Примеры цикличности в развитии ребенка

Закономерности
психического развития – это те механизмы,
которые определяют, объясняют, описывают
психическое развитие, опираясь на
которые можно этим развитием управлять.
Л.С. Выготский
установил четыре основные закономерности
развития:
1. Цикличность –
психическое развитие представляет
собой чередование периодов подъема,
интенсивных изменений в психике и
периодов замедления, затухания.
Примером цикличности развития
выступает чередование возрастных
кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со
стабильными периодами развития.
2. Неравномерность
развития.Разные стороны личности, в
том числе психические функции, развиваются
неравномерно. Есть периоды, когда функция
доминирует, — это период ее наиболее
интенсивного, оптимального развития,
а остальные функции оказываются на
периферии сознания и зависят от
доминирующей функции. Каждый новый
возрастной период знаменуется перестройкой
межфункциональных связей — в центр
выдвигается другая функция, устанавливаются
новые отношения зависимости между
остальными функциями.
Первоначально, в
младенческом возрасте (до года), сознание
ребенка недифференцированно. Дифференциация
функций начинается с раннего детства.
Сначала выделяются и развиваются
основные функции, прежде всего восприятие,
затем более сложные, так что в самой
последовательности становления
функций есть свои закономерности.
Восприятие, интенсивно развиваясь,
как бы выдвигается в центр сознания и
становится доминирующим психическим
процессом.
Остальные функции
оказываются на периферии сознания,
они зависят от доминирующей. Например,
память вплетена в процесс восприятия
— ребенок до 3 лет не пытается вспомнить
что-нибудь само по себе, а в наглядной
ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает
связанные с ней события. Другие функции
как бы обслуживают восприятие, и оно
развивается в максимально благоприятных
условиях. Период, когда функция доминирует,
— это период ее наиболее интенсивного,
оптимального развития. В раннем возрасте
доминирует восприятие, в дошкольном
— память, в младшем школьном — мышление.
Ранний возраст —
период появления первоначальной
структуры сознания. Каждый новый
возрастной период связан с перестройкой
межфункциональных связей — сменой
доминирующей функции, зависимостью
от нее остальных функций, установлением
новых отношений между ними. В этой
перестройке функции дифференцируются,
не проходя через доминирующее
положение. По мере продвижения от одного
возраста к другому возрастает
сложность межфункциональных связей.
Переход от одной системы к другой
совершается иначе и сложнее, чем переход
от недифференцированного, лишенного
всякой системы сознания к первичной
системе. Перестройка старой системы
и перерастание ее в новую становится
основным путем развития психических
функций.
3. «Метаморфозы»
в детском развитии.Развитие не
сводится к количественным изменениям,
это не рост, а цепь качественных
преобразований. Психика ребенка
своеобразна на каждой возрастной
ступени, она качественно отлична от
того, что было раньше, и того, что будет
потом.
4. Сочетание
процессов эволюции и инволюции в развитии
ребенка. Процессы инволюции закономерно
включены в прогрессивное развитие. То,
что сложилось на предыдущем этапе,
отмирает или преобразуется. Например,
ребенок, научившийся говорить, перестает
лепетать.
Выделяют также
такую закономерность развития, как
комулятивность – это результат
развития каждой предшествующей стадии
включается в последующую, при этом
определенным образом трансформируясь.
Неравномерность
психического развития.
Можно выделить 2
проявления неравномерности психического
развития:
Акселерация.
Ретардация.
Инфантилизм.
Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти
психическое развитие в детском и
подростковом возрасте. Этот термин был
предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была
отмечена при сопоставлении антропометрических
данных, полученных в начале 20-х годов
XX века с данными 30-х годов XIX века, когда
начали проводить антропометрические
исследования детей.
Биологи связывают
акселерацию с физическим созреванием
организма, психологи – с развитием
психических функций, а педагоги – с
духовным развитием и социализацией
личности.
Причины акселерации:
общие темпы ускорения жизни, улучшение
материальных условий, повышение качества
питания и медицинского обслуживания,
улучшение ухода за детьми в раннем
возрасте, искоренение многих тяжелых
детских недугов.
Другие причины– радиоактивное загрязнение среды
обитания человека, ведущее на первых
порах к ускорению роста, а со временем,
как показывают опыты с растениями и
животными, к ослаблению генофонда;
уменьшение кислорода в атмосфере, что
влечет за собой расширение грудной
клетки, влекущей рост всего организма.
Вероятнее всего, акселерация обусловлена
комплексным воздействием многих
факторов.
С середины 80-х г.
акселерация во всем мире пошла на убыль,
темпы физиологического развития
несколько упали. Различают два вида
акселерации – эпохальную (присуще всему
нынешнему поколению) и внутригрупповую,
или индивидуальную – это ускоренное
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.
В настоящее время
выделяют акселерацию эпохальную и
внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического
развития современных детей и подростков
в сравнении с предшествующими поколениями.
Она проявляется уже на стадии
внутриутробного развития. У современных
новорожденных длина тела больше на
0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти
различия возрастают. У современных
детей раньше происходит становление
репродуктивных функций. Существуют
доказательства акселерации развития
сердечно-сосудистой, дыхательной и
двигательной систем. Внутригрупповая
акселерация – ускоренное физическое
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом,
большей мышечной силой и возможностями
дыхательной системы. У них значительно
быстрее происходит половое созревание,
и раньше заканчиваются процессы роста.
Таким образом, внутригрупповая акселерация
часто сочетается с повышением
физиологических возможностей организма.
Однако индивидуальная акселерация
нередко сопровождается дисгармоническим
развитием различных систем и функций,
что приводит к физиологической
дезинтеграции и снижению функциональных
возможностей. У детей с повышенными
темпами развития чаще наблюдаются
эндокринные расстройства, хронический
тонзиллит, нервные расстройства, кариес
зубов, повышенное артериальное давление.
После 60-70-х годов стали проявляться
негативные явления акселерации. В первую
очередь, диспропорциональность
физического развития, особенно в сторону
избыточности массы тела. Вторым негативным
явлением акселерации является уменьшение
жизненной емкости легких и снижение
мышечной силы. Причиной дисгармоничности
физического развития современных детей
и подростков является низкая двигательная
активность. Биологические механизмы
акселерации пока не выяснены.
Ретардация–
задержка физического развития и
формирования функциональных систем
организма. В группе и тех, и других детей
бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо
учитывать при определении школьной
готовности. Психофизиологическое
созревание обеспечивает условия для
возникновения и реализации психических
функций. По морфологическим и функциональным
показателям можно судить о процессах
созревания и степени зрелости структур
и функций организма на отдельных этапах
развития каждого ребенка. При этом
нельзя забывать, что каждому присущ
индивидуальный темп развития.
На современном
этапе изучения выделяют две основные
причины ретардации. Первая – различные
наследственные, врожденные и приобретенные
в постнатальном онтогенезе органические
нарушения; вторая – различные факторы
социального характера. Причиной
отставания могут явиться и перенесенные
заболевания, но они приводят к временной
задержке роста и после выздоровления
темпы роста становятся выше, т. е.
генетическая программа реализуется за
более короткий срок. Существенное
отрицательное влияние оказывает
социальный фактор. В меньшей степени –
низкий материальный доход семьи и в
большей – отрицательный эмоциональный
микроклимат, окружающий ребенка в семье
или в детских учреждениях. Дети,
воспитывающиеся в условиях недостаточного
внимания со стороны родителей и дети,
воспитывающиеся в детских домах и
школах-интернатах, отстают в своем
развитии на 1,5-2 года от сверстников.
Таким образом, ретардация, не зависимо
от причин, ее обусловливающих, сказывается
как на темпах физического, так и
психического развития.
Инфантилизм– это нарушение психического развития;
форма задержки при прохождении стадий
онтогенетического развития, при которой
оказываются недоразвитыми как физические,
так и психические функции. При этом
сохраняется возможность полной
компенсации психического развития в
дальнейшем. Случаи инфантилизма могут
быть обусловлены наследственными и
внутриутробными факторами, инфекционными
заболеваниями, перенесенными в раннем
детстве, авитаминозом.
Виды инфантилизма:
1. Физиологический
инфантилизм– это отставание в
физическом развитии, которое проявляется
у некоторых людей как следствие
охлаждения, отравления или инфицирования
плода в период беременности, кислородного
голодания при родах, тяжёлых заболеваний
в первые месяцы жизни, нарушения обмена
веществ и других факторов. У таких людей
замедляются рост и развитие всех
физиологических систем организма.
2. Психологический
инфантилизм– это детские черты
в поведении, мышлении и эмоциональных
реакциях, что это не соответствует
возрастным требованиям к ребенку
(подростку, молодому человеку, якобы
взрослому человеку). Психический и
психологический инфантилизм отличаются
не внешними проявлениями, а причинами
возникновения. Внешне они похожи. В
отличие от психического инфантилизма,
где эти черты следствие отставания,
задержки в развитии психики ребенка,
при психологическом инфантилизме
ребенок имеет вполне здоровую и без
отставаний психику. Такой ребенок может
быть для своего возраста достаточно
взрослым – может теоретически, а
практически этого нет. Психологически
инфантильные дети несамостоятельны и
привыкли к тому, что другие всё решают
за них. Взрослый человек с психологическим
инфантилизмом – человек-ребенок.
3. Социальный
инфантилизм– это состояние,
проявляющееся в разрыве между биологическим
и социокультурным взрослением человека.
Социальный инфантилизм вызывается
нарушением механизмов социализации,
под влиянием социокультурных условий.
Он может выражаться в неприятии молодыми
людьми новых обязанностей и обязательств,
связанных с процессом взросления.
Социальные причины инфантилизма.Дети
растут правильно, когда их поддерживают
и материнское-женское, и отцовское-мужское
начало в воспитании. Сегодня в обществе
явный перекос в женское начало и, как
следствие, инфантилизм.
Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность)
проявляется в несформированности на
достаточном для данного конкретного
возраста уровне эмоционально-волевой
сферы личности. Как правило, инфантильность
в качестве устойчивой личностной
характеристики высоко коррелирует с
такими личностными особенностями, как
внешний локус контроля, завышенные
самооценка и уровень притязаний,
эгоцентризм, готовность при любых
обстоятельствах атрибутировать
ответственность за неудачу другим,
обостренное, порой болезненное чувство
психологической незащищенности. При
этом основным компенсаторным механизмом
в данном случае оказываются попытки во
что бы то ни стало уйти от необходимости
хотя бы более или менее адекватно
оценивать объективную социальную
реальность, в том числе и путем личностного
погружения в реальность виртуальную
(например, интернет-аддикция). Следует
специально отметить, что инфантилизм
может сочетаться как с нормальным
интеллектуальным развитием, так и с
отставанием и опережением в этой сфере.
В этом плане личностный инфантилизм
вполне правомерно оценивать в качестве
своеобразного проявления гетерохронности
собственно личностного развития
индивида.
Из сказанного
ясно, что инфантилизм представляет
собой универсальное психическое явление
и в определенной степени присущ каждому
человеку. Откровенно девиантные формы
его проявления, как правило, связаны с
тотальной фиксацией личности на таком
виде психологической защиты как
регрессия.
Одна из причин
отставания в психическом развитии
человека – это депривация. В психологию
термин «депривация» вошел благодаря
английскому психологу Дж. Боулби, а
также проработан и содержательно
наполнен в работах его коллеги М.
Эйнсуорт.
Психическая
депривация— это психическое состояние,
возникающее в результате жизненных
ситуаций, когда субъекту не предоставляется
возможность для удовлетворения некоторых
его основных (жизненных) психических
потребностей в течение длительного
времени.
Проявления
психической депривации могут охватывать
широкий диапазон изменений личности
от легких странностей, совершенно не
выходящих за рамки нормальной эмоциональной
картины, вплоть до очень грубых поражений
развития интеллекта и характера.
Чаще всего выделяют
следующие формы психической депривации.
I. Депривация
стимульная (сенсорная): пониженное
количество сенсорных стимулов или их
ограниченная изменчивость.
II. Депривация
значений (когнитивная): слишком изменчивая
хаотичная структура внешнего мира без
четкого упорядочения и смысла, которая
не дает возможности понимать, предвосхищать
и регулировать происходящее извне.
III. Депривация
эмоционального отношения (эмоциональная):
недостаточная возможность для установления
эмоционального отношения к какому-либо
лицу или разрыв подобной эмоциональной
связи, если такая уже была создана.
IV. Депривация
идентичности (социальная): ограниченная
возможность для усвоения самостоятельной
социальной роли.
Например, депривация
потребности младенца в общении (внимание
со стороны матери, общение с ним) приводит
к такому явлению, как госпитализм.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.
Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.
Первоначально, в младенческом возрасте (до года), сознание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями (Л.С. Выготский говорит об «аффективном восприятии»), не полностью разграничены восприятие формы, восприятие цвета и т. д.
Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Например, память вплетена в процесс восприятия — ребенок до трех лет не пытается вспомнить что-нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
Ранний возраст — период появления первоначальной структуры сознания. Каждый новый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей — сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установлением новых отношений между ними. В этой перестройке функции дифференцируются, не проходя через доминирующее положение. По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Переход от одной системы к другой совершается иначе и сложнее, чем переход от недифференцированного, лишенного всякой системы сознания к первичной системе. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.
Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична оттого, что было раньше, и того, что будет потом.
Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Источник
Закон формирования
Высших психических функций (ВПФ)
ВПФ – по свойствам
произвольные (управляемые), целенаправленные,
осознаны, системны, исторически,
культурны, искусственны.
По структуре –
опосредованы, по происхождению –
социальны
Закон неравномерности
или гетерохронности детского развития
Каждая сторона
психики ребенка имеет свои оптимальные
периоды развития.
Законом гетерохронного
развития связанна гипотеза Выготского
о системном и смысловом строении
сознания. По Выготскому ВПФ образуют
структуру сознания.
Ни одна функция
не развивалась изолированно. Развитие
каждой функции зависит от того в какую
структуру она входит и какое место в
ней занимает. Так в раннем возрасте, в
центре сознания находиться восприятие,
в дошкольном возрасте – память,
в школьном (младший
подростковый возраст) – мышление.
Все остальные
процессы развивались в каждом возрасте
под влиянием доминирующего в сознании
функции.
Процесс психического
развития состоит в перестройке системной
структуры сознания, которая обусловлена
изменением его смысловой структуры,
т.е. уровнем развития обобщения или
значения слов.
Закон метаморфозы
в детском развитии
Развитие – есть
цепь качественных изменений.
Ребенок – это не
маленький взрослый, он обладает
качественно иной психикой.
Закон цикличности
в детском развитии
Развитие имеет
сложную организацию во времени. Ритм
его меняется. Год жизни в младенчестве
не равен году жизни в отрочестве.
Обучение –
движущая сила психического развития
Развитие
и обучение — это разные процессы.
Процесс развития
имеет внутренние законы самовыражения.
«Развитие, — пишет он, — есть процесс
формирования человека или личности,
совершающийся путем возникновения
на каждой ступени новых качеств,
специфических для человека, подготовленных
всем предшествующим ходом развития,
но не содержащихся в готовом виде на
более ранних ступенях».
Обучение – это
внутренне необходимый и всеобщий
момент в процессе развития у ребенка
не природных, но исторических особенностей
человека.
Л. С. Выготским
были осуществлены экспериментальные
исследования отношения между обучением
и развитием.
Зона
ближайшего развития (ЗБР)
— это расстояние между уровнем актуального
развития ребенка, определяемым
самостоятельными достижениями ребенка,
и уровнем возможного развития,
определяемым с помощью задач, решаемых
под руководством взрослых.
ЗБР определяет
функции, не созревшие еще, но находящиеся
в процессе созревания; функции, которые
можно назвать не плодами развития, а
почками развития, цветами развития».
Понятие
зоны ближайшего развития
имеет важное теоретическое значение
и связано с такими фундаментальными
проблемами детской и педагогической
психологии, как возникновение и развитие
высших психических функций, соотношение
обучения и умственного развития,
движущие силы и механизмы психического
развития ребенка.
ЗБР — логическое
следствие закона становления высших
психических функций, которые формируются
сначала в совместной деятельности, в
сотрудничестве с другими людьми и
постепенно становятся внутренними
психическими процессами субъекта. Когда
психический процесс формируется в
совместной деятельности, он находится
в зоне ближайшего развития; после
формирования он становится формой
актуального развития субъекта.
«Обучение только
тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский,
— когда оно идет впереди развития».
Тогда оно пробуждает и вызывает к
жизни много других функций, лежащих
в зоне ближайшего развития. Применительно
к школе это означает, что обучение должно
ориентироваться не столько на уже
созревшие функции, пройденные циклы
развития, сколько на созревающие функции.
Обучение может
ориентироваться на уже пройденные циклы
развития — это низший порог обучения,
но оно может ориентироваться на еще не
созревшие функции, на зону ближайшего
развития, что характеризует высший
порог обучения. Между этими порогами
и находится оптимальный период обучения.
ЗБР —
симптом, критерий
в диагностике умственного развития
ребенка.
Определение обоих уровней развития —
актуального и потенциального, а также
одновременно и зоны ближайшего
развития — составляет вместе то, что
Л. С. Выготский называл нормативной
возрастной диагностикой,
в отличие от симптоматической диагностики,
опирающейся лишь на внешние признаки
развития. ЗБР может быть использована
как показатель индивидуальных различий
детей.
Лекция Ермолаевой
М.В.
Проблема
обучения и развития (По
Выготскому)
Обучение
– это движущая сила развития, это
внутренне необходимое и всеобщий момент
развития не природных, но исторических
особенностей человека.
Обучение создает
зону ближайшего
развития (ЗБР)
и побуждает внутренние процессы
развиваться.
ЗБР
– это расстояние между уровнем актуального
и возможного развития. Она определяет
потенцию ребенка.
Уровень актуального
развития
определяется теми достижениями, которые
демонстрирует ребенок самостоятельно,
не используя помощи взрослых.
Уровень потенциального
(возможного) развития определяется теми
достижениями, которые демонстрирует
ребенку, используя помощь взрослых.
Теоретическое
значение ЗБР в том, что она доказывала
ведущую роль обучения в умственном
развитии ребенка.
Обучение должно
идти впереди развития и должно опираться
не на созревание, а на созревающие
функции, т.е. на ЗБР.
В ходе обучения
ЗБР преобразуется в уровень актуального
развития и создает свою ЗБР. А практическое
развитие ЗБР заключается в том, что во
всех видах нормативной психодиагностики
Выготский предложил определять все три
зоны.
В зарубежной
психологии известны две т.зр. в обучении
и развитии
Соседние файлы в папке ГОСЫ_с инета
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник