Приемы обучения способствующие развитию ребенка

Метод — это система
последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся,
направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими
характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы
методов:

a)    
наглядные;

b)    
практические;

c)     
словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего
дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая
из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера
(наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы —
имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в
различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей,
определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и
непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим
образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной
основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными
связями обучения с повседневной деятельностью детей.

НАГЛЯДНЫЙ
МЕТОД

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому
принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное,
планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором
активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода
воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях
основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей
и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

—                  
распознающего  характера,  с  помощью  которых  формируются  знания  о  свойствах и
качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)

—                  
за  изменением  и  преобразованием  объектов  (рост и развитие растений и
животных и т. д.) — дает  знания  о  процессах,  объектах окружающего мира;

—                  
репродуктивного характера, когда по отдельным признакам,
устанавливаетсясостояние объекта, по части — картина всего явления;

Эффективность метода наблюдения обеспечивается
при выполнении воспитателемследующих требований:

—                  
ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

—                  
планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

—                  
учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых
в ходе наблюдения;

—                  
высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Метод демонстрации включает различные приемы:

—                  
Показ предметов — один  из  самых  распространенных  приемов  обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия
труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

—                  
Показ образца —  один  из  приемов,  которым  пользуются при
обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть
рисунок,аппликация, поделка;

—                  
Показ способа действий — используется  на  занятиях  по  развитию  движений, музыкальных,
изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на
части; может быть полным или частичным;

—                  
Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны
и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут
непосредственно воспринять.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в
образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под
воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей
— их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и
поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко
воспринимать содержание.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из
следующихэтапов:

—                  
предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей
о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми
ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

—                  
после  просмотра  фильма  в  короткой  беседе  дети обмениваются впечатлениями со
сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения
содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить,
как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

—                  
через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается
внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно
восприняты или поняты;

—                  
после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ
содержания, его анализ — выделение существенных фактов и связей между ними. В
ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от
просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к
героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых
организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры
театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение
актеров (действующих   лиц)   с  
детьми.   Дети   эмоционально   оценивают  
происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения
театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей
на детские спектакли втеатр. Ведь само посещение театра может стать настоящим
праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть
зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет
развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям
постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить
дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир,
созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить
воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый,
образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после
спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного
представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень
подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям
необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для
решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять
ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет
художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень
важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных
оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше
понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать,
формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный
познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников
прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж,
натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного
искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который
мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный
материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и
интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как
ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной,
наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника
— игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

— упражнения;

— игровой метод;

— элементарные опыты;

— моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных
и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим
мышлением.

Упражнение — это многократное
повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.
Основные виды упражнений:

— подражательного характера;

— конструктивного характера;

— творческого характера;

— игровые.

Игровой метод предусматривает
использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с
другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование
жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых,
непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между
ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование — процесс создания
моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре,
отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое
характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие —
оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию
формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном
обучении.

Рассказы воспитателя

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления
о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение
детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы
интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона
(новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с
эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается
ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить,
насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут
ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования.
Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений
детей.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об
окружающем,   формировать   способности  
детей   к   восприятию  
и   пониманию художественной
литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных
связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и
систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и
обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми
для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью
систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения
познавательной активности

—                  
Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

—                  
Сравнение

—                  
Метод моделирования и конструирования

—                  
Метод вопросов

—                  
Метод повторения

—                  
Решение логических задач

—                  
Экспериментирование и опыты

Методы повышения
эмоциональной активности

—                  
Игровые и воображаемые ситуации

—                  
Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

—                  
Игры-драматизации

—                  
Сюрпризные моменты

—                  
Элементы творчества и новизны

—                  
Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и
развития творчества

—                  
Эмоциональная насыщенность окружения

—                  
Мотивирование детской деятельности

—                  
Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

—                  
Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении —
прошлое, настоящее и будущее)

—                  
Игровые приемы

—                  
Юмор и шутка

—                  
Экспериментирование

—                  
Проблемные ситуации и задачи

—                  
Неясные знания (догадки)

—                  
Предположения (гипотезы)

ЗАНЯТИЕ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

— на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений,
навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной
программой дошкольного образования;

— они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным
составом детей;

— они организуются и проводятся под руководством взрослого, который
определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и
направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений,
навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для
обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные
различия между уроком и занятием — в степени нагрузки, структуре, а также
методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как
правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность
детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе
детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и
характер деятельности детей на каждом из них.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития
познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности
детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов
деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и
приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда
проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование
каждого занятия педагогом.

Использованы материалы сайта https://imk.ddu239.minsk.edu.by

Источник

Надежда Ивановна Василискина
Описание методов и приемов воспитания и обучения

Описание методов и приемов

Воспитатель: Василискина Н. И.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы — источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;

б) наглядные методы — источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. ;

в) игровые методы — позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.

г) практические методы – дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.

1. Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже?»

2. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности — составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»).

3. Метод акцентирования на деталях– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

4. Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда педагог спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

5. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

6. Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

7. Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

8. Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение.

9. Найди «живое существо». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть репродукцию и найти на ней изображение живого существа. Данный прием можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста;

10. Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы, формы («Народные промыслы», «Найди формы», «Подбери цвета», разнообразные пазлы.

11. Подбери музыку (подумай какая, из предложенной педагогом, музыка подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное произведение, но и фрагмент. Также возможна реализация различных целей, при сочетании музыкальных и изобразительных произведений. (Усилить воздействие искусства на эмоции детей. Усилить воздействие разных видов искусств через сравнение. Показать гармонию музыки и живописи. Включение контрастных произведений разных видов искусства)

12. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека, воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине «Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине?».

13. Прием «узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает репродукцию, не говоря ее название.

14. Прием визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении картин по цвету, настроению (портреты, материалу, расположению объектов и пр.

15. Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на картине между людьми (предметами?» (педагог закрывает часть картины листом); б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»; в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека (предмета) именно такой величины?»; г) «Какой была-бы картина, если (убрать, добавить)».

16. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником. Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное? – Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?

– Что будет особенно красивым? – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

17. Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

18. Прием точных установок и композиционных изменений. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

19. Применение игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?», Вспоминаем сказочных героев, «Фантазия или нет?», «Найди на что похоже», Сочини историю (сценку, придумай диалог, «Что главное на картине?», «Есть ли лишние предметы на картине?», Сочини историю, сказку, короткое стихотворение, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

20. Рассказ, используемый в различных ситуациях.

21. Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи (альбомы, листы, а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды (кукольного уголка).

22. Создание ситуации упражняемости, для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунком или его частью, детские журналы с творческими заданиями; размещение на видном месте «полуготовых материалов» (листов разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» — художественный материал для индивидуальной и коллективной работы); использование так называемых пооперационных карт (карт или схем сложения) в процессе лепки, аппликации, конструирования.

23. Сравни настроение картин (море). Очень интересен этот прием при работе с детьми дошкольного возраста в рассмотрении картин маринистов (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов). Изображенный объект на 2 и более картинах (репродукциях) не только рассматривается, но и сравнивается. При этом применяются вопросы к детям: «Сравните по настроению, используемым цветам (и др.)», «Сравни, как автор по разному изобразил…».

24. Тактильно-чувственный метод. Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых детей.

25. Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию обследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что является важным в данной возрастной группе. В уголке творчества необходимо расположить «сенсорные наборы» (коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры, модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга» (или ее вариант, наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.

26. Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах? Подбери палитру (найди цвета);

27. Экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Можно ли рисовать вишневым соком (помадой?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?», использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в аппликации (ватные шарики, кусочки смятой бумаги, соль, песок, конфетти, в рисовании (отпечатки ладони, предметов, картофельных штампов, в лепке (цветное тесто, влажная вата)

Источник