для птиц, насыпанный в кормушку, всё чаще остаётся нетронутым. Объясните, с чем это связано. Прислушайтесь к весёлому чириканью воробьёв. В присутствии ребёнка постарайтесь починить старые и смастерить новые домики для птиц. Пусть малыш понаблюдает, какие птицы там поселятся, из чего будут вить гнёзда, чем будут кормить птенчиков. Ранней весной, если осмотреть деревья, обязательно найдёте в складках коры вредителей, в том числе гусениц. Пусть ребёнок поместит их и ветку с листьями в банку. После этого понаблюдайте, как гусеницы будут уничтожать листья. В парках и садах ребёнок может увидеть, как белят стволы деревьев известью. Тогда ребёнку будет понятен ваш рассказ о тот, как взрослые стараются сберечь деревья от вредителей. Если в парке или в лесу вам случайно попадётся гнездо с яйцами, осторожно раздвиньте траву или ветки, покажите их детям. В начале лета, проходя мимо дерева, можно услышать голоса птенчиков. Понаблюдайте с детьми, сколько раз прилетают птицы с кормом. Ребёнок сам увидит, какую огромную пользу приносят птицы. Уничтожая вредных насекомых. Иногда дети находят упавшего из гнезда птенца. Обычно они прося взять его домой. Слепого птенца лучше постараться положить обратно в гнездо. Если это невозможно, оставьте птенца рядом с деревом, на котором оно находится. Можно увидеть в лесу ежа. Подскажите ребёнку, что не следует брать ежа домой, так как он приносит пользу лесу.
На улице в городе можно встретить собак, которых выводят гулять. Обратите внимание ребёнка на то, что собака понимает, как хозяин зовёт её; расскажите, какую службу несёт собака. Предупредите, что собака может укусить незнакомого, поэтому нельзя подходить близко к чужим собакам и трогать их. Малыш будет наблюдать за ними из далека. Не забывайте, что ребёнок постоянно находится в мире игры. И хорошо умея общаться с животными, он, тем не менее, включает их в свои игры как партнёров, не всегда учитывая, что они живые. Поэтому, занимаясь своими делами, не упускайте ребёнка из поля зрения. Как можно раньше давайте возможность ухаживать ребёнку за животными. В два года он уже может поставить миску седой, бросить в аквариум щепотку корма. В три года ребёнок поможет вам помыть миску после кормления щенка, расчесать ему шерсть. Не надо требовать от дошкольника, чтобы он сам, без напоминаний, осуществлял уход за животными. Ему ещё трудно удержать в памяти весь распорядок дня и вовремя вспомнить, о необходимости покормить птичку или расчесать собаке шерсть. Лучше не ругать малыша, а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животным. Дайте ребёнку понять, насколько необходимы его действия животному. Чем младше ребёнок, тем понятнее должны быть ему его обязанности: например, непосредственное кормление рыбок понятнее трёхлетнему малышу, чем необходимость промывать грунт для аквариума. Правильное общение ребёнка с живой природой само по себе не решит всех проблем воспитания, но, сыграет важную роль в становлении личности маленького человека, его развитии.
Источник
Автор: Наталья Устинова, фото: pixabay.com
Природа ― важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег), с которыми дети так любят играть. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ проанализировала, как общение с природой влияет на наших детей
Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны. Те же, кто живет в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.
Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.
Как же всё-таки родителям организовать детское общение с окружающим миром?
Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.
Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.
В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешит по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.
В-четвертых, много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.
В-пятых, предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев сначала с одного дерева, потом с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый или с самым длинным черенком… Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.
Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?
У детей до 6 лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. Детям от 6 до 12 лет природа помогает находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает их наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности.
Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут увидеть и понять природные явления, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.
На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.
Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши. Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.
Источник
Юлия Ермолаева
Консультация «Природа. Ее влияние на развитие дошкольников»
В настоящее время очень важной является проблема развития дошкольника. Это, с одной стороны, развитие всех психических процессов ребёнка. В дошкольном возрасте это очень важно, а с помощью эколого — валеологических игр это будет интересно для ребёнка. Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе. Не заметно для себя, они усваивают основной принцип валеологии — гармония с собой, с природой, с окружающим миром — основа здоровья человека. Природа оказывает сильное развивающее воздействие на ребёнка. Она развивает мышление, умственные способности ребёнка. Он усваивает систему знаний о природе, о человеке, как части природы. Развивает любознательность, познавательное отношение, наблюдательность. Ребёнок приобретает знания о том, как укрепить своё здоровье в согласии с законами природы, не нанося вреда другим. Дети учатся видеть зависимость своего здоровья от разумности и правильности поведения их в природе, в общении с другими людьми, то есть от того, на сколько их образ жизни является здоровым. Очень важно развивать у детей умения, навыки, которые позволят успешно взаимодействовать с природой, другими людьми. Дети учатся понимать безопасность среды (природы, питания, общения с людьми) для их здоровья и жизни.
С другой стороны, очень важно эмоциональное развитие ребёнка, умение чувствовать состояние других существ (человека, растения, животного, видеть проявления различных эмоций, устанавливать причины, вызывающие их. Это способствует воспитанию гуманного отношения к живым существам. Чтобы правильно вести себя, ненасильственно относиться к живым существам, надо знать, что значит,правильное поведение” в природе, в общении с людьми. А это не будет до конца осознанно, если у ребёнка нет знаний о значимости каждого в экосистеме, взаимосвязи всего в природе, признаках живого, причинах гибели живого, влиянии человека на природу, природы на человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться. А общение обогащает эмоциональную сферу. По этому очень важно развитие эмоций. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Не осознавая, что они делают, они причиняют боль друг другу, растению, животному. Но одних знаний мало. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если ребенок сможет объяснить, что он чувствует, что с ним случилось, тогда он сможет лучше понять, что он делает не так. Но знания должны быть связаны с деятельностью, поэтому детей надо привлекать к уходу за живыми объектами. Таким образом идет воспитание экологической культуры.
Дети, с которыми я работала, с удовольствием ухаживали за рыбками, хомячками, растениями. У детей развивали навыки личной гигиены, представление о пользе физических упражнений через беседы, личный пример. Но так как основная деятельность детей игровая, я решила использовать систему эколого — валеологических игр.
В игре дети объединяются, общаются, что способствует эмоционально- личностному развитию детей. Воспитательная и развивающая задачи выполняются незаметно для детей в привлекательной для них форме. Игра более всего захватывает детей, заставляет по- настоящему пережить чувства персонажей игры: симпатию, покровительство, нежность. Это естественный вид деятельности детей, формирующий их характер.
Эколого- валеологические игры используются на занятиях, вечерах досуга, в совместной деятельности взрослого и детей, далее вносились атрибуты для игр в свободной, самостоятельной деятельности детей.
В работе с детьми используются следующие виды игр:
1. театрализованные игры (на занятии, в совместной деятельности детей) по авторским сказкам (Баумволь, Бианки, Чуковский, народным сказкам, рассказам о природе, здоровье, сказкам придуманными детьми (введение нового персонажа, обстановке). С детьми ввелся альбом сказок. В играх использовался театр игрушек, фланелеграф, игрушки- заместители. Кроме игр- драматизацией проводились игры- фантазии, сперва с образными игрушками, затем с плоскостными изображениями, заместителями. Эти игры использовались для развития эмоциональной сферы, остроты переживаний, ощущений живых существ, воображения. Но они решали и многие другие задачи: уточняли знания о связях в природе, о влиянии человека на природу, природы на здоровье человека.
2. игры- имитации различных объектов природы (живой и не живой): ,Позы”, ,Изобрази” на развитие воображения, выразительности мимики, жестов. Эти игры имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной, артикуляционной гимнастики, психогимнастики.
3. игры с движениями, направленные на развитие психических процессов, выразительности движений уточнения знаний о закономерностях в природе, о связи живых существ, человека и природы. Эти игры способствуют развитию физической активности детей, снимают напряжение.
4. сюжетно- дидактические игры и сюжетно- ролевые (магазин, зоопарк, Айболит, путешествие). В основном решают задачи эмоционального развития детей.
5. дидактические игры. Они способствуют развитию всех психических процессов: внимание (его свойства, операции мышления, логика, воображение, память.
1. игры на формирования представлений о поведении в природе, дома, в городе. (экологический светофор, исправь, хорошо- плохо.) это игры по темам: человек и природа, безопасность ребёнка дома, на улицы.
2. игры на развитие эмоциональной сферы (маски зверям на карнавал, найди хозяйку, что подумал Лесовичок, подбери модель, добрый- злой.) это игры по темам: ребёнок и другие люди, ребёнок и природа, здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
3. игры на уточнение знаний об экосистемах (лес, луг, водоём, на установление связей и зависимости в экосистемах, на сравнение, группировку, обобщение и другие операции мышления, внимание, память.
4. на формирования представлений об организме человека, пользе движений, продуктов питания, витаминов, чистого воздуха для здоровья человека.
Развитию ребёнка способствует и участия в изо деятельности. Для этого дети изготовляли коллективные работы с использованием разных способов изображения (лепка, использование штампов из листьев, рисование кистью, мелками). Тема работ были связаны с играми: поезд птиц, лес осенью, домик- дерево, праздничная ель. Использовались задания на развития воображения: дорисуй (лес, морское дно, дети на спорт площадки).
Задачи работы:
1) учить проявлять сочувствие, сопереживание при неосторожном общении с объектами природы, допущенном кем- то. Учить радоваться при общении с природой, быть доброжелательным, стремиться не наносить вреда. Дать представления о положительном поведении в природе, о добрых делах в природе.
2) Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать объекты природы.
3) Учить определять и называть эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) по выражению лица. Учить пользоваться моделями настроения при определении потребностей живых существ, их состояния, активизировать мимическую, жестикуляционную деятельность детей.
4) Развивать умение передавать имитацией образы животных, птиц, растений, придумывать игры- фантазии с использовании театра на темы природы, соблюдения культурно- гигиенических навыков, культуры общения.
5) Формировать представления о признаках растений, животных, потребностях, сезонных изменений в жизни, росте и развитии, приспособлении к среде, о труде человека по уходу за живыми объектами.
6) Воспитание стремления быть аккуратным, опрятным, чистоплотным, не болеть.
7) Прививать культуру общения, вежливость, доброту, отзывчивость, используя примеры из произведений.
8) Учить отражать свои впечатления в изо деятельности, помогать взрослым в уходе за растениями.
Экологические и валеологические игры разных видов (дидактические, сюжетные, театрализованные, подвижные, имитации) способствуют:
1. развитию эмоциональной отзывчивости, выразительности мимики, речи, жестов, игровых умений.
2. воспитанию чувства сопереживания другому организму, стремления не навредить, правильно вести себя в природе (в лесу, у водоёма, в поле, в общении с другими людьми (на улицах города, в играх). Проиграв сказку, сюжетную игру, имитацию ребёнок лучше понимает состояние растений, животных, других людей.
3. экологические, валеологические игры способствуют развитию свойств внимания (сосредоточенность, переключение, устойчивость, опирации мышления (анализ, установление связей, сравнения, обобщение классификации). Способствуют развитию слуховой и зрительной памяти, воображения. В результате дети показали хороший результат развития психических процессов.
4. экологические игры данных видов систематизируют знания об экосистемах. Валеологические игры по разделам (ребёнок и другие люди, дома, здоровье, на улицах города, и природа) систематизируют знания о безопасном поведении в городе, в лесу, на озере…. Это способствует развитию уверенности детей, самостоятельности, ответственности. В старшем возрасте ребёнок подходит к пониманию влияния природы, города на здоровье человека, безопасность его жизни, здоровья. Ребёнок осознаёт влияние человека на природу, здоровье людей. В результате можно сказать, что экологические и валеологические игры (по теме безопасность) способствуют эмоционально – личностному развитию дошкольников.
5. эколого-валеологические игры обобщают представление о трудовых умениях в природе.
Таким образом эколого-валеологические игры развивают экологическую ку-
льтуру дошкольников, так как систематизируют знания о природе, умения, воспитывают экологически правильное отношение к природе.
Источник