Причины возникновения отклонений в эмоциональном развитии ребенка
Преследуя цель вырастить веселого и жизнерадостного малыша, взрослые должны знать те причины, из-за которых у ребенка возникают отрицательные эмоциональные состояния, для того чтобы была возможность их предупредить. В работах Н. М. Аксариной отмечается, что наиболее характерными причинами, вызывающими отрицательные эмоции у детей, являются следующие.
1. Срыв привычного стереотипа поведения. Изменение привычек требует от ребенка большого нервного напряжения и сопровождается нарушением не только эмоциональной сферы, но и всего поведения. Малыш может перестать играть, потерять аппетит, плохо спать и др. Наиболее частые отрицательные реакции наблюдаются у детей после 5–6 месяцев до 1 года 7 месяцев – 1 года 8 месяцев , так как к этому времени у ребенка начинают формироваться довольно устойчивые привычки, и, если их приходится менять, это порой вызывает у малыша различные нарушения возбудимости нервной системы и поведения. Так, например, приход в дом постороннего человека, переезд на новую квартиру, передача ребенка на несколько дней бабушке вызывают ряд временных отрицательных реакций.
2. Неправильное построение режима дня ребенка. Если установленный ритм сна, кормления и бодрствования не соответствует индивидуальным особенностям физического и нервно-психического состояния малыша или установленный режим часто нарушается взрослыми, это зачастую приводит к тому, что ребенок становится раздражительным, плачет по самым ничтожным поводам.
3. Неправильные воспитательные приемы. Если ребенка запугивают, мешают ему двигаться, если его игру все время прерывают: «не лезь», «не мешай», если ребенок при каждом желании что-либо сделать получает от взрослых лишь одно «нельзя», то он будет в плохом эмоциональном состоянии, будет часто раздражаться и много плакать.
Часто бывает, что ребенок в семье становится «игрушкой» для матери и других взрослых. Они забавляются с малышом, много ласкают и балуют его, иногда перевозбуждают и утомляют нервную систему ребенка – это также вредно отражается на его эмоциональном состоянии.
4. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности. Одной из частых причин отрицательного эмоционального состояния ребенка является дефицит сенсорных раздражений и отсутствие условий для двигательной и других форм активности, что крайне необходимо малышу. Неудовлетворение этих потребностей и ведет к возникновению различных отрицательных эмоций, вследствие того что ребенок не получает достаточного количества впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию.
5. Создание односторонней аффективной привязанности у ребенка тоже служит часто источником его слез, его тяжелых эмоциональных переживаний. Если ребенок привык быть только с матерью, если ее любовь выражается в том, что она постоянно держит его на руках, целует, обнимает, фиксирует на себе его внимание, то у ребенка создается исключительная привязанность к ней. И когда мать по необходимости вынуждена на время уйти, оставить малыша с кем-нибудь другим, это вызывает у ребенка долгий неумолкающий крик. Ребенку нужна любовь матери, ее ласка, но нельзя, чтобы все его интересы были связаны только с ней одной. Когда ребенок начинает хорошо понимать речь, необходимо объяснить ему, что «мама пошла на работу», «мама пошла купить хлеб и скоро придет» и т. д. Таким образом, необходимо, чтобы ребенок, которому приятно быть с матерью, мог в случае ее ухода спокойно на это реагировать и найти себе занятие и без нее.
6 . Наконец, частой причиной отрицательного эмоционального состояния детей является отсутствие единого подхода к ребенку со стороны взрослых. Часто разные требования, которые предъявляют ребенку взрослые, разные приемы воспитания, применяющиеся в одних и тех же случаях, не способствуют созданию у малыша твердых, единых установок, определенного правильного отношения к окружающему миру. Например, отец говорит: «Возьми карандаш и рисуй», а мать кричит: «Не смей брать, нельзя».
Резюме
Таким образом, развитие эмоциональной сферы ребенка является важнейшим фактором связи его с окружающим миром. Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденности и начале развития социальных эмоций. Развитие эмпатии у ребенка наблюдается в конце 1-го года жизни. На 2-м году жизни у малыша в силу различных причин и обстоятельств начинается активное проявление отрицательных эмоций, в том числе и эмоций страха. Для того чтобы эти эмоции развивались у ребенка в рамках нормы, необходимы постоянное внимание, любовь и забота со стороны близких.
Эмоциональные состояния– переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.
Ориентировочные действия(от франц. orientation – установка, ориентация) – совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Сенсомоторно-манипулятивные действия(от лат. sensus – чувство + лат. motor – приводящий в движение + фр. manipuler – манипулировать) – проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения человеком компонентов среды в пространстве и связанные с этими перемещениями переживания.
Генерализованные движения– (от лат. generalis – общий) – двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.
Голосовые реакции– (от лат. re – против + actio – действие) – воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражителям (человеческой речи, звукам животных, шуму и т. п.).
Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует формированию эмоциональной привязанности, теплых, нежных отношений между матерью и ребенком
«Появление надежды»– комплекс положительных эмоциональных реакций, связанных с появлением матери.
Госпитализм– двигательная и эмоциональная заторможенность, резкое снижение активности.
Эмоциональная депривация(от лат. deprivatio – лишение) – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.
Асоциальные черты поведения– поведенческие проявления, которые не соответствуют социальным нормам и требованиям; не одобряются или порицаются в обществе; способствуют совершению поступков, противоречащих нормам морали и права.
Глава 3
Мотивационная сфера
Изучение психологии развития человека невозможно без исследования ее мотивации, то есть тех движущих сил человеческого поведения, которые в своей совокупности представляют стержень личности и определяют характер ее развития. Проблематика мотивации представляет на сегодняшний день одну из самых изучаемых областей психологического знания и вместе с тем – вызывающую наибольшие споры.
Несмотря на значительную теоретическую и экспериментальную разработанность, единых взглядов на большинство аспектов мотивации в современной психологической науке нет. Это является свидетельством сложности и многогранности данного психологического конструкта. Однако в своей работе мы будем рассматривать только возрастные особенности мотивации, не углубляясь в методологические дебри вопроса. Поэтому, ограничившись наиболее общими представлениями, дадим следующие определения понятий мотива и мотивации .
Под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности, а под мотивацией – всю совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 665 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Источник
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ îòêëîíåíèé â ýìîöèîíàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà
Ïðåñëåäóÿ öåëü âûðàñòèòü âåñåëîãî è æèçíåðàäîñòíîãî ìàëûøà, âçðîñëûå äîëæíû çíàòü òå ïðè÷èíû, èç-çà êîòîðûõ ó ðåáåíêà âîçíèêàþò îòðèöàòåëüíûå ýìîöèîíàëüíûå ñîñòîÿíèÿ, äëÿ òîãî ÷òîáû áûëà âîçìîæíîñòü èõ ïðåäóïðåäèòü.  ðàáîòàõ Í. Ì. Àêñàðèíîé îòìå÷àåòñÿ, ÷òî íàèáîëåå õàðàêòåðíûìè ïðè÷èíàìè, âûçûâàþùèìè îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè ó äåòåé, ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå.
1. Ñðûâ ïðèâû÷íîãî ñòåðåîòèïà ïîâåäåíèÿ. Èçìåíåíèå ïðèâû÷åê òðåáóåò îò ðåáåíêà áîëüøîãî íåðâíîãî íàïðÿæåíèÿ è ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðóøåíèåì íå òîëüêî ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, íî è âñåãî ïîâåäåíèÿ. Ìàëûø ìîæåò ïåðåñòàòü èãðàòü, ïîòåðÿòü àïïåòèò, ïëîõî ñïàòü è äð. Íàèáîëåå ÷àñòûå îòðèöàòåëüíûå ðåàêöèè íàáëþäàþòñÿ ó äåòåé ïîñëå 56 ìåñÿöåâ äî 1 ãîäà 7 ìåñÿöåâ 1 ãîäà 8 ìåñÿöåâ, òàê êàê ê ýòîìó âðåìåíè ó ðåáåíêà íà÷èíàþò ôîðìèðîâàòüñÿ äîâîëüíî óñòîé÷èâûå ïðèâû÷êè, è, åñëè èõ ïðèõîäèòñÿ ìåíÿòü, ýòî ïîðîé âûçûâàåò ó ìàëûøà ðàçëè÷íûå íàðóøåíèÿ âîçáóäèìîñòè íåðâíîé ñèñòåìû è ïîâåäåíèÿ. Òàê, íàïðèìåð, ïðèõîä â äîì ïîñòîðîííåãî ÷åëîâåêà, ïåðååçä íà íîâóþ êâàðòèðó, ïåðåäà÷à ðåáåíêà íà íåñêîëüêî äíåé áàáóøêå âûçûâàþò ðÿä âðåìåííûõ îòðèöàòåëüíûõ ðåàêöèé.
2. Íåïðàâèëüíîå ïîñòðîåíèå ðåæèìà äíÿ ðåáåíêà. Åñëè óñòàíîâëåííûé ðèòì ñíà, êîðìëåíèÿ è áîäðñòâîâàíèÿ íå ñîîòâåòñòâóåò èíäèâèäóàëüíûì îñîáåííîñòÿì ôèçè÷åñêîãî è íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ìàëûøà èëè óñòàíîâëåííûé ðåæèì ÷àñòî íàðóøàåòñÿ âçðîñëûìè, ýòî çà÷àñòóþ ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ðàçäðàæèòåëüíûì, ïëà÷åò ïî ñàìûì íè÷òîæíûì ïîâîäàì.
3. Íåïðàâèëüíûå âîñïèòàòåëüíûå ïðèåìû. Åñëè ðåáåíêà çàïóãèâàþò, ìåøàþò åìó äâèãàòüñÿ, åñëè åãî èãðó âñå âðåìÿ ïðåðûâàþò: «íå ëåçü», «íå ìåøàé», åñëè ðåáåíîê ïðè êàæäîì æåëàíèè ÷òî-ëèáî ñäåëàòü ïîëó÷àåò îò âçðîñëûõ ëèøü îäíî «íåëüçÿ», òî îí áóäåò â ïëîõîì ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè, áóäåò ÷àñòî ðàçäðàæàòüñÿ è ìíîãî ïëàêàòü.
×àñòî áûâàåò, ÷òî ðåáåíîê â ñåìüå ñòàíîâèòñÿ «èãðóøêîé» äëÿ ìàòåðè è äðóãèõ âçðîñëûõ. Îíè çàáàâëÿþòñÿ ñ ìàëûøîì, ìíîãî ëàñêàþò è áàëóþò åãî, èíîãäà ïåðåâîçáóæäàþò è óòîìëÿþò íåðâíóþ ñèñòåìó ðåáåíêà ýòî òàêæå âðåäíî îòðàæàåòñÿ íà åãî ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè.
4. Îòñóòñòâèå íåîáõîäèìûõ óñëîâèé äëÿ èãðû è ñàìîñòîÿòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Îäíîé èç ÷àñòûõ ïðè÷èí îòðèöàòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ äåôèöèò ñåíñîðíûõ ðàçäðàæåíèé è îòñóòñòâèå óñëîâèé äëÿ äâèãàòåëüíîé è äðóãèõ ôîðì àêòèâíîñòè, ÷òî êðàéíå íåîáõîäèìî ìàëûøó. Íåóäîâëåòâîðåíèå ýòèõ ïîòðåáíîñòåé è âåäåò ê âîçíèêíîâåíèþ ðàçëè÷íûõ îòðèöàòåëüíûõ ýìîöèé, âñëåäñòâèå òîãî ÷òî ðåáåíîê íå ïîëó÷àåò äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà âïå÷àòëåíèé, îáåñïå÷èâàþùèõ àêòèâíîå ñîñòîÿíèå êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà è ñïîñîáñòâóþùèõ åãî ïñèõè÷åñêîìó ðàçâèòèþ.
5. Ñîçäàíèå îäíîñòîðîííåé àôôåêòèâíîé ïðèâÿçàííîñòè ó ðåáåíêà òîæå ñëóæèò ÷àñòî èñòî÷íèêîì åãî ñëåç, åãî òÿæåëûõ ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé. Åñëè ðåáåíîê ïðèâûê áûòü òîëüêî ñ ìàòåðüþ, åñëè åå ëþáîâü âûðàæàåòñÿ â òîì, ÷òî îíà ïîñòîÿííî äåðæèò åãî íà ðóêàõ, öåëóåò, îáíèìàåò, ôèêñèðóåò íà ñåáå åãî âíèìàíèå, òî ó ðåáåíêà ñîçäàåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíàÿ ïðèâÿçàííîñòü ê íåé. È êîãäà ìàòü ïî íåîáõîäèìîñòè âûíóæäåíà íà âðåìÿ óéòè, îñòàâèòü ìàëûøà ñ êåì-íèáóäü äðóãèì, ýòî âûçûâàåò ó ðåáåíêà äîëãèé íåóìîëêàþùèé êðèê. Ðåáåíêó íóæíà ëþáîâü ìàòåðè, åå ëàñêà, íî íåëüçÿ, ÷òîáû âñå åãî èíòåðåñû áûëè ñâÿçàíû òîëüêî ñ íåé îäíîé. Êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàåò õîðîøî ïîíèìàòü ðå÷ü, íåîáõîäèìî îáúÿñíèòü åìó, ÷òî «ìàìà ïîøëà íà ðàáîòó», «ìàìà ïîøëà êóïèòü õëåá è ñêîðî ïðèäåò» è ò. ä. Òàêèì îáðàçîì, íåîáõîäèìî, ÷òîáû ðåáåíîê, êîòîðîìó ïðèÿòíî áûòü ñ ìàòåðüþ, ìîã â ñëó÷àå åå óõîäà ñïîêîéíî íà ýòî ðåàãèðîâàòü è íàéòè ñåáå çàíÿòèå è áåç íåå.
6. Íàêîíåö, ÷àñòîé ïðè÷èíîé îòðèöàòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ äåòåé ÿâëÿåòñÿ îòñóòñòâèå åäèíîãî ïîäõîäà ê ðåáåíêó ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ. ×àñòî ðàçíûå òðåáîâàíèÿ, êîòîðûå ïðåäúÿâëÿþò ðåáåíêó âçðîñëûå, ðàçíûå ïðèåìû âîñïèòàíèÿ, ïðèìåíÿþùèåñÿ â îäíèõ è òåõ æå ñëó÷àÿõ, íå ñïîñîáñòâóþò ñîçäàíèþ ó ìàëûøà òâåðäûõ, åäèíûõ óñòàíîâîê, îïðåäåëåííîãî ïðàâèëüíîãî îòíîøåíèÿ ê îêðóæàþùåìó ìèðó. Íàïðèìåð, îòåö ãîâîðèò: «Âîçüìè êàðàíäàø è ðèñóé», à ìàòü êðè÷èò: «Íå ñìåé áðàòü, íåëüçÿ».
Источник
Преследуя цель вырастить веселого и жизнерадостного малыша, взрослые должны знать те причины, из-за которых у ребенка возникают отрицательные эмоциональные состояния, для того чтобы была возможность их предупредить. В работах Н. М. Аксариной отмечается, что наиболее характерными причинами, вызывающими отрицательные эмоции у детей, являются следующие.
1. Срыв привычного стереотипа поведения. Изменение привычек требует от ребенка большого нервного напряжения и сопровождается нарушением не только эмоциональной сферы, но и всего поведения. Малыш может перестать играть, потерять аппетит, плохо спать и др. Наиболее частые отрицательные реакции наблюдаются у детей после 5–6 месяцев до 1 года 7 месяцев – 1 года 8 месяцев, так как к этому времени у ребенка начинают формироваться довольно устойчивые привычки, и, если их приходится менять, это порой вызывает у малыша различные нарушения возбудимости нервной системы и поведения. Так, например, приход в дом постороннего человека, переезд на новую квартиру, передача ребенка на несколько дней бабушке вызывают ряд временных отрицательных реакций.
2. Неправильное построение режима дня ребенка. Если установленный ритм сна, кормления и бодрствования не соответствует индивидуальным особенностям физического и нервно-психического состояния малыша или установленный режим часто нарушается взрослыми, это зачастую приводит к тому, что ребенок становится раздражительным, плачет по самым ничтожным поводам.
3. Неправильные воспитательные приемы. Если ребенка запугивают, мешают ему двигаться, если его игру все время прерывают: «не лезь», «не мешай», если ребенок при каждом желании что-либо сделать получает от взрослых лишь одно «нельзя», то он будет в плохом эмоциональном состоянии, будет часто раздражаться и много плакать.
Часто бывает, что ребенок в семье становится «игрушкой» для матери и других взрослых. Они забавляются с малышом, много ласкают и балуют его, иногда перевозбуждают и утомляют нервную систему ребенка – это также вредно отражается на его эмоциональном состоянии.
4. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности. Одной из частых причин отрицательного эмоционального состояния ребенка является дефицит сенсорных раздражений и отсутствие условий для двигательной и других форм активности, что крайне необходимо малышу. Неудовлетворение этих потребностей и ведет к возникновению различных отрицательных эмоций, вследствие того что ребенок не получает достаточного количества впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию.
5. Создание односторонней аффективной привязанности у ребенка тоже служит часто источником его слез, его тяжелых эмоциональных переживаний. Если ребенок привык быть только с матерью, если ее любовь выражается в том, что она постоянно держит его на руках, целует, обнимает, фиксирует на себе его внимание, то у ребенка создается исключительная привязанность к ней. И когда мать по необходимости вынуждена на время уйти, оставить малыша с кем-нибудь другим, это вызывает у ребенка долгий неумолкающий крик. Ребенку нужна любовь матери, ее ласка, но нельзя, чтобы все его интересы были связаны только с ней одной. Когда ребенок начинает хорошо понимать речь, необходимо объяснить ему, что «мама пошла на работу», «мама пошла купить хлеб и скоро придет» и т. д. Таким образом, необходимо, чтобы ребенок, которому приятно быть с матерью, мог в случае ее ухода спокойно на это реагировать и найти себе занятие и без нее.
6. Наконец, частой причиной отрицательного эмоционального состояния детей является отсутствие единого подхода к ребенку со стороны взрослых. Часто разные требования, которые предъявляют ребенку взрослые, разные приемы воспитания, применяющиеся в одних и тех же случаях, не способствуют созданию у малыша твердых, единых установок, определенного правильного отношения к окружающему миру. Например, отец говорит: «Возьми карандаш и рисуй», а мать кричит: «Не смей брать, нельзя».
Источник
Преследуя цель вырастить веселого и жизнерадостного малыша, взрослые должны знать те причины, из-за которых у ребенка возникают отрицательные эмоциональные состояния, для того чтобы была возможность их предупредить. В работах Н. М. Аксариной отмечается, что наиболее характерными причинами, вызывающими отрицательные эмоции у детей, являются следующие.
1. Срыв привычного стереотипа поведения. Изменение привычек требует от ребенка большого нервного напряжения и сопровождается нарушением не только эмоциональной сферы, но и всего поведения. Малыш может перестать играть, потерять аппетит, плохо спать и др. Наиболее частые отрицательные реакции наблюдаются у детей после 5–6 месяцев до 1 года 7 месяцев – 1 года 8 месяцев , так как к этому времени у ребенка начинают формироваться довольно устойчивые привычки, и, если их приходится менять, это порой вызывает у малыша различные нарушения возбудимости нервной системы и поведения. Так, например, приход в дом постороннего человека, переезд на новую квартиру, передача ребенка на несколько дней бабушке вызывают ряд временных отрицательных реакций.
2. Неправильное построение режима дня ребенка. Если установленный ритм сна, кормления и бодрствования не соответствует индивидуальным особенностям физического и нервно-психического состояния малыша или установленный режим часто нарушается взрослыми, это зачастую приводит к тому, что ребенок становится раздражительным, плачет по самым ничтожным поводам.
3. Неправильные воспитательные приемы. Если ребенка запугивают, мешают ему двигаться, если его игру все время прерывают: «не лезь», «не мешай», если ребенок при каждом желании что-либо сделать получает от взрослых лишь одно «нельзя», то он будет в плохом эмоциональном состоянии, будет часто раздражаться и много плакать.
Часто бывает, что ребенок в семье становится «игрушкой» для матери и других взрослых. Они забавляются с малышом, много ласкают и балуют его, иногда перевозбуждают и утомляют нервную систему ребенка – это также вредно отражается на его эмоциональном состоянии.
4. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности. Одной из частых причин отрицательного эмоционального состояния ребенка является дефицит сенсорных раздражений и отсутствие условий для двигательной и других форм активности, что крайне необходимо малышу. Неудовлетворение этих потребностей и ведет к возникновению различных отрицательных эмоций, вследствие того что ребенок не получает достаточного количества впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию.
5. Создание односторонней аффективной привязанности у ребенка тоже служит часто источником его слез, его тяжелых эмоциональных переживаний. Если ребенок привык быть только с матерью, если ее любовь выражается в том, что она постоянно держит его на руках, целует, обнимает, фиксирует на себе его внимание, то у ребенка создается исключительная привязанность к ней. И когда мать по необходимости вынуждена на время уйти, оставить малыша с кем-нибудь другим, это вызывает у ребенка долгий неумолкающий крик. Ребенку нужна любовь матери, ее ласка, но нельзя, чтобы все его интересы были связаны только с ней одной. Когда ребенок начинает хорошо понимать речь, необходимо объяснить ему, что «мама пошла на работу», «мама пошла купить хлеб и скоро придет» и т. д. Таким образом, необходимо, чтобы ребенок, которому приятно быть с матерью, мог в случае ее ухода спокойно на это реагировать и найти себе занятие и без нее.
6 . Наконец, частой причиной отрицательного эмоционального состояния детей является отсутствие единого подхода к ребенку со стороны взрослых. Часто разные требования, которые предъявляют ребенку взрослые, разные приемы воспитания, применяющиеся в одних и тех же случаях, не способствуют созданию у малыша твердых, единых установок, определенного правильного отношения к окружающему миру. Например, отец говорит: «Возьми карандаш и рисуй», а мать кричит: «Не смей брать, нельзя».
Резюме
Таким образом, развитие эмоциональной сферы ребенка является важнейшим фактором связи его с окружающим миром. Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденности и начале развития социальных эмоций. Развитие эмпатии у ребенка наблюдается в конце 1-го года жизни. На 2-м году жизни у малыша в силу различных причин и обстоятельств начинается активное проявление отрицательных эмоций, в том числе и эмоций страха. Для того чтобы эти эмоции развивались у ребенка в рамках нормы, необходимы постоянное внимание, любовь и забота со стороны близких.
Эмоциональные состояния– переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.
Ориентировочные действия(от франц. orientation – установка, ориентация) – совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Сенсомоторно-манипулятивные действия(от лат. sensus – чувство + лат. motor – приводящий в движение + фр. manipuler – манипулировать) – проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения человеком компонентов среды в пространстве и связанные с этими перемещениями переживания.
Генерализованные движения– (от лат. generalis – общий) – двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.
Голосовые реакции– (от лат. re – против + actio – действие) – воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражителям (человеческой речи, звукам животных, шуму и т. п.).
Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует формированию эмоциональной привязанности, теплых, нежных отношений между матерью и ребенком
«Появление надежды»– комплекс положительных эмоциональных реакций, связанных с появлением матери.
Госпитализм– двигательная и эмоциональная заторможенность, резкое снижение активности.
Эмоциональная депривация(от лат. deprivatio – лишение) – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.
Асоциальные черты поведения– поведенческие проявления, которые не соответствуют социальным нормам и требованиям; не одобряются или порицаются в обществе; способствуют совершению поступков, противоречащих нормам морали и права.
Глава 3
Мотивационная сфера
Изучение психологии развития человека невозможно без исследования ее мотивации, то есть тех движущих сил человеческого поведения, которые в своей совокупности представляют стержень личности и определяют характер ее развития. Проблематика мотивации представляет на сегодняшний день одну из самых изучаемых областей психологического знания и вместе с тем – вызывающую наибольшие споры.
Несмотря на значительную теоретическую и экспериментальную разработанность, единых взглядов на большинство аспектов мотивации в современной психологической науке нет. Это является свидетельством сложности и многогранности данного психологического конструкта. Однако в своей работе мы будем рассматривать только возрастные особенности мотивации, не углубляясь в методологические дебри вопроса. Поэтому, ограничившись наиболее общими представлениями, дадим следующие определения понятий мотива и мотивации .
Под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности, а под мотивацией – всю совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.
Источник