Принцип историзма в исследовании психического развития ребенка

Принцип предполагает понимание того, что филогенетическое и онтогенетическое развитие человека не тождественны. Генетическое изучение структурных компонентов психического процесса, разворачиваемого с течением времени, является главной задачей исследователя.

Исследованием охватывается весь процесс развития определенного психического явления, учитываются все фазы его изменения от возникновения до гибели. Обязательно объясняется его природа, познается его сущность. Если психику понимать как исторический продукт, то это определяет необходимость создания исторического метода её изучения, который возникает как следствие взаимной ассимиляции двух идей – принципа развития и принципа объективно-экспериментального изучения психики.

Для объяснения процесса в целом определяющим становится принцип развития. Эксперимент, являющийся ключом объективности понимания процесса развития, дает возможность в абстрактной форме выявить закономерности, суть генетического процесса.

В своей работе «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн называет принцип историзма ключевым принципом анализа условий, закономерностей и механизмов развития психики человека. Автор считает, что на всех своих уровнях, включая естественно-природные предпосылки, психика представляет собой продукт истории. В «Основах» С.Л. Рубинштейна, таким образом, видна попытка сопряжения двух фундаментальных идей психологии XX века – идеи развития и идеи историзма.

Принцип историзма в психологии возник как оппозиция идее эволюционизма. Особо резкую форму приобрело противопоставление исторического и натуралистического подходов к пониманию развития в советской психологии. Это противопоставление скорее носило идеологический характер, нежели содержательно-научный.

Советские психологи обосновали также и необходимость теоретического сведения принципов историзма и развития, но неоднозначность самого понятия «историческое» в его психологической конкретизации, не всегда принималась во внимание. Это не критика научных позиций, а сложная проблема, требующая особого анализа.

Как самоочевидная истина воспринимается сегодня положение о том, что психическое развитие человека имеет конкретно историческую природу. И в советской и в российской психологии принцип историзма конкретизируется в представлениях о социально-исторической детерминации филогенетического и онтогенетического развития психики человека. При этом акцент хоть и неявно падает на «социальность», а не на «историчность» детерминант психического развития. Редукция исторического к социальному, во многом свойственная советской психологии, подпитывалась уверенностью в том, что социальное это и есть «ставшее» историческое, а значит, первое служит воплощением второго.

Таким образом, принцип историзма в психологии – это способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Использование данного принципа помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, наконец, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития.

Принцип историзма дает возможность изучить любое явление с момента его возникновения и в исторической ретроспективе проследить весь процесс его развития, с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи:

  • Изучить прошлое во взаимосвязи и взаимообусловленности событий;
  • Выяснить, где, когда и по каким причинам возникло данное явление;
  • Определить, какой путь оно прошло, какие давались ему оценки на том или ином его этапе.

История для психолога

История науки свидетельствует о том, что острые проблемы часто скрываются за хрестоматийными принципами, постулатами и аксиомами. На это есть свои объективные причины, главной из которых является вечный характер тех проблем, стоящих за канонизированными научным сообществом истинами. Но справедливо и другое положение – просто замкнуть проблему в некотором «основополагающем» абстрактном принципе. Открытая пока проблема историзма в психическом развитии общества, тоже не избежала этой участи.

Такие творцы проектов «исторической психологии» как В. Вундт, В. Дильтей, Л.С. Выготский свои поиски начинали с проблематизации общих представлений о сущности исторического развития. Проблема историзма не подлежала «снятию», каждый раз заново в её контексте совершался процесс самообоснования психологического знания.

Понятие историзма постепенно стало превращаться в одномерную конструкцию, инвариантную схему-штамп. Часто ограничивались простым приговариванием: человек – продукт истории. А если это так, то значит его внутренний мир – восприятие, память, мышление, эмоции – тоже являются историческим продуктом, который далее добросовестно описывался в терминах привычного натуралистического подхода.

О том, что история является особым измерением человеческого бытия, неоднократно писали культурологи, историки, философы. В это измерение можно войти, но из него можно и выпасть, что историческое начало может быть представлено в человеке в превращенной и даже отчужденной форме. Эту историческую неодномерность человека психология продолжает игнорировать, но, тем не менее, в работах К.Г. Юнга и Л.С. Выготского отражалось стремление авторов реконструировать неодномерность в психологических категориях.

В психологии не затрагивалась почти проблема многообразия форм и уровней исторической детерминации развивающегося индивидуального сознания. Порой она просто подменялась абстрактным требованием «учета» общественно-исторической сущности сознания.

Еще в 1930 г. психологи А.Р. Лурия и Л.С. Выготский связывали введение психического развития в контекст исторического с целью закладки фундамента новой генетической психологии. Фундамент этот был заложен, но возвести здание исторически ориентированной психологии развития, как считает М.Г. Ярошевский, не удалось. Оценка очень категорична, и согласиться с ней до конца трудно. В ряде случаев на пути претворения программы создания культурно-исторической психологии развития, были получены фундаментальные результаты. В качестве примера можно привести концепцию учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В ходе создания концепции был проделан обстоятельный методологический анализ исторических и логических аспектов развивающего обучения, а сама идея историзма присутствует в ней реально.

По мнению М.Г. Ярошевского конкретный историзм состоит не только в рассмотрении сознания и динамики его изменения в различных социоисторических планах. Это узкая эмпирическая проекция исторического исследования в психологии. Главное предназначение конкретно-исторического метода заключается в раскрытии самобытных культуропорождающих, креативных возможностей индивидуального сознания во всеобщей исторической перспективе.

Идея историзма нацеливает психолога на поиск специфических способов включения индивида в процесс производства новых форм исторической культуры, на что обращал внимание М.Г. Ярошевский.

Психологам мало, просто устремить взор в ретроспективу исторических событий, а историкам считаться с реальностью субъективного мира творцов исторического процесса. Чтобы этот союз состоялся надо кардинально изменить способ психологического и исторического мышления. По всей вероятности, важно признать, что впечатляющие попытки воссоздать исторические, особенные типы человеческой ментальности в основном осуществлены историками, философами, культурологами, а не психологами.

Источник

В современной психологии термин «методология» используется в 3-х значениях.

1. Общая методология – общая философская позиция, мировоззренческая интерпретация оснований исследования и его результатов, базовые принципы научно-познавательной деятельности.

2. Частная методология – совокупность методологических принципов, применяемых в конкретной области знаний. Частная методология есть реализация неких философских принципов в определенном научном направлении, в конкретной научной дисциплине. Например, Л.С. Выготский применил принцип историзма в изучении развития психики ребенка.

3. Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования, или методик. Выбор конкретных методик (методов, если слово используется в узком смысле) для исследования всегда зависит от общих методологических установок (Усанова О.Н., 2006, 46-47).

В объяснении явлений и фактов психология использует диалектический подход. Причины и условия происхождения и функционирования психики сложно переплетаются, различие между причиной и условием часто относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответствующем отношении есть следствие. С диалектических позиций источник формирования психики человека – социальная среда, а не таинственные внутренние факторы, т.е. морфофизиологические особенности мозга и общение составляют условия развития психики ребенка.

Исследования в области психологии развития в отечественной психологии основываются на методологии общей психологии, теориях ведущих отечественных психологов: теории деятельности А.Н. Леонтьева, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теории мозговой локализации высших психических функций (ВПФ) А.Р. Лурии, идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, а также на современных теоретических представлениях о социализации и социальных влияниях.

Опора на общие методологические источники позволяет распознать, описать, проанализировать факторы психического развития, установить его общие и частные закономерности, построить диагностический аппарат, наметить стратегию психологического воздействия на ребенка.

Указанные психологические теории имеют общую методологическую платформу и дополняют друг друга в понимании сущности психического развития ребенка. Их основные положения.

1. Социумтрактуется как источник и стимул развития. Развитие индивида происходит в процессе деятельности, которая обуславливается требованиями социума к индивиду. При этом признается в качестве главного условия развития созревание мозговых структур. Движущей силой развития считается обучение.

2. Совершенствовыполнения любой деятельности определяется пристрастием к ней и продолжительностью занятия этой деятельностью. Это относится как к игровой, учебной, трудовой деятельности, так и к ВПФ. При этом важно помнить, что ВПФсначала существуют во внешнем мире как разделенные между людьми, а затем становятся сокращенными по структуре и интериоризированными по форме, постепенно переходя внутрь. Такое изменение психической деятельности ребенка является важным индикатором успешности его развития.

3. Значительное место уделяется речи как сугубо человеческому новообразованию, качественно перестраивающему всю психическую деятельность человека(Усанова О.Н., 2006, 48-50).

4. Индивидуальные тенденции развития вызываются биологическими и социальными факторами, а также их сочетанием. При этом вклад биологического и социального факторов может оказаться различным на разных ступенях онтогенеза.

Основными методологическими принципами специальной психологии являются: детерминизма, развития, системности.

Принцип детерминизма основан на положении о причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие). Согласно принципу детерминизма каждое изменение в развитии обусловлено специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразно по механизмам своего возникновения.

Принцип детерминизма гласит:

• во-первых, психические явления обусловлены объективной действительностью и отражают эту действительность;

• во-вторых, психические явления обусловлены деятельностью мозга;

• в-третьих, изучение психических явлений предполагает установление причин, вызвавших это явление.

Детерминизм означает, что внешняя причина не определяет непосредственные реакции человека, а действует через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн).

Нельзя рассматривать детерминизм как однолинейную систему (причина-следствие). Есть детерминанты, которые сами по себе не вызывают событий, но влияют на них (катализаторы). В реальной психической жизни следствие не сразу возникает после причины, а через некоторое время. В результате причиной явления могут быть события или факторы, которые не вызывают последствий сразу, но их накопление приводит к определенному сдвигу. Это так называемые кумулятивные причинно-следственные отношения. Именно по таким механизмам возникает большинство нарушений психического развития детей (Усанова О.Н., 2006, 95-103).

Принцип системностиуказывает на то, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.

Принцип системности показывает, что психика представляет собой сложную систему, отдельные функции (блоки) которой между собой связаны. Наличие системной организации психики позволяет объяснять, как происходят её саморегуляция и компенсация, присущие даже элементарным уровням психической организации. С учётом предмета психологии развития принцип системности рассматривает онтогенез психики как последовательный процесс становления её как сложной системы (Марцинковская, с. 26-27).

Принцип развитияутверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее правильным способом её изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Следовательно, психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии. Все психические явления непрерывно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении.

Правильная характеристика психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент с перспективой последующих изменений.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики – филогенетический и онтогенетический, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни отдельного человека. Исследования показывают, что между этими двумя видами развития имеется определённое соответствие: логика развития психики одинакова при развёртывании человеческого рода и развития отдельного человека (Марцинковская, с. 27-28).

Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 4609; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9967 — | 7751 — или читать все…

Читайте также:

Источник