Приемы на выявление проблемы в развитии ребенка

Приемы на выявление проблемы в развитии ребенка thumbnail

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

Приемы на выявление проблемы в развитии ребенкаЖелание каждого родителя — развитый, смышленый, одаренный ребенок. Осуществляется оно путем раннего развития, когда детям предлагаются специальные игры и занятия. А понять, эффективные ли методы воспитания и воздействия используют родители, призвана диагностика проблем развития детей.

Данное исследование помогает не только выявить недочеты, но и своевременно принять необходимые меры для нормального развития детей.

Индивидуальные проблемы ребенка

Изучаются следующие аспекты развития личности:

I. Психическое.

Каждый человек представляет собой психологическую структуру, состоящую из характера, темперамента, способностей, особенностей психических процессов, сочетания чувств с мотивами. Формирование, развитие, совершенствование склада личности происходит в течении жизни.

Психологическая диагностика детей — трудоемкий процесс, предполагающий использование различных методик для разностороннего исследования психики. В результате специалист может правильно и объективно оценить психическое состояние.

Задача эксперта заключается не только в правильном подборе методик для конкретного малыша, но и в умении чередовать их, иначе он заскучает и откажется взаимодействовать.

II. Умственное.

Часто используется метод французского психолога Альфреда Бине, который задавал детям вопросы и по их ответам понимал степень знакомства с тем или иным понятием. Данный метод позволяет выявить детей, которым следует учиться в специализированных школах. Разработаны опросники разной степени сложности, позволяющие работать с ребятами в возрасте от 3 до 18 лет. Они необходимы для проверки навыков счета, памяти, словарного запаса, логического мышления, пространственной ориентировки и так далее.

III. Речевое.

С каждым годом число детей, у которых диагностируют общее недоразвитие речи, увеличивается. Диагноз не сказывается на интеллекте, но может привести к нарушению мышления. Также возникают проблемы личности ребенка, так как ему тяжело взаимодействовать с людьми, что осложняет процесс социальной адаптации.

Ранняя диагностика важна. Признаками нарушения являются:

  • Отсутствие лепета и гуления в возрасте 2-х месяцев.
  • В 8 месяцев малыш не откликается на имя, не реагирует на просьбы выполнить простые действия, повторить звуки.
  • В 2 года не старается повторять слова, не имеет словарного запаса.  
  • В 2,5 года не понимает названий частей тела, не берет указанный предмет, не составляет словосочетания.
  • В 3 года через раз понимает, что ему говорят другие, не может строить простые предложения, не выполняет простые действия по указанию взрослого.

Основные причины задержки развития речи:

  • Механическое или органическое повреждение головного мозга в результате травмы, заболевания, внутриутробного развития.
  • Функциональные нарушения созревания нервных клеток.
  • С ребенком мало разговаривают.
  • Недостаточный телесный контакт с ребенком
  • Нарушена функция слухового или речевого аппарата.

Данные индивидуальные проблемы ребенка родители могут диагностировать сами, но за лечением рекомендуется обратиться к специалистам.

IV. Отклонения в развитии.

Комплексный анализ затрагивает такие науки как генетика, детская психология и неврология, педиатрия и нейрофизиология. Поэтому проводится в специализированных учреждениях.

Школьные проблемы детей

Адаптация к школе осложняется кризисами возраста 6-7 и 13-14 лет, когда дети переходят на новый этап жизни.

Школьные проблемы детей условно делятся на группы:

  • Неподготовленность к школе. Несоответствие уровня подготовки спровоцирует психологический дискомфорт и приведет к школьной неуспешности.
  • Психологическая неготовность к обучению в школе. Когда поведение и интересы школьника находятся на уровне дошкольника, ему неинтересно учиться. Он скучает на уроках и не проявляет активности, в то время как другие учат буквы или считают наперегонки. Родителям следует обязательно обращаться к психологам для того, чтобы они оценили готовность к школьной жизни, и в случае необходимости оставить ребенка еще на один год в детском саду.
  • Сложности, обусловленные биологическими особенностями ребенка. Основной источник трудностей — гиперактивность. Дети не могут долго сидеть на одном месте, им тяжело сосредоточится, они часто отвлекаются, поэтому плохо учатся. Задача родителей заключается в постоянном контроле знаний , также следует помогать в усвоении материала, развивать усидчивость. Обратная ситуация с чрезмерной медлительностью школьника, что также сказывается на успеваемости.
  • Проблемы, возникшие во время адаптации в коллективе. Педагогический коллектив хоть и следит за порядком, но редко вмешивается в конфликты между детьми. Поэтому семье следует проявить внимание и заботу к отпрыску, дабы своевременно разрешить ситуацию.

В случае возникновения вопросов или проблем обращайтесь во французский психолого-педагогический центр «СОКРАТ».

Источник

Дана Уджухова
Проблемы современного ребенка и способы их решения

Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире.

Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье, в школе были заняты в пионерских и комсомольских организациях, различных кружках, которые работали на бесплатной основе,то сейчас это — поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т. д.И это кладет отпечаток на их психику: они становятся эрудированными, любознательными, развитыми не по годам. Но развитие мышления и умственных способностей наших детей все-таки не опережают возраст. В связи с проблемами со здоровьем многие дети имеют задержку психического и речевого развития. По данным различных педагогов-психологов, большинство детей до 5 лет нуждаются в помощи логопеда.

У современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Влияние на это оказывает и телевидение. Много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка. Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем — давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослого, или для детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговаривает, а кричит, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые,

Ребенок копирует поведение своих любимых персонажей. Отсюда и увеличение за последние годы гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком- то движении, их трудно чем- нибудь заинтересовать, привлечь внимание.

Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизора, сотового телефона, игровой приставки) для получения результата.

Что говорят практики?

Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д. И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет ориентацию общества, в т. ч. и ребенка на потребление, рост различный девиаций (отклонений, ограничение детской самостоятельности. И как итог — у детей повышение тревожности, агрессивности, снижение контроля за поведением, развитие различных зависимостей, приводящих к психическим расстройствам и требующих лечения у психиатра или психотерапевта.

Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, п и (Ьрпкш I ггейн обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков:

1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.

3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно- потребностной сферы.

4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.

5. Недостаточная сформированное^ мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.

6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.

7. Рост «экранной» зависимости.

8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.

9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков. .

11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.

12. Рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний.

13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

14. Уменьшение численности одаренных детей.

15. В подростковом возрасте — рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.

16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (Iместо — интеллектуальные: образованность; II- волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III- соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность).

В иерархии ценностей теперь последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные ценности.

Как помочь малышу?

Современная экономическая ситуация (нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная неудовлетворенность и т. д.) обострила положение в современной семье. Конфликты стали выходить за рамки семьи, затрагивая окружающих (воспитателей, учителей, сослуживцев) и ухудшая психическое состояние всех участников конфликта. Возрастает количество детей, у которых появляются какие- либо признаки психического нездоровья именно на почве неблагоприятного эмоционального климата в семье, неумения родителей решать конфликтные ситуации.

Таким образом, проблема психического здоровья современного ребенка становится актуальной задачей. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Основными условиями нормального психосоциального развития современного ребенка являются: снижение информационного потока — ограничение доступа к телевизору и компьютеру, укрепление физического здоровья ребенка — совместные занятия спортом, физкультурой, участие ребенка в различных спортивных секциях, соревнованиях по его выбору, благоприятный климат в семье — спокойная, доброжелательная обстановка, отсутствие конфликтов родителей при детях, внимательное отношение родителей или окружающих ребенка лиц к его эмоциональным потребностям; предоставление ребенку самостоятельности и независимости; возможность общаться со сверстниками и взрослыми вне дома — участие в различных кружках, занятиях и т. д., целенаправленное обучение детей в школе конструктивным способам преодоления трудных или кризисных ситуаций.

Рекомендации для родителей.

Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).

Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео — и телепродукцию.

Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.

После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.

Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру в режиссёров — мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с участием любимых героев) или продолжить понравившийся, но завершить его по-другому.

Всё это поможет ребёнку пережить положительные и отрицательные эмоции, свойственные герою, с которым он себя идентифицирует, понять, что ему ближе, и сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека. Мы должны помнить о той ответственности,которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.

Источник

Пакет методик

для диагностики нарушения поведения у детей.

Возможные причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.

Диагностика

  1. Определение уровня развития – Векслер, ШТУР;

  2. Определение мотивации;

  3. Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);

  4. Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);

  5. Изучение межличностных отношений в классе (социометрия, референтометрия);

  6. Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).

Возможные причины

  1. Неблагополучная обстановка в семье;

  2. Дезадаптация к обучению в школе;

  3. Психофизические особенности ребенка;

  4. Конфликтные ситуации в классе;

  5. Острая психотравма;

  6. Внутриличностный конфликт.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Индивидуальный подход;

  2. Работа с семьей;

  3. Создание ситуации успеха и условий развития личности.

Рекомендации педагогам

Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).

Нарушение поведения – склонность к обману

Диагностика

  1. Методика Айзенка (шкала лжи),

  2. Беседа с учеником;

  3. Ббеседа с учителями, сверстниками, родителями.

Возможные причины

Защитная реакция;

Стремление выделиться, утвердиться;

Желание фантазировать;

Способ манипулирования;

Стремление адаптироваться в коллективе;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;

Наблюдение за ребенком;

Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы)

Рекомендации педагогам

Не уличать ребенка в обмане публично;

Не обвинять ребенка;

Доброжелательное отношение;

Индивидуальный подход;

Рекомендации родителям

Доброжелательное отношение, установление доверия;

Не оставлять обман незамеченным;

Поиск совместных интересов, совместный досуг;

Применение наказания и поощрения с подробным объяснением;

Нарушение поведения – демонстративность

Проективные методики;

Опросник Леонгарда;

Опросник Шмишека;

16 – факторный тест Кеттела;

Возможные причины

Защитный механизм против агрессии;

Самоутверждение;

Особенности характера;

Взаимоотношения в семье;

Отношения со сверстниками; экспериментальная активность.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным;

Адекватная реакция со стороны преподавателя;

Сглаживать вспышки агрессии.

Рекомендации педагогам

Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным.

Рекомендации родителям

Создание товарищеских контактов с ребенком;

Специальные формы поощрения;

Воспринимать ребенка таким, каков он есть.

Нарушение поведения – замкнутость, необщительность

Наблюдение;

Социометрия;

Тест Айзенка (темперамент);

Кинетический рисунок семьи,ДДЧ;

. Тест тревожности Филлипса.

Возможные причины

Социальные условия.

Особенности темперамента;

Страх самовыражения;

Формы, методы и приемы работа классного руководителя

Доверительная беседа;

Создание ситуации успеха;

Вовлечение в коллективную деятельность;

Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха;

Рекомендации педагогам

индивидуальный подход;

поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке

Рекомендации родителям

помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать;

вовлечение в значимые семейные дела;

больше времени уделять ребенку;

Нарушение поведения – уход из дома, склонность к бродяжничеству

проективные методики (кинетический рисунок семьи, автопортрет, м-ка Р. Жиля);

опросник Шмишека;

опросник Личко;

социометрические методики;

Возможные причины

неблагоприятная обстановка в семье;

отсутствие учебной мотивации;

эмоциональная ранимость

низкая самооценка;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

посещение на дому;

индивидуальные беседы и консультации;

вовлечение в классные мероприятия;

общественные поручения;

Рекомендации педагогам

индивидуальный подход в оценивании;

повышение самооценки;

развивать заинтересованность к предмету;

Рекомендации родителям

беседы, индивидуальные консультации психолога;

создание теплой эмоциональной обстановки в семье;

организация досуга ребенка;

учитывать личностные особенности ребенка;

создание семейных традиций;

Нарушение поведения – агрессивность

проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ);

тест фрустрации Розенцвейга;

тест руки Вагнера;

незаконченные предложения;

тест Басса – Дарки;

Возможные причины

социальные;

трудности в общении;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

беседы,

проведение игр социального характера;

диспуты;

семинары;

Рекомендации педагогам

индивидуальный подход, изменение стиля общения;

использование личных увлечений для привлечения ребенка к интересной, значимой деятельности;

Рекомендации родителям

Учет возрастных особенностей детей, изменение стиля общения.

Памятка для родителей и учителей

Трудности в общении с ребенком и пути их устранения:

  1. Типы плохого поведения. В чем проявляются.

  2. Как исправить поведение ребенка

Цель, которую неосознанно преследует ребенок

Поведение ребенка

Реакция взрослых

Ответ ребенка на реакцию взрослых

Рекомендации педагога – психолога:

1.Привлечь к себе внимание

Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается

Обращают внимание и раздражаются

Прекращает на время, затем снова начинает

игнорировать

Обращать внимание, когда ведет себя хорошо

2. Показать, что имеет власть над другими

Отказывается делать то, что от него хотят

Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться

Упрямится или усиливает неповиновение

Избегать борьбы за власть

3. Отплатить, отомстить, взять реванш

Вредит или портит вещи, может оскорбить

Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев

Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за это.

Не показывать свой гнев и обиду

4. Продемонстри-ровать свою неспоспособность

Неспособен научиться сам. навыкам, требует помощи

Соглашаются с тем, что р-к ни на что не способен

Остается беспомощным

Поверить в спос-ти и возможности р-ка

Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.

Особенности сексуального поведения детей 5-10 лет

Методы семейного воспитания

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Цели и задачи исследования

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Общая инструкция к проведению исследования

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Обработка и анализ индивидуальных тестовых результатов

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Количественный анализ групповых тестовых результатов

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Интерпретация результатов

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Стимульный материал методики

Анкета «Определение детей группы риска»

Психодиагностика психолога в школе — Анкеты

Анкета «Определение детей группы риска» Анкета разработана психологом Южного округа г. Москвы Н.В. Суриковой (Центр образования № 1861 «Загорье») в рамках курсов по психологической подготовке к ЕГЭ.

Анкета предназначена для экспресс-диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

№/п

Утверждение

Да

Нет

1.

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого

2.

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

3.

Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других

4.

Всегда и во всем исполнителен

5.

Часто бывает несдержанным

6.

Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко

7.

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно

8.

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

9.

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому

10.

Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном

11.

Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки»

12

При выполнении какой-либо работы может делать ее то очень быстро, то медленно, постоянно отвлекаясь

13.

Выполненную работу обычно не проверяет

14.

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.

15.

При выполнении какой-либо работы очень быстро устает

16.

Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты

17.

Часто бывает неаккуратным

18.

При необходимости поменять вид работы или рол деятельности делает это с трудом

19.

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

21.

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы

22.

В работе часто бывает небрежен

23.

Всегда стремится получать только отличные оценки

24.

Всегда и во всем медлителен и малоподвижен

25.

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее

26.

Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

27.

Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех

28.

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

29.

Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо

30.

Равнодушен к оценке своей работы

31.

Заранее свои действия планирует с трудом

32.

Часто жалуется на усталость

33.

Все делает медленно, но основательно

КЛЮЧ:

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Инфантильные

дети

1,8,13,30

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

12, 19,21,31

Тревожные дети

2, 10,14,29

Астеничные дети

15, 25, 28, 32

Неуверенные дети

3, 6, 9, 20

Гипертимные дети

5,7, 17,22,26

Отличники и пер-

фекционисты

4, 16,23,27

Застревающие дети

11, 18,24,3

Источник