Приемы для развития познавательного интереса у ребенка

Приемы для развития познавательного интереса у ребенка thumbnail

Наталья Ветчинова
Развитие познавательных интересов у дошкольников

Ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия — сенсорное воспитание — составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе воспитатели уделяют внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы.

Развитие любознательности, потребности узнать новое — одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие

Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.

• На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов.

• На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе.

• Основная задача занятий третьего вида — обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Беседа — форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт

Исследовательская деятельность — как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира

Экспериментирование — форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Наблюдение — организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом, игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего окружения — дерево, куст, трава, комнатные цветы.

Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения — легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.

5. Конкретно и четко объяснять правила

Дидактические игры

В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения — легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.

5. Конкретно и четко объяснять правила

Речевые логические задачи

Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения, это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.

Экскурсии — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты — поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

Развлечения, викторины, конкурсы — можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, реализовывать задачи образовательной области «Познание».

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность

Источник

Воспитатель Карпенко Л.В.

Консультация для родителей: «Как развить познавательный интерес у ребенка?»

hello_html_6ccd976e.png

«Интерес» в переводе с латинского языка означает «иметь важное значение»; это то, что побуждает человека к деятельности, определяет его отношение к предмету. Важно чтобы родители умели определить наличие (или отсутствие) у ребенка познавательного интереса, без которого невозможно успешное обучение.

Существует ряд показателей, которые свидетельствуют о наличии познавательного интереса у детей:
— стремление к углубленному изучению предмета;
— регулярное самостоятельное пополнение знаний в этом направлении;
— активное накопление необходимых для этого способов познания;
— умение преодолевать возникающие во время учебы трудности;
— умение сосредоточить внимание на основном;
— заинтересованность (о чем свидетельствует множество возникающих у детей вопросов) и инициативность во время работы;
— эмоционально-познавательные, непосредственно мотивированные отношения детей к самой учебной деятельности;
— стремление творчески использовать свободное время.

Родители должны знать условия, при которых обеспечивается возникновение и развитие у детей познавательных интересов. К ним относят:
1. Богатство и разнообразие чувственного опыта.
2. Понимание общественной и личной значимости приобретенных знаний.
3. Существование положительной эмоциональной атмосферы во время учебы.
4. Творческий характер деятельности, сложность и посильность заданий.
5. Владение приемами познавательной деятельности.
6. Сформированность волевой сферы у ребенка.

Как же развивать познавательные интересы у детей? Прежде всего — через общение со взрослыми. Нужно чаще ходить с сыном или дочерью на природу, рассказывать о чудесах окружающего мира — как движутся облака, как маленькое зернышко становится хлебом и т. д. Посещение театров, выставок, музеев вместе с детьми — обязательное условие развития их познавательных интересов. Очень важно делать все вместе с детьми: смотреть телепередачи, читать и обсуждать книги, обязательно выписывать и читать хоть одно детское периодическое издание.
Часто родители не могут правильно ответить на все детские «почему?». Но от них ни в коем случае нельзя отмахиваться. Задача взрослых — не просто точно ответить ребенку на его вопрос, а понять причину его интереса к тому или иному явлению и показать пути применения полученных знаний.
Уничтожающим фактором для развития познавательного интереса является однородность. Элементы же занимательности, наоборот могут выступать как первоначальный толчок к возникновению познавательного интереса. Вызывая удивление, занимательность снимает напряженность, создает опору для эмоциональной памяти, облегчает выполнение задания, создавая ситуацию успеха, что способствует работоспособности ребенка.
Очень важно развивать у маленького ребенка потребность в получении знаний. Это достигается различными методами. Рассмотрим наиболее эффективные. Например, дочь не хочет читать. Не надо ее заставлять, лучше дайте ей возможность побыть в роли учителя. Поручите научить читать куклу. Девочка с удовольствием возьмет в руки книгу, посадит рядом куклу и будет «учить», приобретая в этот момент навык чтения. Можно перенести ситуацию усвоения знаний (умений) на фантастическую планету, придумать необычное существо и ее глазами попробовать вместе с ребенком увидеть предмет, который изучается, следовательно, разнообразить привычный процесс познания.
Для активизации познавательной деятельности младшего школьника желательно чаще создавать ситуации, будто бы вы что-то забыли или не знаете. Можно вообще умышленно сделать ошибку в размышления или в практическом действии. Учащиеся должны исправить «ошибку» и доказать правильность собственных рассуждений.
Не меньшую роль играет общение со сверстниками. Если у детей общие увлечения, то совместная деятельность и обмен мнениями увеличивают круг их интересов.
Родители должны привлекать ребенка к разнообразным видам деятельности, чтобы избежать ограниченности его интересов. Но не надо стремиться записать сына или дочь сразу в несколько кружков или секций. Важно, чтобы занятия по интересам приносили ребенку удовольствие, пробуждали в нем интерес к знаниям.

Список литературы:

  1. Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон «Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» «Радуга», Москва «Просвещение» , 2010

  2. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001.

  3. Волостникова А.Г. «Познавательные интересы и их роль в формировании личности», М., 2014.

Источник

Методы и приемы развития познавательного интереса

Одним из путей развития познавательно интереса являются активные и эвристические методы обучения. В педагогике методы обучения принято подразделять на словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекции, дискуссия), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод) и практические (лабораторный и практический метод, упражнения, познавательные игры). Эти методы предполагают продуктивный, творческий, поисковый характер деятельности обучаемого. Используя эти методы, учитель может повышать познавательный интерес к своему предмету.

Рассказ – последовательное и образное изложение нового материала. В зоологии он может быть построен по-разному:

в виде описания изучаемых животных, особенностей их строения и образа жизни;

как повествование о тех или иных явлениях из жизни животных;

в виде объяснений и доказательств (при обучении зоологии нет необходимости выделять собственно рассказ, описание, объяснение т.к. на практике они перемежаются).

Метод наблюдения как один из методов обучения зоологии. Наблюдение позволяет описывать и анализировать биологические явления. Для того, чтобы выяснить сущность явления, необходимо, прежде всего, собрать фактический материал и описать его.

Наблюдение – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Уже в школе на уроках зоологии детей учат проводить самые простые биологические исследования путем наблюдения за ростом и развитием животных, за состоянием собственного организма. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, а точнее, еще ее предшественницы – естественной истории. И это неудивительно, так как наблюдение опирается на чувственные способности человека (ощущение, восприятие, представление). Классическая биология — это биология по преимуществу наблюдательная. Но, как мы увидим, этот метод не утратил своего значения и по сей день.

Опыты. Кроме острых.

перемешивание дождевыми червями слоев песка и почвы в стеклянной банке, учащимся становится ясна роль их в улучшении структуры почвы;

в с/х школах – как дополнительное освящение курятника влияет на увеличение яйценоскости кур;

опыты с домашними животными – рефлексы.

Но! Обязательно добивайтесь доведения опыта до конца. Опыт, не доведенный до конца не только теряет свое УВ значение, но и приносит отрицательные результаты в воспитании.

Практические работы. Уход за животными в уголке живой природы (требует знания, внимания, терпения).Практические занятия на учебно-опытном участке также повышают интерес к предмету.

Задача учителя научить учащихся применять знания и труд в их взаимосвязи.

Выбор методов определяется содержанием учебного материала. Внешнее строение (дождевого червя) – наблюдение, если это известное животное (собака) – беседа, если незнакомое (кенгуру) – рассказ.

В средней школе преобладает наглядно-образное мышление и сам предмет зоологии способствует этому: традиционные уроки с использованием наглядных пособий, можно целый урок посвятить лабораторной работе акцент делая на самостоятельной работе учащихся.

Экскурсии как обязательная форма, развивают интерес к предмету.

Смысловое чтение – предельно точно и правильно понять смысл текста, уловить все тонкости и осмыслить полученную информацию. Смысловое чтение без развития познавательного интереса утрачивает свое значение. Чтобы чтение стало смысловым, ученикам необходимо более точно понять содержание прочитанного текста, при этом составляя свои системы образов, осмысливая данную информацию, т.е. развивать познавательный интерес. Учитель ставить перед собою цель смыслового чтения в том, чтобы научить учащихся вдумчиво прочитывать текст, извлекая нужную для себя информацию, сопоставлять её с уже полученными ранее знаниями и анализировать задачи других школьных предметов. Значительную роль в этом процессе имеет предмет Зоология.

Обсуждение прочитанного текста происходит, в коллективе учащиеся обмениваются мнениями и находят решения проблемных вопросов. При обсуждении происходит не только усвоение, но и самостоятельное управление своего развития интереса к предмету.

Методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов и др.  К эвристическим методам относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся т.е.: сочинить рассказ, составить кроссворд, придумать викторину или игру, изготовит модель, макет.

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения.

Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы эвглена зелёная. Опишите свои ощущения». В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту — себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом.

Метод образного видения. Предлагается, описать любое животное. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию

Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом.  

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как — Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

«Мозговой штурм» (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями.

Развитие познавательного интереса у школьников выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности, на пути приобретения знаний. Уроки, которые имеют практическую направленность, позволяют приобщить учащихся к активному обучению, лучше усвоить программный материал по биологии. Такой урок нужно строить так, чтобы все учащиеся в классе работали с желанием и смогли проявить себя. В этом нам помогут заранее продуманные индивидуальные и групповые задания, которые не оставят учащихся равнодушными, вызовут интерес к зоологии.

Так же для повышения познавательного интереса у учащихся многие авторы педагогических изданий выделяют методы коллективного способа обучения и нестандартные уроки.

Работа учащихся с текстом

Чтение текста, выяснение смысла отдельных слов и уточнение границ понимания. Осмысление отдельных предложений (или частей этих предложений), определение главной мысли абзаца, выделение аргументаций и выводов, рассмотрение частных примеров, целостное осмысление абзаца и его связи с другими абзацами, выражение своего отношения (мнения) к содержанию и изложению абзаца, письменная фиксация названия главной мысли.

Методика взаимопередачи тем

Эта методика предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Основная идея организации занятий состоит в следующем. Между учениками распределяются разные темы изучаемой программы. Каждый ученик самостоятельно изучает свою тему и сдает ее учителю. Потом ученики, обучая друг друга, изучают свою программу.

Методика взаимопроверки индивидуальных заданий

Методика взаимопроверки индивидуальных заданий предназначена для закрепления и повторения пройденного материала.

После того, как закончено изучение программы или какой-либо еѐ части, выполнены задания, встает вопрос о проверке. Как обучающийся должен понять, все ли основные части этого раздела он освоил? Как он себя должен проверить, прежде чем выходить на контроль (сдавать тему преподавателю)?

Для этого и применяется методика взаимопроверки индивидуальных заданий. При этом работа в парах сменного состава используется не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью проверки, обнаружения ошибок и работы над этими ошибками.

    Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Источник