Принципы диагностики аномального развития ребенка
Задачи
психологической диагностики в области
дефектологии.
1. Определение
первичного нарушения в развитии, т.е.
для какой категории аномального развития
характерны отклонения, обнаруженные
у обследуемого ребенка.
2. Определение
степени первичного нарушения. Выявление
индивидуально-психологических
особенностей развития ребенка.
3. Определение
условий воспитания и индивидуальной
программы развития.
4. Оценка динамики
психического развития.
Принципы
диагностики
аномального развития.
1.
Принцип комплексностиобследования
ребенка означает, что достоверный вывод
относительно особенностей его дефекта
может быть сделан только на основе
совместного вывода различных
специалистов.
Комплексный
подход, как один из основных принципов
диагностики аномального развития,
обеспечивает всестороннее обследование
и оценку особенностей развития ребенка:
состояние слуха, зрения, двигательной
сферы, соматическое состояние; особенности
развития познавательной деятельности,
поведение, эмоции.
2.
Принцип
всесторонности и целостностипредусматривает
изучение причин аномального состояния
и структуры дефекта (зависимость,
взаимосвязь, взаимообусловленность
его проявлений), так как отдельные
проявления и симптомы не дают полной
картины дефекта развития у ребенка.
Принцип системного
целостного изучения ребенка
— один из
важных подходов в методологии отечественной
психологии и дефектологии. Связь между
отдельными проявлениями нарушений
психического развития, определение
их причин, установление иерархии
обнаруженных недостатков или отклонений
в психическом развитии, т.е. взаимосвязанная
система первичных, вторичных и т.д.
отклонений.
3. В соответствии
спринципом
динамичности изученияребенка
обследование организуется таким образом,
чтобы выявить потенциальные возможности
его развития, а не только те особенности,
которые отражают уже сформированные
способности. Продуктивным способом
динамического изучения является
предоставление ребенку в процессе
обследования разнообразных видов
педагогической помощи. Таким образом,
динамическое изучение ребенка
предусматривает качественный анализ
разнообразных видов его деятельности,
как самостоятельной, так и осуществляемой
при помощи педагога. Все это дает
возможность определить не только уровень
актуального развития, но и зону ближайшего
развития ребенка, что имеет важное
значение для дифференциальной диагностики,
в частности, с целью более точного
отграничения умственной отсталости от
состояний, сходных с ней по некоторым
проявлениям особенностей познавательной
деятельности.
Принцип динамического
изучения тесно связан с разработкой
положений Л.С.Выготского об основных
закономерностях развития нормального
и аномального ребенка. Специфические
закономерности аномального развития
используются как основные ориентиры в
дифференциальной диагностике.
Диагностический
обучающий эксперимент — экспериментальный
прием оценки интеллектуального развития
или отдельных компонентов умственной
активности с помощью выявления
потенциальных возможностей испытуемого
к усвоению новых знаний, выработке
способов решения.
4.
Принцип качественного анализа данных,
полученных в процессе психологической
диагностики (находится в тесной связи
с принципом динамического изучения).
Качественный анализ умственной
деятельности ребенка включает отношение
испытуемого к эксперименту, способы
действий, характер его ошибок, отношение
ребенка к результату своей деятельности.
Качественный анализ не противоречит
учету количественных данных.
5. В процессе
обследования ребенка важно придерживаться
принципа
индивидуального подхода,
который означает, что с обследуемым
ребенком необходимо установить контакт,
создать максимально благоприятные
условия для деятельности с учетом его
состояния на момент обследования,
различных индивидуальных особенностей,
составить прогноз его развития, пути
коррекционной работы.
6. Сравнительная
диагностика
сопоставляет эффективность разных
программ обучения.
Необходимость
реализации этих принципов сформировала
в обществе объективную потребность в
создании
психологической службы в системе
специального образования
(для лиц с особыми образовательными
потребностями), нацеленной на
профилактическую, диагностическую,
развивающую, коррекционную и
реабилитационную работу с личностью.
Практическое
комплектование специальных учреждений,
отбор аномальных детей осуществляют
психолого
— медико — педагогические консультации.
Протокол
Психолого-медико-педагогической
консультации.
Дата
обследования_____________ №
протокола_______
Формальные
данные о ребенке
1. Фамилия,
имя_____________________________________________
2. Дата
рождения.___________________________________________
3. Где находился
до поступления в школу _______________________
(из семьи, детдома,
детсада, вспомогательной школы, сколько
лет учился)
4. Домашний адрес,
№ телефона_______________________________
Данные
медицинского обследования
1. Физическое
развитие_______________________________________
(соответствие
возрасту, устойчивость походки,
координация движений)
2. Состояние слуха,
зрения ___________________________________
3. Данные
неврологического и психиатрического
обследования____________________________________________________
4. Диагноз
направляющего учреждения_________________________
Обследование
познавательной деятельности
1. Выявление
представлений ребенка о себе и ближайшем
окружении
Как тебя зовут?
____________________________________________
С кем ты пришел?
__________________________________________
На чем приехал в
школу? детский дом? ________________________
Сколько тебе лет?
__________________________________________
С кем ты дома
живешь? _____________________________________
Кто старше, кто
младше? ____________________________________
Понятие о частях
тела и лица_________________________________
(назови, покажи,
различение правой и левой сторон тела)
2. Выполнение
инструкций ___________________________________
односложной
(простой) ______________________________________
(покажи стол, часы
и т. д., дай книгу и т. д.)
двусложной
(развернутой) ____________________________________
(возьми тетрадь и
положи ее в шкаф)
З1.
Выявление активного и пассивного
словарей _________________
по предметным
картинкам ___________________________________
(назови, покажи)
по сюжетным
картинкам ____________________________________
(назови, покажи,
где мальчик сидит, где стоит и т. д.)
4. Фразовая речь
____________________________________________
(отметить форму:
вопросно — ответная, самостоятельная;
грамматический
строй речи; наличие эхолалии, резонерства)
произношение
______________________________________________
(чистое, косноязычное,
с гнусавым оттенком, заикание)
5. Способность к
обобщениям (на картинках)
по назначению
_____________________________________________
(что ты будешь
кушать? что можно надеть?
называние обобщающих
слов_________________________________
(пальто, рубашка,
платье — как это можно назвать одним
словом)
выделение по
обобщающему слову ____________________________
(дай картинку с
одеждой, с посудой)
исключение 4-й,
“лишней”, картинки __________________________
понимание скрытого
смысла рассказа, картинки__________________
6. Знание
цветов____________________________________________
сличение__________________________________________________
умение самостоятельно
называть______________________________
выделение по
названию _____________________________________
7. Знание формы
___________________________________________
соотнесение формы
_________________________________________
умение называть
форму ______________________________________
выделение по
названию ______________________________________
8. Понятия “большой”
— “маленький” _________________________
9. Конструирование
_________________________________________
матрешка
(трехсоставная) ____________________________________
пирамидка простая
(из 3—4 колец) ____________________________
пирамидка усложненная
_____________________________________
(способы работы:
зрительное соотнесение, способ проб,
без учета размера)
доска Сегена
_______________________________________________
(зрительное
соотнесение, пробы, наугад)
“Почтовий ящик”
___________________________________________
(зрительное
соотнесение, пробы, без учета формы)
разрезная картинка
__________________________________________
(зрительное
соотнесение, разумные пробы,
нелепые действия,
работа по образцу, без образца)
из двух частей
______________________________________________
из трех частей
______________________________________________
из четырех частей
___________________________________________
конструирование
из палочек__________________________________
(по показу, образцу,
слову)
10. Счет
___________________________________________________
пересчет предметов
_________________________________________
(соотнесение
числа с предметом, фиксация итогового
числа)
выделение заданного
количества _____________________________
(по показу, образцу,
слову)
счетные операции
__________________________________________
(на
конкретном материале, по представлению,
отвлеченно)
знание цифр и
соотнесение их с количеством
___________________
11.
Чтение_________________________________________________
12.
Письмо_________________________________________________
Соседние файлы в папке OsnKorPed
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В ходе диагностической работы с аномальным ребёнком перед исследователем стоит ряд задач:
1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.
2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на развитие его перспективы.
3. Исследование характера психического развития, его темпов.
4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.
5. определение структуры дефекта;
6. определение степени выраженности дефекта;
7. выяснение причин отклонения;
8. изучение структуры психического развития ребенка с выявлением сохранных функций;
9. дифференциальная диагностика умственного развития детей;
10. комплексное изучение особенностей ребенка с целью разработки индивидуальной программы коррекционной работы;
11. проведение этапных исследований, позволяющих оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий;
При решении этих задач необходимо придерживаться определённых принципов, среди которых следует отметить:
· Принцип качественного анализа результатов изучения особенностей психики:психологическое исследование должно быть направлено не на измерение отдельных психических процессов, а на исследование ребенка, совершающего реальную деятельность, на анализ механизмов нарушения деятельности и возможности ее восстановления.
· Принцип выявления не только нарушенных, но и сохранных сторон психики: недостаточно обнаружить дефектные звенья деятельности, нужно определить и точки опоры для психолого-педагогической коррекции. Именно учет сохранных функций поможет разработать верную тактику дальнейшей работы.
· Принцип апелляции к личности: ни одно психологическое явление не может быть принято без учета мотивов, потребностей, целей, ценностей человека, его отношения к себе и к миру.
· Принцип системного структурно-динамического изученияпсихологического развития ребенка применяется при изучении детей с нормальным и аномальным развитием и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов.
· Принцип развития. Данный принцип наиболее важен для психологов, работающих в детских учреждениях, Являясь фундаментальным, он предполагает изучение психических явлений во времени в изменении, с учетом их динамики.
· Одним из важнейших методических принципов является комплексностьизучения ребенка. Основное требование этого принципа предписывает тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопедов, психологов и врачей. Использование каждым специалистом научных методов исследования позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются вкладом в целостное изучение особенностей развития и состояния ребенка.
· Наиболее тесно к принципу комплексности примыкает принцип стереоскопического видения,сформулированный в свое время в рамках деятельности семейной консультации. В данном случае он определяет необходимость оценки состояния ребенка с различных точек зрения (с одной стороны, различными специалистами, с другой — использование психологом в своей практической деятельности различных подходов). Примером такого «стереоскопического видения» ребенка является интеграция в едином обследовании систем нейропсихологической, патопсихологической оценки, а также использование психодинамического подхода и других элементов психокоррекции в одновременной с обследованием ребенка работе с родителями. Особую актуальность этот принцип приобретает в настоящее время, когда без подобной многогранной оценки сложных состояний ребенка различными специалистами и с разных точек зрения порой невозможно не только определить прогноз дальнейшего развития, но и поставить нозологический (медицинский) или психологический диагноз, дать педагогическую оценку, определить индивидуальный образовательный маршрут.
· Следующим, не менее важным методологическим принципом является целостностьизучения состояния ребенка. Данный принцип опирается на положение о том, что отдельные стороны психической организации индивида (психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы, а проявляются целостно, в совокупности всех психических качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от физического состояния. В соответствии с данным положением определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки различных характеристик сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, то есть психологом строится диагностический, а в дальнейшем и развивающе-коррекционный сценарий психологической работы. Практическим следствием реализации этого принципа является то, что инструментарий психолога (как диагностический, так и коррекционный) приобретает полифункциональные, интегративные возможности, что повышает эффективность всех составляющих его деятельности.
· Теснейшим образом с предыдущими принципами связан и принцип структурно-динамическогоизучения соматических и психофизических особенностей ребенка. Этот принцип (подход) был выдвинут классиком отечественной психологии Л.С. Выготским. Не вдаваясь в детальное изложение этого принципа, который неоднократно описан в специальной литературе, сформулируем лишь основное. В соответствии с принципом структурно-динамического изучения ребенка каждая конкретная особенность его состояния изучается и оценивается с точки зрения как возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, а также взаимодействием и «гетерохронией» (разновременностью) созревания тех или иных функций ребенка. Учет данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, но и определять причины и ситуацию их возникновения, оценивать структуру и иерархию проблем развития в ситуации разновременности созревания и взаимовлияния исследуемых функций.
· Для решения наиболее сложной диагностической задачи — дифференциальной диагностики состояния ребенка, то есть отнесения его к той или иной категории (группе) детей (постановке психологического диагноза) и определения индивидуального образовательного маршрута, учёные предлагают ввести ещё один важный принцип — принцип учета трех критериев:
— адекватностиповедения, как в целом, так и в процессе обследования;
— критичности по отношению к результатам, успешности решения диагностических задач, поведения;
— обучаемости как основного для задач образования психолого-педагогического критерия.
Данные критерии в разной степени учитываются при анализе деятельности ребенка специалистами консилиума, но, безусловно, должны быть оценены непосредственно психологом.
Так, врач-психиатр в большей степени должен учитывать показатели адекватности и критичности ребенка, как показатели, на которые опирается его квалификация психопатологических проявлений состояния обследуемого ребенка.
Для педагога и психолога наиболее важным критерием, определяющим возможности усвоения ребенком образовательной программы, является степень его обучаемости, адекватность поведения в процессе обучения.
Психологу в равной степени важны все три критерия. В совокупности они позволяют специалисту провести дифференциальный анализ состояния ребенка и подтвердить диагностическую гипотезу и данные обследования, обосновать отнесение данного ребенка к той или иной группе (поставить психологический диагноз) и на этой основе выработать рекомендации по дальнейшей помощи. Совокупность перечисленных принципов (комплексности, стереогнозиса, структурно-динамического изучения и учета трех критериев) лежит в основе системы интегративной диагностики и коррекции – интегративного подхода, который можно считать наиболее важным методологическим, системообразующим принципом деятельности психолога.
В дефектологии имеет значение опыт создания диагностических систем у дошкольников. Напомним, что в практике психологической рабты существуют различные виды деятельности:
Ø Скрининговая диагностика, направленная на выделение детей, обладающих теми или иными свойствами, оценивающая постоянство тех или иных психических свойств;
Ø Углублённая психологическая диагностика, т.е. динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и коррекционных мероприятий;
Ø Итоговая диагностика, т.е. оценка состояния ребёнка «на выходе», в конце определённого этапа обучения.
Исследование детей с аномалиями в развитии предполагает применение различных методов изучения структуры нарушений, среди которых можно отметить такие как изучение документации ребёнка, наблюдение, беседу, эксперимент, изучение продуктов деятельности (рисунков, поделок, домашних заданий и т.д.).
Диагностические и коррекционные методики предполагают воздействие, состоящее из блоков.
Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 2364 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования
(0.003 с)…
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
1.Принцип комплексности. Предполагает всестороннее изучение ребенка, включающее в себя: состояние нервной системы, органов чувств (зрения, слуха и пр.), двигательной сферы; уровень развития познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения; степень овладения навыками и их соответствие возрастной норме. Кроме того, соблюдение данного принципа предполагает взаимодействие всех специалистов, участвующих в диагностическом обследовании на основании Положения о психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК), а именно: психолога, педагогов (логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога), медиков (психоневролога, отоларинголога, офтальмолога, хирурга-ортопеда).
2. Принципы целостности и системности тесно связаны между собой и предполагают выявление в результате обследования связей, существующих между проявлениями отклонения развития и причинами их возникновения, установление их иерархии (первичные и вторичные
дефекты).
3. Принцип качественно-количественного анализа
данных психодиагностики, требует учитывать все составляющие процесса исследования: 1) способ выполнения заданий (рациональность, логическая последовательность
операций); 2) психологическое состояние ребенка (мотивация, настойчивость в достижении цели, отношение к
избранным способам решения); 3) конечный результат.
4. Принцип динамического изучения в соответствии с
концепцией Л.С. Выготского предполагает: 1) применение
диагностических методик с учетом возраста обследуемого
ребенка; 2) выявление уровня его развития на данный момент; 3) выявление его потенциальных возможностей;
4) определение его «зоны ближайшего развития».
Важно помнить, что большинство психологических методик не дают возможности однозначно разграничить детей с различными аномалиями или нормальное развитие от нарушенного. Но поскольку в большинстве случаев качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей (переход количества в качество), то процесс диагностики должен включать в себя комплекс методик, содержащих несколько однотипных заданий, определяющих диапазон количественных различий.
Ход психологического обследования
1. Установление контакта (первый этап сбора анамнеза) происходит в процессе беседы, в результате которой выявляются знания и представления о себе, окружающем мире, семье и специфика взаимоотношений внутри семьи. Рекомендованные методики на данном этапе: «Дом — дерево — человек» или «Рисунок семьи». Интерпретация
этих методик подробно описана в психодиагностических сборниках. Дополнительной информацией по их анализу будет следующая. Умственно отсталые дети, как правило: 1) испытывают затруднения в выборе темы; 2) не создают сюжета (изображают однотипные сюжеты); 3) не соблюдают пропорции и формы предметов; 4) ограниченной и искаженной цветовой гаммой; 5) не могут или с трудом объясняют нарисованное. Рисунки детей с психическими заболеваниями будут отличаться нелогичностью изображения, отсутствием пропорций, беспорядочным использованием цвета. При шизофрении, например, рисунку будут свойственны отсутствие основных частей, незавершенность, геометризация, вычурность, страх рисовать далеко от края, несовпадение размеров рисунка с размерами листа. При эпилепсии дети рисуют стереотипно и очень долго и медленно, не выделяя главного и тщательно вырисовывая несущественные детали.
2. Психодиагностика (второй этап сбора психологического анамнеза).
2.1. Исследование объема и темпа слухоречевого запоминания необходимо для определения способности ребенка к запоминанию и пониманию предлагаемых впоследствии инструкций. Если выявляются проблемы какой-либо
из этих зон, то в дальнейшем инструкции упрощаются.
Рекомендуемая методика — «Методика запоминания двух
групп слов».
2.2. Уровень понятийного развития. Рекомендуемые
методики: «Классификация предметов», «Исключение
предметов».
2.3. Характеристика внимания. Рекомендуемые методики: методика В.М. Когана, методика Пьерона—Рузе-ра, счет по Крепелину, бланковые методики. Параметры
внимания, в зависимости от степени утопления, могут
значительно меняться. Для выявления динамики изменения операциональных характеристик деятельности необходимо бланковые методики давать дважды: в начале об
следования и в фазе выраженного утомления.
2.4. Сформированноетъ пространственного анализа
и синтеза на наглядно-действенном уровне (сформиро-ванность этих функций определяет возможности в умении сопоставлять явления и факты окружающего мира,
решении задачи, овладении чтением, письмом, счетом).
Рекомендуемые методики: «Разрезные картинки», «Кубики Кооса».
2.5. Особенности наглядно-действенного, наглядно-
образного, логического мышления. Рекомендуемые методики: матрицы Равена, задачи Пиаже, простые и парные
аналогии, выделение существенных признаков, понимание метафор, пословиц, рассказов со скрытым смыслом,
составление рассказа по серии сюжетных картинок, решение «конфликтных» задач.
2.6. Изменения динамики мыслительной деятельности. Рекомендуемые методики: «Исключение предметов»,
«Свободные ассоциации», «Сравнение понятий».
2.7. Сформированностъ произвольной регуляции собственной деятельности. Исследуется на протяжении всего
обследования на основе анализа возможности удержания
инструкций и программ выполнения заданий.
2.8. Эмоционально-волевая сфера и личностные особенности. Рекомендуемые методики: методики СОМОР,
«Рука», ЦТО, «Эмоциональные лица», фрустрационный
тест Розенцвейга, САТ, методики исследования межличностных и детско-родительских отношений, «Метаморфозы» (цветовой тест Люшера в стандартном восьмицвето-вом варианте должен предлагаться детям старше двенадцати лет).
2.9. Исследование моторики. Уровень развития моторики исследуется в процессе выполнения ребенком заданий на ритмические и координированные движения, на
пример, прыжки или бег на месте, манипуляции с мелки
ми предметами, например, с ручкой или карандашом,
также лепка, аппликация, владение ножницами.
2.10. Специальное исследование речи проводить не обязательно. Для определения уровня ее развития достаточ-
но внимательно слушать высказывания ребенка в процессе обследования.
2.11. Взаимоотношения ребенка в детском коллективе и со взрослыми. Рекомендуемые методики: СОМОР, Цветовой тест отношений.
3. Завершение обследования.Обследование должно завершиться обязательно похвалой в адрес ребенка со стороны специалиста и краткой беседой о наиболее понравившихся методиках, а также неприятных моментах в обследовании. Это даст дополнительную информацию о мотивации деятельности ребенка, его критичности, особенностях восприятия происходящего.
Поскольку для поддержания работоспособности необходима смена видов деятельности, желательно чередовать трудоемкие задания с заданиями более легкими, выполнение которых занимает десять-двеннадцать минут. Кроме того, при выборе методов исследования межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы необходимо помнить о возрастных ограничениях, существующих при использовании определенных методик. Например, детям младше семи-восьми лет нежелательно предлагать методы, построенные по принципу опросников.
Длительность психологического обследования в зависимости от особенностей ребенка (возраста, темпа деятельности и т. п.) может занимать от одного часа, до часа сорока минут. В тех случаях, когда очевидно снижение уровня работоспособности ребенка, психической активности или ребенок проявляет негативизм, разумно разбить обследование на два этапа или прекратить его.
Психологическое заключение включает в себя:
Анализ результатов психологического обследования, в котором выделяются наиболее существенные показатели психического развития ребенка.
Анализ результатов приводится по этапам исследования и включает в себя:
■ уровень развития моторики и речи, интеллекта, сформированность социально-бытовой ориентировки и пространственно-временных отношений;
особенности мнестической и эмоционально-волевой
сфер;
характер деятельности;
■ направленность интересов, самооценку, уровень притязаний;
характер привязанности к матери и другим родственникам,
■ поведение в процессе обследования и его эмоциональную реакцию на сам факт обследования, включающую в себя: принятие ситуации обследования, особенности вступления в контакт, заинтересованность
и ведущий тип мотивации.
Особо акцентируется внимание на неадекватных поведенческих реакциях (негативное отношение к обследованию, определенным видам заданий или отдельным специалистам, фамильярность).
1. Установление психологического диагноза и психологического прогноза (с учетом возрастных и социокультурных особенностей).
2. Рекомендации по планированию психокоррекцион-ных мероприятий с учетом зоны ближайшего развития,
профиля дополнительно привлекаемых специалистов и особенностей и видов привлечения семьи к психокоррекции.
3. Установление вероятностного и/или условно-вариантного прогноза.
Ребенку рекомендуется обучение в коррекционно-развивающих классах (КРО — коррекционно-развивающее обучение), когда трудности обучения являются следствием: ш недоразвитием отдельных психических процессов (парциальными нарушениями памяти, мышления, внимания и др.);
■ незначительными нарушениями эмоционально-волевой регуляции;
■ низкой познавательной активности;
■ низким уровнем самоконтроля;
■ несформированностью учебной мотивации.
Обучение по специальной программе вспомогательной
школы со сниженным образовательным стандартом реко-
мендуется детям с умственной отсталостью различной степени выраженности (выраженное нарушение способности к логическим построениям, абстрагированию, обобщениям, аналитико-синтетической деятельности).
4.2. Особенности психолого-педагогической коррекционной работы
Семейное воспитание и коррекция аномальных детей имеет свои особенности. Кроме того, что дети с аномалиями развития, как правило, имеют органические поражения, они также подвержены влиянию общих негативных факторов, искажающих развитие личности (см. параграф 2.1.). Из них наиболее негативно влияющим на развитие личности является нарушение воспитательного процесса (неправильный тип воспитания), к причинам возникновения которого можно отнести:
■ педагогическую неграмотность родителей;
■ отсутствие согласия между родителями;
■ несформированность родителей как личностей, их
психологическую незрелость;
■ наличие у родителей нерешенных психологических
проблем.
Нарушение воспитательного процесса (неправильный тип воспитания) четко выявляется при помощи опросника АСВ (Анализ семейных взаимоотношений), причем отдельно выявляется стиль воспитания каждого из родителей (подробное описание стилей воспитания приводится в опроснике в разделе, посвященном анализу результатов).
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)
Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждение о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов»
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов»
обведите кружком номер для ответа. Если Вы в общем не согласны — зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.
В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений.
Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.
На утверждения, номера которых выделены в опроснике, отцы могут не отвечать.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник