Принципы нарушений в развитии ребенка
Сформировались
различные аспекты уровневого подхода
к анализу нарушений речи и других
отклонений в развитии, в том числе —
деятельностно-процессуальный и
симптомологический. Основываясь на
этих подходах, речь ребенка рассматривается
как специфическая, иерархически
организованная деятельность. Выделяются
разные уровни порождения речевого
высказывания: мотивационный, смысловой,
языковой и сенсомоторный. При разных
видах нарушений развития у детей
отмечается несформированность одного
или нескольких из названных уровней.
Как всякая другая деятельность, речь
характеризуется мотивированностью,
целенаправленностью, определенной
структурой. В системе (или структуре)
порождения речевого высказывания могут
нарушаться один или несколько звеньев,
а иногда сформированными оказываются
все звенья этой системы. Соответственно
коррекционная работа направляется на
формирование отсутствующего компонента.
Недоразвитие
речи отрицательно влияет на общее
психическое развитие ребенка, затрудняет
его общение с окружающими. Речевые
нарушения отмечаются практически при
всех видах отклонений в развитии детей:
при умственной отсталости, при задержках
психического развития, при детском
церебральном параличе, при нарушениях
слуха, зрения. Однако в каждом из названных
случаев нарушения речевой деятельности
имеют своеобразный характер и специфическую
структуру. В каждом случае требуется
особая система коррекционно-воспитательного
воздействия.
Одни
нарушения носят центральный характер,
другие — периферический. В одних случаях
нарушается речевое либо интеллектуальное
развитие, в других выявляется сенсорный
дефект (нарушения слуха, зрения и т.д.),
иногда нарушения касаются двигательной
сферы. Одни нарушения более легкие,
другие носят тяжелый органический
характер. В последнее время чаще
встречаются не тяжелые, а слабо выраженные
(или, как их еще называют, парциальные,
частичные) нарушения, но в их комбинозе
(сочетании), что делает затруднительным
их выявление, оценку и организацию
коррекционного воздействия.
Недоразвитие
органов слуха и зрения лишает ребенка
важнейших источников информации, что
приводит к задержке психического и
речевого развития, особенно если ребенок
лишился слуха или зрения в раннем
возрасте. Степень выраженности отставания
в психическом развитии зависит от
причин, тяжести и времени возникновения
нарушения слуха или зрения. Чем раньше
и тяжелее нарушены слух или зрение, тем
более выражена у ребенка задержка
психического и речевого развития.
Недоразвитие всех компонентов речи
(звукопроизношения, словаря, грамматического
строя, связной речи) тормозит формирование
абстрактно-логического мышления ребенка.
Большое значение для состояния ребенка
имеет и характер коррекционного
воздействия зрения, своевременно
получивший коррекционное воздействие,
в дальнейшем интеллектуально развивается
нормально. В то же время есть дети, у
которых нарушение слуха или зрения, а
следовательно и речи, протекает на фоне
умственной отсталости. Иногда дефекты
слуха или зрения у ребенка сочетаются
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с различными соматическими
и нервно-психическими нарушениями.
У
детей с нарушением зрения (слепых или
слабовидящих) отмечается ограниченность
знаний и представлений об окружающем,
недостаточность абстрактного мышления,
неточная предметная соотнесенность
слов. Нарушение зрения тормозит развитие
двигательных навыков, у детей невысокая
моторная активность, оптико-пространственное
недоразвитие, общая медлительность,
повышенная утомляемость и истощаемость.
Нарушение
зрения сказывается на взаимодействии
необходимых для правильного развития
речи анализаторных систем: слуховой,
двигательной и тактильной. У детей
отмечается замедление темпа психического,
в том числе и речевого развития. У такого
ребенка значительно сужены возможности
общения, взаимодействия с окружающим
миром; он нуждается в помощи взрослого
при организации предметной и игровой
деятельности. Его информативные связи
сужены, ребенок не может нормально
общаться с окружающими.
У
детей с глубокими, тяжелыми нарушениями
зрения отмечаются системные нарушения
речи (несформированность
фонетико-фонематической и
лексико-грамматических сторон). Состояние
психических процессов детей с нарушениями
зрения зависит от макросоциальной
среды, от стимулирования общей и речевой
активности ребенка и от ряда других
факторов. У детей дошкольного возраста
часто встречаются нарушения в развитии
речи. В этой группе нарушений отмечаются
отклонения в развитии звуковой стороны
речи.
Есть
дети, у которых полностью не сформирована
система фонем (звуков родного языка):
они пропускают, искажают, заменяют
разное количество звуков всех фонетических
групп. В основе этого могут лежать
дефекты строения артикуляционного
аппарата, нарушение его подвижности,
деятельности, нарушения фонематического
восприятия (ребенок не слышит звуков
речи к их последовательности в словах
— какой звук первый, последний и т.д.; не
различает (не дифференцирует) близкие
по звучанию фонемы: шипящие-свистящие,
твердые-мягкие, глухие-звонкие звуки и
др.). Иногда неправильное звукопроизношение
связано с дефектной речью окружающих,
ребенок говорит плохо, подражая
неправильной речи взрослых. Нарушение
звукопроизношения может быть следствием
педагогической запущенности, отсутствия
внимания к развитию речи ребенка. В
других случаях нарушение звукопроизношения
может быть проявлением какого-то более
серьезного, органического нарушения,
неполадок в центральной нервной системе
ребенка, ведь речь — это одна из функций
центральной нервной системы.
Нарушения
звукопроизношения бывают простыми,
если нарушены один или несколько звуков
из одной фонетической группы, и сложными,
когда нарушены звуки разных фонетических
групп.
Некоторые
особенности звукопроизношения ребенка
младшего возраста расцениваются как
физиологические особенности речи, так
как примерно до 5 лет у ребенка еще
недостаточно развита подвижность
артикуляционного аппарата (артикуляционная
моторика) и недостаточно сформировано
фонематическое восприятие.
Для
детей с нарушениями речи характерны
меньший (по сравнению с нормально
развивающимися детьми) объем сведений
и представлений об окружающем,
недостаточность сенсорных, временных
и пространственных представлений,
снижение способности к запоминанию
зрительного и слухового материала,
недостаточная целенаправленность и
концентрация внимания, снижение уровня
психических обобщений, недостаточное
умение строить умозаключения, устанавливать
причинно-следственные связи и др. У этих
детей слабо развиты артикуляционная
моторика и мелкая моторика пальцев рук.
Дети с тяжелыми нарушениями речи
нуждаются в комплексном, дифференцированном
и целостном воздействии на все стороны
развития и личности.
Иногда
задержка развития речи проявляется на
фоне задержки психического развития в
целом. В других случаях запаздывает
только речевое развитие. В ряду социальных
причин, вызывающих задержку речевого
развития, большое место занимает
воспитание малыша в доме ребенка, в
детском доме, ранний и длительный
госпитализм, что в совокупности
обозначается как социальная депривация.
У
умственно отсталых детей отмечается
недоразвитие — часто глубокое — всех
сторон психической деятельности, в том
числе и речевое отставание.
Полноценное
функционирование органов чувств и
моторики имеет большое значение для
психического развития, является основой
формирования сложных психических
процессов. Определенный уровень развития
сенсорных и моторных процессов в их
тесной связи с развитием речи составляет
фундамент формирования познавательной
деятельности ребенка. Развитие психической
деятельности у нормально развивающегося
ребенка и ребенка с отклонениями в
развитии идет по одним закономерностям:
от восприятия и представления к
наглядно-действенному, наглядно-образному
и затем к элементам понятийного мышления.
Во всех этих процессах большую роль
играет речь.
У
умственно отсталого дошкольника снижена
ориентировочная деятельность, активность,
нарушена моторика, отмечается низкий
уровень мотивированности и потребностей.
Наблюдаются недостаточность внимания,
слабость смысловых связей, бессистемность
имеющихся представлений, нарушение
памяти. Недоразвиты все компоненты
устной речи, касающиеся фонетико-фонематической
и лексико-грамматической сторон. Кроме
того, у умственно отсталых детей могут
быть все виды речевых нарушений как
сопутствующие проявления интеллектуального
дефекта. Может быть механическая дислалия
(нарушение звукопроизношения из-за
нарушения строения артикуляционного
аппарата), ринолалия (нарушение речи
из-за расщелины артикуляционного
аппарата), дизартрия (нарушение всей
звуковой системы речи из-за нарушенной
иннервации артикуляционного аппарата
— параличи, парезы), могут быть алалии,
афазии, заикание.
У
умственно отсталого ребенка в силу
недоразвития коры мозга медленно
развивается словарь, замедленно
формируются обобщающие понятия, дети
с трудом абстрагируются от конкретной
ситуации, их речевая продукция сводится
к использованию заученных речевых
шаблонов. Медленно и неточно осуществляется
перенос речевого опыта в сходные
ситуации, речь недостаточно регулирует
деятельность таких детей. Ребенок долгое
время общается только вопросно-ответной
формой, контекстная речь формируется
с трудом. Самостоятельный рассказ
сводится к простому перечислению
отдельных предметов и действий,
изображенных на картинке. Внимание к
речи окружающих и контроль за своей
речью у детей снижены. Проявляются
отставания от сверстников во всех видах
продуктивной деятельности: рисовании,
конструировании, лепке. Игры таких детей
часто носят элементарный подражательный
характер, изобилуют стереотипными
действиями. Новые сведения усваиваются
умственно отсталыми детьми медленно.
Их эмоциональные реакции инфантильны.
Нередко дети отстают от сверстников и
по показателям физического развития.
Недоразвитие интеллекта и речи
многовариативны. Они могут проявляться
в широком диапазоне — от глубокого
слабоумия с отсутствием понимания и
собственной речи (импрессивной и
экспрессивной речи) до сравнительно
неплохого развития, которое иногда
расценивается как низкая норма,
пограничное состояние.
В
ряде случаев у детей наблюдается задержка
психического развития (ЗПР). Главное
отличие таких случаев от умственной
отсталости заключается в обратимости
имеющихся у ребенка особенностей
развития.
В
игровой ситуации эти дети обычно
достаточно активны, самостоятельны,
продуктивны. Недоразвитие их познавательной
деятельности проявляется преимущественно
при усвоении программного материала
дошкольного образовательного учреждения.
Часто
у детей с задержкой психического развития
отмечаются неорганизованность,
хаотичность деятельности, неуравновешенность
поведения, торопливость, беспечность,
отсутствие чувства ответственности и
другие индивидуально-психологические
черты. У таких детей наблюдаются слабость
волевых усилий, незрелость
эмоционально-волевой сферы, снижение
работоспособности, недостаточность
отдельных психических функций. Для них
характерны двигательная расторможенность
или, наоборот, вялость, апатичность,
эмоциональная неустойчивость,
импульсивность.
Недостаточная
выраженность познавательных интересов
детей с ЗПР сочетается с нарушениями
внимания, памяти, с замедлением скорости
приема и переработки сенсорной информации,
плохой координацией движений. Негрубые
нарушения речи проявляются в отставании
в развитии фонетико-фонематической и
лексико-грамматической сторон речи.
Выявлены
значительные различия в результатах
самостоятельной работы таких детей и
работы с помощью взрослых. Дети способны
принимать помощь, усваивать принцип
действия и переносить его на аналогичные
задания. Именно это и отличает детей с
ЗПР от умственно отсталых. Потенциальные
возможности детей с задержкой психического
развития достаточно высокие.
Тяжелые
нарушения общения наблюдаются при
раннем детском аутизме (РДА), который
проявляется уже в первые 2-3 года жизни.
Основным его симптомом является нарушение
общения, контакта ребенка с окружающими.
Ребенок погружается в мир своих фантазий,
собственных переживаний. Он замкнут,
отказывается от общения, не смотрит в
глаза окружающим, избегает телесного
контакта, ласки, близких. Для таких детей
характерна однообразная нецеленаправленная
двигательная активность: они могут
длительное время ходить по кругу,
выполнять стереотипные движения,
нашептывать что-то, выкрикивать отдельные
звуки и слова. Двигательное беспокойство
чередуется с застыванием в одной позе,
заторможенностью. Отличительной
особенностью детей с аутизмом является
неравномерность психического развития
в целом, а также отдельных психомоторных
функций. Интеллект детей с аутизмом
может быть нормальным, но развит
негармонично, бывает умственная
отсталость, и наконец, среди таких детей
встречаются одаренные.
Иногда
у ребенка бывает сложный дефект, так
называют сочетание двух и более нарушений,
в одинаковой степени определяющих
структуру аномального развития и
трудности воспитания и обучения ребенка.
Например, одновременные нарушения
зрения и слуха, зрения и речи, слуха и
моторики т.д. При осложненном дефекте
возможно выделение (определение) ведущего
или главного нарушения и осложняющих
его расстройств.
Сложная
структура дефекта отмечается при
снижении слуха, зрения, при умственной
отсталости у детей. У различных групп
детей по-разному представлено соотношение
нарушенных компонентов речевой и
интеллектуальной систем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Психодиагностика
нарушенного развития должна определять
направление обучения ребенка, его
специфические образовательные потребности
и возможный уровень его образования,
указать основные направления
коррекционно-развивающего обучения,
т.е. быть дифференциальной и прогностической.
В процессе диагностики должны определяться
и оптимальные организационные формы
обучения ребенка, и рекомендации
индивидуального планового обучения.
Диагностику
нарушенного развития на современном
этапе необходимо проводить с опорой на
ряд принципов (подходов), ранее описанных
в трудах ведущих специалистов (Л.С.
Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная).
Комплексное
изучение
развития психики ребенка предполагает
вскрытие глубоких внутренних причин и
механизмов возникновения того или иного
отклонения, осуществляется группой
специалистов (врачи, педагоги-дефектологи,
логопед, психолог, социальный педагог).
Используется не только клиническое и
экспериментально-психологическое
изучение ребенка, но и другие методы:
анализ медицинской и педагогической
документации, наблюдение за ребенком,
социально-педагогическое обследование,
а в наиболее сложных случаях —
нейрофизиологическое, нейропсихологическое
и другие обследования.
Системный
подход
к диагностике психического развития
ребенка опирается на представление о
системном строении психики и предполагает
анализ результатов психической
деятельности ребенка на каждом из ее
этапов. Системный анализ в процессе
психолого-педагогической диагностики
предполагает не только выявление
отдельных нарушений, но и установление
взаимосвязей между ними, их иерархии.
Очень важно, чтобы были выявлены не
только явления негативного характера,
но и сохранные функции и положительные
стороны личности, которые составят
основу для коррекционных мероприятий.
Динамический
подход
к изучению ребенка с нарушением развития
предполагает прослеживание изменений,
которые происходят в процессе его
развития, а также учет его возрастных
особенностей. Это важно при организации
обследования, выборе диагностического
инструментария и анализе результатов
изучения. Необходим учет текущего
состояния ребенка, учет возрастных
качественных новообразований и их
своевременная реализация в различных
видах деятельности ребенка. Очень важен
учет возрастного фактора при осуществлении
диагностического обучения, которое
организуется только в пределах тех
заданий, которые доступны детям данного
возраста.
Выявление
и учет потенциальных возможностей
ребенка
—
этот принцип опирается на теоретическое
положение Л.С. Выготского о зонах
актуального и ближайшего развития
ребенка. Потенциальные возможности
ребенка в виде зоны ближайшего развития
определяют возможности и темп усвоения
новых знаний и умений. Эти возможности
выявляются в процессе сотрудничества
ребенка со взрослым при усвоении ребенком
новых способов действий.
Качественный
анализ
результатов психодиагностического
изучения ребенка включает следующие
параметры:
—
отношение к ситуации обследования и
заданиям;—
способы ориентации в условиях заданий
и способы выполнения заданий;—
соответствие действий ребенка условиям
задания, характеру экспериментального
материала и инструкции;—
продуктивное использование помощи
взрослого;—
умение выполнять задание по аналогии;—
отношение к результатам своей
деятельности, критичность в оценке
своих достижений.
Качественный
анализ результатов психодиагностики
не исключает количественной оценки
результатов выполнения отдельных
диагностических заданий.
Необходимость
раннего диагностического изучения
ребенка
позволяет выявить и предотвратить
появление вторичных наслоений социального
характера на первичное нарушение и
своевременно включить ребенка в
коррекционное обучение.
Единство
диагностической и коррекционной помощи
детям с нарушениями развития.
Задачи коррекционно-педагогической
работы могут быть решены только на
основе диагностики, определения прогнозов
психического развития и оценки
потенциальных возможностей ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник