Принципы возрастной периодизации психического развития ребенка

Принципы возрастной периодизации психического развития ребенка thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требуют 4 правки.

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).

Проблема периодизации[править | править код]

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации[править | править код]

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Периодизации[править | править код]

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского[править | править код]

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1—3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3—7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7—13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13—17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[править | править код]

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—13 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (13—19 лет)
    • Ранняя юность (от 19 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1—3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
  • Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
  • Юность (13—19 лет)
  • Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:

  • Новорождённые — от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство — от 1 до 2 лет
  • Первый период детства — от 3 до 7 лет
  • Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст — от 76 до 90 лет
  • Долгожители — старше 90 лет

Биологический возраст[править | править код]

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:

Возрастные периоды у детей

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1—3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
  • Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17—18 лет
    • мальчики: 12 — 17—18 лет

Возрастные периоды взрослого человека

  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21—35 лет
    • женщины: 20—35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35—60 лет
    • женщины: 35—55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60—75 лет
  • Старческий возраст: 75—90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также[править | править код]

  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
  • Нормативные кризисы развития

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
  • Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;

Ссылки[править | править код]

  • Проблема возраста и возрастной периодизации

Источник

Âîçðàñòíàÿ ïåðèîäèçàöèÿ êàê ðàçäåëåíèå æèçíåííîãî öèêëà ÷åëîâåêà íà îòäåëüíûå ïåðèîäû è îïðåäåëåíèÿ âîçðàñòíûõ ãðàíèö ýòèõ ïåðèîäîâ. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå â äåòñêîì âîçðàñòå. Ïðîôåññèîíàëüíûå âîçìîæíîñòè ëè÷íîñòè ñ ó÷åòîì åå áèîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïðèíöèïû âîçðàñòíîé ïåðèîäèçàöèè. Âåäóùèå êîíöåïöèè

Âîçðàñòíàÿ ïåðèîäèçàöèÿ — ðàçäåëåíèå æèçíåííîãî öèêëà ÷åëîâåêà íà îòäåëüíûå ïåðèîäû è îïðåäåëåíèÿ âîçðàñòíûõ ãðàíèö ýòèõ ïåðèîäîâ.

Ïåðèîäèçàöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå — ýòî âàæíàÿ ïðîáëåìà ñîâðåìåííîé äåòñêîé ïñèõîëîãèè. Îò âîçìîæíûõ âàðèàíòîâ ðåøåíèÿ ýòîé ïðîáëåìû çàâèñèò òî, ÷åìó ìû áóäåì ó÷èòü è êàê ìû áóäåì âîñïèòûâàòü äåòåé. ïåðèîäèçàöèÿ ïñèõè÷åñêèé áèîëîãè÷åñêèé

Äëÿ ïñèõîëîãèè ëè÷íîñòè ïåðèîäèçàöèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ïðåäñòàâëÿåò èíòåðåñ â ñâÿçè ñî ñëåäóþùèìè ïðîáëåìàìè: ïðîáëåìîé âîçðàñòíîé ïåðèîäèçàöèè æèçíåííîãî ïóòè ëè÷íîñòè; ïðîáëåìîé ñåíçèòèâíûõ è êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ, ãåòåðîõðîííîñòè (íåðàâíîìåðíîñòè) è àêñåëåðàöèè ðàçâèòèÿ èíäèâèäà â îíòîãåíåçå; ïðîáëåìîé îöåíêè ïðîôåññèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ëè÷íîñòè ñ ó÷åòîì îñîáåííîñòåé åå áèîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà.

Ñóùåñòâóþò ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäèçàöèè ðàçâèòèÿ.  íèõ âûäåëÿþò ðàçíûå ïåðèîäû, ýòè ïåðèîäû ïî-ðàçíîìó íàçûâàþòñÿ, ðàçëè÷íû âîçðàñòíûå ãðàíèöû, ò.ê. èõ àâòîðû â îñíîâó çàëîæèëè ðàçíûå êðèòåðèè. Îñíîâíûå ïåðèîäèçàöèè ñîçäàþòñÿ íà îñíîâå ïðåäâàðèòåëüíîãî èçó÷åíèÿ ðàçâèòèÿ äåòåé, â òîì ÷èñëå è íà ëîíãèòþäíûõ (ìíîãîëåòíèõ) èññëåäîâàíèÿõ îäíèõ è òåõ æå äåòåé.

Ë.Ñ. Âûãîòñêèé âûäåëÿë 3 ãðóïïû ïåðèîäèçàöèé:

Ïåðâàÿ ãðóïïà ïåðèîäèçàöèé îñíîâûâàåòñÿ íà âíåøíåì êðèòåðèè, ñâÿçàííîì ñ ôèçè÷åñêèì è ïñèõè÷åñêèì ðàçâèòèåì ÷åëîâåêà. Íàïðèìåð, ñóùåñòâóåò ïåðèîäèçàöèÿ ïî ñòóïåíÿì ñèñòåìû âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, îïåðèðóþùàÿ òàêèìè ïîíÿòèÿìè, êàê «äîøêîëüíûé âîçðàñò», «ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò», «îáó÷åíèå â ñðåäíåé øêîëå» è ò. ä. Òàê êàê ñòðóêòóðà îáðàçîâàíèÿ ðàçâèâàëàñü ñ ó÷åòîì ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ, òàêàÿ ïåðèîäèçàöèÿ êîñâåííî ñâÿçàíà ñ ïåðåëîìíûìè ìîìåíòàìè â äåòñêîì ðàçâèòèè.

 îñíîâó ïåðèîäèçàöèè Ï. Ï. Áëîíñêîãî ëåã òàêîé îáúåêòèâíûé è ïðîñòîé äëÿ ó÷åòà ôèçèîëîãè÷åñêèé ïðèçíàê, êàê ïîÿâëåíèå è ñìåíà çóáîâ.  åãî êëàññèôèêàöèè äåòñòâî äåëèòñÿ íà òðè ïåðèîäà: áåççóáîå äåòñòâî, äåòñòâî ìîëî÷íûõ çóáîâ è äåòñòâî ïîñòîÿííûõ çóáîâ; ñ ïîÿâëåíèåì çóáîâ ìóäðîñòè íà÷èíàåòñÿ âçðîñëîñòü.

Âòîðàÿ ãðóïïà ïåðèîäèçàöèé îñíîâûâàåòñÿ íà îäíîì âíóòðåííåì êðèòåðèè. Âûáîð êðèòåðèÿ, êîòîðûé ëîæèòñÿ â îñíîâó êëàññèôèêàöèè, ñóáúåêòèâåí è ïðîèñõîäèò ïî ñàìûì ðàçíûì ïðè÷èíàì. Òàê, â ðàìêàõ ïñèõîàíàëèçà Ç.Ôðåéäîì áûëà ðàçðàáîòàíà ïåðèîäèçàöèÿ ðàçâèòèÿ äåòñêîé ñåêñóàëüíîñòè (îðàëüíûé, àíàëüíûé, ãåíèòàëüíûé ýòàïû). Æ.Ïèàæå âûäåëÿë âîçðàñòíûå ïåðèîäû ïî ñòàäèÿì ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòà. Ïåðèîäèçàöèÿ Ë.Êîëáåðãà îñíîâûâàåòñÿ íà èçó÷åíèè óðîâíÿ ìîðàëüíîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà.

Òðåòüÿ ãðóïïà ïåðèîäèçàöèé îñíîâûâàåòñÿ íà íåñêîëüêèõ ñóùåñòâåííûõ îñîáåííîñòÿõ ðàçâèòèÿ. Îòå÷åñòâåííûé ó÷åíûé Â.È.Ñëîáîä÷èêîâ âûäåëÿë òàêèå ñòóïåíè ðàçâèòèÿ êàê îæèâëåíèå (0-12 ìåñ.), îäóøåâëåíèå (11-12 ìåñ. — 5-6 ëåò), ïåðñîíàëèçàöèÿ (5,5 — 18 ëåò), èíäèâèäóàëèçàöèÿ (17-42 ãîäà).

 ïåðèîäèçàöèÿõ, ðàçðàáîòàííûõ Âûãîòñêèì è Ýëüêîíèíîì, èñïîëüçóþòñÿ òðè êðèòåðèÿ — ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ, âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü è öåíòðàëüíîå âîçðàñòíîå íîâîîáðàçîâàíèå. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ — ýòî ñâîåîáðàçíîå ñî÷åòàíèå òîãî, ÷òî ñôîðìèðîâàëîñü â ïñèõèêå ðåáåíêà è òåõ îòíîøåíèé, êîòîðûå óñòàíàâëèâàþòñÿ ó ðåáåíêà ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé. Ïîíÿòèå «âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü» áûëî ââåäåíî Ëåîíòüåâûì: äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ íà äàííîì ýòàïå îêàçûâàåò íàèáîëüøåå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ïñèõèêè. Íîâîîáðàçîâàíèå — òå êà÷åñòâåííûå îñîáåííîñòè ïñèõèêè, êîòîðûå âïåðâûå ïîÿâëÿþòñÿ â äàííûé âîçðàñòíîé ïåðèîä.

Ïåðâàÿ ñòàäèÿ ïðåäïîëàãàåò ðàçðåøåíèå êðèçèñà ïóòåì âûáîðà ìåæäó äîâåðèåì è íåäîâåðèåì ëè÷íîñòè ê ìèðó (0—1 ãîä), âòîðàÿ ñòàäèÿ — ôîðìèðîâàíèå àâòîíîìèè ïðîòèâ ñòûäà è ñîìíåíèÿ (2—3 ãîäà), òðåòüÿ ñòàäèÿ — èíèöèàòèâíîñòè ïðîòèâ ÷óâñòâà âèíû (4—6-7 ëåò), ÷åòâåðòàÿ ñòàäèÿ — óìåíèÿ è êîìïåòåíòíîñòè ïðîòèâ ÷óâñòâà íåïîëíîöåííîñòè (8—13 ëåò), ïÿòàÿ — ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòíîé èäåíòè÷íîñòè ïðîòèâ ñìåøåíèÿ èäåíòè÷íîñòè (14 —19 ëåò), øåñòàÿ — áëèçîñòè è ëþáâè ïðîòèâ èçîëÿöèè è îòâåðæåíèÿ (19—35 ëåò), ñåäüìàÿ — ïðîèçâîäèòåëüíîñòè ïðîòèâ ñòàãíàöèè è çàñòîÿ (35—60 ëåò) è âîñüìàÿ — öåëîñòíîñòè è ìóäðîñòè ëè÷íîñòè ïðîòèâ äåçèíòåãðàöèè è ðàñïàäà (ñòàðøå 60 ëåò).

Êðèòè÷åñêèå è êðèçèñíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ

Ïðè ïåðåõîäå îò îäíîé âîçðàñòíîé ñòàäèè ê äðóãîé âûäåëÿþò êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû, èëè êðèçèñû, êîãäà ïðîèñõîäèò ðàçðóøåíèå ïðåæíåé ôîðìû îòíîøåíèé ÷åëîâåêà ñ îêðóæàþùèì ìèðîì è ôîðìèðîâàíèå íîâîé, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ çíà÷èòåëüíûìè ïñèõîëîãè÷åñêèìè òðóäíîñòÿìè äëÿ ñàìîãî ÷åëîâåêà è åãî ñîöèàëüíîãî îêðóæåíèÿ. Òàê, ñìåíà âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè âåäåò ê íàñòóïëåíèþ êðèçèñà â ðàçâèòèè. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà ìåíÿþòñÿ, íî îí åùå íå â ñîñòîÿíèè èõ óäîâëåòâîðèòü.

Âûäåëÿþò ìàëûå êðèçèñû (êðèçèñ ïåðâîãî ãîäà, êðèçèñ 7 ëåò, êðèçèñ 17/18 ëåò) è áîëüøèå êðèçèñû (êðèçèñ ðîæäåíèÿ, 3 ëåò, ïîäðîñòêîâûé êðèçèñ 13-14 ëåò).  ñëó÷àå ñ ïîñëåäíèìè ïåðåñòðàèâàþòñÿ îòíîøåíèÿ ðåáåíêà è îáùåñòâà. Ìàëûå æå êðèçèñû ïðîõîäÿò âíåøíå ñïîêîéíåå, îíè ñâÿçàíû ñ íàðàñòàíèåì óìåíèé è ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Îòäåëüíî âûäåëÿþò êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû âçðîñëîñòè.

Ïðèìåð, êðèçèñ 3-õ ëåò. Ïî Ä.Á. Ýëüêîíèíó — ýòî ðàçðóøåíèå, ïåðåñìîòð ñòàðîé ñèñòåìû ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé, êðèçèñ âûäåëåíèÿ ñâîåãî «ß». Âîçðàñòàíèå ñàìîñòîÿòåëüíîñòè è àêòèâíîñòè, òðåáóþò îò áëèçêèõ âçðîñëûõ ñâîåâðåìåííîé ïåðåñòðîéêè. Åñëè æå íîâûå îòíîøåíèÿ ñ ðåá¸íêîì íå ñêëàäûâàþòñÿ, åãî èíèöèàòèâà íå ïîîùðÿåòñÿ, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü ïîñòîÿííî îãðàíè÷èâàåòñÿ (â ãðóáîé ôîðìå è áåç ïðåäîñòàâëåíèÿ àëüòåðíàòèâíîãî çàíÿòèÿ) ó ðåá¸íêà âîçíèêàþò êðèçèñíûå ÿâëåíèÿ, ïðîÿâëÿþùèåñÿ â îòíîøåíèÿõ ñî âçðîñëûìè (è íèêîãäà ñî ñâåðñòíèêàìè).

Êðèçèñ ðàçâèòèÿ â òðàêòîâêå Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî — ýòî ïåðåëîìíûé ïóíêò â íîðìàëüíîì òå÷åíèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îí âîçíèêàåò òîãäà, «êîãäà âíóòðåííèé õîä äåòñêîãî ðàçâèòèÿ çàâåðøèë êàêîé-òî öèêë è ïåðåõîä ê ñëåäóþùåìó öèêëó áóäåò îáÿçàòåëüíî ïåðåëîìíûì…» (Âûãîòñêèé Ë.Ñ., 1991).

Ïåðåõîä èç îäíîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà â äðóãîé ñâÿçàí ñ èçìåíåíèåì ôèçè÷åñêèõ è ïñèõîëîãè÷åñêèõ äàííûõ ðåáåíêà, ñ ïåðåñòðîéêîé îðãàíèçìà è ïîâåäåíèÿ. Ïîâåäåíèå äåòåé âî âðåìÿ ýòîãî ïåðåõîäà îáû÷íî ìåíÿåòñÿ íå â ëó÷øóþ ñòîðîíó, äåòè ñòàíîâÿòñÿ çàìêíóòûìè, ðàçäðàæèòåëüíûìè, ñ òðóäîì ïîääàþòñÿ âîñïèòàíèþ, óïðÿìû, ïðîÿâëÿþò íåãàòèâèçì, ñòðîïòèâîñòü. Òàê, âîçðàñòíîé êðèçèñ ñâèäåòåëüñòâóåò, ÷òî â îðãàíèçìå è ïñèõîëîãèè ðåáåíêà ïðîèñõîäÿò âàæíûå ïåðåìåíû, ÷òî íà ïóòè ôèçè÷åñêîãî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âîçíèêëè òðóäíîñòè, ñ êîòîðûìè ðåáåíîê íå ñïðàâëÿåòñÿ. À ïðåîäîëåíèå êðèçèñà ÿâëÿåòñÿ ïîäòâåðæäåíèåì, ÷òî ðåáåíîê óæå íàõîäèòñÿ íà áîëåå âûñîêîì óðîâíå è ïåðåøåë â ñëåäóþùèé ïñèõîëîãè÷åñêèé âîçðàñò.

Äëÿ ÷åãî æå íóæíû ýòè êðèçèñû? Ãëàâíûé è îñíîâíîé ñìûñë êðèòè÷åñêîãî ïåðèîäà ñîñòîèò â ôîðìèðîâàíèè â êîíöå êàæäîãî ïåðåõîäíîãî ïåðèîäà íîâûõ ñâîéñòâ è êà÷åñòâ, êîòîðûõ íå áûëî â ïðåäûäóùåì ïåðèîäå, — íîâîîáðàçîâàíèé, êîòîðûå ñîäåðæàò ïîáóäèòåëüíóþ ñèëó äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ è ñòàíîâÿòñÿ áàçîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè â ñëåäóþùåì âîçðàñòíîì ïåðèîäå.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник