Принципы диагностики аномального развития ребенка

Принципы диагностики аномального развития ребенка thumbnail

Задачи
психологической диагностики в области
дефектологии.

1. Определение
первичного нарушения в развитии, т.е.
для какой категории аномального развития
характерны отклонения, обнару­женные
у обследуемого ребенка.

2. Определение
степени первичного нарушения. Выявление
индивидуально-психологических
особенностей развития ребенка.

3. Определение
условий воспитания и индивидуаль­ной
программы развития.

4. Оценка динамики
психического развития.

Принципы
диагностики

аномального развития.

1.
Принцип комплексности
обследования
ребенка означает, что достоверный вывод
относительно особенностей его дефекта
может быть сделан только на основе
совместного вывода различ­ных
специалистов.

Комплексный
под­ход, как один из основных принципов
диагностики аномального раз­вития,
обеспечивает всестороннее обследование
и оценку особенностей развития ребенка:
состояние слуха, зрения, двигательной
сферы, соматическое состояние; особенности
развития познавательной деятельности,
пове­дение, эмоции.

2.
Принцип
всесторонности и целостности
предусматривает
изучение причин аномального состояния
и структуры дефекта (зависимость,
взаимосвязь, взаимообусловленность
его прояв­лений), так как отдельные
проявления и симптомы не дают пол­ной
картины дефекта развития у ребенка.

Принцип системного
целостного изучения ребенка
один из
важных подходов в методологии отечественной
психологии и дефектологии. Связь между
отдельными проявлениями нарушений
психического раз­вития, определение
их причин, установление иерархии
обнаруженных недостатков или отклонений
в психическом развитии, т.е. взаимосвя­занная
система первичных, вторичных и т.д.
отклонений.

3. В соответствии
спринципом
динамичности изучения
ре­бенка
обследование организуется таким образом,
чтобы выявить потенциальные возможности
его развития, а не только те осо­бенности,
которые отражают уже сформированные
способности. Продуктивным способом
динамического изучения является
пре­доставление ребенку в процессе
обследования разнообразных видов
педагогической помощи. Таким образом,
динамическое изучение ребенка
предусматривает качественный анализ
разно­образных видов его деятельности,
как самостоятельной, так и осуществляемой
при помощи педагога. Все это дает
возможность определить не только уровень
актуального развития, но и зону ближайшего
развития ребенка, что имеет важное
значение для дифференциальной диагностики,
в частности, с целью более точ­ного
отграничения умственной отсталости от
состояний, сход­ных с ней по некоторым
проявлениям особенностей познаватель­ной
деятельности.

Принцип динамического
изучения тесно связан с разработкой
поло­жений Л.С.Выготского об основных
закономерностях развития нор­мального
и аномального ребенка. Специфические
закономерности ано­мального развития
используются как основные ориентиры в
дифференциальной диагностике.

Диагностический
обучающий эксперимент — экспериментальный
прием оценки интеллектуального развития
или отдельных компонентов умственной
активности с помощью выявления
потенциальных возможностей испытуемого
к усвоению новых знаний, выработке
способов решения.

4.
Принцип качественного анализа данных
,
полученных в процессе пси­хологической
диагностики (находится в тесной связи
с принципом ди­намического изучения).
Качественный анализ умственной
деятельности ребенка включает отношение
испытуемого к эксперименту, способы
действий, характер его ошибок, отношение
ребенка к результату своей деятельности.
Качественный анализ не противоречит
учету количе­ственных данных.

5. В процессе
обследования ребенка важно придерживаться
принципа
индивидуального подхода
,
который означает, что с обследуемым
ребенком необходимо установить контакт,
создать максимально благоприятные
условия для деятельности с учетом его
состояния на момент обследования,
различных индивидуаль­ных особенностей,
составить прогноз его развития, пути
коррекционной работы.

6. Сравнительная
диагностика

сопоставляет эффективность разных
программ обучения.

Необходимость
реализации этих принципов сформировала
в обществе объективную потребность в
создании
психологической службы в системе
специального образования

(для лиц с особыми образовательными
потребностями), нацеленной на
профилакти­ческую, диагностическую,
развивающую, коррекционную и
реабилитационную работу с личностью.

Практическое
комплектование специальных учреждений,
от­бор аномальных детей осуществляют
психолого
— медико — педагогические консультации.

Протокол

Психолого-медико-педагогической
консультации.

Дата
обследования_____________ №
протокола_______

Формальные
данные о ребенке

1. Фамилия,
имя_____________________________________________

2. Дата
рождения.___________________________________________

3. Где находился
до поступления в школу _______________________

(из семьи, детдома,
детсада, вспомогательной школы, сколько
лет учился)

4. Домашний адрес,
№ телефона_______________________________

Данные
медицинского обследования

1. Физическое
развитие_______________________________________

(соответствие
возрасту, устойчивость походки,
координация движений)

2. Состояние слуха,
зрения ___________________________________

3. Данные
неврологического и психиатрического
обследования____________________________________________________

4. Диагноз
направляющего учреждения_________________________

Обследование
познавательной деятельности

1. Выявление
представлений ребенка о себе и ближайшем
окруже­нии

Как тебя зовут?
____________________________________________

С кем ты пришел?
__________________________________________

На чем приехал в
школу? детский дом? ________________________

Сколько тебе лет?
__________________________________________

С кем ты дома
живешь? _____________________________________

Кто старше, кто
младше? ____________________________________

Понятие о частях
тела и лица_________________________________

(назови, покажи,
различение правой и левой сторон тела)

2. Выполнение
инструкций ___________________________________

односложной
(простой) ______________________________________

(покажи стол, часы
и т. д., дай книгу и т. д.)

двусложной
(развернутой) ____________________________________

(возьми тетрадь и
положи ее в шкаф)

З1.
Выявление активного и пассивного
словарей _________________

по предметным
картинкам ___________________________________

(назови, покажи)

по сюжетным
картинкам ____________________________________

(назови, покажи,
где мальчик сидит, где стоит и т. д.)

4. Фразовая речь
____________________________________________

(отметить форму:
вопросно — ответная, самостоятельная;

грамматический
строй речи; наличие эхолалии, резонерства)

произношение
______________________________________________

(чистое, косноязычное,
с гнусавым оттенком, заикание)

5. Способность к
обобщениям (на картинках)

по назначению
_____________________________________________

(что ты будешь
кушать? что можно надеть?

называние обобщающих
слов_________________________________

(пальто, рубашка,
платье — как это можно назвать одним
словом)

выделение по
обобщающему слову ____________________________

(дай картинку с
одеждой, с посудой)

исключение 4-й,
“лишней”, картинки __________________________

понимание скрытого
смысла рассказа, картинки__________________

6. Знание
цветов____________________________________________

сличение__________________________________________________

умение самостоятельно
называть______________________________

выделение по
названию _____________________________________

7. Знание формы
___________________________________________

соотнесение формы
_________________________________________

умение называть
форму ______________________________________

выделение по
названию ______________________________________

8. Понятия “большой”
— “маленький” _________________________

9. Конструирование
_________________________________________

матрешка
(трехсоставная) ____________________________________

пирамидка простая
(из 3—4 колец) ____________________________

пирамидка усложненная
_____________________________________

(способы работы:
зрительное соотнесение, способ проб,
без учета размера)

доска Сегена
_______________________________________________

(зрительное
соотнесение, пробы, наугад)

“Почтовий ящик”
___________________________________________

(зрительное
соотнесение, пробы, без учета формы)

разрезная картинка
__________________________________________

(зрительное
соотнесение, разумные пробы,

нелепые действия,
работа по образцу, без образца)

из двух частей
______________________________________________

из трех частей
______________________________________________

из четырех частей
___________________________________________

конструирование
из палочек__________________________________

(по показу, образцу,
слову)

10. Счет
___________________________________________________

пересчет предметов
_________________________________________

(соотнесение
числа с предметом, фиксация итогового
числа)

выделение заданного
количества _____________________________

(по показу, образцу,
слову)

счетные операции
__________________________________________

(на
конкретном материале, по представлению,
отвлеченно)

знание цифр и
соотнесение их с количеством
___________________

11.
Чтение_________________________________________________

12.
Письмо_________________________________________________

Соседние файлы в папке OsnKorPed

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В ходе диагностической работы с аномальным ребёнком перед исследователем стоит ряд задач:

1. Изучение проявлений отдельных симптомов психичес­кого состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.

2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окруже­ния на развитие его перспективы.

3. Исследование характера психического развития, его темпов.

4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.

5. определение структуры дефекта;

6. определение степени выраженности дефекта;

7. выяснение причин отклонения;

8. изучение структуры психического развития ребенка с выявлением сохран­ных функций;

9. дифференциальная диагностика умственного развития детей;

10. комплексное изучение особенностей ребенка с целью разработки индивиду­альной программы коррекционной работы;

11. проведение этапных исследований, позволяющих оценить изменения в со­стоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспита­тельных мероприятий;

При решении этих задач необходимо придерживаться определённых принципов, среди которых следует отметить:

· Принцип качественного анализа результатов изучения особенностей психики:психологическое исследование должно быть направлено не на измерение отдельных психических процессов, а на исследование ребенка, совершающего ре­альную деятельность, на анализ механизмов нарушения деятельности и возмож­ности ее восстановления.

· Принцип выявления не только нарушенных, но и сохранных сторон психики: недостаточно обнаружить дефектные звенья деятельности, нужно опреде­лить и точки опоры для психолого-педагогической коррекции. Именно учет со­хранных функций поможет разработать верную тактику дальнейшей работы.

· Принцип апелляции к личности: ни одно психологическое явление не мо­жет быть принято без учета мотивов, потребностей, целей, ценностей человека, его отношения к себе и к миру.

· Принцип системного структурно-динамического изученияпсихологиче­ского развития ребенка применяется при изучении детей с нормальным и ано­мальным развитием и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов.

· Принцип развития. Данный принцип наиболее важен для психологов, работающих в детских учреждениях, Являясь фунда­ментальным, он предпола­гает изучение психических явлений во времени в изменении, с учетом их динами­ки.

· Одним из важнейших методичес­ких принципов является комплексностьизучения ребенка. Основное требо­вание этого принципа предписывает тесное взаимодействие разных специали­стов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопедов, психологов и врачей. Использование каждым специалистом научных методов исследования позво­ляет получить сугубо специфические результаты, которые являются вкладом в целостное изучение особенностей развития и состояния ребенка.

· Наиболее тесно к принципу комплексности примыкает принцип стерео­скопического видения,сформулированный в свое время в рамках деятельнос­ти семейной консультации. В данном случае он определяет необходимость оценки состояния ребенка с различных точек зрения (с одной стороны, раз­личными специалистами, с другой — использование психологом в своей практической деятельности различ­ных подходов). Приме­ром такого «стереоскопического видения» ребенка является интеграция в едином обследовании систем нейропсихологической, патопсихологической оценки, а также использование психодинамического подхода и других элемен­тов психокоррекции в одновременной с обследованием ребенка работе с роди­телями. Особую актуальность этот принцип приобретает в настоящее время, когда без подобной многогранной оценки сложных состояний ребенка различ­ными специалистами и с разных точек зрения порой невозможно не только определить прогноз дальнейшего развития, но и поставить нозологический (медицинский) или психологический диагноз, дать педагогическую оценку, оп­ределить индивидуальный образовательный маршрут.

· Следующим, не менее важным методологическим принципом является целостностьизучения состояния ребенка. Данный принцип опирается на положение о том, что отдельные стороны психичес­кой организации индивида (психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы, а проявляются целостно, в совокупности всех психических качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от физического состояния. В соответствии с данным положением определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки различных характеристик сформированности познавательной и эмоциональ­но-волевой сфер ребенка, то есть психологом строится диагностический, а в дальнейшем и развивающе-коррекционный сценарий психологической работы. Практичес­ким следствием реализации этого принципа является то, что инструмента­рий психолога (как диагностический, так и коррекционный) приобретает по­лифункциональные, интегративные возможности, что повышает эффективность всех составляющих его деятельности.

· Теснейшим образом с предыдущими принципами связан и принцип структурно-ди­намическогоизучения соматических и психофизических особенностей ребен­ка. Этот принцип (подход) был выдвинут классиком отечественной психоло­гии Л.С. Выготским. Не вдаваясь в детальное изложение этого прин­ципа, который неоднократно описан в специальной литературе, сформулируем лишь основное. В соответствии с принципом структурно-динамического изу­чения ребенка каждая конкретная особенность его состояния изучается и оце­нивается с точки зрения как возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, а также взаимодействием и «гетерох­ронией» (разновременностью) созревания тех или иных функций ребенка. Учет данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, но и определять причины и ситуа­цию их возникновения, оценивать структуру и иерархию проблем развития в ситуации разновременности созревания и взаимовлияния исследуемых функ­ций.

· Для решения наиболее сложной диагностической задачи — дифференци­альной диагностики состояния ребенка, то есть отнесения его к той или иной категории (группе) детей (постановке психологического диагноза) и опреде­ления индивидуального образовательного маршрута, учёные предлагают ввести ещё один важный принцип — принцип учета трех критериев:

адекватностиповедения, как в целом, так и в процессе обследования;

критичности по отношению к результатам, успешности решения диаг­ностических задач, поведения;

обучаемости как основного для задач образования психолого-педагогического критерия.

Данные критерии в разной степени учитываются при анализе деятельно­сти ребенка специалистами консилиума, но, безусловно, должны быть оценены непосредственно психологом.

Так, врач-психиатр в большей степени должен учитывать показатели адекватности и критичности ребенка, как показатели, на которые опирается его квалификация психопатологических проявлений состояния обследуемого ребенка.

Для педагога и психолога наиболее важным критерием, определяющим возможности усвоения ребенком образовательной программы, являет­ся степень его обучаемости, адекватность поведения в процессе обучения.

Психологу в равной степени важны все три критерия. В совокупности они позволяют специалисту про­вести дифференциальный анализ состояния ребенка и подтвердить диагнос­тическую гипотезу и данные обследования, обосновать отнесение данного ре­бенка к той или иной группе (поставить психологический диагноз) и на этой основе выработать рекомендации по дальнейшей помощи. Совокуп­ность перечисленных принципов (комплексности, стереогнозиса, структурно-динамического изучения и учета трех критериев) лежит в основе системы интегративной диагностики и коррекции – интегративного подхода, который можно считать наиболее важным методологическим, системообразующим принципом деятельности психолога.

В дефектологии имеет значение опыт создания диагностических систем у дошкольников. Напомним, что в практике психологической рабты существуют различные виды деятельности:

Ø Скрининговая диагностика, направленная на выделение детей, обладающих теми или иными свойствами, оценивающая постоянство тех или иных психических свойств;

Ø Углублённая психологическая диагностика, т.е. динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и коррекционных мероприятий;

Ø Итоговая диагностика, т.е. оценка состояния ребёнка «на выходе», в конце определённого этапа обучения.

Исследование детей с аномалиями в развитии предполагает применение различных методов изучения структуры нарушений, среди которых можно отметить такие как изучение документации ребёнка, наблюдение, беседу, эксперимент, изучение продуктов деятельности (рисунков, поделок, домашних заданий и т.д.).

Диагностические и коррекционные методики предполагают воздействие, состоящее из блоков.

Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 2364 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.003 с)…Наверх

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Принципы диагностики аномального развития ребенка

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

1.Принцип комплексности. Предполагает всесторон­нее изучение ребенка, включающее в себя: состояние не­рвной системы, органов чувств (зрения, слуха и пр.), дви­гательной сферы; уровень развития познавательных пси­хических процессов, эмоционально-волевой сферы, лич­ности, поведения; степень овладения навыками и их соответствие возрастной норме. Кроме того, соблюдение данного принципа предполагает взаимодействие всех спе­циалистов, участвующих в диагностическом обследовании на основании Положения о психолого-медико-педагоги­ческих консультациях (ПМПК), а именно: психолога, пе­дагогов (логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога), медиков (психоневролога, отоларинголога, офтальмолога, хирурга-ортопеда).

2. Принципы целостности и системности тесно свя­заны между собой и предполагают выявление в результа­те обследования связей, существующих между проявле­ниями отклонения развития и причинами их возникнове­ния, установление их иерархии (первичные и вторичные
дефекты).

3. Принцип качественно-количественного анализа
данных
психодиагностики, требует учитывать все состав­ляющие процесса исследования: 1) способ выполнения за­даний (рациональность, логическая последовательность
операций); 2) психологическое состояние ребенка (моти­вация, настойчивость в достижении цели, отношение к
избранным способам решения); 3) конечный результат.

4. Принцип динамического изучения в соответствии с
концепцией Л.С. Выготского предполагает: 1) применение
диагностических методик с учетом возраста обследуемого
ребенка; 2) выявление уровня его развития на данный мо­мент; 3) выявление его потенциальных возможностей;
4) определение его «зоны ближайшего развития».

Важно помнить, что большинство психологических методик не дают возможности однозначно разграничить детей с различными аномалиями или нормальное разви­тие от нарушенного. Но поскольку в большинстве случаев качественные различия между аномальным и нормаль­ным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей (переход количества в качество), то процесс диагностики должен включать в себя комплекс методик, содержащих несколь­ко однотипных заданий, определяющих диапазон коли­чественных различий.

Ход психологического обследования

1. Установление контакта (первый этап сбора анам­неза) происходит в процессе беседы, в результате которой выявляются знания и представления о себе, окружающем мире, семье и специфика взаимоотношений внутри семьи. Рекомендованные методики на данном этапе: «Дом — де­рево — человек» или «Рисунок семьи». Интерпретация

этих методик подробно описана в психодиагностических сборниках. Дополнительной информацией по их анализу будет следующая. Умственно отсталые дети, как прави­ло: 1) испытывают затруднения в выборе темы; 2) не со­здают сюжета (изображают однотипные сюжеты); 3) не соблюдают пропорции и формы предметов; 4) ограничен­ной и искаженной цветовой гаммой; 5) не могут или с трудом объясняют нарисованное. Рисунки детей с психи­ческими заболеваниями будут отличаться нелогичностью изображения, отсутствием пропорций, беспорядочным ис­пользованием цвета. При шизофрении, например, рисун­ку будут свойственны отсутствие основных частей, неза­вершенность, геометризация, вычурность, страх рисовать далеко от края, несовпадение размеров рисунка с разме­рами листа. При эпилепсии дети рисуют стереотипно и очень долго и медленно, не выделяя главного и тщатель­но вырисовывая несущественные детали.

2. Психодиагностика (второй этап сбора психологиче­ского анамнеза).

2.1. Исследование объема и темпа слухоречевого запо­минания необходимо для определения способности ребен­ка к запоминанию и пониманию предлагаемых впослед­ствии инструкций. Если выявляются проблемы какой-либо
из этих зон, то в дальнейшем инструкции упрощаются.
Рекомендуемая методика — «Методика запоминания двух
групп слов».

2.2. Уровень понятийного развития. Рекомендуемые
методики: «Классификация предметов», «Исключение
предметов».

2.3. Характеристика внимания. Рекомендуемые ме­тодики: методика В.М. Когана, методика Пьерона—Рузе-ра, счет по Крепелину, бланковые методики. Параметры
внимания, в зависимости от степени утопления, могут
значительно меняться. Для выявления динамики измене­ния операциональных характеристик деятельности необ­ходимо бланковые методики давать дважды: в начале об­
следования и в фазе выраженного утомления.

2.4. Сформированноетъ пространственного анализа
и синтеза на наглядно-действенном уровне
(сформиро-ванность этих функций определяет возможности в уме­нии сопоставлять явления и факты окружающего мира,
решении задачи, овладении чтением, письмом, счетом).
Рекомендуемые методики: «Разрезные картинки», «Ку­бики Кооса».

2.5. Особенности наглядно-действенного, наглядно-
образного, логического мышления.
Рекомендуемые мето­дики: матрицы Равена, задачи Пиаже, простые и парные
аналогии, выделение существенных признаков, понима­ние метафор, пословиц, рассказов со скрытым смыслом,
составление рассказа по серии сюжетных картинок, ре­шение «конфликтных» задач.

2.6. Изменения динамики мыслительной деятельнос­ти. Рекомендуемые методики: «Исключение предметов»,
«Свободные ассоциации», «Сравнение понятий».

2.7. Сформированностъ произвольной регуляции соб­ственной деятельности. Исследуется на протяжении всего
обследования на основе анализа возможности удержания
инструкций и программ выполнения заданий.

2.8. Эмоционально-волевая сфера и личностные осо­бенности. Рекомендуемые методики: методики СОМОР,
«Рука», ЦТО, «Эмоциональные лица», фрустрационный
тест Розенцвейга, САТ, методики исследования межлич­ностных и детско-родительских отношений, «Метаморфо­зы» (цветовой тест Люшера в стандартном восьмицвето-вом варианте должен предлагаться детям старше двенад­цати лет).

2.9. Исследование моторики. Уровень развития мото­рики исследуется в процессе выполнения ребенком зада­ний на ритмические и координированные движения, на­
пример, прыжки или бег на месте, манипуляции с мелки­
ми предметами, например, с ручкой или карандашом,
также лепка, аппликация, владение ножницами.

2.10. Специальное исследование речи проводить не обя­зательно. Для определения уровня ее развития достаточ-

но внимательно слушать высказывания ребенка в процес­се обследования.

2.11. Взаимоотношения ребенка в детском коллективе и со взрослыми. Рекомендуемые методики: СОМОР, Цве­товой тест отношений.

3. Завершение обследования.Обследование должно завершиться обязательно похвалой в адрес ребенка со сто­роны специалиста и краткой беседой о наиболее понра­вившихся методиках, а также неприятных моментах в обследовании. Это даст дополнительную информацию о мотивации деятельности ребенка, его критичности, осо­бенностях восприятия происходящего.

Поскольку для поддержания работоспособности необ­ходима смена видов деятельности, желательно чередовать трудоемкие задания с заданиями более легкими, выполнение которых занимает десять-двеннадцать минут. Кро­ме того, при выборе методов исследования межличност­ных отношений и эмоционально-личностной сферы необ­ходимо помнить о возрастных ограничениях, существую­щих при использовании определенных методик. Например, детям младше семи-восьми лет нежелательно предлагать методы, построенные по принципу опросников.

Длительность психологического обследования в зави­симости от особенностей ребенка (возраста, темпа деятель­ности и т. п.) может занимать от одного часа, до часа сорока минут. В тех случаях, когда очевидно снижение уровня работоспособности ребенка, психической активно­сти или ребенок проявляет негативизм, разумно разбить обследование на два этапа или прекратить его.

Психологическое заключение включает в себя:

Анализ результатов психологического обследования, в котором выделяются наиболее существенные показате­ли психического развития ребенка.

Анализ результатов приводится по этапам исследова­ния и включает в себя:

■ уровень развития моторики и речи, интеллекта, сформированность социально-бытовой ориентировки и пространственно-временных отношений;

особенности мнестической и эмоционально-волевой
сфер;

характер деятельности;

■ направленность интересов, самооценку, уровень при­тязаний;

характер привязанности к матери и другим родствен­никам,

■ поведение в процессе обследования и его эмоциональ­ную реакцию на сам факт обследования, включаю­щую в себя: принятие ситуации обследования, осо­бенности вступления в контакт, заинтересованность
и ведущий тип мотивации.

Особо акцентируется внимание на неадекватных пове­денческих реакциях (негативное отношение к обследова­нию, определенным видам заданий или отдельным специ­алистам, фамильярность).

1. Установление психологического диагноза и психо­логического прогноза (с учетом возрастных и социокуль­турных особенностей).

2. Рекомендации по планированию психокоррекцион-ных мероприятий с учетом зоны ближайшего развития,
профиля дополнительно привлекаемых специалистов и осо­бенностей и видов привлечения семьи к психокоррекции.

3. Установление вероятностного и/или условно-вари­антного прогноза.

Ребенку рекомендуется обучение в коррекционно-развивающих классах (КРО — коррекционно-развивающее обу­чение), когда трудности обучения являются следствием: ш недоразвитием отдельных психических процессов (парциальными нарушениями памяти, мышления, внимания и др.);

■ незначительными нарушениями эмоционально-воле­вой регуляции;

■ низкой познавательной активности;

■ низким уровнем самоконтроля;

■ несформированностью учебной мотивации.
Обучение по специальной программе вспомогательной

школы со сниженным образовательным стандартом реко-

мендуется детям с умственной отсталостью различной сте­пени выраженности (выраженное нарушение способности к логическим построениям, абстрагированию, обобщени­ям, аналитико-синтетической деятельности).

4.2. Особенности психолого-педагогической коррекционной работы

Семейное воспитание и коррекция аномальных детей имеет свои особенности. Кроме того, что дети с аномали­ями развития, как правило, имеют органические пораже­ния, они также подвержены влиянию общих негативных факторов, искажающих развитие личности (см. параграф 2.1.). Из них наиболее негативно влияющим на развитие личности является нарушение воспитательного процесса (неправильный тип воспитания), к причинам возникнове­ния которого можно отнести:

■ педагогическую неграмотность родителей;

■ отсутствие согласия между родителями;

■ несформированность родителей как личностей, их
психологическую незрелость;

■ наличие у родителей нерешенных психологических
проблем.

Нарушение воспитательного процесса (неправильный тип воспитания) четко выявляется при помощи опросни­ка АСВ (Анализ семейных взаимоотношений), причем от­дельно выявляется стиль воспитания каждого из родите­лей (подробное описание стилей воспитания приводится в опроснике в разделе, посвященном анализу результатов).

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник со­держит утверждение о воспитании детей. Утверждения про­нумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов»

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов»

обведите кружком номер для ответа. Если Вы в общем не согласны — зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений.

Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим Вы поможе­те психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике, отцы могут не отвечать.

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Принципы диагностики аномального развития ребенка

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник