Пример положительного влияния сверстников на развитие ребенка
Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.
Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.
Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.
Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.
В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.
Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.
Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:
- — владеют разнообразными социальными навыками;
- — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
- — чувствительны к потребностям и действиям других;
- — не навязывают свою волю другим детям;
- — соглашаются играть рядом с другими детьми;
- — умеют поддержать дружеские отношения;
- — при необходимости приходят на помощь;
- — способны поддержать разговор;
- — делятся интересной информацией;
- — откликаются на предложения других детей;
- — умеют разрешать конфликты;
- — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).
В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.
Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.
Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.
По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.
Задания для самопроверки
- 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
- 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.
Основная литература
- 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
- 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.
Дополнительная литература
- 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
- 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.
Источник
Татьяна Мамулина
Консультация «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие»
Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на:
• формирование положительного отношения к правилам поведения;
• закрепление в сознании дошкольника значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом;
• развитие умения принимать правила как руководство к действию;
• обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки;
• переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению по внутренним побуждениям
Взрослый должен определить чему, где и как научить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Поэтому благоприятной основой является эмоциональная атмосфера. И начинать воспитание надо не с сообщения знаний, а закладывая позитивную эмоциональную базу. Жизнь детей должна быть наполнена оптимизмом, радостью и счастливыми минутами, поэтому так важно создать положительные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.
Что такое социальное развитие?
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
трудовых навыков;
знаний;
норм, ценностей, традиций, правил;
социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Общение детей и взрослых
Специалисты выделяют основные социальные факторы развития ребенка, среди которых ведущую роль занимает общение. С помощью общения формируются первые дружеские связи ребенка со сверстниками. Общение становится и главным составляющим взаимоотношений ребенка и воспитателя в детском саду.
Элементы общения присущи ребенку с самого раннего возраста. В первые шесть месяцев жизни общение является ведущим направлением деятельности младенца. Он выражает свои эмоции и ощущения при помощи мимики, движений и звуков.
Младенчество
Начиная с 6 месяцев и до двух лет общение детей со взрослыми носит ситуативно-деловую форму. Особенность этой формы – практическое взаимодействие взрослого и ребенка. Теперь малышу требуется уже не только любовь и внимание – он нуждается в совете, помощи, совместных действиях. Все это дает возможность ребенку быстрее и лучше узнать различные предметы, их свойства, как обращаться с ними.
От трех до пяти
Общение детей в возрасте с 3 до 5 лет принимает внеситуативно-познавательную форму. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о предметах, людях, различных явлениях… Основное средство общения теперь – речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о своих фантазиях.
От шести до семи
Личностная форма общения присуща детям в возрасте от 6 до 7 лет. Все чаще ребенок задает вопросы о человеке, его сущности. В этом возрасте ребенку особенно необходима эмоциональная поддержка, понимание, сопереживание. Важно не упустить этот уникальный момент, когда взрослый является для ребенка образцом для подражания, всемогущим и всезнающим. Поведение и стиль общения находящегося рядом взрослого – отца, матери, воспитателя, учителя, соседа – воспринимается как пример, по аналогии с этим примером ребенок выстраивает и свой стиль поведения. Огромную роль в этом процессе играет общение с детьми-ровесниками.
Влияние игры на социальное развитие.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые — их поступки, взаимоотношения.
Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:
• частотой контактов с ребенком;
• эмоциональной насыщенностью контактов;
• информативностью.
На первом уровне находятся родители – все три показателя имеют максимальное значение.
Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.
Третий уровень– взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т. д.
Четвертый уровень– люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т. д.
Потребность в общении со сверстниками.
Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками.
В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.
Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
Другим путем влияния детского общества на развитие личности детей, усвоение ими норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение.
Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, вовсе непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими «полюсами». Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т. д.
Основные принципы организации процесса социального воспитания :
o индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических
ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
o воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
o развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
o развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
o становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Как способствовать социальному развитию дошкольника?
Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:
o чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;
o подчеркивать сходство между разными людьми;
o предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
o вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
o последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
o не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;
o ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.
Краткий обзор основных концептуальных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие выводы:
социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к “всеобщему социальному” и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, музыкой, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей, случаев сотрудничества, взаимопомощи, контроль за поведением ребенка, который в любом случае не должен ущемлять его достоинство.
Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.
Поэтому педагогу важно помнить, что процесс этот длительный, сложный и многогранный: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются в комплексе и требуют от педагога не только мастерства, но и собственного переживания, ярко выраженного отношения, т. к. рассказ воспитателя о доброте, красоте, примерах взаимопомощи, проигрывание нравственных ситуаций с плохим или безразличным настроением вряд ли вызовет ответные чувства и сформирует соответствующее отношение. В этом наша ответственность перед ребенком.
Источник
3.2 Отрицательное и положительное воздействие сверстников
Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих друзей они прибегают, когда возникают трудности в общении с родителями, учителями или любимым человеком. Однако сфера влияния друзей у многих подростков значительно шире. В сущности, для «трудного» подростка, от которого отказалась школа или даже семья, компания друзей остается единственным институтом социализации. Поэтому характер компании является одним из главных факторов, задающих не только личностное, но и социальное развитие подростка. Большинство ульяновских школьников объединены в компании сверстников по месту учебы или по месту жительства — в одном большом доме (дворовая компания) или городском микрорайоне (уличная компания). Нередко компании по месту учебы и жительства совпадают. Сразу отметим, что не все дворовые и уличные компании по своему характеру являются асоциальными. Однако сегодня наиболее распространены компании, объединяющие подростков на основе общих развлечений: дискотеки, клубы, азартные игры, совместное проведение дней рождений и других праздников. Специалисты обычно относят такие группы подростков к пограничным. При появлении в любой из таких групп хотя бы одного подростка, «балующегося» наркотиками, риск начала их употребления другими членами компании резко возрастает. Поэтому особо тревожит то, что у 45% опрошенных школьников есть друзья или знакомые, употребляющие наркотики (Приложение 1).
Для подростковых компаний характерна следующая закономерность: обычно ребята специально не объединяются вокруг употребления наркотиков. Компании чаще всего складываются по какой-либо другой причине, например, одноклассники, с детства знакомая дворовая компания, дискотечная тусовка и т. п. У подростков «заражение» наркотиками происходит, прежде всего, изнутри компании, а не извне, как это принято считать.
Этот вывод подтверждает и данные о том, что 38% подростков не просто знают о том, что их друзья употребляют наркотики. Но и лично присутствовали при этом. Среди десятиклассников каждый второй видел, как его друзья употребляют наркотики. Таким образом, к десятому классу доля тех. Кто втянут в круг друзей и знакомых, где употребляют наркотики, достигает 50% (Приложение 1,)
Заключение
Общество сверстников – совокупность различных групп людей, необязательно одногодков, но объединенных системой отношении, обладающих общими определенными ценностями и отдельных от других определенными принципами обособления. Общество сверстников существует в двух различных формах:
1. в форме организованных, направляемых взрослыми коллективов (школьный класс, спортивная команда, клубы по интересам, кружки);
2. в форме стихийно складывающихся групп общения, перерастающих в асоциальные компании, антисоциальные, направленные во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения.
Это есть детская беспризорность и безнадзорность, связанная с издержками социализации детей в неблагополучных семьях. Нередко именно родители провоцирую уход детей из дома, и увеличивают тем самым детскую беспризорность, где 84% составляют дети, ушедшие из дома.
Безусловно, велика роль семейного благополучия в формировании группового преступного поведения подростков: 1000 молодежных преступных банд, в которых за один 2000 год совершили преступления 1200 несовершеннолетних.
Одной из самых больных проблем отклоняющегося поведения в современном мире становится подростковая наркомания: в 4,3 раза выше, чем в среднем по всему населению. Детская смертность от наркотиков в 2003 году увеличилась по сравнению с 1990 годом в 42 раза.
Следовательно, общество сверстников играет большую роль в социализации подростков. Напрашивается вывод: профилактику отклоняющегося поведения детей и подростков следует начинать с нейтрализации семейного неблагополучия.
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург. -1999.
2. Бандура А. Подростковая агрессия. — М. , 2000.
3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001 – 160с.
4. Васильева З. Изучение личности школьника учителем. – М. : Педагогика, 1991.
5. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних, как следствие семейного неблагополучия. //Социальная педагогика. -2005. — № 1, С. 24-29.
6. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей. //Воспитание школьников. -2000 -№7
7. Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. — №4 С. 10-14.
8. Кон И. С. Психология юношеского возраста. – М. . , 1979. С. 93-110.
9. Котляков В. Ю. Подростки смутного времени. //Социс. -1998 — №8 с34-36
10. Котляков В. Ю. Подросток и наркотики. //Школа -2000. — №5
11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М. . ,2002.
12. Курганова М. Страна которую создали дети. //Граждановедение. -2003. -№9
13. Лебедева А. Уличные подростковые формирования. //ОБЖ, -2003 — №3
14. Маленков. Детские организации, как государственная проблема. // Управление школой. -2000. — №22
15. Мерсина В. С. Возрастная психология. — М. , 1973.
16. Мухина В. С. Возрастная психология. Хрестоматия. М. , 2001.
17. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М. . , 2002.
18. Немов Р. С. Психолгия. книга 2. М. . , 1998.
19. Никитина Л. Возможность стать созидателем, творцом//Граждановедение. -2004. — №42
20. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 440с.
21. Петровский А. В. Возрастная и психологическая психология. М. . ,1973.
22. Подростки и наркотики: опыт исследования. /Под. ред Е. Л. Омельченко. М. : Издательский дом «Генджер», 2003 -160с.
23. Степанов С. Толпа компания коллектив. //Школьный психолог. -2000-№ 32
24. Фельдштеин Д. И. Психолгогия современного подростка. М. , 1987.
25. Фонарева А. М. Развитие личности ребенка. М. , 1987.
26. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
Приложение 1
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 77473
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 2
… моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга – общая и специальная, каждая со своим наполнением. ТИПЫ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА. Общая модель Специальная модель (обязательная)
(добровольная) Типы социально-досуговых учреждений: (основные) семья, детский сад, …
… материальногоблагосостояния).
Кроме
того, мы считаем
целесообразным
выявление
гендерной
специфики
исследуемых
явлений.
Глава
3.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ ТИПА
СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ
ПОДРОСТКОВ.
3.1. Методы
и методики
исследования
особенностей
социализации
подростков
в различных
типах семей.
Цель:
изучение
влияния типа
семьи на процесс
становления
личности в
подростковом
возрасте.
Объект …
… того, само существование разнообразных агентов социализации ведет ко многим расхождениям в мировоззрении подростков и родительского поколения. Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место …
… , эти контакты менее длительные и их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. В первой половине жизни наиболее интенсивно идёт первичная социализация, следовательно, изучая проблемы социализации подростков, мы будем иметь дело в основном с ней и в меньшей степени со вторичной социализацией. Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — социальных …
Источник