Приемы способствующие развитию у ребенка представления о себе

Приемы способствующие развитию у ребенка представления о себе thumbnail

Екатерина Дмитриева
Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования представлений о себе. Проблема формирования собственного «Я» у дошкольника становится наиболее актуальной. Она связана с потребностью определения степени важности каждого человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, определения себя как части социума.

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях

Уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызвано это отношение. К концу дошкольного возраста у детей должны сложиться первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний.

У детей 4-5 лет формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Дети начинают сравнивать себя с другими, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей.

Актуальность проблемы вытекает из современных требований общества и государства к развитию дошкольного образования с одной стороны и реально существующих недостатков в образовательном процессе и профессиональной деятельности с другой.

Анализ практической деятельности ДОУ по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях, позволил выделить следующие недостатки:

Недостатки в результатах:

Недостатки в основном процессе: Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

— у многих дошкольников недостаточно знаний о себе, о своей семье, семейных традициях;

дошкольники не владеют элементарными нормами поведения в социуме (не используют слова приветствия при встрече со взрослыми, знакомыми);

— дети слабо ориентируются в родственных отношениях (не называют дядю, тетю, сестру, брата);

— у дошкольников недостаточно сформированы навыки различать право и лево.

— недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений о себе, других людях;

— недостаточно освещена тема социально-личностного воспитания в образовательной программе ДОУ;

— отсутствие новых форм и методов развития познавательного интереса у дошкольников в соответствии с ФГОС;

— в календарно-тематическом планировании мало тем, посвященных данной теме.

— недостаточное оснащение дидактическими играми и пособиями, которые помогут сформировать первичные представления о себе, других людях;

— созданная в группах предметно-пространственная среда частично соответствует требованиям ФГОС;

— недостаточно уделяется внимания работе с родителями по данному вопросу;

— отсутствие опыта у педагогов в вербальном и невербальном средствах общения.

Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное противоречие между запросами общества с одной стороны и социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя с другой стороны.

Формирование первичных представлений о себе, других людях у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых средств работы с детьми и активного взаимодействия с родителями, однако недостаток научно-методической литературы, материально-технической базы, квалифицированных кадров и пассивное участие родителей не позволяют решить данную проблему.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Исходя из полученного противоречия, можно сформулировать проблему: отбор эффективных педагогических средств по формированию у дошкольников первичных представлений о себе и других людях.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевой ориентир: Конкретизация в соответствии с возрастом и темой: Пример проявления качества в действии и речи ребенка:

Ребёнок обладает положительной установкой к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Дошкольник стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляет самостоятельность в различных видах деятельности. Ребенок задает вопросы взрослым, комментирует ответы со своей точки зрения. Играет в игры, в которых воспроизводит действия социального мира.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Ребенок ищет компромиссы, пытается предложить свою поддержку в трудной ситуации, радуется вместе со сверстниками.

Распределяет роли в сюжетно-ролевых играх (например, «Семья», «Поликлиника», «Магазин»); предлагает свою помощь детям и взрослым.

Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Формирование социальных норм и правил поведения о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ребенок примеряет на себя роли и обыгрывает их с точки зрения взрослого (игра «Больничка», «Магазин», «Парикмахерская»).

Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт. Имеет представление о себе и социальном мире в котором он живет. Ребенок самостоятельно действует (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, в случае затруднения обращается за помощью к взрослым; умеет классифицировать, делать выводы; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, можем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

Для эффективного улучшения работы с детьми дошкольного возраста нам важно внести традиционные и нетрадиционные формы и средства развития у дошкольников первичных представлений о себе и других людях, во всех видах детской деятельности.

Организация деятельности детей по формированию первичных представлений о себе и других людях:

Виды деятельнос-ти:

Формы:

Педагогические средства: Предполагае-

мый результат:

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Восприятие худ. литературы

Изобразительная

— Дидактические игры: «Кто кем будет?», «Я познаю».

— Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница». Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Вместе с братом», «После работы»,

— Игра – театрализация: «Я еду в гости», «Праздники в семье», «Ждем маму».

— Беседы: «Любовь к ближнему», «Кто я такой», «Моя семья», «Мои друзья».

-Составление творческих рассказов на тему «Семья», «Как я помогаю дома», «Как себя вести со старшими».

— Тематические занятия: «Что значат наши имена», «Моя семья», «Добрые дела», «Мамы всякие нужны, мамы разные важны» и т. д.

— Занятия на тему «Лево-право», «Слева-справа».

— Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», «Мой До дыр», «Две подружки», литературы на тему «Я и моя семья».

— Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о жизни людей в других странах, о нормах поведения в социальном мире).

— Рисование, лепка, аппликация: «С кем я живу», «Мы такие разные», «Мир вокруг нас», «Мой портрет», «Портрет мамы». — вербальные и невербальные средства общения с детьми;

— дидактические пособия для детей 4-5 лет «Дидактические игры в детском саду»;

средства, предназначенные для практического действия (посуда, больничка, парикмахерская и т. д.);

средства для осуществления практических действий (костюмы, маски);

-технические средства обучения (ноутбук, проектор, интерактивная доска);

-пособия по развитию окружающей среды 4-5 лет;

— использования средств наглядности (карточки, схемы, макеты, портреты, изображения);

— учебные пособия по познавательной деятельности;

средства наглядности (карточки с изображением профессий);

— ЭВМ;

— учебники и учебные пособия (художественная литература);

— технические средства (ноутбук, проектор, интерактивна доска);

средства наглядности (картинки из книг, наглядное пособие);

средства для осуществления практических действий (краски, кисти, пластилин, клей и т. д.). — Ребёнок обладает положительной установкой к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

— Ребенок имеет представления о социальном мире, в котором он живёт.

— Знает элементарные нормы и правила поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова).

— Дает себе общую положительную оценку («Я хороший», «Я большой», «Я могу»); называет большинство известных профессий (доктор, повар, водитель).

— Различает плохо-хорошо, можно-нельзя, лево и право.

— Ребенок имеет представление о том с кем он живет (мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, о дружбе, о жизни людей в других странах.

— Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт.

Формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием и развитием детей в семье. С этой целью для родителей проводятся:

родительские собрания;

групповые и индивидуальные консультации и беседы;

информационные стенды;

семинары.

Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Проводится диагностика формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях по методике Ю. А. Афонькиной «Имеющий первичные представления». Методика предназначена для детей 4-5 лет. Цель методики: выявление знаний о себе, выявление умения выражать эмоциональное состояние человека, выявление знании об его окружении. Метод- наблюдения с целью выявления умения детей применять полученные знания в различных видах деятельности и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Для достижения новых образовательных результатов в ДОУ необходимо произвести кадровые, научно- методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные изменения.

Кадровые:

— регулярное повышение квалификации педагогов по теме «Формирование первичных представлений у дошкольников о себе, других людях», семинары, мастер — классы;

— посещение курсов ИКТ;

— расширить вербальные и невербальные средства общения у педагогов.

Научно – методические:

— приобретение и изготовление наглядных средств обучения (плакаты, тематические карточки, схемы, макеты);

— приобретение в методический кабинет программы и новинки по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях;

— подборка современной методической литературы для детей средней возрастной группы по программе дошкольного учреждения, а также мультимедийной продукции по данной теме;

— составление памятки для родителей, для их вовлечения в организацию образовательного процесса по данной проблеме совместно с детьми;

— изучение воспитателями методических источников и педагогической литературы, составление и обсуждение перспективного плана по формированию первичных представлений о себе, других людях;

— разработка электронного дидактического мультимедийного пособия для использования в образовательном процессе на тему «Мы такие разные»;

— выписывание периодической методической литературы.

Материально – технические:

— приобретение мультимедийного оборудования для показа детям различных познавательных фильмов, мультфильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений о себе, других людях;

— оснащение игрового оборудования в соответствии СанПин для проведения занятий на более высоком уровне;

— приобретение в достаточном количестве дидактических игр по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия;

— книги по данной тематике.

Информационные:

— оснастить группы интернет ресурсами;

— взаимодействовать с социальными сетями ;

— создание стендов для родителей с материалами по формированию первичных представлений о себе, других людях (в том числе и на сайте ДОУ);

Нормативно – правовые:

— ознакомить родителей с конвенцией о правах ребенка;

— внести изменения в годовой план;

— федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

— указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».

Организационные:

— использование наиболее эффективных средств работы;

— улучшение предметно-развивающей среды;

— внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность;

— профилактика нарушений в детско-родительских отношениях.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: «Мы такие разные».

Возраст целевой группы: средний дошкольный возраст.

Цель пособия: формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях.

Задачи пособия:

Развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

Активизировать в словаре и применение в соответствии с ситуацией слов: «хорошо», «плохо», «пожалуйста», «спасибо», «доброта», «помощь» и др.

Закреплять правила поведения в обществе.

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

Мультимедийное дидактическое пособие для детей среднего дошкольного возраста «Мы такие разные».

№ 2

Посмотри внимательно на картинки. Каких мальчиков ты видишь? Опиши эмоции каждого из них. Кто из мальчиков тебе больше нравиться? Почему? Найди мальчика на лице у которого, эмоция счастья. Неправильные ответы исчезают, а правильный увеличивается по размеру.

№3

Рассмотри картинки. Расскажи про каждого героя мультика. Опиши поведение каждого из них. Кто из героев тебе больше нравиться? Почему? Найди всех героев, которые совершают добрые поступки? Правильные ответы вращаются, и не исчезает, а не правильные исчезают.

№4

Рассмотри картинки. Расскажи, как дети общаются друг с другом. Выбери те картинки, на которых дети дружны. Чье поведение тебе не нравится и почему? Как бы ты повел себя в данной ситуации?

Если ребенок отвечает неправильно, картинка увеличивается и не исчезает, а при верном ответе картинка исчезает.

№5

Дети разными бывают и по-разному ведут себя. Посмотри на картинки, дай оценку каждому поступку (хорошо – плохо). Выбери картинки, на которых дети правильно (хорошо) себя ведут.

При верном ответе картинка вращается и не исчезает, а если ребенок отвечает неправильно, картинка исчезает.

№6

Рассмотри картинки. Все ли дети хорошо (правильно) обращаются с животными? Что они делают неправильно? Убери картинки, где ребенок плохо (неправильно) поступает с животным.

При верном ответе картинка исчезает, а если ребенок отвечает неправильно, картинка вращается и не исчезает.

№7

Рассмотри картинки. Расскажи, что происходит на каждой из них и выбери те, на которых ребенок правильно себя ведет со взрослыми и без. Объясни, почему ты выбрал именно эту картинку, что тебе понравилось в ней?

Если ребенок отвечает неправильно, картинка исчезает, а при верном ответе картинка качается и не исчезает.

№8

Завершающая анимированная картинка «Молодец!».

Словарь терминов:

Средства обучения — это совокупность предметов, которые включают учебную информацию или выполняют тренирующую роль.

Педагогические средства — материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.

Условия – это целенаправленно созданная обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность организационных, педагогических, психологических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять образовательную

Источник

На современном этапе развития отечественной системы образования разрабатывается новое содержание воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, которое постулирует личностное становление ребенка. Общеизвестно, что становление личности ребенка происходит при условии его активности, т. е. когда он включен в процесс собственного «социального строительства».

Основополагающим в процессе социализации ребенка является развитие представлений о себе, с которых начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми.

В научной литературе для обозначения понятия «представления о себе» используется целый ряд терминов: «идея Я», «образ Я», «Я-концепция», «понятие Я», которые употребляются как синонимы. Для нас наиболее приемлемым синонимом понятия «представление о себе» является понятие «образ Я».

Проблема изучения понятия «образа Я» является одной из центральных в психологии личности. «Образ Я» является первоосновой формирующейся личности и достаточно устойчивым образованием, способным оказать решающее влияние на дальнейшее становление человека.

Несмотря на многообразие исследований по данной проблеме, в зарубежной и отечественной психологической литературе нет единого подхода к определению понятия «образа Я». Можно встретить следующие термины «Я — концепция», «самость», «самооценка», «образ Я», «самосознание», «самопознание», «самоотношение», «идентичность». Наиболее часто встречающимся понятием является «Я — концепция».

Согласно К. Роджерсу, особенности развития личности обусловлены динамикой развития Я-концепции и самооценки. Он рассматривал Я-концепцию как систему самовосприятий, возникающих на основе взаимодействий с окружающей средой, в особенности с социальной [4].

В отечественной психологии образ Я рассматривается учеными в контексте самосознания, которое выполняет функции самооценивания и саморегулирования.

Большой интерес представляют исследования М. И. Лисиной. В рамках её концепции общения рассматриваются факторы формирования образа Я, основными из которых являются ведущая деятельность, характерная для каждого возрастного этапа психического развития ребёнка и форма его общения с окружающими людьми. Развитию у ребёнка возможности быть субъектом собственной деятельности, формированию представлений о себе как субъекте этой деятельности способствует вовлечение его в общение и практическую деятельность со взрослым. Составляющими структуры образа Я являются два взаимосвязанных друг с другом компонента: когнитивный (знание о себе) и аффективный (отношение к себе) [2].

В ходе проведенного нами диагностического этапа было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста в компенсирующих группах:

—          когнитивный компонент представлений о себе 16 % детей находится на высоком уровне сформированности, у 40 % детей — на среднем и у 52 % детей — на низком;

—          у 100 % детей старшего дошкольного возраста в отмечается высокий уровень развития эмоционально-оценочного компонента образа Я, что является характерным для детей старшего дошкольного возраста;

—          у 58 % детей поведенческий компонент представлений о себе находится на среднем уровне сформированности и у 42 % — на низком уровне.

Итак, образ Я является основной составляющей личности. Он находится в процессе постоянного развития и большинство ученых считают, что основы образа Я закладываются в дошкольные годы, а на рубеже школьного возраста появляются признаки, по которым можно считать её «реальным фактором организации поведения ребёнка» (Р. Бернс, А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.). Представления ребенка о самом себе требуют специально организованной работы по формированию когнитивного и адекватного эмоционально-оценочного компонентов представлений ребенка о себе.

Одним из условий совершенствования системы работы по формированию у дошкольников представлений о себе является внедрение метода проектов. Проектирование как метод работы в дошкольном образовательном учреждении появился сравнительно недавно и успешно развивается. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Кроме того, метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу всем участникам образовательного процесса.

Разработанный нами проект «Наши представления о нас самих» направлен на формирование у детей знаний о себе, о своем организме; способности осмысленно и словесно выражать свои переживания, настроения, чувства.

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, родители, педагоги, учитель-логопед.

Цель:расширить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о себе как самореализующейся личности во взаимодействии с социумом.

Задачи:

1.                 Пробудить интерес детей к изучению своего «Я»;

2.                 Формировать у дошкольников положительную самооценку, уверенность в себе, эмоциональную отзывчивость;

3.                 Воспитывать умение осмысливать и словесно выражать свои настроения, переживания и чувства.

Разработанный нами проект включает 3 этапа работы:

I этап — подготовительный

Задачи работы:

—          выявить уровень знаний детей о себе, о своем организме;

—          закрепить знания детей о строении собственного тела, своем здоровье, взаимоотношениях между сверстниками, детьми и взрослыми;

—          развивать интерес к познанию себя, своих эмоций, партнерских взаимоотношений.

Нами использовались такие формы работы с детьми, как беседы (например: «Моя мечта», «Наши отношения» и др.), рассматривание сюжетных картин, непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы, различные виды игр (например: «Кто ты такой?», «Не обзывайся», «Пантомима» и др.); форма работа с родителями на данном этапе предполагала консультирование по оформлению портфолио дошкольника.

II этап — основной

Задачи работы:

—          закреплять знания детей о себе, своих эмоциях, взаимоотношениях со сверстниками;

—          развивать стремление к самостоятельности, положительную самооценку, уверенность в себе;

—          воспитывать умение различать настроения и эмоциональные состояния окружающих.

Данный этап предполагал использование нами таких форм работы как: непосредственно образовательная деятельность, беседы, решение проблемных ситуаций (например: «Ссора», «Не получилось», «А ты как бы поступил?» и др.), продуктивная деятельность (рисование, коллективная аппликация), творческие мини-проекты дошкольников («Кто такой я?», «Что такое дружба?» и др.).

III этап — заключительный

Задачи:

—          закреплять умения детей различать эмоциональные состояния окружающих;

—          развивать у детей стремление к познанию себя и окружающих;

—          воспитывать у детей умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

На текущем этапе нами были организованы детско-родительские конкурсы, викторины для детей, музыкально-игровой досуг, а также создание совместно с родителями и детьми коллажа «Мир эмоций наших детей».

На всех этапах проекта нами велась работа по оформлению портфолио дошкольника. Так как портфолио является своеобразным маршрутом развития дошкольника. Благодаря портфолио устанавливается взаимосвязь между педагогами и родителями. А также папка личных достижений позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наш проект включает несколько направлений:

—          работа с детьми (непосредственно образовательная деятельность, бесед, игры, экскурсия, рассматривание сюжетных картин, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность);

—          работа с родителями (семинар-практикум, оформление уголков для родителей, консультации).

После реализации проекта нами была проведена контрольная диагностика, с целью проверки эффективности предложенной нами системы работы по формированию когнитивного и адекватного эмоционально-оценочного компонентов представлений о себе у старших дошкольников групп компенсирующей направленности.

Для этого нами была использована авторская методика «Расскажи о себе». Монолог осуществлялся детьми в свободной форме как развернутый ответ на вопрос экспериментатора «Расскажи мне о себе», фиксировался записью с последующим детальным анализом [3].

Анализ самоописания дошкольников показал наличие количественных и качественных отличий по всем выделенным параметрам по сравнению с выполнением задания «Звуковое письмо» на диагностическом этапе экспериментальной работы. Все дети (100 %) справились с заданием, представив самоописание, состоящее в среднем из 18–27 фраз. В структуре самоописания старших дошкольников представлены эмоционально-оценочные и когнитивные компоненты. Эмоционально-оценочная лексика, использованная в самоописании, весьма разнообразна. Они пользовались как традиционными распространенными обозначениями (добрый, умный, веселый), так и литературными, образными выражениями (воздушные, шелковые волосы, богатырская сила, звонкий голос, весеннее настроение).

В ходе выполнения задания дошкольники проявили высокую речевую активность, описывая свои качества и свойства, перечисляя и обсуждая индивидуальные особенности, активно использовали образные литературные выражения; фразы имели распространенный характер. Ярко проявлялась индивидуальность рассказчика.

Таким образом, анализ высказываний детей по методике «Расскажи о себе» показал, что 40 % детей имеют высокий уровень сформированности когнитивного компонента и адекватного эмоционально-оценочного компонента представлений о себе, 52 % детей — средний уровень и 8 % — низкий уровень.

Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что у старших дошкольников после реализации проекта по формированию представлений о себе повысился уровень сформированности когнитивного и адекватного эмоционально-оценочно компонентов представлений о себе.

Полученные результаты позволяют нам отметить, что предложенная система работы по развитию образа Я старших дошкольников оказалась эффективной.

Литература:

1.                 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. — 420 с.

2.                 Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинёв, 1983. — 111 с.

3.                 Панасенко К. Е., Коптева О.Д Самопрезентация дошкольников с нарушением речевого развития. Монография. — Белгород: Изд-во «ГиК», 2006.

4.                 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Общ. ред. Исениной Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, адекватный эмоционально-оценочный компонент, образовательная деятельность, художественная литература, продуктивная деятельность, положительная самооценка, диагностический этап, высокий уровень, эмоциональное состояние окружающих.

Источник