Принцип историзма в развития ребенка
Принцип предполагает понимание того, что филогенетическое и онтогенетическое развитие человека не тождественны. Генетическое изучение структурных компонентов психического процесса, разворачиваемого с течением времени, является главной задачей исследователя.
Исследованием охватывается весь процесс развития определенного психического явления, учитываются все фазы его изменения от возникновения до гибели. Обязательно объясняется его природа, познается его сущность. Если психику понимать как исторический продукт, то это определяет необходимость создания исторического метода её изучения, который возникает как следствие взаимной ассимиляции двух идей – принципа развития и принципа объективно-экспериментального изучения психики.
Для объяснения процесса в целом определяющим становится принцип развития. Эксперимент, являющийся ключом объективности понимания процесса развития, дает возможность в абстрактной форме выявить закономерности, суть генетического процесса.
В своей работе «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн называет принцип историзма ключевым принципом анализа условий, закономерностей и механизмов развития психики человека. Автор считает, что на всех своих уровнях, включая естественно-природные предпосылки, психика представляет собой продукт истории. В «Основах» С.Л. Рубинштейна, таким образом, видна попытка сопряжения двух фундаментальных идей психологии XX века – идеи развития и идеи историзма.
Принцип историзма в психологии возник как оппозиция идее эволюционизма. Особо резкую форму приобрело противопоставление исторического и натуралистического подходов к пониманию развития в советской психологии. Это противопоставление скорее носило идеологический характер, нежели содержательно-научный.
Советские психологи обосновали также и необходимость теоретического сведения принципов историзма и развития, но неоднозначность самого понятия «историческое» в его психологической конкретизации, не всегда принималась во внимание. Это не критика научных позиций, а сложная проблема, требующая особого анализа.
Как самоочевидная истина воспринимается сегодня положение о том, что психическое развитие человека имеет конкретно историческую природу. И в советской и в российской психологии принцип историзма конкретизируется в представлениях о социально-исторической детерминации филогенетического и онтогенетического развития психики человека. При этом акцент хоть и неявно падает на «социальность», а не на «историчность» детерминант психического развития. Редукция исторического к социальному, во многом свойственная советской психологии, подпитывалась уверенностью в том, что социальное это и есть «ставшее» историческое, а значит, первое служит воплощением второго.
Таким образом, принцип историзма в психологии – это способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Использование данного принципа помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, наконец, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития.
Принцип историзма дает возможность изучить любое явление с момента его возникновения и в исторической ретроспективе проследить весь процесс его развития, с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи:
- Изучить прошлое во взаимосвязи и взаимообусловленности событий;
- Выяснить, где, когда и по каким причинам возникло данное явление;
- Определить, какой путь оно прошло, какие давались ему оценки на том или ином его этапе.
История для психолога
История науки свидетельствует о том, что острые проблемы часто скрываются за хрестоматийными принципами, постулатами и аксиомами. На это есть свои объективные причины, главной из которых является вечный характер тех проблем, стоящих за канонизированными научным сообществом истинами. Но справедливо и другое положение – просто замкнуть проблему в некотором «основополагающем» абстрактном принципе. Открытая пока проблема историзма в психическом развитии общества, тоже не избежала этой участи.
Такие творцы проектов «исторической психологии» как В. Вундт, В. Дильтей, Л.С. Выготский свои поиски начинали с проблематизации общих представлений о сущности исторического развития. Проблема историзма не подлежала «снятию», каждый раз заново в её контексте совершался процесс самообоснования психологического знания.
Понятие историзма постепенно стало превращаться в одномерную конструкцию, инвариантную схему-штамп. Часто ограничивались простым приговариванием: человек – продукт истории. А если это так, то значит его внутренний мир – восприятие, память, мышление, эмоции – тоже являются историческим продуктом, который далее добросовестно описывался в терминах привычного натуралистического подхода.
О том, что история является особым измерением человеческого бытия, неоднократно писали культурологи, историки, философы. В это измерение можно войти, но из него можно и выпасть, что историческое начало может быть представлено в человеке в превращенной и даже отчужденной форме. Эту историческую неодномерность человека психология продолжает игнорировать, но, тем не менее, в работах К.Г. Юнга и Л.С. Выготского отражалось стремление авторов реконструировать неодномерность в психологических категориях.
В психологии не затрагивалась почти проблема многообразия форм и уровней исторической детерминации развивающегося индивидуального сознания. Порой она просто подменялась абстрактным требованием «учета» общественно-исторической сущности сознания.
Еще в 1930 г. психологи А.Р. Лурия и Л.С. Выготский связывали введение психического развития в контекст исторического с целью закладки фундамента новой генетической психологии. Фундамент этот был заложен, но возвести здание исторически ориентированной психологии развития, как считает М.Г. Ярошевский, не удалось. Оценка очень категорична, и согласиться с ней до конца трудно. В ряде случаев на пути претворения программы создания культурно-исторической психологии развития, были получены фундаментальные результаты. В качестве примера можно привести концепцию учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В ходе создания концепции был проделан обстоятельный методологический анализ исторических и логических аспектов развивающего обучения, а сама идея историзма присутствует в ней реально.
По мнению М.Г. Ярошевского конкретный историзм состоит не только в рассмотрении сознания и динамики его изменения в различных социоисторических планах. Это узкая эмпирическая проекция исторического исследования в психологии. Главное предназначение конкретно-исторического метода заключается в раскрытии самобытных культуропорождающих, креативных возможностей индивидуального сознания во всеобщей исторической перспективе.
Идея историзма нацеливает психолога на поиск специфических способов включения индивида в процесс производства новых форм исторической культуры, на что обращал внимание М.Г. Ярошевский.
Психологам мало, просто устремить взор в ретроспективу исторических событий, а историкам считаться с реальностью субъективного мира творцов исторического процесса. Чтобы этот союз состоялся надо кардинально изменить способ психологического и исторического мышления. По всей вероятности, важно признать, что впечатляющие попытки воссоздать исторические, особенные типы человеческой ментальности в основном осуществлены историками, философами, культурологами, а не психологами.
Источник
В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности.
При этом советские психологи опираются на положение Л. С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Как указывалось выше, развитие ребенка—это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения.
Исходя из этого выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип разлития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты советскими психологами С. Выготским, П. П. Блонским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др.
Раскрывая сущность принципа историзма, Л. С. Выготский подчеркивал конкретно — историческую природу детства я его периодов. Периодизация детства и содержание каждого периода зависят от конкретно — исторических условий жизни социальной обстановки, которые через воспитание и обучение, организованное обществом, влияют на развитие ребенка.
Всякие изменения в общественной жизни, связанные с техническим и культурным прогрессом, изменяют и образовательно-воспитательный уровень работы в дошкольных учреждениях, и систему обучения подрастающего поколения в школе.
Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы. Так, в связи с тем, что психолого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания вскрыла возросшие умственные и физические возможности ребенка, стало возможно обучение детей с семилетнего возраста.
Дальнейший прогресс в развитии нашего общества позволил выявить новые возможности детей младшего школьного возраста. В настоящее время XXVI съездом КПСС выдвинута новая задача — решить проблему обучения детей в школе с 6 лет. Таким образом, возросшая культура общества привела к изменению возрастных границ дошкольного и школьного детства.
деятельностного подхода к развитию психики глубоко разработан в трудах А. Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается ч том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.
Исходя из двух вышеизложенных принципов, советские психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
3. Основные показатели: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, возрастные новообразования, внутренняя позиция, кризисы и т.д
Социальная ситуация развития — это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной”.
Возрастной кризис — это особый период преобразования социальной ситуации развития : новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис — норма онтогенеза.
Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским [1] как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развитии, что сопровождается кризисами возрастного развития.
Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л. И. Божовичем [2], Д.Б. Элькониным [3], который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности; 3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. [4].
Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. возрастной период личность детство
Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста.
Источник
В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности.
При этом советские психологи опираются на положение Л. С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Как указывалось выше, развитие ребенка—это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения.
Исходя из этого выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип разлития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты советскими психологами С. Выготским, П. П. Блонским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др.
Раскрывая сущность принципа историзма, Л. С. Выготский подчеркивал конкретно — историческую природу детства я его периодов. Периодизация детства и содержание каждого периода зависят от конкретно — исторических условий жизни социальной обстановки, которые через воспитание и обучение, организованное обществом, влияют на развитие ребенка.
Всякие изменения в общественной жизни, связанные с техническим и культурным прогрессом, изменяют и образовательно-воспитательный уровень работы в дошкольных учреждениях, и систему обучения подрастающего поколения в школе.
Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы. Так, в связи с тем, что психолого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания вскрыла возросшие умственные и физические возможности ребенка, стало возможно обучение детей с семилетнего возраста.
Дальнейший прогресс в развитии нашего общества позволил выявить новые возможности детей младшего школьного возраста. В настоящее время XXVI съездом КПСС выдвинута новая задача — решить проблему обучения детей в школе с 6 лет. Таким образом, возросшая культура общества привела к изменению возрастных границ дошкольного и школьного детства.
Принцип деятельностного подхода к развитию психики глубоко разработан в трудах А. Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается ч том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.
Исходя из двух вышеизложенных принципов, советские психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
Социальная ситуация развития, как пишет Л. И. Божович, была определена Л. С. Выготским как «то особое сочетание внутренних процессов развития и. внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа я обусловливают и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу» (СНОСКА: Божович Л. И, Личность ее формирование детском возрасте. М, 1968, с. 152.)
Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А. Н Леонтьева.
Каждому возрастному периоду, подчеркивает А Н. Леонтьев, соответствует определенный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.
А Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип — знания и способы их познания, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возрасти качественных особенностей, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода
С учетом выделенных критериев, а также исторически сложившихся критериев воспитания детей в практике советской педагогической науки широко принята следующая периодизация возрастов:
Младенческий возраст – 0-1 год
Ранний возраст— 1—2 года
Дошкольный возраст — 3—б лет
Младший школьным возраст — 7—10 лет
Средний школьный подростковый возраст — 11—14 лет
Старший школьный возраст, или ранняя юность — 15—18 лет
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 1742 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник