Приемы для развития познавательной активности ребенка для родителей
зинаида монгуш
Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей»
Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей»
Познавательноеразвитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:
— становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;
— формирования умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;
— формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
— развитее речи как средства передачи информации и активизации мышления;
— развитие восприятия.
В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.
Живые объекты,природа:
— различение живого и неживого;
— бережное и уважительное отношение к живому;
-готовность заботиться о ком-то или чем-то;
— представление о правилах безопасного поведения.
Неживые объекты,предметы:
— орудия труда, инструменты — взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;
— технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
— игрушки — ребенок использует по своему усмотрению;
— материалы (конструкторы, изо материалы и т. п.) — ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
— эстетические объекты — рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
Способы и приёмы действий (технологии).
Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).
Впечатления,восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Методические рекомендации по организацииразвивающей среды в семье:
1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
4. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».
7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
9. Ходите с ребёнком в музеи.
10. Проводите совместные наблюдения и опыты.
11. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
12. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
Рекомендации по возрастным группам
Создание предметной среды 5-7 лет
В развивающую среду должны входить:
— глобус, физическая карта мира и Украины, политическая карта мира;
— разнообразные коллекции;
— измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
— познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
— азбуки картинные, книги для первого чтения;
— авторские сказки;
— былины, мифы, легенды;
— познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
— детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;
— детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;
— часы настенные и календарь;
— настольно-печатные игры – лото, пазлы;
— настольные игры – домино, шашки, шахматы;
— чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
— оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Уважаемые родители!
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?».Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о не понятном, высказать предложение.Например: металлические предметы тонут,но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов, дети могут поразмышлять над этим вопросом. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.
Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.
Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А всовместной деятельностьсо сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.
В группе мы увлекаем детей в совместный умственный поиск, оказываем им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Мы ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Успехов всем нам, в нелегком, но благородном деле воспитания умных детей!
Источник
Консультация для воспитателей
«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста»
Подготовила
Воспитатель
Ревтова Н.В.
Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств, как: любознательность, находчивость, фантазия, изобретательность, оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.
Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;
Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку);
Лэпбук — тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.
Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским садом и родителями (законными представителями).
Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.
В ходе экспериментально — исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).
Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
— эвристические беседы;
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— наблюдения;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— опыты;
— фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии.
Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.
Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.
Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид — наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.
Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .
Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).
Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:
• вербальные,
• невербальные,
• ситуативные,
• игровые,
• аудиовизуальные.
К вербальным приемам можно отнести:
• вопросы,
• словесные игры,
• обсуждения,
• рассказы,
• чтения художественной литературы,
• стихи,
• малые фольклорные формы.
При чтении литературных сказок можно предложить детям:
нарисовать иллюстрацию к произведению,
вылепить героя из пластилина,
разыграть сценку,
сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,
подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.
Невербальные приемы это:
• пантомимика,
• мимические упражнения,
• пальчиковая гимнастика,
• артикуляционная гимнастика,
• гимнастики для глаз,
• динамические паузы,
• физкультминутки.
На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:
• проблемные ситуации,
• ситуации занимательности,
• ситуации успеха,
• нетрадиционные формы занятий,
• проектно-исследовательская деятельность,
• современные образовательные технологии.
Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.
К игровым приемам активации относятся:
• дидактические игры,
• развивающие игры,
• сюжетные игры,
• экспериментирование,
• конструирование.
-Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.
-Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению знаний
-Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.
-Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
-Занятие-сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).
Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.
Источник
ЕЛЕНА ЗГУРСКАЯ
Консультация для родителей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Консультация для родителей: «Методы повышающие познавательную активность дошкольников».
Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Наиболее эффективные методы.
1. Доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить соответствующий метод обучения.
Представьте себе, что дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Взрослый предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.
Продолжая рассматривать картину,взрослый предлагает детям подумать:
• зачем строителю мастерок, который он держит в руке;
• почему подъемный кран такой высокий;
• зачем нужно строить такой большой дом;
• кого может порадовать работа строителя и т. д.
Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать
в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.
2. Задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству.
Ребята могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем
отличаются, искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки, проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира.
При использовании этого важного методического приема взрослый в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или по контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию.Ребенок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.
3. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки — все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.
Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы — в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую — врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4—5 лет.
Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации.
Например, дошкольникампредлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши.Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику — летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым; чтобы рассказать о себе.
Следует обратить внимание на то, что прием классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью,а подчинен какой-то близкой и понятной ребенку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры, занятия и т. д.
4. Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.
Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии».
В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.
Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира.
Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например, дети вместе с родителямизаняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребенку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.
5. В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка. Может возникнуть мысль, что детей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны.
Однако, к сожалению, на занятиях в детском саду дети вопросов воспитателю, как правило, не задают. Почему? Дело, очевидно, в сло-жившихся стереотипах – на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них. В этом случае педагог работает без обратной связи, он не погружает своих воспитанников в ситуацию активной мыслительной деятельности, свободные высказывания детей расцениваются как дисциплинарные нарушения, и, естественно, у них вскоре пропадет интерес к занятиям. Установка на «регламентированную активность» сковывает мысль ребят, ставит их в позицию исполнителей, а не активных участников обсуждаемых на занятиях вопросов. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказывается на развитии их интересов и любознательности.
Умение задавать вопросы необходимо и детям, и взрослому. Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы вы ставите перед ребенком в беседе с ним по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребенка взрослый требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Зачастую такие вопросы просто не имеют смысла, так как ответ на них слишком прост для детей.
Например, детям старшей группы показывают картину с изображенными на ней домашними животными. В данном случае – кошки с котятами. Традиционный вопрос «кто изображен на картине?» уместен для детей младшего возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Имеются в виду такие вопросы,как: «Почему котята резвятся, а взрослая кошка – нет?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?»
Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.
6.Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».
7. Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.
Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является повторение.
8. Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Источник