Примеры влияния наследственности на развитие ребенка

Примеры влияния наследственности на развитие ребенка thumbnail

ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Наследственностью принято называть передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.

Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. По этой причине очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, должна быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных качеств.

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются исходя из обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт какой-либо деятельности человека). Педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.

2. Наследование специальных качеств.

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, в случае если человеку предоставляются необходимые условия.

3. Наследование моральных качеств.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного – «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы. Вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

При этом развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды исходя из их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:

— неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);

— органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);

— социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).

К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана и Аллена. Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению. Только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем довольно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого утверждения являются многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное: овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это и есть свидетельство того, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».

Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, это генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей.

Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма и зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов. К ним относятся: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление).

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Источник

Как наследственность влияет на развитие детей Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.

Прочитал в «Электрогазете» статью Дарьи Петренко «Уфимские «дети разводов» рискуют повторить судьбу родителей» и решил высказать свою точку зрения по этому вопросу.

На развитие и формирование человека в основном влияют три фактора: наследственность, социальная среда и воспитание.

Наследственность — это способность живых организмов передавать различные характерные признаки и особенности развития своим потомкам. Иными словами, это передача имеющейся генетической информации от родителя к ребенку. Благодаря наследственности все живые существа сохраняют в потомках характерные черты своего вида.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Воспитание — третий существенный фактор развития и формирования личности (с точки зрения педагогики). Воспитание корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В принципе влияние среды и воспитания однотипны. Многие учёные в основе развития личности выделяют лишь два фактора —наследственность и среду. Разница лишь в том, что в отличие от стихийного влияния окружающей среды на человека, воспитание (школьное, семейное, религиозное) является процессом целенаправленным и сознательно контролируемым. Для развития природных задатков нужны работоспособность и трудолюбие. А последние являются теми качествами, которые возникают в результате воспитания. В этой связи вспоминаются фильмы по мотивам романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Ведь смог аббат Фариа воспитать из марсельского моряка Эдмона Дантеса настоящего аристократа. А сколько терпения понадобилось герою для освобождения.

Разные учёные по-разному относятся к тому, что в большей или меньшей степени воздействует на развитие личности, но сейчас я остановлюсь на наследственности (не умаляя роли воспитания и среды).

Многие знакомы с теорией Фрейда о том, что почти все психологические расстройства связаны с детством, поведением родителей. Но американские учёные в своих исследованиях пошли дальше. Заметив среди городских поколений циклы наркомании и психоневрологических проблем, группа учёных из университета Эмори (штат Джорджия) связала этот процесс с наследственностью и провела ряд экспериментов. Их исследования на животных показали, что дети нередко испытывают страхи своих родителей, даже в тех случаях, когда они никогда не сталкивались с причиной фобий.

Исследователи научили мышей бояться аромата сакуры, а затем исследовали их сперму. Во время изучения эякулята они обнаружили, что участок ДНК, отвечающий за чувствительность к данному запаху, стал более активным. Затем исследователи изучили поведение потомства участников эксперимента и выяснили, что два поколения грызунов оказались не только очень чувствительны к аромату сакуры, но и старались всячески избегать его, несмотря на то, что никогда не сталкивались с ним в своей жизни. Кроме того, в структуре мозга последующих поколений также произошли изменения.

Доктор Брайан Диас считает: «Родительский опыт заметно влияет на структуру и функцию нервной системы потомства… Полученные нами результаты свидетельствуют о трансгенерационной эпигенетической наследственности — это значит, что окружающая среда может влиять на генетику индивида, а он, в свою очередь, передает изменения следующим поколениям. Это один из механизмов, демонстрирующий отпечатки предков на потомках».

Британский профессор Маркус Пембри заявил, что «полученные выводы имеют важное значение для определения причин фобий, тревог и посттравматических стрессовых расстройств… Я подозреваю, что мы не сможем справиться с ростом нервно-психических расстройств, ожирения и диабета до тех пор, пока не примем во внимание опыт предыдущих поколений».

То есть эти опыты предполагают, что формирование человеческой личности начинается задолго до его рождения. Может, поэтому так важно развивать гармоничные отношения во всём обществе. Пожилые люди помнят, как много доброжелательных людей было в прежние времена. Но дело не в том, что все поголовно были проникнуты идеями социализма. История показала, что это было далеко не так. Но главной заботой общества было социальное развитие детей, и это давало свои плоды. Ну и, конечно, люди были благожелательны оттого, что были уверены в завтрашнем дне. Стабильность жизни — немаловажный фактор для хорошего самочувствия социального общества. А вот самые разнообразные попытки жёлтой прессы выпячивания негативных явлений приводит к суицидам и разного рода фобиям, которые, как видно из экспериментов упомянутых учёных, могут отрицательно отразиться даже на ещё зарождающихся клетках будущей личности.

У детей, воспитанных в доброжелательной атмосфере, больше возможностей для развития активности, творчества, оригинальности, дружеских чувств, в них больше эмоциональности во взаимоотношениях, нежели у их сверстников, живущих в условиях излишней строгости, дефицита теплоты и ласки.

На здоровье детей и развитие их личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание единственного ребенка и др. Получается, как снежный ком в горах может превратиться в лавину, так и наше поведение может отрицательно или положительно отразиться на действиях наших потомков. Надо внимательно относиться и к тому, что выискивает на страницах интернета ваш ребёнок. Ведь интернет, как и остальные СМИ, очень сильно воздействует на ещё неокрепшее сознание. Мы, советское поколение, во время переходного периода тоже были как дети. Ведь мы были воспитаны на «стерильных» материалах. Свято верили в правдивость статей, преподносимых СМИ, вот поэтому многие и попались на крючки разных финансовых пирамид. Надо воспитывать в детях развитие собственного мышления. Этому, кстати, может способствовать и новая учебная литература, которая, как пишут, должна непредвзято подавать факты прошлого нашей страны.

Источник