Причины сложных нарушений развития ребенка
Когда в семье рождаются дети со сложными нарушениями развития, жизнь делится на «до» и «после». И если родители не отказались от ребенка, то им предстоит осознание того, что у их малыша будет не одно, а несколько нарушений. Одни родители после этого стараются найти лучших врачей, обеспечить своим малышам особенное лечение, выезжают за рубеж, идут на многие жертвы и усилия, но могут со временем обнаружить, что результат слишком незначителен. Другие родители просто принимают ребенка со всеми его недугами и радуются каждому его самостоятельному шагу, наблюдая за ним с любовью. И это порой дает большие результаты, чем месяцы, проведенные в зарубежных клиниках.
Что представляют собой сложные нарушения в развитии
Нарушения в развитии детей подразделяются на единичные (изолированные) и множественные (сложные). Единичными называют нарушения одной из систем организма, например, слуха или зрения. Множественные или сложные нарушения в развитии у детей – это повреждение двух и более систем организма, например, слепоглухота, слепота в сочетании с нарушением речи, умственная отсталость вкупе с нарушением слуха и так далее. При этом в нашей стране инвалидность определяется по наиболее выраженному нарушению.
Как правило, у таких детей доминирующее поражение одного органа или функции выявляется еще в роддоме, а второй и даже третий дефект обнаруживаются намного позже из-за трудностей диагностики. К примеру, у ребенка с врожденной глухотой только со временем появляется отставание в развитии речи, или при врожденном нарушении движений могут оказаться упущенными нарушения зрения или слуха, особенно если нарушения являются следствием прогрессирования заболевания.
Причины сложных нарушений в развитии у детей
Нарушения в развитии могут иметь разные причины – биологические или социально-психологические. К биологическим причинам относят глубокую недоношенность, патологии беременности и родов, инфекции, перенесенные как в утробе матери, так и после рождения, наследственные заболевания. Наиболее опасны для плода перенесенные во время беременности краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, грипп, корь, туберкулез, сифилис. После рождения к тяжелым поражениям могут привести нейроинфекции – менингит и менингоэнцефалит, а также осложненная корь, скарлатина и тяжелый грипп.
К социально-психологичеким причинам появления сложных нарушений относятся плохой уход, отсутствие эмоциональных контактов с близкими людьми, равнодушие и жестокость взрослых, лишение детей необходимых сенсорных и психических факторов развития и так далее.
К причинам врожденных сложных нарушений в развитии в последнее время все чаще относят хромосомные болезни. Многие дети с хромосомными болезнями погибают в утробе матери и при родах, большинство оставшихся умирают в течение первых месяцев или лет после рождения из-за низкой жизнеспособности. Среди хромосомных болезней лидируют синдром Дауна, синдром Маршалла, синдром Вильдерванка, CHARGE синдром, болезнь Норри и другие.
Методы обследования
Дети со сложными нарушениями развития ограничены в восприятии мира. При острых инфекционных заболеваниях признаки поражения проявляются одновременно, при наследственных заболеваниях сенсорные нарушения могут проявляться постепенно в течение нескольких месяцев или лет. Если обнаружить и скорректировать нарушения своевременно, то можно помочь ребенку адаптироваться к этому миру, максимально использовать остатки зрения, слуха, компенсировать отставание в развитии. Поэтому комплексные обследования должны проводиться как можно раньше.
Комплексное обследование сложных нарушений включает медицинскую и психолого-педагогическую диагностику. При медицинском обследовании педиатр, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, генетик, психиатр и представители других медицинских специальностей должны провести ряд исследований и установить характер нарушений физического здоровья и нервной системы. Наиболее тщательно при этом обследуются слух и зрение. При нейрофизиологическом обследовании проводится ЭЭГ и исследования методом стволовых и корковых вызванных потенциалов, которые позволяют судить о нарушениях и поражениях ЦНС.
Поскольку в раннем возрасте дети развиваются особенно интенсивно, то с помощью медиков, педагогов и психологов можно серьезно компенсировать нарушения. Следует помнить, что степень активности детей со сложными нарушениями развития зависит от их образа жизни, которые создают им взрослые и окружение. Если здоровый ребенок легко получает сведения об окружающем мире и исследует его, то при сложном поражении органов восприятия для адаптации в этом мире нужно приложить серьезные усилия. И детям, умственные способности которых серьезно пострадали, сделать это намного сложнее.
Зачастую главным способом восприятия для таких детей являются тактильные ощущения. Поэтому в коррекционной педагогике большое внимание отводится практическим занятиям и наглядным примерам. А лучшее, что могут при этом дать родители – это эмоциональный и физический контакт: объятия, укачивания, и так далее. Дети со сложными нарушениями развития нуждаются в грамотном семейном воспитании и специальном обучении. Если ребенок окружен атмосферой любви и заботы, то и педагоги смогут добиться серьезных успехов.
Есть ли перспективы
Для родителей особенного ребенка важно знать, что они не единственные, кто пережил нелегкий опыт. Другие отцы и матери, которых постигла подобная беда, и которые смогли найти силы и время для грамотной адаптации своих малышей, могли бы стать лучшим примером и поддержкой, чем целый штат опытных психологов.
Существует много семей, в которых воспитывались дети со сложными нарушениями в развитии, и некоторые из таких родителей впоследствии становились авторами книг и статей, в которых делились своими переживаниями и опытом решения проблем. К примеру, таковыми являются работы Нормана Брауна, сын которого после краснухи перенесенной в утробе матери родился с глубокими нарушениями слуха и зрения. Из отечественных авторов проблему освещают Татьяна Басилова и Надежда Александрова.
Важно помнить, что каждый ребенок подвержен обучению в той или иной степени с учетом его уникальных возможностей. Результат при этом во многом будет зависеть от любви, понимания, а также своевременной помощи родителей и тех, кто его окружает.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений. Самые большие научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития слепоглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.
Предметом этой области специальной психологии является изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям.
Задачи психологии детей со сложными нарушениями развития заключаются в:
1) описании общих и специфических закономерностей их развития;
2) разработке методов их диагностического изучения;
3) психологическом обосновании содержания и методов их обучения и воспитания;
4) изучении особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе.
Сложными нарушениями, как уже было сказано, принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; разные виды одновременного нарушения зрения и слуха, которые принято относить к слепоглухоте; слепота и системное нарушение речи и т.д. Эти достаточно выраженные сложные нарушения развития должны диагностироваться у детей как можно раньше.
Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора можно назвать осложненным дефектом. Например, результатом родовой травмы может стать выраженное органическое поражение ЦНС, вобравшее в себя двигательные расстройства, нарушения поведения и развития речи.
Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.
Варианты сложного нарушения:
1) один дефект имеет генетическое, а другой — экзогенное происхождение, и наоборот;
2) оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга;
3) каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо;
4) оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;
5) два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.
К экзогенным по происхождению заболеваниям,приводящим к сложному и даже множественному нарушению развития, относятся различные внутриутробно и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее известные из таких внутриутробных заболеваний: краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз и др.
У некоторых детей все эти пороки развития встречаются одновременно в виде врожденной катаракты обоих глаз, глухоты и врожденного порока сердца.
Известным внутриутробным хроническим вирусным заболеванием, которое может привести к сложному дефекту, является цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Вирус этого заболевания передается при близком контакте и считается наиболее распространенным среди всех врожденных инфекций. Заболевание часто протекает у детей почти без видимых симптомов и подтверждается только после лабораторных исследований. Как следствие этой врожденной инфекции, у детей могут возникать изолированные нарушения (врожденная косолапость, глухота, деформация нёба и микроцефалия) или комплексные (глухота и нарушения зрения в виде хориоретинита или атрофии зрительных нервов, ДЦП и глухота и т.д.). В последние годы успешно проводится профилактика внутриутробной краснухи, но ЦМВ остается наиболее опасной инфекцией, последствиями которой могут быть врожденные сложные нарушения у детей. Причинами врожденных нарушений зрения, слуха, умственной отсталости могут стать заболевания матери токсоплазмозом, сифилисом и пр.
Такие постнатальные заболевания, как корь или скарлатина, тяжелый грипп, перенесенные в детском возрасте, также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.
Источник
Для ранней диагностики сложного нарушения необходимые знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких функций организма. Когда мы имеем дело с одним первичным дефектом развития у ребенка, мы рассматриваем вероятность или наследственного или экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, различными или одинаковыми по происхождению:
• один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок подражает выраженную близорукость по линии матери, а нарушения двигательной сферы приобрела в результате родовой травмы)
• оба дефекты обусловлены различными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха ребенок подражает по линии отца, а нарушения зрения по линии матери)
• каждый дефект обусловлен различными экзогенными факторами, что действуют независимо (например, ребенок приобрел нарушения слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушения движений наступило от травмы позвоночника)
• оба нарушения являются различными проявлениями одного и того же наследственного синдрома;
• два дефекты возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора [1, с. 378].
Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70% случаев является нарушение слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.
Сейчас описаны более 250 наследственных синдромов, связанных с нарушением слуха. Примерно одна треть этих наследственных нарушений слуха у детей сочетается с другими видами нарушений (заболеваниями внутренних органов: эндокринной системы, сердца, почек и так далее: заболеваниями ЦНС нарушениями опорно-двигательного аппарата; зрения и т.д.). Наиболее изучен ряд наследственных синдромов и заболеваний, приводящих к комплексному нарушения зрения и слуха.
К экзогенных по происхождению заболеваний, приводящих к сложному и даже множественного нарушения развития, относится различные пренатальные (внутриутробные) и постнатальные перенесенные заболевания. Наиболее известной из таких внутриутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др.
Вирус краснухи проникает от больной матери через плаценту в плод и вызвать множественные пороки развития ребенка. Наибольший риск множественной поражения плода возникает на ранних сроках беременности, когда органы зрения, слуха и кровообращения развиваются наиболее интенсивно. Считается, что примерно треть детей, перенесших краснуху в утробе матери, появляются на свет со сложными врожденными нарушениями. Примерно 87% пораженных детей имеют нарушения слуха 46% — врожденные пороки сердца; 34% — врожденные нарушения зрения и 39% — трудности в обучении.
У части детей все эти пороки развития встречаются одновременно в виде врожденной катаракты обоих глаз, глухоты и врожденного порока сердца. С начала 70-х pp. в развитых странах мира проводятся профилактические прививки против краснухи, которые свели к минимуму случаи рождения детей с синдромом врожденной краснухи. В России и Украине такие прививки проводятся с 1998
Другим известным внутриутробным хроническим вирусным заболеванием, которое может привести к сложному дефекта, является цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Вирус этого заболевания передается при близком контакте и считается наиболее распространенным среди всех врожденных инфекций. Заболевание часто протекает у детей почти без видимых симптомов и подтверждается только после лабораторных исследований. В результате этой врожденной инфекции у детей могут возникать изолированные нарушения (врожденная косолапость, глухота, микроцефалия) или комплексные (глухота и нарушения зрения в виде хориоретинита или атрофия зрительных нервов, ДЦП и глухота и т.п.). Поскольку в последние годы успешно проводится профилактика внутриутробной краснухи, ЦМВ остается наиболее опасной инфекцией, следствием которой могут быть врожденные сложные нарушения у детей.
Причинами врожденных нарушений зрения и слуха, нарушения зрения и умственной отсталости может стать заболевания матери токсоплазмозом, сифилисом и др.
Такие постнатальные заболевания, как корь или скарлатина, тяжелый грипп или нейроинфекции, перенесенные в детском возрасте, также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка. К сложному нарушения зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.
В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, которые появились на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Примерно у 11% недоношенных детей выявляются аномалии развития глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения и даже слепоте. Ретинопатия недоношенных (поражение сетчатки) развивается у глубоко недоношенных детей при неадекватном кислородном режиме во время искусственного вынашивания в кювезах. В результате глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться и нарушения слуха. Иногда к бисенсорного дефекта добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробных перенесенных инфекционных заболеваний. Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.
К неясным по природе причин множественных, в том числе и сенсорных, нарушений относят пока и CHARGE — комбинацию, которая все чаще встречается у детей с двойным сенсорным и множественным нарушениями. Это название сложилась из сочетания первых латинских букв шести слов, означающих различные нарушения (нарушение зрения в виде колобомы радужки или сетчатки, нарушение сердечной деятельности, трудности глотания и дыхания из-за сужения или атрофии носовых отверстий-хоан; отставание в росте; недоразвитие половых органов, нарушение слуха).
Знание причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, может существенно помочь в диагностике этих нарушений, в выделении новорожденных детей группы риска и внимательное наблюдение за их развитием.
Поскольку обучение слепоглухих детей являются наиболее разработанной моделью подхода к изучению и воспитания детей со сложными нарушениями, рассмотрим подходы к классификации именно этого вида сложных нарушений.
Первая классификация слепоглухих была сделана А. В. Ярмоленко в 1940-е гг на основании анализа 220 историй жизни слепоглухих детей как в нашей стране, так и за рубежом [1, с. 381].
В основу классификации положены время наступления дефекта и наличие сочетание сенсорных нарушений с интеллектуальными:
• слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, к овладению и закреплению словесной речи (врожденная слепоглухоты)
• слепоглухие, в которых потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позже, когда у ребенка уже была сформирована язык (приобретена слепоглухоты)
• слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты, осложненные умственной отсталостью [1, с. 381].
Современный уровень науки и практики оказания помощи детям со сложными недостатками развития позволяет выделить следующие варианты различных объединенных нарушений.
По сообщением нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха, нарушение зрения и системное нарушение речи, нарушение слуха и движений, нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью различной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость, различные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте) [1. с. 382].
По выраженности объединенных нарушений зрения и слуха детей с этим видом сложного нарушения можно разделить на:
• тотально или практически слепоглухих;
• слепых, слабослышащих; слабовидящих глухих; слабовидящих, слабослышащих.
Детей с сочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:
• слепых алаликив;
• слабовидящих алаликив;
• слепых детей с ОНР;
• слабовидящих детей с ОНР.
Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на:
• слепых, не передвигаются самостоятельно;
• слабовидящих, не передвигаются самостоятельно;
• слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП)
• слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.
Сочетание нарушений слуха и движений можно разделить на:
• тяжелые формы ДЦП и глухота;
• тяжелые формы ДЦП и тугоухость;
• легкие формы ДЦП и глухота;
• легкие формы ДЦП и тугоухость.
Возможно множество сочетаний, различных по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.
Такая классификация позволяет достаточно адекватно подойти к решению вопроса о месте учебы ребенка в определенном типе школы. Но при этом необходимо учитывать условность подобного разделения и зависимость выраженности нарушений от применяемого лечения.
Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущего улучшения, но и к ухудшению или появления новых проявлений других нарушений.
В случае сложного нарушения принято выделять детей с нарушениями наступивших одновременно или разновременно. Это могут быть врожденные нарушения зрения и слуха у ребенка, одновременно наступили после заболевания менингоэнцефалитом в определенном возрасте. Это могут быть различные случаи разновременной потери слуха и зрения (одно нарушение врожденное, другое наступило в результате травмы или прогрессирующего наследственного заболевания в более позднем возрасте). В других случаях это может быть врожденная слепота и недвижимость после травмы позвоночника в подростковом возрасте.
Этот подход к классификации сложного нарушения у детей дошкольного возраста также помогает нам понять неоднозначность течения многих видов сложного дефекта, возможность перехода этих детей из одной категории нарушений развития в другую. Учет времени наступления нарушений особенно важен для детей с сенсорными нарушениями: для детей, оглохли, очень важна мера сформированности их вещания до времени заболевания; дня тех, которые ослепли — запас их зрительных впечатлений, на которые можно опираться при ориентировании в окружающем.
По времени возникновения сложных нарушений детей можно разделить на следующие группы:
• с врожденным или ранним сложным дефектом;
• со сложным нарушением, проявилось или приобретенным в младшем или старшем дошкольном возрасте;
• с нарушением, приобретенным в подростковом возрасте;
• с нарушением, приобретенным в зрелом возрасте;
• с нарушением, наступившее в старческом возрасте [1, с. 383].
Врожденное или сложное нарушения, очень рано наступило, чрезвычайно затрудняет процесс развития ребенка и требует самого пристального внимания со стороны специалистов разного профиля в течение всей его жизни. Рождение ребенка с комплексным тяжелым нарушением в семье почти сразу ставит вопрос о возможности ее семейного воспитания. Именно эти дети чаще всего попадают в специальные дома ребенка и клиники и прогноз их развития там грустный.
Для всех случаев приобретенного с возрастом сложного нарушения чрезвычайно важным является установление особенностей развития ребенка до момента заболевания, его знаний и умений, психологического возраста ко времени наступления нарушений.
Считается, что дошкольник с более поздней потерей слуха и зрения имеет преимущества в развитии перед ребенком с врожденным слепо-глухотой. С другой стороны, специалисты обращают внимание на чрезвычайно серьезные психологические проблемы людей, потерявших слух и зрение в подростковом и более старшем возрасте.
Главная особенность детей, слепоглухоты которых наступила в подростковом возрасте, оказывается в противоречии между планами на будущее, уровнем притязаний и теми препятствиями, которые ставит на пути их достижения дефект. Подросток очень болезненно переживает нарушения контактов со сверстниками, невозможность общения с ними. Наблюдения показывают, что у подростка в такой ситуации наиболее ярко в поведении проявляется стремление к самоутверждению, иногда неадекватно. Если в этот период окружающие взрослые не понимают причин его вызывающего поведения и агрессивности и не осуществляют необходимой помощи, то могут возникнуть очень тяжелые личностные изменения и даже психические срывы.
Описанные выше подходы к классификации сложных нарушений у детей показывают огромное многообразие и нестабильность вариантов таких нарушений в детстве. Это многообразие проявлений и их динамизм является главной особенностью категории детей со сложными нарушениями развития.
Источник