Принципы психолого педагогической диагностики развития ребенка
Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей
Психодиагностика нарушенного развития должна определять направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, т.е. быть дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.
Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная).
Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.
Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.
Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка — этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.
Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:
— отношение к ситуации обследования и заданиям;
— способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
-соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
— продуктивное использование помощи взрослого;
— умение выполнять задание по аналогии;
— отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.
Необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.
Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития.Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка [2].
Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей выявляет своеобразие психического развития ребёнка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребёнка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.
Библиографический список
1.Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластёнина.-2-е изд., перераб. –М.: Академия, 2002
2.Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /[И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. -7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
3.Лубовский, В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий // Дефектология. -1988
Источник
Глава 3. Содержание и организация диагностической деятельности логопеда и психолога
3.1. Принципы психолого-педагогической диагностики. 91
3.2. Этические требования к процедуре проведения психолого-педагогической диагностики. 95
Принципы психолого-педагогической диагностики.
От качества психолого-педагогической диагностики зависит выбор средств и определение путей коррекционно-развивающей работы. Для детей с речевыми расстройствами важно определить методы, приемы и возможности обучения на основе выявления у него отклонений от нормы в личностной, интеллектуальной, поведенческой сферах психики. Разработка принципов диагностики, как оснровополагающих идей, является важной для теории и практики специальной психологии.
Прежде всего, следует назватьпринцип комплексного (от лат. complexus – связь, сочетание) подхода к изучению человека, то есть систематического целостного изучения индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его жизненного пути. Он реализуется путем всестороннего обследования особенностей развития трех базовых сфер психики — личности, интеллекта, поведения и других более частных ее свойств. Психологическое обследование сопровождается оценкой состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, нервной системы ребенка. Оно входит важной составной частью в общую диагностическую систему. Психологическую диагностику необходимо рассматривать только как помощь в организации комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, эффективность которой зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка.
Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что «…в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» (Выготский Л. С., 1983, с. 302-303).
Д. Б. Эльконин отмечал, что психологическая диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше.
Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами. В самой процедуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскрываются коммуникативные способности личности, как в процессе групповых психокоррекционных занятий. В ходе игровой психокоррекции с наибольшей глубиной отражаются психогенные переживания ребенка. В то же время, психологическая диагностика содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить особенности его психического развития, уровень сформированное определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам.
Принцип целостного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума конкретизирует общеметодологические принципы детерминизма и системности. Он лежит в основе концепции Л.С. Выготского о структуре дефекта, которая позволяет осуществить системный анализ того или иного нарушения. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии согласно которой человек проявляет себя с наибольшей полнотой в процессе деятельности — предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой. Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого – его личности, интеллекта и поведения.
Принцип личностного подхода чрезвычайно важен в обследовании лиц с речевыми расстройствами. Личностный подход — это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. Психолог должен принимать любого ребенка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, за которыми признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.
Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник, — то в учебной. В некоторых случаях, например, при задержках, в том числе речевого, развития, игровые методики сохраняют свою актуальность и в школьном возрасте. Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка и подростка.
Принцип динамического изучения ребенка, ориентирует на то, что при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Этому принципу следует концепция Л.С.Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития, определяемая задачами, которые ребенок решает самостоятельно, и зона ближайшего развития, определяемая задачами, которые ребенок решает с помощью взрослого. Для прогноза успеха обучения ребенка существуют специальные диагностические методики. В случае нарушений развития эти методики могут иметь значение для дифференциальной диагностики.
Принцип каузальности (этиопатогенетический). Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Сложная структура дефекта, иерархия отношений между симптомами и их причинами определят задачи и цели диагностики.
Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследованияпозволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования. Коллегиальная форма может быть полезна в процессе обследования, когда один из специалистов выступает как помощник другого, организовывая поведение обследуемого, создавая положительный эмоциональный фон, и особенно при анализе полученных результатов обследования. В этом случае особенно ценно взглянуть на одни и те же факты под разным углом зрения, выявить пробелы в полученной информации, с тем, чтобы восполнив их, составить адекватную картину психического статуса ребенка.
Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологического обследования ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой стороны, чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальных показателям, но был проведен анализ процесса выполнения заданий – способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д. Качество выводов должно опираться на тщательность и точность произведенных измерений, а в основе точности должна лежать качественная логичная диагностическая гипотеза.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 467 | Нарушение авторских прав
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.01 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник
1) комплексный подход к диагностике – это означает всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребенка, охватывающее познавательную деятельность, поведение, эмоции, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние;
2) целостное и системное изучение ребенка – это предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение причин, и установление иерархии обнаруженных нарушений или отклонений в развитии;
3) динамическое изучение ребенка – принцип динамического изучения опирается на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка – актуальным и потенциальном, т.е. зоне «ближайшего развития». Это возможно определить в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действия;
4) учет возрастных особенностей развития – это значит необходимо ориентироваться при изучении ребенка на возрастную периодизацию. В отечественной психологии признана определенная последовательность стадий развитии, которые не могут опережать друг друга;
5) качественный анализ результатов диагностики – его содержание определяют параметры: – отношение ребенка к заданиям; – способы ориентировки в условиях задания; – характер его ошибок;13 – отношение к результату своей деятельности. При этом необходимо определить уровень психического развития ребенка и его личностные особенности. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, и они выступают во взаимосвязи
Методические требования к речи взрослых, осуществляющих коррекционно-развивающую работу:
· речь должна быть абсолютно правильной, литературной;
· по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
· структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращённой к нему речи;
· содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
· речь взрослых должна соответствовать таким категориям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость;
Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия – искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребёнку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Дети в большинстве своём имеют сверх-ранимую нервную систему и чувствительны не только к содержанию, но и форме, интонационному оформлению обращённой к ним речи.
Профилактика девиантного поведения детей и подростков.Деятельность должна касаться детей всех возрастных групп и включать участие и родителей, и педагогических работников:
· Беседы и лекции. В доверительной форме стоит рассказывать ребятам о способах решения различных проблем, важно приводить примеры. Также беседы должны быть направлены на пропаганду здорового образа жизни, воспитывать отвращение к алкоголю и наркотикам;
· Организация досуга. Нужно научить ребят занимать свое свободное время интересными и полезными занятиями. Стоит организовывать для них походы, посещения культурных мероприятий;
· Психологические тренинги. Они могут помочь наладить взаимоотношения в коллективе, научить ребенка расставлять приоритеты и справляться с проблемами;
· Образовательные программы. Позволят сформировать у ребят правильное отношение к здоровому образу жизни, обеспечат профилактику сексуальных отклонений;
Профилактические действия.Главной проблемой дошкольника является отсутствие умения контролировать своё поведение, пользоваться поддержкой окружающего коллектива. Чтобы устранить эти искаженные реакции, необходимо принимать следующие меры воздействия:
· сформировать у ребёнка интерес к общению со сверстниками и взрослыми;
· закреплять освоенные навыки общения с окружающими, имеющиеся знания о культуре поведения;
· выработать навык правильного общественного поведения;
· обучить малыша правильной оценке своей личности, контролю за эмоциональным состоянием;
· развивать умение применять различные формы взаимодействия при общении с детьми;
Коррекционные методы исправления поведения у детей(виды деятельности): подвижная игра; инсценировка «сложно разрешимой ситуации»; словесные игры с движениями; танцы и исполнение песен; чтение художественной литературы.
Кроме подвижных игр и различных занятий, корректирующих девиантное поведение, необходимо разработать для малыша правильный режим дня и рацион питания, осуществлять контроль просмотра телевизионных передач и кинофильмов.
Методы. Психолого-педагогическое наблюдение; психологическая диагностика; беседа; анкетирование; рисуночные методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Рисунок семьи»; «Лист наблюдения за агрессивными детьми»; анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок?», «Сказкотерапия»;
Решение проблемы девиантного поведения дошкольников всегда должно начинаться с выявления причин. Правильно выявленные причины будут способствовать грамотно выстроенной и эффективной профилактической работе.
Родителям следует проявлять терпение и понимание, тренировать самоконтроль.
Важно, чтобы работа велась систематически, а мероприятия были интересны для детей.
Понятие инклюзивного образования
Инклюзия – это включение, добавление, приспособление, то есть:
— вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
— удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Принципы инклюзивного образования:
· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· Каждый человек способен чувствовать и думать;
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· Все люди нуждаются друг в друге;
· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Источник