Примерная характеристика на ребенка с задержкой психического развития

Ирина Гузь
Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития
Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто родители обращаются к нам, специалистам группы для детей с ЗПР с просьбой предоставить психолого-педагогическую характеристику на ребёнка (на ЦПМПК, при оформлении инвалидности, перед консультацией психоневролога, переходом в другое дошкольное отделение или детский сад, выпуском в школу). Поэтому хотим поделиться своим опытом написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста с задержкой психического развития, направляемого на ЦПМПК с целью изменения образовательного маршрута.
Психолого-педагогическая характеристика
на ___,
___ года рождения
___, возраст ___, посещает ___ для детей с ОВЗ с сентября ___ года.
Заключение ЦПМПК при поступлении в группу: Рекомендована адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Направляется на ЦПМПК с целью изменения образовательного маршрута (АООП для детей с ЗПР).
Патологии слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата не выявлено.
Группа здоровья вторая.
Адаптационный период прошёл без осложнений. Сейчас ребёнок чувствует себя в группе комфортно, поведение адекватное, спокойно общается со сверстниками. Неагрессивный, неконфликтный. Охотно идёт на контакт с педагогами, выполняет простые поручения.
Ведущая рука правая.
Крупная и мелкая моторика нарушена. Координация нарушена. В основных видах движения (прыжки на двух ногах, на одной ноге, ползание, подъём и спуск по лестнице) испытывает трудности. Походка неровная, ходит на носочках, наблюдается тремор рук.
Аппетит хороший, засыпает медленно, спит спокойно.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Пользуется туалетом только после напоминания взрослого, одевается и раздевается только с помощью взрослого.
Игровая деятельность: действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение этих игрушек (перекатывает машинку с места на место, «футболит» машинкой, отсутствует замысел в игре, отмечается бедность, стереотипность, формальность игровых действий. Несформированность целевого компонента игры («пинает» мяч, не ставя цель забить мяч в ворота или поиграть в футбол). Снижена потребность в игре, начинает игру по инициативе взрослого. Наблюдается нечеткое и неточное выполнение игровых действий, а также бедность игровых сюжетов, что говорит о недостаточном объёме представлений о предметах окружающего мира, об отношениях людей в процессе их деятельности. Неустойчивость в принятии роли, выход из роли в процессе игры. Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения.
На контакт с педагогом идёт охотно. Познавательный интерес слабый, избирательный, неустойчивый. На занятиях часто отвлекается, может встать, походить. Мешает детям. Инструкцию педагога воспринимает не всегда и не в полном объёме. Помощь (поэтапно) принимает, оказание помощи эффективно. Деятельность целенаправленная, но неустойчивая. Не доводит дело до конца. Перенос усвоенного способа действий в аналогичную ситуацию осуществляет. Повышенная утомляемость, истощаемость. Работоспособность низкая, самоконтроль недостаточный.
Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих. Словарный запас ниже возрастной нормы.
Органы артикуляционного аппарата без патологии. Подвижность речевого аппарата снижена.
Слоговая структура речи и фонематический слух нарушены.
Звукопроизношение нарушено. Связная речь ниже возрастной нормы.
Внимание неустойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая.Память нарушена: зрительная память немного лучше, чем слуховая. Медленно запоминает информацию. Восприятие замедленное, фрагментарное. Не всегда может выделить части предмета, затрудняется подобрать часть к целому. По цвету, форме, величине различает, соотносит. Называет все основные, монохромные цвета. Оттеночные цвета не знает. Знает круг, треугольник, квадрат. По величине предметы различает с трудом, не все параметры величины может определить и назвать.
Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно.
Мышление ниже возрастной нормы: слабо развиты операции анализа и синтеза. Затрудняется в установлении причинно-следственных связей. Классифицирует и обобщает слабо, затрудняется в исключении лишнего предмета.
Представления об окружающем мире ниже среднего. Элементарные количественные представления также ниже среднего.
Дата написания характеристики
Наименование образовательного учреждения
Подписи специалистов: Старший воспитатель /Председатель ППк
Педагог-психолог
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед
Воспитатели группы
Печать образовательного учреждения
Источник
Анастасия Князева
Характеристика на ребенка с ЗПР для ПМПК дошкольника
Педагогическая характеристика на
ФИО воспитаника.
ФИО родился ….г. Посещает подготовительную к школе группу. Программа обучения и воспитания — основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения …
Отец –ФИО
Мать – ФИО
ФИ проживает в полной семье, окружен вниманием и заботой со стороны родителей. Взаимоотношения в семье положительные. Социально-бытовые условия хорошие. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Семья посещает родительские собрания, консультации, утренники, рекомендации педагогов по воспитанию ребенка воспринимают адекватно. Родители заинтересованы в воспитании и развитии своего ребёнка.
ФИ посещает ДОУ с …г. Посещает детский сад практически постоянно, болеет редко. По индивидуальной программе не обучался. В конфликты с детьми не вступает.
Интерес к занятиям (ребенок) проявляет не значительный, на занятиях не сидит, кроме занятий по лепке. (Ребенок) называет самые разные предметы, которые его окружают в помещении, на улице, на участке и знает их назначение. Знает домашних, диких животных, называет овощи, фрукты, транспорт.
Развитие речи. (Ребенок) поздно начал говорить. Словарный запас бедный, не соответствует условно-возрастной норме. Речь состоит из отдельных предложений, взятых при просмотрах различных мультсериалов. (Ребенок) не может составить рассказ по картинке, по набору картинок, пересказать небольшие произведения.
Математическое представление. (Ребенок) считает до 5, не может отсчитать предметы из большого количества по образцу, заданному числу, распределить фигуры по образцу. Не может разместить предметы различной величины в порядке возрастания и убывания. Знает три геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Не определяет, не выражает словами место нахождения предмета к себе, другим предметам. Не умеет ориентироваться на листе бумаги, выстраивая все геометрические фигуры хаотично. Путает левую и правую сторону, не называет текущий день недели. Знает и показывает основные цвета.
Изобразительная деятельность. Воспитанник не проявляет интерес к произведениям искусства, эмоционально не откликается на красивое. Лепка не вызывает затруднения.
Конструктивная деятельность. (Ребенок) с удовольствием играет строительным материалом. Не всегда получается создать заданную постройку – требуется помощь воспитателя или ребёнка.
Игровая деятельность. (Ребенок) нравятся игры с машинками. Выполнение простейших движений (физкультминутки) происходит только по настоянию педагога. Не выполняет правила игры. Друзей в группе не нашел, но принимает помощь детей группы.
Ребенок в самообслуживании. (Ребенок) самостоятелен. Навыки самообслуживания сформированы. Пищу,приготовленную в детском саду, не ест. Санитарно-гигиенические навыки сформированы частично. Одевается и раздевается самостоятельно, не замечает неполадки в своем внешнем виде, соблюдает порядок в своем шкафу, самостоятельно складывает свои вещи. Днем не спит, во время тихого часа лежать отказывается, выкрикивает слова неосознанно, мешая этими действиями другим детям.
Работа ведется над звукопроизношением, с (Ребенок) занимается логопед.
Воспитатель :
Заведующий :
Источник
Виктория Прокопович
Примерная характеристика на ребенка 5 лет с задержкой психоречевого развития
Характеристика
В детский сад поступила в сентябре 2016 года. До этого девочка находилась на домашнем обучении, ДОУ не посещала. Девочка родилась с врожденным пороком сердца, врожденной расщелиной твердого и мягкого неба. Адаптация прошла без особенностей. Девочка быстро привыкла к детскому саду. Сейчас ребёнок чувствует себя в группе комфортно, поведение адекватное, спокойно общается со сверстниками. Неагрессивная, неконфликтная, очень ласковая и отзывчивая. В группе дети ее любят, охотно с ней играют и помогают при необходимости. Охотно идёт на контакт со взрослыми, выполняет простые поручения.
Ведущая рука левая.
Крупная и мелкая моторика нарушена. Грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков нет. Наблюдается моторная неловкость, недостаточность мышечной силы. Потребность в движении чаще реализуется через хаотичную двигательную активность.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Пользуется туалетом без напоминания взрослого, одевается и раздевается только с помощью взрослого.
В игровой деятельности наблюдается нечеткое и неточное выполнение игровых действий, а также бедность игровых сюжетов. Выполняет игровые действия без достаточного речевого сопровождения.
На контакт с педагогом идёт охотно. Познавательный интерес слабый, избирательный, неустойчивый. На занятиях часто отвлекается, может встать, походить. Мешает детям. Деятельность целенаправленная, но неустойчивая. Не доводит дело до конца. Общий темп деятельности медленный. Повышенная утомляемость, истощаемость. Работоспособность низкая, самоконтроль недостаточный.
Лучше усваивает материал на индивидуальных занятиях. Инструкцию педагога воспринимает не всегда и не в полном объёме. Помощь (поэтапно) принимает, оказание помощи эффективно. У девочки замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ей требуется постоянная организующая помощь педагога в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции.
Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих, звукопроизношение нарушено. Это связано с врожденными особенностями неба. Словарный запас и связная речь ниже возрастной нормы. Чаще речь односложная. Затрудняется в построении целых предложений.
Внимание неустойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая. Зрительная память немного лучше, чем слуховая. Медленно запоминает информацию, требуется многократное повторение, прежде чем девочка воспроизведет стихотворение. Восприятие замедленное, фрагментарное. Не всегда может выделить части предмета, затрудняется подобрать часть к целому. По цвету, форме, величине различает, соотносит. Называет все основные, монохромные цвета. Знает круг, треугольник, квадрат. Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно.
Мышление ниже возрастной нормы, слабо развиты операции анализа и синтеза. Ребенок самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия. Классифицирует и обобщает слабо, затрудняется в исключении лишнего предмета.
Представления об окружающем мире ниже среднего. Элементарные количественные представления также ниже среднего.
Любит трудовые и индивидуальные поручения, подвижные игры. Проявляет интерес к рисованию. Девочка достаточно хорошо и аккуратно разукрашивает. На занятиях лепкой и аппликацией испытывает трудности в связи со слабо развитой моторикой руки.
Ребенок воспитывается в неполной семье. Мама уделяет достаточно внимания дочери, активно интересуется поведением девочки на занятиях и в свободной деятельности, переживает за нее. Все рекомендации специалистов выполняет. В семье благополучный микроклимат.
Источник
Характеристика _________________________,
ученика ______ класса МАОУ «СОШ № ____».
Дата рождения: __________
Адрес регестрации: _____________________________________
Адрес фактического проживания: ______________________
Состав семьи:____________________________________________________________________________________________________________________________________Дом. телефон: ______________________
______________ в МАОУ «СОШ № __» обучается с ______ года (программа обучения «Школа России»). До поступления в школу дошкольное образовательное учреждение не посещал.
Режим дня школьника соблюдается. Пропуски учебных занятий по неуважительной причине отсутствуют, по причине болезни в 1 учебной четверти отсутствовал на уроках с ___________ по ___________.
У ребенка в наличии все учебные принадлежности, которые_________держит в надлежащем порядке. Мальчик всегда опрятно одет.
Степень подготовленности к обучению в школе достаточно слабая. Об этом свидетельствуют проведенные в начале учебного года диагностические методики.
Период адаптации у ребенка проходит достаточно медленно. Недостаточно сформированы учебные навыки. За время обучения в школе, мальчик имеет низкий уровень усвоения учебного материала.
У ребенка недостаточный объем знаний об окружающем мире. Учебно-познавательная мотивация развита слабо. На уроках наблюдается низкая активность, учебную инструкцию воспринимает не всегда с первого раза, может ошибаться или часто затрудняться при самостоятельной работе с ней. Часто не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Мальчику трудно высказывать свое элементарное суждение, делать простой логический вывод. Испытывает большие трудности при составлении предложений, они нераспространенные, неполные, часто не меняет форму слов, не различает род существительных, поэтому высказывания может строить только при помощи учителя. При составлении рассказа по картинке испытывает трудности, словарный запас ограничен, речь малопонятна, много логопедических ошибок при произношении слов.
Мелкая моторика рук развита достаточна, но ребенок испытывает трудности при ориентировании на листе бумаги в тетрадях по письму и математике. Хотя записи в тетрадях выполняет достаточно аккуратно. Присутствует не различение правой и левой сторон.
Навыки самообслуживания развиты хорошо: рабочее место всегда в порядке, учебные вещи не разбросаны, к уроку готовится заранее. На уроках ребенок спокоен, но в ходе урока не участвует, не может ответить на поставленные вопросы, хотя поднимает руку вместе со всеми детьми, а при предоставленной возможности ответить, просто отмалчивается или смотрит по сторонам. Испытывает трудности при переходе с устных форм работы на письменные, часто не понимает учебной задачи. Темп работы медленный, для выполнения задания необходимо повторить инструкцию неоднократно. У мальчика недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала, поэтому отмечается низкая успеваемость по предметам. Низкий уровень мыслительных операций: анализа, обобщения. Отличается низкой работоспособностью, отставанием в развитии зрительно-пространственных представлений, замедленным восприятием. Наблюдается быстрая утомляемость. Все проведенные в течении учебной четверти проверочные и диагностические работы показали низкий уровень усвоения учебного материала.
По математике: хорошо знает порядковый счет от 1 до 5, далее может затрудняться; умеет пересчитывать предметы в пределах 5, далее может испытывать затруднения; может обозначать количество предметов цифрой, но некоторые цифры записывает в зеркальном отражении. Не различает математические знаки «плюс», «минус», «больше», «меньше». Поэтому допускает множество ошибок при вычислении примеров и сравнении чисел. Не может самостоятельно составить задачу по картинке или схеме и записать решение. Знает геометрические фигуры. С трудом понимает и путает слова, обозначающие пространственные отношения (верх, низ, над, под…).
По чтению: среди пройденных за период обучения букв, не все запомнил хорошо, не может отличать гласные и согласные звуки, выполнять звуковой анализ слов, выделять местонахождения определенного звука в слове. Затрудняется сливать в слоги. Ошибается при прочтении некоторых слогов со стечением гласных, поэтому часто часть слова читает побуквенно, не понимая смысла прочитанного. Не может выделить среди предложенных слогов слоги слияния.
Письмо: пишет правой рукой. На начало обучения не развито умения писать печатными буквами, собственное имя пишет неправильно. При проведении буквенных и слоговых диктантов из изученных букв, допускает ошибки, т.к. запомнил написание не всех букв. При записи слогов под диктовку часто записывает только гласные буквы (в слогах слияниях), открытые слоги записывает с меньшим количеством ошибок. Испытывает большие трудности при записи слов под диктовку, чаще не справляется с этим заданием вообще. Не испытывает трудностей при переводе печатных букв в письменные, таким образом может записать слова. Темп письма медленный.
Окружающий мир: ограниченный запас общих сведений и представлений. Плохое усвоение пройденного материала.
Нарушение учебной дисциплины на уроках не допускает. На переменах достаточно активен. Взаимоотношения с одноклассниками хорошие, но чаще старается проводить время один.
Педагог при работе с учащимся использует метод индивидуального подхода, дополнительное разъяснение учебного материала, наводящие вопросы, подсказки, наглядный материал.
______________ г.
Классный руководитель: ___________ / ___________________.
Директор МАОУ «СОШ № __»: ___________ /________________.
Источник
Образовательная организация_____________________________
Педагогическая характеристика на ребенка с ЗПР
ФИО ребенка
Дата рождения ____.____________________________________________________
Класс обучения___________________________________________________________
Раздел
Критерии и конкретные примеры формулировок
1.Оранизация обучения
Программа обучения
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
Срок обучения в данном ОУ по данной программе
1 год
Форма обучения
Посещение уроков по всем предметам с классом
2. Учебная деятельность
Сформированность мотивации на учебную деятельность
Учебная мотивация не сформирована, руководствуется сиюминутными желаниями.
Успешность овладения программным материалом с указанием внешних причин в случае успеваемости или неуспеваемости (из-за нару шений поведения, частых заболеваний, соматической ослабленности, ограниченно го/ фрагментарного запаса представлений, знаний об окружающем; нарушений… и т.д.)
Программный материал усваивает удовлетворительно, несмотря на потенциальные возможности учиться лучше из-за формального выполнения домашнего задания, которое сводится к списыванию.
Проводились консультации с мамой учащегося по вопросу изменения формы обучения на индивидуальную.
Особенности учебно-познавательной деятельности
Осознает и принимает учебную задачу только с помощью взрослого (педагога).
Не всегда способен удержать учебную задачу, так как теряет цель и замыкается в себе, требуется постоянная организующая помощь педагога.
При планировании нуждается в помощи педагога, так как не может самостоятельно организовать свою деятельность. Стремится идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается в случае затруднений, при решении учебных задач не способен к выбору из предложенных вариантов без участия педагога.
При возникновении затруднений активно идет на контакт с педагогом.
Присутствует доминирующий вид контроля – пошаговый, который сформирован частично.
Расшифровка особенностей овладения учебными знаниями, умениями, навыками
При визуальном восприятии учебного материала не может классифицировать части из целого;при письме «на слух» записывает с небольшим количеством ошибок; при списывании количество сделанных ошибок увеличивается.
Для запоминания пользуется приемами карточек и таблиц.
Слабо развит уровень понимания смысла прочитанного.
Счетные операции, вычислительные, измерительные умения развиты слабо.
Знает таблицу умножения, счет в пределах 20. Путается в применении знаний при умножении, делении, вычитании и сложении многозначных чисел
Материал осознает частично, знания поверхностны, неустойчивы; действует по аналогии, применения на практике помощь педагога.
Особенности психического развития
Тип темперамента
флегматик
Репрезентативная система (доминирующая модальность при приеме и переработке информации
При приеме и переработке информации доминирует тактильный способ познания окружающего мира(кинестетик).
Ведущее полушарие
Правое
Особенности познавательных процессов
Внимание не устойчивое с трудом переключается , наибольшие затруднения испытывает при извлечении информации из текстов.
Работоспособность неустойчивая, утомляемость быстрая, 2-3 задания, выполняет за урок.
Восприятие выборочное, особенности пространственной ориентировки выражены с затруднениями.
Доминирующий тип памяти -механическая, процесс запоминания непродуктивный, доминирует процесс забывания.
Особенности мыслительной деятельности заключаются в следующем, что преобладает наглядно-образное мышление, не сформирована аналитико-синтетической деятельности, нет умения устанавливать причинно-следственные связи, особенности формирования и оперирования понятиями происходят с большими затруднениями.Речевая деятельность слабо развита.
Особенности эмоционально-волевой сферы и личностные особенности
Эмоциональная сфера развита слабо, наблюдается бедность проявления эмоций, всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек, уравновешен, практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.
Не способен к волевым усилиям, ведомый и очень добрый.
Особенности общения
Коммуникативные навыки выражены слабо, отмечается поверхностная глубина контактов, со взрослыми соблюдает дистанции; не является членом никакого внешкольного объединения; пользуется симпатией только у отдельных ребят; авторитетом среди большинства одноклассников не пользуется.
Рекомендации
Провести дополнительную консультацию с мамой учащегося по вопросу изменения формы обучения на индивидуальную; направить учащегося на консультацию с логопедом, для дальнейшего развития речи ребенка.
Источник